Формирование навыков ЗОЖ у учащихся начальной школы.
проект по физкультуре (3 класс) на тему

Организация процесса формирования здорового образа жизни у учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_teme_samoobrazovaniya_2014g.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

                              СОДЕРЖАНИЕ

  • Паспорт  проекта
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение и  выводы
  • Конечный продукт
  • Приложения
  • Библиография

                                           Паспорт  проекта

                                             Название проекта

«Формирование  навыков здорового образа  жизни  у учащихся начальной  школы  в  учебной и  вне учебной деятельности»

Ф.И.О. автора:   Доронина  Наталья  Евгеньевна

Тип проекта:    Социальный проект.

Проблема:  

 Недостаточная  сформированность  навыков здорового                                    образа жизни  у  учащихся  начальной школы.

Гипотеза:

Организация процесса формирования здорового образа жизни будет результативной, если выполняются следующие условия: формирование знаний и представлений младшего школьника о здоровье человека, о его полезных и вредных привычках, о собственном здоровье; условия для организованной двигательной активности, обеспечивается культивирование привычек и навыков здорового образа жизни; формируется ценностное отношение  к своему здоровью.

Цель:

Формирование  мотивации и потребности у учащихся в бережном отношении к  своему здоровью, в своем физическом и психическом совершенствовании,  используя средства физической  культуры и ЗОЖ.

Объект исследования:

Процесс формирования  навыков здорового образа жизни у  школьников при изучении физической культуры.

Предмет исследования:

Навыки  здорового образа жизни  младших школьников.

Конечный продукт:

Разработка мероприятий  для формирования навыков ЗОЖ с детьми на уроках ФК  и во  внеурочной  деятельности.

Методические  рекомендации по развитию навыков ЗОЖ у младших  школьников.

Оборудование:

Интернет-ресурсы, библиотечные  и  справочные  материалы, компьютерное оборудование, СD  диск с презентацией темы самообразования.

                                           ВВЕДЕНИЕ

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования осуществляется с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья», неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний).

Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровье сберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровье сберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Задачи :

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать
  • свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

1.ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА  ЖИЗНИ У  УЧАЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

           Здоровье  ребёнка - одна из наиболее  сложных  комплексных  проблем  современной  науки, т.к. здоровье  нового поколения определяет  состояние  общества  и государства в  целом.  Несмотря на то, что первые исследования,  посвящённые изучению состояния здоровья  детей и подростков, относятся к  прошлому  веку и нашли широкое  отражение с момента  становления  государства  и в последующие  годы, многие аспекты  этой проблемы,  несомненно, требуют  дальнейшего развития.

         Тема  здоровья и образования  очень актуальна в наше  время, т.к.  наши

нынешние  или будущие дети обязательно  будут ходить в школу  и получать не только  знания а, возможно, если  мы не позаботимся об этом  сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая  гастритом.  

        Следовательно,  именно от педагогической общественности,  прежде всего педагогов, организаторов  образования, родителей зависит здоровье  детей, а, следовательно, здоровье нации; от осознания  ими  здорового образа жизни  как обязательного и непосредственного результата  образования. Путь  укрепления здоровья детей – создание  благоприятных социально-педагогических условий  для  формирования здорового образа  жизни  как в школе,  так и в семье.

      Здоровый   образ жизни – это активная  деятельность людей, направленная на  сохранение и улучшение  здоровья. Образ  жизни относят к социально-биологическим  факторам, компонентами которого  служит  триада показателей: уровень, качество и стиль  жизни.

Изучением  проблемы здорового образа жизни  занимались как с  медико-

биологической  точки зрения, так и с социально-психологической,  такие ученые, как  Попов С.В., Куинджи Н.Н.,  Зайцев Г.К.,  Осипова М.П.,  Казин Э.М.,

Афанасьев А.Л.,  Золотников  А.Г., Левин  Б.М., Немцов А.В., Е.М. Щербакова

Е.М., Менделевич  В.Д., Донских Т.А.,  Короленко Ц.П.,  Кулаков С.А.,  Акулич

М.М. и  др.

На   основании выше изложенного  были   сформулированы цель,

задачи, объект, предмет и методы  исследования.

