Образовательное и воспитательное значение спортивной борьбой младших школьников.
статья по физкультуре (4 класс) на тему

Мубаракзянова Алсу Габдуллахатовна

Использование элементов национальной борьбы «Куреш» на уроках ФК будет способствовать развитию мотивов учебной деятельности и формированию личного смысла учения.

Программа формализовала опыт педагогов, имеющих большой стаж работы в школе и спорте. Эффективность подходов использования элементов борьбы в начальных классах доказана положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе, улучшением физической подготовленности школьников, из числа которых выделяются призеры и победители крупнейших соревнований по борьбе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНОЙ БОРЬБОЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мубаракзянова А.Г., учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1» г.Елабуга, Республика Татарстан

                                   тренер ДЮСШ №2  Мубаракзянов  Р.Б.

Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. За годы реформирования государственной системы демографическая ситуация в России заметно ухудшилась. Растет смертность, снижается рождаемость и трудоспособный возраст. В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей. Существенную помощь в сохранении здоровья системе здравоохранения может и должно оказать физкультурное образование. На уроках физической культуры и учебно-тренировочных занятиях можно научиться не только умениям и навыкам правильно двигаться и выполнять набор упражнений, но и овладеть знаниями по самоконтролю показателей физического развития и физической подготовленности, пониманию того, как законы природы преломляются в нашем теле, определяют его состояние, работоспособность.

Для реального решения этой проблемы к настоящему времени сделано уже многое: разработаны и обоснованы: существенные характеристики физической культуры как вида (части) общей культуры (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н.И. Пономарев и др.); концепции: интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодёжи России (В.К. Бальсевич); физкультурно-спортивной работы по духовному и физическому оздоровлению населения России (В.И. Столяров); формирования физической культуры личности на основе единства интеллектуального, социально-психологического и двигательного компонентов (Л.И. Лубышева); психолого-педагогические основы физической культуры, физического воспитания, спорта (И.П. Волков, Г.Д. Горбунов, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Н.Б. Стамбулова и мн.др.). Вместе с тем практика показывает, что физическая культура и спорт на сегодняшний день еще не стали значимыми компонентами образа жизни современной молодежи, частью ее культуры. Повышение образовательного уровня важно, так как исследования последних лет, практика физического воспитания показали, что слабый уровень теоретических знаний в области физической культуры во многом определяет пассивное отношение людей к самоорганизации здорового образа жизни, реальному включению в физкультурно-спортивную деятельность.

Гипотеза. Предполагается, что учебно-тренировочные занятия по спортивной борьбе могут способствовать всестороннему развитию младших юношей.

Объектом исследования выступает учебно-тренировочный процесс подготовки борцов греко-римского стиля на начальном этапе (10-11 лет).

Предметом исследования является процесс воспитания и образования младших юношей, занимающихся спортивной борьбой.

Практическая значимость. Данная работа может представлять интерес для учителей физического воспитания, так как в ней раскрываются возможности регулярных занятий спортивной борьбой в формировании познавательного и образовательного интереса занимающихся в группах начальной подготовки.

Цель нашей работы - определить роли занятий спортивной борьбой в образовании и воспитании младших школьников.

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературы по исследуемой проблеме.

2. Изучить мотивацию младших школьников к занятиям в секциях спортивной борьбы.

3. Определить образовательное и воспитательное значение занятий спортивной борьбой.

4. Выявить уровень физической подготовленности младших школьников.

По окончании эксперимента проведено повторное анкетирование по выявлению мотивов занятий спортом (прил. 3). Были получены следующие результаты: спортивно-познавательный мотив (СП) выявлен у 52% респондентов, мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) – 23%, мотив достижения успеха в спорте (ДУ) – 12%, мотив социального самоутверждения (СС) – 13% опрошенных (рис. 2).

%

Рис. 1 Мотивы занятий спортом (начало эксперимента)

  %

Рис. 2 Мотивы занятий спортом (конец эксперимента)

Таким образом, за время эксперимента увеличилось количество младших юношей увлеченных получением специальных знаний в области спортивной борьбы (СП) и желающих поднять свой социальный престиж (СС), уменьшилось количество младших юношей руководствующихся мотивами эмоционального удовольствия (ЭУ) и достижения успехов в спорте (ДУ).

