Громова О. Е. Спортивные игры для детей. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
В книгу включены разнообразные игры с детьми: подвижные групповые и командные игры, соревнования-поединки, спокойные игры и игры народов нашей страны. Разработаны методические рекомендации к проведению игр, критерии выбора и организационные требования. Книга предназначена учителям начальных классов, воспитателям и методистам ДОУ, организаторам детского досуга и отдыха.
СОДЕРЖАНИЕ
Критерии выбора игры
Возраст играющих
Помещение для игр
Игры на воздухе
Число участников
Инвентарь для игр
Организация игры
Инструктаж
Выбор водящего
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Групповые игры
Пятнашки
Салки в два круга
Ловушка
Коршун и наседка
Охотник и сторож
У медведя во бору
Шалунишки
Воробьи-попрыгунчики
Второй лишний
Успей занять место
Найди себе пару
Челнок
Колесо
Лабиринт
Зверюшки, навострите ушки
Узнай по голосу
Поймай и попади
Мяч в воздухе
Защита крепости
Шмель
Соревнование скороходов
Карусель
Успей взять кеглю
Сбей мяч
Бег за флажками
Перетягивание по кругу
Перестрелка
Гонка с мячом по кругу
Передача, мяча по кругу
Мяч среднему
Бег по кочкам
Эстафета с обручами
Посадка овощей
Бег сороконожек
Вьюны
Скорый поезд
На новое место
Эстафета с мячами
Передал — садись
Мяч сквозь обруч
Эстафета, с шайбой
Рак пятится назад
Пингвин с мячом
Иголка и нитка
Петушки
Не теряй равновесия
Перетягивание с веревкой
Кто выбьет шайбу
Кому достанется кегля
Называя дни недели
Прыгалки-скакалки
Эстафета со скакалками
Эстафета с длинной скакалкой
Упражнения с короткой скакалкой
Упражнения с длинной скакалкой
Забытые игры
Лапта
Снежное строительство
Не ходи на гору
Скатывание шаров
Гонки снежных комов
Перебежки
Салки со снежками
Залп по мишени
Осада снежной крепости
Льдинка
Мяч из круга
Гонка, с шайбами
Колокольчик
Над городками
Круговые змейки
Собери скорее
Набрасывание колец
Пятнашки на лыжах
Наклонись и подними
На одной лыже
Займи место
Танки
Эстафета
На санках с лыжными палками
Черепахи
Кто кого перетянет
ИГРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Игры с бегом
«Змейка» (русская народная игра)
«Салки» (русская народная, игра)
«Кошки-мышки» (русская народная игра)
«Липкие пеньки» (башкирская народная игра)
«Вестовые» (якутская народная игра)
«Ворота» (русская народная игра)
«Капканы» (русская народная игра)
«Золотые ворота» (русская народная игра)
«Золотые ворота — круговые» (русская народная игра)
«Горелки» (русская народная игра)
«Удмуртские горелки» (удмуртская народная игра)
«Колышки» (марийская народная игра)
«Поляна — жердь» (удмуртская народная игра)
«Два Мороза» (русская народная игра)
«Стой, олень» (игра, народа коми)
«Казаки-разбойники» (русская народная игра)
Волк и овцы (русская народная игра)
«Ястреб и утки» (бурятская народная игра)
«Бег с палкой в руке» (ингушская народная игра)
«Слепой медведь» (осетинская народная игра)
«Жмурки» (русская народная игра)
Жмурки (в кругах) (башкирская народная игра)
Жмурки «Маша и Яша» (русская народная игра)
«Маляр и краски» (татарская народная игра)
«Чур, все!» (прятки со скороговорками) (игра народов коми)
Традиционные приемы игры в мяч
«Свечки» (русская народная игра)
«Повелитель лунки» (кабардинская народная игра)
«В узелок» (татарская народная игра)
«Белый мяч» (калмыцкая народная игра)
«Заяц» (русская народная игра)
«Вышибалы» (русская народная игра)
«Мяч об узкую стенку» (мордовская народная игра)
«Лапта» (русская народная игра)
«Уральский мяч» (башкирская народная игра)
«Лунки» (русская народная игра)
«Шар-мазло» («Котел») (русская народная игра)
«Земля – вода – небо» («Зверь – рыба – птица») (русская народная игра)
«Стой!» (удмуртская народная игра)
Игры с прыжками, на удержание равновесия, меткость и силовые игры
«Отгадай» (игра народов Дагестана)
«Бой петухов» (марийская народная игра)
«Хромая лиса» (татарская народная игра)
«Хищник в море» (чувашская народная игра)
«Шапка канатоходца» (игра народов Дагестана)
«Кружиться вокруг кола» (калмыцкая народная игра)
«Царь горы» (русская народная игра)
«Альчики» (игра народов Аагестана)
«Лодыжки» (бурятская народная игра)
«Колышки» (ингушская народная игра)
«Перетягивание» (осетинская народная игра)
«Биляша» (марийская народная игра)
«Кул» (ингушская народная игра)
«Рукавицу гнать» (бурятская народная игра)