Цель моей работы – изучение педагогических условий, способствующих эффективному формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни.

Объект исследования – здоровый образ жизни как социально-педагогическая категория.

Предмет исследования – формирование умений и навыков ведения здорового образа жизни в младшем школьном возрасте.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  2. Рассмотреть сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
  3. Проанализировать ведущие стратегии формирования здорового образа жизни;
  4. Выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни младших школьников.

  1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков  напрямую

Зависит  от их здоровья.  Здоровье – важный  фактор работоспособности и

гармонического  развития детского организма.

Что же такое  здоровье? Простота  ответа на этот вопрос – «это  когда

ничего не болит» - кажущаяся,  и до сих  пор всеобъемлющего определения

здоровья  не существует.

Согласно  определению Всемирной организации  здравоохранения,

«здоровье – это состояние  полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие  болезней или физических дефектов».

Наиболее  полно взаимосвязь между  образом жизни и здоровьем

Выражается в понятии здоровый образ  жизни (ЗОЖ); это понятие  положено в основу  валеологии  (валеология – интегративная  наука  о формировании,

сохранении,  укреплении и реабилитации  здоровья, о факторах, его

определяющих  и разрушающих).

По  современным представлениям в понятие  здорового образа жизни

входят  следующие составляющие:

* оптимальный двигательный режим;

*рациональное  питание;

* закаливание;

* личная гигиена;

* отказ от вредных пристрастий;

* положительные эмоции.

По  мнению Осиповой М.П. и др.,  культура  здорового образа жизни – это

общечеловеческие  ценности, отраженные в здоровье сберегающих знаниях,

которые  вырабатываются в навыках, нормах  поведения человека, проявляющихся в деятельности и позволяющих  формировать и сохранять свое здоровье,  строить отношения с другими  людьми на основе признания их права быть здоровыми.

В  формировании культуры здорового образа  жизни недостаточно знания

способов  и методов укрепления  здоровья, профилактики заболеваний.

Необходимо  повысить «роль личностных  качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни». [16, с.47]

Сформировать  культуру здорового образа  жизни – значит  пробудить в

человеке (взрослом или ребенке) внутреннюю  потребность в здравосозидании.

Становление  культуры здоровья ребенка предполагает  возвращение ему статуса субъекта воспитания, который «самореализуется,  способен к жизнетворчеству,  самостоятельному выбору действий».

1.2 Организация процесса формирования навыков ЗОЖ

Основной задачей здоровье сберегающей педагогики или школьной

гигиены  является такая организация режима труда и отдыха  школьников,

создание  таких условий для работы, которые бы обеспечили  высокую

работоспособность  на протяжении всего времени учебных  занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать  переутомления. [15, с.18]

Решение  этой задачи возможно только при правильной  организации

труда и отдыха учащихся.  Для  этого необходимо принимать во внимание     8 основных моментов школьной жизни:  продолжительность урока;

продолжительность  учебного дня и учебной  недели; организация самого урока; расписание  уроков; перемены; экзамены;  общественно полезный труд школьников;  каникулы.

Таким  образом, учет рассмотренных выше  основных моментов школьной

жизни  позволит приблизиться к решению основной задачи

здоровье сберегающей педагогики – так организовать  режим труда и отдыха

школьников,  чтобы сохранить высокую работоспособность  на протяжении

всего периода  учебных занятий, отодвинуть по возможности  утомление и

избежать переутомления.

1.3. Особенности формирования здорового образа жизни у младших

Школьников

В  системе валеологического образования важное значение имеет

мотивация, т.е. выработка  у школьников интереса к здравосозиданию.  В ходе  формирования здорового образа жизни у младших  школьников могут быть  использованы следующие мотивы:

* познавательные  (изучение организма человека и составляющих  его

здоровья);

*эстетические (сохранение красивой осанки, хорошего  зрения и т.д.);

*социальные (профессиональная ориентация школьников);

* гуманистические (проявление заботы о состоянии  здоровья в школе и

дома) и др. [14, с.227]

Ребенок  должен хотеть трудиться, не  уставая при этом, стараться

научиться  новому, сохраняя хорошее самочувствие.  Решение этой задачи во

многом  зависит от валеологической  подготовки педагогов.