Следовательно, подтверждаются положения высказанные в рассмотренных источниках литературы о том, что детей на начальном этапе обучения в ДЮСШ привлекает образовательный компонент тренировочного процесса.

Для определения образовательного и воспитательного значения занятий спортивной борьбой испытуемым контрольной и экспериментальной групп дважды (в начале и в конце эксперимента) было предложено ответить на вопросы анкет (прил.1, 2).

По результатам опроса по выявлению воспитательного значения занятий спортивной борьбой были получены следующие результаты: у мальчиков экспериментальной группы на начало исследования: с высоким уровнем отношения к занятиям физической культурой – 46 %, со средним уровнем – 54%, с низким уровнем отношения - 0% опрошенных; на конец исследования: с высоким уровнем отношения к занятиям физической культурой – 63 %, со средним уровнем – 37%, с низким уровнем отношения - 0% опрошенных.

Рис.3 Сравнительная характеристика уровней отношения к занятиям физической культурой экспериментальной группе

У мальчиков контрольной группы анкетирование по определению воспитательного значения занятий физической культурой выявило на начало исследования: с высоким уровнем отношения к занятиям физической культурой – 43 %, со средним уровнем – 47%, с низким уровнем отношения - 10% опрошенных; на конец исследования: с высоким уровнем отношения к занятиям физической культурой – 39 %, со средним уровнем – 42%, с низким уровнем отношения - 19% опрошенных.

Рис.4 Сравнительная характеристика уровней отношения к занятиям физической культурой в контрольной группе

Таким образом, анкетирование включающее вопросы отношения к занятиям физической культурой в целом и взаимоотношения между участниками образовательного процесса выявило преимущество экспериментальной группы.

Анкетирование по определению образовательного значения занятий спортивной борьбой показало, что уровень знаний в области физической культуры, спорта и здоровьесбережения у мальчиков экспериментальной группы выше, чем у ребят контрольной группы исследования.

Так на начало года в экспериментальной группе на вопросы анкеты дано 85% правильных ответов и 15% неправильных; на конец года 93% правильных и 7% неправильных ответов (рис.5).

Рис.5 Сравнительная характеристика уровня знаний мальчиков экспериментальной группы

В контрольной группе на начало года 64% правильных ответов и 36% неправильных ответов; на конец года 71% правильных и 29% неправильных ответов (рис.6).

Рис.6 Сравнительная характеристика уровня знаний мальчиков контрольной группы.

Для определения исходного уровня (прил.4) физической подготовленности были использованы следующие упражнения:

  • челночный бег 3*10;
  • бег 60м;
  • бег 1000м;
  • подтягивание на перекладине;
  • сгибание – разгибание рук в упоре лежа.

Рис.7 исходные показатели челночного бега, бега на 60м.,бега на 1000м. экспериментальной и контрольной групп

Рис.8 исходные показатели подтягивания на перекладине и сгибания – разгибания рук в упоре лежа экспериментальной и контрольной групп

По Рис 7. и 8. Видно, что группы существенно не отличаются, при 5%-ом уровне значимости.

Повторное тестирование (прил.5) физических показателей показало, что лучше у экспериментальной группы по сравнению с контрольной группы, где различия между группами являються  достоверны.

 Рис.9 повторное тестирование  челночного бега, бега на 60м.,бега на 1000м. экспериментальной и контрольной групп

Рис.10 повторное показатели подтягивания на перекладине и сгибания – разгибания рук в упоре лежа экспериментальной и контрольной групп

Следовательно, подтвердилось наше предположение о том, что занятия спортивной борьбой повышают уровень воспитанности в целом и образованности в области физической культуры.

ВЫВОДЫ

1. По мнению ведущих тренеров и ученых в области физической культуры России учебно-тренировочные занятия в ДЮСШ и уроки в общеобразовательных школах должны параллельно быть и лекционными, и семинарскими, т.е. каждое занятие должно содержать пакет доступной, понимаемой детьми информации для развития их интереса к занятиям и формирования мотивации.

