Главные вкладки

    Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» Спортивно-оздоровительное направление
    учебно-методический материал по физкультуре на тему

    Основные направления реализации программы:

     

     

    –    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

    – организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, подвижные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

    – организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

    – активное использование спортивной площадки населённого пункта (футбольная)  в рамках работы программы;

    – проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

    – санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

    – организация правильного питания учащихся;

    –  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

    – организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zdorovyy_rebenok.doc912.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    средняя  общеобразовательная школа с.Черный Ключ   

    Программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы

    «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

    Спортивно-оздоровительное направление

    Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    а                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         .                                                                                                                                                                  

    Педагог дополнительного образования: учитель физической  культуры

    Поларшинов Геннадий Трифонович.

    Количество часов:99

    с.Черный Ключ

    2014 г.

    Содержание:

    №   стр

    Пояснительная записка

    Цели и задачи программы

    Направления реализации  программы

    Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности

    Учебно-тематический план                                                                                                                                                                                          

    Календарно- тематическое планирование                            

    Содержание программы

    Планируемый результат

    Формы и виды контроля

    Методические рекомендации

    Материально-техническое обеспечение образовательного

    процесса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

    Литература                                                                                                                        

    3-5

    6

    7-8

    9

    10

            12-14

    15-16

    17

    18

    19-22

           23-24

    25-26…

    Пояснительная записка

    Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

    • Закон Российской Федерации «Об образовании».
    • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образовании.
    • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.
    • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).
    • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000).
    • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе

    (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

    • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).
    • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)

    2. Участники программы:  

    учащиеся  1  класса.

    3. Состав группы:

    постоянный.

    4. Особенности набора детей:

    свободный.

    5. Форма занятий:

    групповые.

    6. Время существования программы:

     программа краткосрочная, рассчитана на 1 год обучения.

    7. Количество занятий и учебных часов в неделю, за год:

    программа рассчитана на 33 учебных недели-  99  учебных часа.

    Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.

    Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

    Данная программа актуальна для нашей школы, так как:

    1. Наша школа является опорной школой по здоровьесбережению в Клявлинском районе;
    2. Родители зачастую некомпетентны в вопросах укрепления здоровья детей.

    Программа разработана с учетом возраста учащихся, их интеллектуального и психического развития, осознания необходимости вести здоровый образ жизни и укреплять свое здоровье, а также с учетом знаний родителей об укреплении здоровья своих детей и помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса .

    Для формирования привычки к здоровому образу жизни младших школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.

    Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного

    процесса в школе.

                                                 

    ЦЕЛЬ:  создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни и сохранению собственного физического здоровья.

    ЗАДАЧИ:

    • Образовательные:  
    • Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни;
    • Обучить детей приемам самоконтроля, саморегуляции, коррекции своего здоровья и самооздоровления с помощью оздоровительных упражнений.
    • Оздоровительные:
    • Укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры.
    • Организовывать спортивно-оздоровительные, лечебно-профилактические и досуговые мероприятия, способствующие проявлению положительных эмоций и укреплению психического здоровья.
    • Развивающие:
    • Развивать познавательные, творческие и двигательные способности детей.
    • Актуализировать потребности детей в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании и побудить их к формированию здоровья собственными силами.
    • Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся.
    • Развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

    Воспитательные:

    • Формировать мотивацию здорового образа жизни, безопасного и гигиенически разумного поведения.
    • Воспитывать у детей экологическую, валеологическую культуру и культуру поведения через формирование нравственных, духовных и волевых качеств.
    • Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

                 Основные направления реализации программы:

    –    организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;

    – организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, подвижные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);

    – организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;

    – активное использование спортивной площадки населённого пункта (футбольная)  в рамках работы программы;

    – проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

    – санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

    – организация правильного питания учащихся;

    –  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

    – организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

    – организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.

    В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

    Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

    Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

    Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

    Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

    Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности

    Воспитательные

    результаты

    Приобретение школьником  социальных знаний

    (1 уровень)

    Формирование ценностного отношения к реальности

    (2 уровень)

    Получение опыта самостоятельного общественного действия

    (3 уровень)

    Спортивно-оздоровительная

    деятельность

    - беседы о ЗОЖ;

    -беседы о правильном питании;

    - оздоровительные процедуры;

    - физкультурные и спортивные занятия;

    - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.

    - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей;

    - спортивные и оздоровительные акции (соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.

                         

    Учебный план

    Наименование разделов,

    блоков, тем

    Всего часов

           Количество часов

    Контроль

    Лекции

    Практика

    1

    Вводное занятие

    1

    1

    Беседа

    2

    Гигиенические и этические нормы

    4

    2

    2

    Беседа

    3

    Общеразвивающие упражнения

    5

    5

    Наблюдение.Мониторинг.

    4

    Подвижные игры и упражнения

    25

    1

    26

    Наблюдение

    5

    Спортивные игры

    18

    18

    Тестирование

    6

    «Физкультурные праздники»,  «Праздники  здоровья»

    13

    13

    Анкетирование

    7

    Азбука здорового питания

    7

    3

    4

    Беседа

    8

    Азбука безопасности

    13

    9

    4

    Викторина

    9

    Элементарные туристские навыки. Техника  пешеходного туризма

    13

    3

    10

    Инструктаж.

    Итого:

    99

    18

    81

    Учебно-тематический план

    Тема занятий

    Форма организации занятий

    Кол-во часов

    УУД

    Контроль

    лек

    прак

    1

    Вводное занятие        

    беседа

    1

                    

    2

    Гигиенические и этнические нормы.

    Беседа, экскурсия по школе и прилегающей к ней территории.

    2          

    2

    Личностные:ГИГИЕНА ТЕЛА И ДУШИ.            

    3-4

    Подвижные игры на свежем воздухе.

    2

    5

    «Твой  новый режим дня»

    Беседа

    1

    6

    Подвижные игры на свежем воздухе.

    1

    7

    Общешкольный субботник.

    1

    8

    Здоровье человека и влияние на него физических упражнений

    Беседа

    1

    9

    «Азбука безопасности на дороге».

    Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма

    1

    10

    Правила гигиены туриста. Этические правила туристов.

    Беседа

    1

    11

    «Красота осенней природы».

    Экскурсия в осенний лес.

    12

    «Путешествие к гномам за секретами здоровья»

    Физкультурный праздник

    1

    13

    «Безопасность и быт юного туриста»

    Беседа

    1

    14

    Подвижные игры на свежем воздухе.

    1

    15

    «В гости к берёзкам».

    Динамическая прогулка.

    1

    16

    «Веселые туристские старты»

    Внеклассное  мероприятие

    1

    17

    «Учимся играть в футбол»

    Занятие на футбольном поле

    1

    18

    «Сменная обувь. Зачем она?»

    Беседа

    1

    19

    Комплекс общеразвивающих упражнений

    1

    20

    «Волшебница Гигиена»

    Внеклассное  мероприятие

    1

    21

    Значение правильного дыхания для здоровья. Правила дыхания при беге.

    Беседа

    1

    22

    «Учимся играть в футбол»

    Занятие на футбольном поле

    1

    23

    «Жизнь  осеннего  водоёма »

    Экскурсия на водоём

    1

    24

    Осенний кросс.

    1

    25

    Подвижные игры на свежем воздухе.

    1

    26

    «Наши верные друзья на улицах и дорогах»

    Беседа

    1

    27

    Упражнения для формирования правильной осанки

    1

    28

    «Учимся играть в футбол»

    Занятие на футбольном поле

    1

    29

    «Уроки осторожности»..

    Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма

    1

    30

    Шашки.

    Знакомство с настольными играми

    1

    31

    Еcли хочешь быть здоров.

    Беседа

    1

    32

    Подвижные игры и упражнения со скакалками.

    1

    33

    Со спортом дружить – здоровым быть!      

    Час здоровья

    1

    34

    «Мой веселый, звонкий мяч!»

    Подвижные игры и упражнения с мячами

    1

    35

    Комплекс общеразвивающих упражнений

    1

    36

    Мы - пассажиры

    Беседа

    1

    37

    Шашки

    Настольные игры.

    1

    38

    «Первые снежки»

    Подвижные игры на свежем воздухе.

    1

    39

    «Уроки  безопасности пешехода».

    Просмотр и обсуждение фрагмента  обучающего фильма.

