Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.
статья по теме

Бессонов Владимир Геннадьевич

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из задач школы. В образовательных учреждениях ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.

"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. стрессовая педагогическая тактика;
  2. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. интенсификация учебного процесса;
  7. функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной    работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

Забота о здоровье учащихся является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива, в том числе и учителей физической культуры.

Как же использовать здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры?

Прежде всего, чётко определяем для себя понятие «здоровьесберегающие технологии»:

  К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Устанавливается взаимосвязь с медицинским работником школы; знакомство с результатами медицинских осмотров детей, учёт в работе показания медработников в листе здоровья школьников.

Для учителя очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

При планировании и проведении урока опираются на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  - рациональная плотность урока;

 -включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

 - оптимальное сочетание различных видов деятельности;

  -выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

 - формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

 - осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;

 -создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

  -включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития.

Ориентация при проведении уроков на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:

-принцип двигательной активности;

-принцип оздоровительного режима;

-принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;

-принцип реализации эффективного закаливания;

-принцип психологической комфортности;

-принцип опоры на индивидуальные особенности и способности-ребёнка.

Для реализации данных принципов используют следующие педагогические методы и приёмы обучения:

  1. Повышение двигательной активности детей.

  2. Эмоциональный климат урока.

а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"

б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе". Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задача учителя - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если научить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то это поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе

Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....

Система применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование ги...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

«Подвижные игры как средство оздоровления и физическогосовершенствования младших школьников»...

"Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

В статье раскрываются особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Описание методов , условий и приёмов сохранения здоровья....

Доклад на тему "Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Выступление на педагогическом совете.  Тема: «Использование современных образовательных технологий. Здоровьесберегающие тех...