«Слухи» (русская народная игра)
«Игра в фанты» (русская народная игра)
«Розыгрыш фантов» (русская народная игра)
«Кости» (устный счет) (тувинская народная игра)
«Угадай, где средний палец» (якутская народная игра)
«Почта» (русская народная игра)
Литература
От автора
В предлагаемом пособии представлены разнообразные игры и развлечения для детей школьного возраста: подвижные игры, предназначенные для проведения на свежем воздухе и в помещении.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Игра для детей — важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Как показали специальные исследования, 85% времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. Подвижные игры — самое лучшее лекарство для детей от двигательного голода — гиподинамии.
Многие из них существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр, наполняет их новым содержанием, отражающим современную жизнь. Игры обогащаются, совершенствуются, создается множество усложненных вариантов, но их двигательная основа остается неизменной. Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазание, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами — и потому являются самым универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаться с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс — в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником педагога.
Желаем вам успехов!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Критерии выбора игры
Возраст играющих
Все приведенные в этой книге игры доступны учащимся начальных классов. При подборе игр надо исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Самые простые игры, доступные первоклассникам, помещены в разделах «Групповые игры», «Подражательные игры». С них и следует начинать. Но постепенно можно вводить и командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки.
Многолетний опыт показал, что есть игры, которые вообще нельзя отнести к определенному возрасту. Такие, например, игры, как «Удочка», «Второй лишний», «Белки, орехи, шишки», можно с одинаковым успехом проводить со школьниками и даже со взрослыми людьми. Конечно, сказанное относится не ко всем играм. Старшие школьники не станут в своих играх изображать пчелок или зайчиков, подражать голосам животных и т. п., что с удовольствием делают первоклассники.
Помещение для игр
При выборе игр всегда приходится считаться с размером помещения. Если игры проводятся в большом зале, просторном коридоре или спортивной площадке, никаких ограничений для выбора той или иной подвижной игры нет. Можно проводить игры круговые и линейные, с бегом, прыжками, мячом, большую часть эстафет. Можно объединить для игр две или три группы и провести соревнование между ними.
В небольшом помещении возможности ограничены. Если детей много, приходится подбирать только малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность и т. п. Подвижные игры тоже можно проводить (например, соревнования-поединки), но только с очень небольшим числом играющих при условии, что все остальные дети — зрители, болельщики. В этих случаях участников игры надо как можно чаще менять.
Помещение, в котором проводятся игры, необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать, чтобы в нем не было грязи и пыли.
Игры на воздухе
Проведение их зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, другие — на осенний или зимний. В хорошую, теплую погоду во дворе, на площадке, в сквере, на опушке леса можно проводить все те игры, которые в плохую погоду приходится проводить в помещении, и те, что только на воздухе и возможны (такие, как лапта или чижик, игры на местности и т. п.). В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают их пребывание на воздухе приятным. В дождливую погоду игры можно проводить только под навесом.
Зимой, когда выпал снег и залит каток, можно проводить самые разнообразные игры: со снегом, на коньках, на лыжах, на санках. Но предпочтение следует отдавать тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из детей не замерз. Надо строго следить, чтобы дети, разгоряченные играми, не пили холодную воду, не глотали украдкой снег, не сосали сосулек. Мороз до —10 "Сбез ветра — наиболее благоприятная погода для проведения игр на воздухе. При морозе свыше —12 °С и особенно при сильном ветре проводить прогулки и игры на воздухе нельзя.
