Образовательная программа "Обучение младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)"
рабочая программа (2 класс) на тему

Назарова Светлана Евгеньевна

Социально-психологическая направленность программы для начальной школы.

Актуальность образовательной программы продиктована рядом факторов. Перемены в социально-экономической, социально-психологической сферах жизнедеятельности, в последние два десятилетия, способствовали увеличению числа семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что повлекло за собой и увеличение количества учащихся «группы риска». Школа как система формирующая «образ» личности, не справляется с воспитательной функцией, развивающей мировоззрение, взгляды, позволяющие выстраивать и осваивать нормы диалогичного общения, культурных форм сотрудничества в процессе развития учащихся. В ходе обезличенного взаимодействия, в последнее время, возникает большое количество конфликтных (а порой и криминальных) ситуаций в образовательной среде. Дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, пытаются привлечь к себе внимание, борются за власть, сферу влияния и авторитет среди сверстников, что приводит к ролевым нарушениям, жертвенности и искажениям групповой идентификации, о чем  свидетельствует статистика за последние пять лет. Практика школьной жизни, деструктивного взаимодействия в семье зачастую не способствуют социализации младших школьников в плане освоения ими навыков эффективного общения, культурных форм завоевания авторитета и взаимодействия с людьми.

Уже в детском саду ребенок попадает в зону конфликтного взаимодействия как с другими детьми в группе, так и с воспитателями. Не всегда существует и взаимопонимание между детьми и их собственными родителями. Кроме того, случается, что ребенок испытывает на себе прессинг чужих родителей, которые таким образом защищают своих собственных детей. Поступив в школу, параллельно с овладением учебной деятельностью школьник включается и в другой, не менее значимый процесс — систему межличностных отношений, осваивая так называемую «скрытую программу социализации». С первых дней пребывания в школе ребенок участвует в процессе межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем, который оказывает существенное влияние на развитие его личности. Негативный опыт поведения самого малыша в конфликте, несправедливое отношение других людей и всего социального окружения (социума) оказывают серьезное воздействие на психику ребенка. Формируются стереотипы и установки, которые он позднее переносит во взрослую жизнь. В дальнейшем это чревато осложнениями и может потребовать вмешательства специалистов, применения комплекса реабилитационных мер.

Но переучивать всегда сложнее, чем учить. Поэтому дети младшего возраста не менее других нуждаются в том, чтобы наряду с процессом познания мира, предметного обучения они имели возможность постигать искусство конструктивного взаимодействия с другими людьми. Подобное обучение детей 1-4 классов происходит в игровой форме и не имеет возрастных противопоказаний. Это вполне естественно, так как спонтанное взаимодействие присутствует в любом возрасте - вне зависимости от того, обучен человек «правильному» общению или нет. Общение - это естественная часть жизни, а конфликт является ее неотъемлемой составляющей. Но дети, прошедшие подготовку в области медиативного взаимодействия в начальной школе лучше ориентируются в жизненных ситуациях, имеюют представления о собственном образе-Я и его отличии от других сверстников. Еще одним аргументом в пользу обучения детей основам медиации в начальной школе является тот факт, что оно позволяет лучше подготовить ребенка к переходу в среднюю школу. Дети, прошедшие такое обучение, менее подвержены стрессу, связанному с адаптацией в среднем звене школы, где конфликты происходят буквально на каждом шагу. На протяжении младшего школьного возраста безусловный авторитет взрослых постепенно утрачивается, большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются детьми, учителями, родителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными, что приводит к таким явлениям как «дети-изгои», выяснение отношений между родителями конфликтующих детей, порой с привлечением педагогического состава ОУ. Зачастую взрослые, пытаясь разрешить сложные межличностные проблемы общения детей, доведенные до максимального уровня психологического напряжения, вторгаются в личное пространство, выносят обвинения, судят и оценивают «экспертным» образом, стыдят и наказывают, лишают детей ответственности за собственные действия.

1 июня 2012 года вышел Указ президента Российской Федерации В.В. Путина о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы в «целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка». В данном документе среди «мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия», есть и такие, как «развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении» .Сегодняшний день возникла острая необходимость в обучении детей конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов, освоении альтернативных способов ведения переговоров со всеми сторонами конфликта на личностном уровне, не прибегая к ролевым отношениям, опираясь на восстановительные модели процесса медиации, в снижении уровня агрессивности в школьном сообществе в рамках Школьных Служб Примирения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shsp_nachalnaya_shkola.doc1.72 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС

Одним из направлений  организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижен...

Формирование учебных умений и навыков как основной образовательной компетентности младших школьников

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего и развивает учитель, работая с учениками на определённом предме...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Обучения младших школьников конструктивным навыкам разрешения споров и конфликтов (на основе восстановительной модели процесса медиации ШСП)

Цель программы: оптимизация межличностных отношений субъектов образовательной среды (дети младшего школьного возраста).Задачи:1. Снижение уровня конфликтности, психологической напряженности в образова...

Презентация "Использование индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника – основа реализации ФГОС через УМК «Начальная инновационная школа»"

Через  презентацию делюсь опытом по использованию индивидуальных образовательных маршрутов младшего школьника. Предлагаю данную презентацию использовать учителя в своей педагогической деятельност...