    1

    40

    «Советы Айболита»

    Внеклассное мероприятие

    1

    41

    Первая помощь при легких травмах

    Беседа

    1

    42

    Весёлые старты

    Спортивные соревнования

    1

    43

    Подвижные игры и упражнения со скакалками.

    1

    44

    «Осторожно – Мороз!»

    Беседа

    1

    45-46

    Строим снежную крепость

    Подвижные игры на свежем воздухе.

    2 ч

    47

    Катание на санках. Игра в снежки.

    Подвижные игры на свежем воздухе.

    1

    48

    Правила приема пищи

    Практическое занятие в столовой

    1

    49-50

    Лепка  снежных фигур.

    Украшение школьного двора к празднику.

    2 ч

    51

    Эстафета на санках.

    Спортивные соревнования

    1

    52

    Комплекс общеразвивающих упражнений

    1

    53

    «Красота зимнего леса»

    Зимняя экскурсия

    1

    54

    «Чтоб расти нам сильными…»

    Сказка-игра

    1

    55

    Подвижные игры на свежем воздухе.

    Катание на санках. Игра в снежки.

    1

    56

    «Вперед, шашисты!»

    Шашечный турнир

    1

    57

    Подвижные игры и упражнения со скакалками.

    1

    58

    Веселый урок здоровья

    Конкурсно- игровая программа

    1

    59

    Лыжная прогулка.

    1

    60

    Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

    1

    61

    «Богатырские потешки»

    Спортивный праздник,  посвящённый Дню защитника Отечества

    1

    62

    Подвижные игры и упражнения с мячами.

    1

    63

    Комплекс общеразвивающих упражнений

    1

    64

    «Азбука здоровья»

    Внеклассное мероприятие

    1

    65

    Лыжная прогулка.

    1

    66

    Вредные привычки

    Беседа

    1

    67

    Что надо есть, если хочешь стать сильнее

    Беседа

    1

    68

    Если хочешь быть здоров – постарайся!  (День Здоровья)

    Соревнования саночников, лыжников  в своей возрастной группе.

    1

    69

    «Мама, папа, я спортивная семья»

    Семейный спортивный праздник

    1

    70

    Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

    1

    71

    Кухня моей семьи

    Конкурс рисунков

    1

    72

    Игра в теннис

    Первые приёмы игры

    1

    73

    Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

    1

    74

    Игра в теннис

    Первые приёмы игры

    1

    75

    «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты.»

    Беседа.

    1

    76

    Игра в теннис

    Первые приёмы игры

    1

    77

    Вредные продукты

    Путешествие в магазин

    1

    78

    Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе.

    1

    79

    Оформление стенгазеты ко Дню здоровья

    1

    80

    Подвижные игры на свежем воздухе.

    1

    81

    «Здоровье Планеты – наше здоровье»

    Внеклассное мероприятие

    1

    82

    Работа в школьном дворе.

    Благоустройство клумб.

    1

    83

    «Где прячутся витамины?»

    Игровая программа

    1

    84

    « Компьютерные игры - вредные и полезные».

    Беседа

    1

    85

    Наблюдения за весенними изменениями в природе.

    Экскурсия в весенний лес

    1

    86

    « Королевство волшебных мячей»

    Семейный спортивный праздник

    1

    87

    Если хочется пить… Полезные напитки

    Беседа

    1

    88

    Русские народные подвижные игры

    1

    89

    «Учимся играть в бадминтон»

    Первые приёмы игры

    1

    90

    «Я здоровье берегу- сам себе я помогу»

    Внеклассное мероприятие

    1

    91

    Русские народные   подвижные игры

    1

    92

    «Учимся играть в бадминтон»

    Первые приёмы игры

    1

    93

    Русские народные подвижные игры

    1

    94

    Весенний кросс

    1

    95

    «Эти правила важны - знать мы их всегда должны»

    Викторина

    1

    96

    «Учимся играть в бадминтон»

    Первые приёмы игры

    1

    97

    Правила и меры безопасного поведения на воде

    98

    Подвижные игры на берегу реки.