Число участников
Нередки случаи, когда часть детей занята какой-либо работой или приготовлением уроков, а другая часть свободна и ее надо занять. В этих случаях очень хороши игры за столом, настольные игры, игры с конструктором и строительными материалами и т. п. Но могут быть и веселые, шумные игры для небольшого числа участников, если они будут проводиться не в том помещении, где занимаются остальные ребята.
Инвентарь для игр
Для многих игр нужен инвентарь: мячи, булавы, кегли, обручи, скакалки, эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки, веревки разной длины и толщины, мел и т. п. Составляя программу игр, необходимо учитывать, какой для них понадобится инвентарь, заранее подготовить все необходимее.
В некоторых играх отдельным участникам приходится завязывать глаза. Для этого обычно используются колпаки или повязки. Колпаки можно склеить из цветной бумаги, они должны быть такого размера, чтобы закрывали лицо. Если же в играх используются повязки, то всякий раз, когда повязка переходит от одного игрока к другому, под нее надо подкладывать чистый лист бумаги.
Если дети долго сидели, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей мяча или другими движениями. После занятий физическим трудом (уборки помещения, работы на участке) детям лучше поиграть в спокойные, малоподвижные игры, игры на проверку внимания, сообразительности и т. п. Если после занятий подвижными играми детям вновь предстоит умственная работа (приготовление уроков, беседа, чтение книг, газеты), надо, чтобы они предварительно успокоились. Для этого очень подходят игры с пением, хороводы, фигурная маршировка.
При подборе игр воспитатель должен знать любимые игры детей. С этой целью можно опросить всех детей и записать ответы каждого по такой примерно схеме: где играют (дома, на улице, в саду, в парке), когда и как часто, с кем играют (с родителями, братьями, сестрами, товарищами), в какие игры (перечислить названия), какие из них самые любимые (перечислить 5—6 названий), имеются ли дома настольные игры, игрушки (какие).
Организация игры
Инструктаж
Беседуя с детьми, педагог должен стоять так, чтобы веж дети его видели и он видел всех детей, Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центр круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение игры должно быть кратким, четким, но понятным, ярким и образным. Всегда, когда есть возможность, оно должно сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры.
Если в игре много правил, которые сразу усвоить трудно, можно некоторые из них умышленно опустить и сообщать дополнительно по ходу игры. Можно не сразу после объяснения начинать игру, а предварительно провести репетицию, предупредив детей, что пока результаты засчитываться не будут.
Выбор водящего
Правильный выбор водящего имеет большое значение во многих играх. Его активность, изобретательность часто определяют ход игры. Особенно велика роль водящего в самодеятельных играх, которые дети затевают без участия взрослых. Руководитель, организуя с детьми игру, в которой многое зависит от водящего, может назначить его сам. Можно предложить выбрать водящего участникам игры, подсказав при этом, какими качествами он должен обладать (того, кто хорошо бегает; кто не пропустит мяч; самого веселого и т.п.). Этот способ особенно хорош, потому что выбранный водящий всегда старается оправдать доверие своих товарищей.
Но есть игры, где водящим может стать любой, тем более что в процессе игры он будет часто меняться. В этих случаях лучший способ — прибегнуть к считалке. Сам процесс выбора водящего при помощи считалки является для детей игрой.
Процедура выбора водящего при помощи считалок не одинакова. Иногда кто-нибудь читает забавный стишок и, произнося каждое слово, указывает на участников, стоящих в кругу. Тот из детей, на кого выпадает последнее слово, идет водить. Например:
Пчелы в поле полетели, Зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, Мы играем — водишь ты.
Но есть и такие считалки, в которых тот игрок, на которого пришлось последнее слово, выходит из круга и расчет проводится сначала. Считают до тех пор, пока останется один участник, который и становится водящим. (Этот способ применяется только тогда, когда участников мало.)
Громова О. Е. Спортивные игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
(Серия «Вместе с детьми»). С. 3-8.