Рассмотрим  методы валеологического  образования и воспитания в

школе.

 Методы,  способствующие  формированию валеологического   сознания, т.е. ответственности  школьника за свое здоровье. К  ним относятся убеждение (воздействие словом  на волю и чувства учеников), пример,  беседа и др.

Закаленными  могут стать все школьники,  но для этого учителю и

Родителям  обязательно нужно следовать принципу  опоры на положительное в  ребенке,  подчеркивать его достоинства, создавать ситуацию  успеха. Говорить с младшими школьниками о закаливании следует еще и потому, что оно не  только оздоравливает  ребенка, но и способствует  выработке у него силы  воли, целеустремленности, решительности и других ценных  нравственных качеств.

Движение оказывает благотворное влияние на деятельность  всех без

исключения  физиологических систем школьников, а также  развивает

интеллект,  повышает иммунитет и резервные  возможности организма. Однако важно не просто использовать движения, следует  обучать правильности их выполнения с учетом специфики  возраста.

2.   Здоровье –  важный фактор   работоспособности и                     гармонического развития детского организма.

  Современный подход к созданию модели ЗОЖ требует новых, личностно-ориентированных методов работы с младшими школьниками. Эти методы направлены на:

  1. развитие коллективного мышления в процессе поиска позитивного выхода из сложной ситуации на основе духовного и интеллектуального обмена;
  2. выработку адекватного отношения к неожиданным ситуациям;
  3. формирование умения принять правильное решение;
  4. приобретение способности делиться опытом позитивного поступка;
  5. обретение нравственной самостоятельности в игре, общении, обучении;
  6. формирование рефлексивно-аналитических умений, способности алгоритмизировать свою деятельность, выбирать рациональные способы работы, достигать результата, своевременно приходить на помощь другим;
  7. развитие способности к проблемно-поисковой творческой деятельности как источнику раскрытия духовно-нравственного потенциала

Таким  образом, планируя пошаговую деятельность, учитель обеспечивает комплексность  в решении задач, усвоение предметного материала в единстве формы и содержания, осуществляет  межпредметные  связи  при обращении к вопросам здорового образа жизни, аккумулирует опыт ученика в контекст учебных и воспитательных занятий и получает прогнозируемый результат – жизнерадостного, активного, любознательного, уравновешенного, волевого, дружелюбного, чуткого, внимательного, устойчивого к неблагоприятным внешним факторам, выносливого, сильного, с высоким уровнем физического и умственного развития здорового ученика.

Реализация деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

          Задача работы педагога – помочь учащимся выбрать индивидуальный способ здорового образа жизни. Стремление подрастающего поколения к возможно более полному выявлению и развитию своих возможностей, связанных с самопознанием, с осознанием своей ценности и индивидуальности – основа воспитания ответственного отношения к самому себе и окружающему миру, ответственности за состояние своего здоровья, развития инстинкта самосохранения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Воспитать у учащихся потребность быть здоровыми, помочь грамотно управлять своим здоровьем, научить объективно  оценивать его состояние, формировать у учащихся научное представление и понимание сущности ЗОЖ, взращивать его личностную ответственность за здоровье, - решение этих задач возможно лишь в ходе целенаправленной и систематической работы.  

Перечисленные выше положения говорят об актуальности проблемы формирования у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизни.

   Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем

выражается в понятии здоровый образ жизни (ЗОЖ); это понятие положено в  основу  валеологии (валеология –  интегративная наука о формировании,

сохранении,  укреплении и реабилитации здоровья,  о факторах,  его

определяющих и разрушающих).

Здоровый образ жизни – это активная деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья.  Образ жизни относят к социально- биологическим факторам, компонентами  которого, служит триада показателей:   уровень, качество и стиль жизни.

Внеурочная  деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.

2.1 Формы организации внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению.

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка,                                           физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен,                 уроки физкультуры.

Школа

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки подвижных, народных оздоровительных игр и пр.  

Семья

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня.                 Выходные.

                                                                               Детские спортивные секции и школы.

Школьные оздоровительные лагеря.

Каникулы.

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой  работы лагеря.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.