    Динамическая прогулка на водоём

    1

    99

    Малые олимпийские игры

    Семейный  спортивный праздник

    1

    Содержание программы:

        Введение (1 ч.) Изучение правил техники безопасности и этических норм при проведении спортивных мероприятий. Основные требования к занимающимся: регулярность, заинтересованность, наличие спортивной формы. Техника безопасности: правила поведения во время спортивных занятий, техника безопасности при занятиях со спортивными снарядами, предметами. Правила поведения в коллективных спортивных мероприятиях: честность, взаимоподдержка, взаимопомощь.

    Спортивные игры  (18 ч.): Занятия по общей физической подготовке. Коллективные спортивные игры: футбол, настольный теннис, бадминтон, лапта, городки, народные детские игры и др., лыжные пробеги, катание на санках, катание на лыжах, шашечный турнир. Соревнования.

    Общеразвивающие  упражнения  (5 ч.): на месте в различных исходных положениях; с чередованием исходных положений, у опоры, в движении, с предметами, с партнером. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников посредством самостоятельного составления комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).

    Подвижные игры и упражнения (26 ч.): подвижные игры на свежем воздухе, в спортивном зале; игры и упражнения с бегом, с прыжками,  с лазаньем, с метанием и ловлей,  с построением и перестроением,  с мячом, со скакалкой, с обручем.

    «Физкультурные праздники»,  «Праздники  здоровья» (13 ч.): подбор спортивно-развлекательных аттракционов, разработка программ проведения. Формирование команд участников. Организация болельщиков. Подготовка художественного и музыкального оформления праздников и призового фонда. Подведение итогов и анализ проведения праздников. «Веселые старты», спортивный праздник «Папа, мама и я- спортивная семья», «Малые олимпийские игры», «Путешествие к гномам за секретами здоровья», час здоровья « Со спортом дружить – здоровым быть!», «Богатырские потешки» , «Если хочешь быть здоров – постарайся!  (День Здоровья) ,«Здоровье Планеты – наше здоровье» «Я здоровье берегу- сам себе я помогу», викторина «Эти правила важны - знать мы их всегда должны» Урок-сказка «Чтоб расти нам сильными…», семейный спортивный праздник на свежем воздухе « Королевство волшебных мячей», конкурсно- игровая программа «Веселый урок здоровья.»

    Элементарные туристские навыки. Техника  пешеходного

    туризма (12 ч.): тренировочные занятия по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе, в лесу, у водоёмов, правила передвижения по дорогам; правила гигиены туриста. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым отстающим в походе, отношение к природе. Тренировочные походы: подготовка, проведение, анализ. Сезонные экологические экскурсии  в лес для изучения местной флоры и фауны: подготовка, проведение, анализ. Экологические рейды на берег реки и очистка побережья от бытового мусора. Динамические прогулки.

    Азбука здорового питания  (7 ч.): Еcли хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты. Если хочется пить… Полезные напитки . Практическое занятие в столовой «Правила приема пищи. Путешествие в магазин. Урок- игра «Где прячутся витамины?»  Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

    «Азбука безопасности (13 ч.): 

    Безопасность в повседневной жизни: Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Правила дыхания при беге. Первая помощь при легких травмах.  Правила и меры безопасного поведения на воде. Безопасность на льду. « Компьютерные игры - вредные и полезные». Осторожно – Мороз!»

    Безопасное поведение на дорогах. «Наши верные друзья на улицах и дорогах». Мы- пассажиры. «Уроки осторожности». Игра «Дорожное лото».Значение правильного дыхания для здоровья..

    Гигиенические и этические нормы (3 ч.) «Сменная обувь. Зачем она?» «Поведение в школе». Режим дня. «Волшебница Гигиена». «Советы Айболита».

    Предполагаемые результаты реализации программы:

    1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения, о принятых в обществе нормах отношения к природе, к окружающим людям, об ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье, о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

    2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным ее проявлениям (животным, растениям, деревьям, воде и т.д.).   

    3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.

    Формы и виды организации занятий:

    Словесные: 

    • Объяснение;
    •  Рассказ;
    • Эвристическая беседа;
    •  Дискуссии;
    •  Проблемные беседы

     Практические:

    • конкурсы детских работ,
    • праздники, викторины,  
    • сюжетно – ролевые игры,  
    • настольные игры,  
    • спортивные праздники.

    Наглядные:

    • экскурсии,
    • походы,
    • выставки,
    • демонстрация,
    • иллюстрации.

