«Формирование физической культуры ребенка с использованием модульного оборудования в условиях образовательного учреждения».
методическая разработка по физкультуре (1 класс) на тему

Штерн Маргарита Николаевна

Цель исследования: поиск эффективных дополнительных средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях по  физическому воспитанию школьников.

Предмет исследования: методика использования модульного оборудования на занятиях по физическому воспитанию; показатели физического развития и физической подготовленности детей.

Гипотеза исследования: предполагается, что если применить модульное оборудование в качестве вариативных средств в проведении занятий, то они окажут более благоприятное влияние на уровень физического состояния детей в сравнении с традиционными подходами.

  1. Задачи исследования: Исследовать особенности развития организма и формирование движений ребенка младшего школьного возраста по данным литературных источников.
  2.  Исследовать содержание деятельности педагогического коллектива школьного учреждения в разделе физкультурно-оздоровительной работы с детьми. 
  3. Обосновать методику использования модульных элементов в сюжетных занятиях для детей 7 – 8 лет и экспериментально исследовать её на базе Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения № 605 Санкт-Петербурга.

Разработать практические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metodicheskiy_material.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно- методический материал                                            

 «Формирование физической культуры ребенка с использованием модульного оборудования в условиях образовательного учреждения».

В настоящее время внимание многих специалистов в области физической культуры во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. Занятия физическими упражнениями в школьном возрасте при правильном их подборе способствуют гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, являются фундаментом здоровья будущего взрослого человека.

В воспитании и развитии школьника важны все факторы воздействия на

ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

Школьное воспитание играет значительную роль в создании условий для гармоничного развития человека, которое не возможно без физического воспитания. Основная нагрузка в плане физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях ложится на физкультурные занятия. Исходя из чего, важно отметить и значительную роль оказываемую именно инструктором по физической культуре на развитие физических характеристик и качеств ребенка.

Однако роль инструктора по физической культуре в развитии сферы физкультурной деятельности школьника на этом не заканчивается. Здесь важно также отметить значимость работы инструктора по физической культуре с родителями.

Итак, в соответствии с заявленной актуальностью, тема работы сформулирована как: “ Формирование физической культуры ребенка с использованием модульного оборудования в условиях образовательного учреждения”.

Цель исследования: поиск эффективных дополнительных средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях начальной школы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на занятиях по  физическому воспитанию школьников.

Предмет исследования: методика использования модульного оборудования на занятиях по физическому воспитанию; показатели физического развития и физической подготовленности детей.

Гипотеза исследования: предполагается, что если применить модульное оборудование в качестве вариативных средств в проведении занятий, то они окажут более благоприятное влияние на уровень физического состояния детей в сравнении с традиционными подходами.

  1. Задачи исследования: Исследовать особенности развития организма и формирование движений ребенка младшего школьного возраста по данным литературных источников.
  2.  Исследовать содержание деятельности педагогического коллектива школьного учреждения в разделе физкультурно-оздоровительной работы с детьми.  
  3. Обосновать методику использования модульных элементов в сюжетных занятиях для детей 7 – 8 лет и экспериментально исследовать её на базе Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения № 605 Санкт-Петербурга.
  4. Разработать практические рекомендации.

Исследования ведущих авторов по ТиМФК и школьному воспитанию послужили методологической базой исследования. При проведении нашего исследования мы использовали такие методы как, анализ литературных источников, анкетирование, педагогический эксперимент, функциональные исследования, тестирование, анализ медицинской документации, математическая обработка полученных результатов.

Наше исследование организовывалось и проводилось в соответствии с учебным планом.

Исследования литературы по данному вопросу , свидетельствует о том, что в настоящее время в ГБОУ востребованы дополнительные образовательные программы которые включают в себя мероприятия оздоровительной направленности. На основе этого нами была обоснована и предложена к использованию в учебно-образовательном процессе ГБОУ, программа включающая использование модульных элементов в сюжетных занятиях. В связи с этим, в настоящей работе предпринята попытка исследовать эффективность, предложенной программы для детей 7 – 8 лет, в ГБОУ №605 Санкт-Петербурга.

 Задачи, связанные с экспериментальной деятельностью:

  • Дать детям основы упражнений с использованием модульных элементов, а так же с основами утренней гимнастики, гимнастики после сна, навыков плаванья в открытом бассейне, точечного массажа и дыхательной гимнастики;
  • Повысить уровень физической подготовленности и функционального состояния дошкольников;
  • Повысить интерес детей к сюжетным занятиям, с целью создать приподнятое настроение, доставить удовольствие, радость;
  • Способствовать эстетическому воспитанию.

Анализ различных программ позволил нам взять за основу «Программу воспитания и обучения в детском саду», под редакцией Васильевой М.А., 2005 года, и в то же время мы попытались усилить ее методическими приемами проведения занятий с детьми используя новые, современные возможности.

Кроме этого в программе были заложены вариативные занятия. В экспериментальной группе на каждом занятии вводились модульные элементы, а вариативные занятия использованы на физкультурные развлечения и сюжетные занятия с модульными элементами. В экспериментальной группе кроме физкультурных развлечений, использовались такие физкультурно-оздоровительные мероприятия, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и упражнения между занятиями, подвижные игры и упражнения на прогулке, гимнастика после сна, комплексы точечного массажа и дыхательной гимнастики.  Использовав условия сельской местности, с детьми экспериментальной группы, проводились занятия контролируемые инструктором по физической культуре, которые были направлены на закаливание организма,  увеличение двигательной активности детей, повышение сопротивляемости организма простудным заболеваниям. В течение ученого года и в летний период, дети, под контролем инструктора и родителей, принимали участие в походах, экскурсиях, принимали воздушные и солнечные ванны, купались в закрытом или открытом бассейнах.

По данным эксперимента получены следующие результаты.

В начале эксперимента дети обеих групп имели практически равные показатели физического развития. По окончанию эксперимента была видна тенденция к улучшению всех показателей. До и после эксперимента дошкольники были протестированы. В обеих группах дети показали практически равнозначные результаты по всем показателям. По окончанию эксперимента, дети группы А дали лучшие результаты по физическим качествам. Так же были исследованы показатели функции ССС. По окончанию эксперимента, показатели функции ССС дети группы А приблизили к их возрастной норме.

 Проведенный эксперимент свидетельствует о положительном влиянии предложенного подхода в организации физкультурно-оздоровительной деятельности учебно-воспитательного процесса, с использованием модульных элементов в сюжетном занятии.

На выводах и рекомендациях разрешите не останавливаться, так как они изложены в работе.