Выполнение юными борцами всех требований, предъявляемых спортивной деятельностью, положительно сказывается на формировании у них свойств личности. Система отношений у юных борцов формируется и совершенствуется уже в силу специфики тренировки и соревнований. Однако учебно-тренировочный процесс превращается в средство нравственного воспитания лишь в том случае, когда перед юными борцами ставятся общественно полезные цели и они стимулируются к достижению этих целей через постепенное и последовательное преодоление трудностей.

Формирование нравственного сознания и самосознания у юных борцов взаимосвязано с воспитанием у них нравственных чувств. Необходимо использовать различные условия спортивной деятельности, а также ситуации, которые способствуют воспитанию моральных и гражданских чувств: патриотизма, товарищества, чувства соперничества, спортивной чести, спортивного долга и ответственности перед Родиной, спортивным коллективом, общественностью, самим собой.

2. Среди основных мотивационных факторов наиболее значимыми, именно для групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп 1 года обучения спортивной борьбы, являются:

  • Удовлетворение познавательных потребностей («интересно»);
  • Стремление к самоутверждению («стать победителем, лидером»);
  • Достижение успеха в спорте («стать сильным»);
  • Стремление к эмоциональному удовлетворению («нравится заниматься»).

Следовательно, подтверждаются положения высказанные в рассмотренных источниках литературы о том, что детей на начальном этапе обучения в ДЮСШ привлекает образовательный и эмоциональный компонент тренировочного процесса.

3. По результатам исследования, образовательное значение спортивной борьбы занимающиеся видят в получении новых знаний по истории спорта и Олимпийских игр, знаний по анатомии человека, медицине (первая медицинская помощь), самостраховке, биомеханике, гигиене. Главным значением борьбы называют получение новых двигательных умений: способность выполнять двигательные действия недоступные для их сверников («умение бороться с противником», «быть более сильным, более ловким»). По данным проведенного опроса видно, что уровень образованности в области физической культуры выше у юных спортсменов, чем у детей незанимающихся спортом.

Воспитательное значение занятий спортивной борьбой по данным педагогических наблюдений в экспериментальной группе проявляется в более терпимом отношении к неудачам друзей и соперников, в оказании посильной помощи при выполнении различных упражнений. По данным анкетирования уровень воспитанности юных борцов прослеживается в более развернутых ответах на вопросы, дети проявляют наиболее широкий спектр помощи – это и подсказки ошибок, и физическая помощь, и моральная поддержка. В контрольной группе оказывается только физическая помощь в виде поддержки.

4. Исходный уровень физических показателей занимающихся показал, что у контрольной группы средний показатели равны:

  • в подтягивание – 10,8раз;
  • в отжимание – 12,1 раз;
  • в челночном беге 3*10 – 7,8сек.;
  • в беге на 60 м. – 10,8 сек.;
  • в беге на 1000м. – 5,2мин.

У экспериментальной группы:

  • подтягивание – 10,3раз;
  • отжимание – 12,3раз;
  • челночном беге 3*10 – 7,9сек.;
  • беге на 60 м. – 10,9 сек.;
  • беге на 1000м. – 5,17мин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст доклада "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."

Всероссийская научно-практическая конференция г. Саранск Доклад на тему "Новые образовательные стандарты: приобщение младших школьников к культуре народов родного края."...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса обра...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

"Дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов для младших школьников"

Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В соот...

Проект "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе с младшими школьниками"

Проктно-исследовательская работа по теме: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе с младшими школьниками"....

Дополнительная образовательная программа эстетического воспитания школьников . Вокально-хоровая студия "Серебряный дождь".

Совместная программа учителя начальной школы и педагога дополнительного образования по эстетическому воспитанию учащихся начальной школы....

Образовательная программа "Обучение младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)"

Социально-психологическая направленность программы для начальной школы.Актуальность образовательной программы продиктована рядом факторов. Перемены в социально-экономической, социально-психологической...