"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"
статья по физкультуре по теме

Асиновскова Ольга Николаевна

В статье раскрываются особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от детей младшего школьного возраста большого умственного и нервно-психического напряжения. 
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается.

Академик В.Ф.Базарный говорит, что «…здоровье - это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Это жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье - это категория педагогическая». Поэтому  проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из актуальных задач образовательных учреждений, где ведётся активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.

По мнению Министерства образования «…под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье».  Данные технологии  интегрируют все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

Таким образом, забота о здоровье учащихся становится одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физической культуры.

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны:

  • на возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
  • обучении на оптимальном уровне трудности (сложности);
  • вариативности методов и форм обучения;
  • оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
  • обучении в малых группах;
  • использовании наглядности;
  • сочетании различных форм предоставления информации;
  • создании эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной    работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

Урок физической культуры, построенный с учётом здоровьесберегающих технологий даёт возможность учителю  формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать им знания об организме человека, учить беречь и укреплять собственное здоровье.
       При планировании и проведении урока учителю необходимо опираться на современные требования системы здоровьесберегающих технологий:

  • рациональная плотность урока;
  • включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
  • оптимальное сочетание различных видов деятельности;
  • выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
  • включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития.

Считаем, что каждый преподаватель должен овладеть методикой здоровьесберегающей технологии:

  1. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении занятий учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: «Не навреди!»
  2. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, правильность освещения класса и доски и т.д.) Обязательное проветривание классной комнаты.
  3. Использование различных видов деятельности на уроке, способствующих предупреждению утомления и формированию   дополнительных адаптационных возможностей организма учащихся.
  4. На уроке  следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
  5. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала.
  6. В  урок необходимо включать  элементы дыхательной, релаксационной  гимнастик, гимнастики для глаз.
  7. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная пауза, небольшое стихотворение.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то это поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически.


Литература:

  1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий  в образовательных учреждениях/ Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.
  2. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.-2004.-№1.
  3. Казаковцева Т.С. Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006, № 4.
  4. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.
  5. Сократов Н.В., Тиссен П.П. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство ОГПУ. 2007



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе

Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....

Система применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование ги...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

«Подвижные игры как средство оздоровления и физическогосовершенствования младших школьников»...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры....

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Описание методов , условий и приёмов сохранения здоровья....

Доклад на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Выступление на педагогическом совете.  Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие тех...