"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
статья по физкультуре по теме
В статье раскрываются особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно-психического напряжения.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается.
Академик В.Ф.Базарный говорит, что «…здоровье - это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье - это категория педагогическая». Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из актуальных задач образовательных учреждений, где ведётся активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.
По мнению Министерства образования «…под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье». Данные технологии интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Таким образом, забота о здоровье учащихся становится одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физической культуры.
К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны:
- на возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
- обучении на оптимальном уровне трудности (сложности);
- вариативности методов и форм обучения;
- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
- обучении в малых группах;
- использовании наглядности;
- сочетании различных форм предоставления информации;
- создании эмоционально благоприятной атмосферы;
- формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
Урок физической культуры, построенный с учётом здоровьесберегающих технологий даёт возможность учителю формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать им знания об организме человека, учить беречь и укреплять собственное здоровье.
При планировании и проведении урока учителю необходимо опираться на современные требования системы здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока;
- включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- оптимальное сочетание различных видов деятельности;
- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
- включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития.
Считаем, что каждый преподаватель должен овладеть методикой здоровьесберегающей технологии:
- Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении занятий учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: «Не навреди!»
- Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, правильность освещения класса и доски и т.д.) Обязательное проветривание классной комнаты.
- Использование различных видов деятельности на уроке, способствующих предупреждению утомления и формированию дополнительных адаптационных возможностей организма учащихся.
- На уроке следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
- Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
- В урок необходимо включать элементы дыхательной, релаксационной гимнастик, гимнастики для глаз.
- Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная пауза, небольшое стихотворение.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то это поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически.
Литература:
- Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.
- Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.
- Казаковцева Т.С. Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4.
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.
- Сократов Н.В., Тиссен П.П. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство ОГПУ. 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе
Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....
Система применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование ги...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/03/picture-285997-1409766842.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры
«Подвижные игры как средство оздоровления и физическогосовершенствования младших школьников»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372354-1387791931.jpg)
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры....
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/05/picture-453056-1425574520.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Описание методов , условий и приёмов сохранения здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/12/picture-622324-1428862837.jpg)
Доклад на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие тех...