Методы

Формы

Методы формирования сознания.

  • Классные часы, их проведение и тематика в соответствии с планом воспитательной работы;                                                                                         - Беседы и диспуты с классом или индивидуально; читательские конференции;                                                                                                             - Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.;

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения.

- Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков;                                           - Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни;                                                            - Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях;                                                                          - Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся (в том числе и к наркотизации), формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом;                                                             - Круглый стол – данную форму можно применить для формирования чётких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни.

Методы стимулирования  поведения и деятельности.

- Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение;                                                                                      - Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.

Метод проектов.

-  Исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);                                                                                                 - Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.


                                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От чего же зависит здоровье человека? Оказалось, что если принять условно  уровень здоровья за 100%, то  на 10 % зависит от деятельности системы        здравоохранения (4) , на 15 % - от наследственных факторов(3) , на 25 % от экологии(2) , на 50 % - от самого человека(1).                                                      

   Таким образом, здоровье зависит от образа жизни, который каждый выбирает себе сам. По современным представлениям в понятие «здоровый образ жизни», как одна из составляющих, входит организация двигательной активности, рациональное питание, закаливание, личная гигиена, отказ от вредных привычек, положительные эмоции.

    Сформировать культуру здорового образа жизни –  значит пробудить в человеке  внутреннюю потребность в сохранении  здоровья.

Критерии  сформированности культуры здорового образа жизни:

*отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности;

 *наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья,    безопасного и      ответственного поведения;

*сформированность гигиенических навыков и полезных привычек;

*наличие физической и  умственной активности;

* умение противостоять разрушительным для здоровья вредным привычкам.

Взрослые члены семьи,  которые ведут здоровый образ жизни, помогают школьникам осознать ответственность за свое здоровье.

Их личный пример учит детей относиться к здоровью бережно и осторожно, попусту не растрачивать потенциал,  заложенный природой.


вывод:

     Здоровый  образ жизни   младшего школьника,  представляет  собой интегративную  социальную  характеристику, которая включает в себя знания и представления о здоровье,  как жизненной ценности человека, о ЗОЖ, сформированные привычки поведения здорового человека,  умения и навыки  здоровье  сберегающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек, что позволяет вести здоровый образ жизни и быть физически и социально активным, здоровым человеком  в обществе.


.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акбашев Т.  Всеобщая валеограмотность:  шаг первый//  Народное

образование. – 1995. -  № 5

2. Анисимов Н.В.  Гигиеническая оценка условий обучения школьников. – М.,

2002

3. Бобырь А.  Берегите спину//  Приложение к «Учительской газете». – 2002. -

№2

4. Воспитание.  Первый класс:  Пособие/  М.П.Осипова,  С.И.Козлович,

М.А.Бесова и др. – Мн., 2002

5. Воспитание.  Второй класс:  Пособие в двух частях.  Ч.1./  М.П.Осипова,

С.И.Козлович, М.А.Бесова и др. – Брест, 2001. – 166с.

6. Воспитание.  Третий класс:  Пособие/  М.П.Осипова,  С.И.Козлович,

М.А.Бесова и др. – Брест, 2002. – 399с.

7. Давиденко Д., Петленко В. и др. Основы здорового образа// ОБЖ. – 2003. -

№3

8. Кабуш У.Т. Выхаванне ў сучаснай школе. – Мн., 1995

9. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую

и прикладную валеологию. – М., 2000

10. Каченовский М.Б.  Введение в валеологическую педагогику. –  М., 1996. –

68с.

12. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. – М.,

2001

13. Масликова Т. В состоянии цейтнота// Приложение к «Учительской газете». –

2002. – № 2

14. Основы валеологии и школьной гигиены/ М.П.Дорошкевич и др. – Москва, 2003

15. Попов С.В.  Валеология в школе и дома (о физическом благополучии

школьников). – Москва, 1998

:

………………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...

Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы.

Формирование навыков чтения у учащихся начальной школы....

Применение технологий биологической обратной связи для формирования навыка чтения у учащихся начальной школы

Научить детей правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению поможет  программа "БОС -чтение". В статье рассказывается о применении технологий биологической обратной связи для формиров...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

  Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике  включают большой интересный ...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....