    Формы контроля:

    • наблюдение;
    • тестирование;
    • анкетирование;
    • мониторинг состояния физического здоровья.

    Методические рекомендации.

    Элементарные туристские навыки. Техника пешеходного туризма. Какую информацию должны получить школьники перед первым своим туристским путешествием? Конечно, в первую очередь, это должна быть информация о технике безопасности, смысл которой заключается в следующем: за безопасность детей в походе отвечают взрослые, а потому все их указания относительно техники безопасности должны исполняться строго и безоговорочно. Кроме этого есть необходимость провести и специальный инструктаж, касающийся неписанных туристских правил, традиций, форм поведения. Например:

    • В походе все принадлежит всем и все делится поровну. Осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики». Зато поощряются неучтенные завхозом по продовольствию «заначки», припрятанные в собственном рюкзаке для всех.
    • Приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых туристами природных и культурных объектов. Было бы хорошо не просто следить за собственной чистоплотностью, но и, по возможности, уничтожать чужой мусор – расчищать туристские стоянки, парки, родники, берега рек.
    • В походе приветствуется красивая и правильная русская речь. Ругань, грубость, пошлость, тюремный жаргон – крайне нежелательны.
    • На маршруте группа передвигается компактно, отрыв вперед или отставание от группы не разрешается. Тот, кто чувствует, что не в силах поддерживать заданный темп движения, должен незамедлительно сообщить об этом дежурному командиру группы или кому-то из взрослых.

     «Гигиенические и этические нормы». Помимо традиционных сведений о правилах чистоты школьникам следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов, как основе благородных поступков (гигиена тела и души)

    Важно: - демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения (опрятный внешний вид, осанка, уверенная поступь, красивые и выразительные жесты, вежливое и уважительное отношение к ученикам, помощь отстающим, справедливость и гуманность при разрешении конфликтных ситуаций);

    - проводить тренинги на закрепление норм;

    - моделировать различные ситуации, требующие самостоятельного выбора линии поведения;

     Общеразвивающие  упражнения.

    Помимо сугубо физкультурных задач, комплексы ОРУ призваны вырабатывать эстетический вкус и творческие способности. Для этого нужно предложить  каждому ученику самостоятельно подготовить комплекс (любой длительности) и продемонстрировать его на любом техническом уровне под музыку, им же и подобранную. В начале обучения педагог должен сам составлять комплексы для учащегося, используя принцип доступности освоения и простоты запоминания.

    При самостоятельном составлении комплексов занимающийся должен следовать определенной логике:  

    - элементы должны плавно переходить одно в другое,

    - сложные элементы должны чередоваться с простыми,

    - набор и сочетание элементов должны быть разнообразными (прыжки сочетаться с равновесиями, широкоамплитудные движения с малоамплитудными, линейные передвижения с поворотами и вращениями),

    - музыка должна соответствовать характеру исполнителя и содержанию программы,

    - во всем должно быть чувство меры.

    Помимо строго образовательных задач по освоению и совершенствованию техники, составление комплексов требует проявления творческих способностей. При грамотном руководстве у занимающегося  формируется хороший эстетический вкус.

     «Физкультурные праздники» и  «Праздники здоровья». Мероприятия должны быть построены по принципу «от каждого – по способностям» и поощрять любые проявления ребенка, связанные с его занятиями: постановка показательного номера с демонстрацией даже самых минимальных достижений; отзывы о тренировках и пожелания к самому себе,  что может быть выражено в виде рисунков, рассказов, фотографий.

    Мероприятия должны проводиться в форме дружеского общения с целью обмена опытом и в форме соревнований. Каждый участник должен быть отмечен за свои достижения (в том числе и будущие), каждый участвующий поощряется благодарностью, грамотой, вывешиванием фото на доске почета. Такой подход призван повышать мотивацию школьников к занятиям, к следованию ЗОЖ, к  поддержанию и сохранению здоровья.   На всех мероприятиях желательно присутствие родителей в качестве зрителей. Возможны также отдельные семейные выступления или семейные соревнования.

    Оформление стенгазеты ко Дню Здоровья (7 апреля)

    Газета состоит из 8 листов формата А4, формат готового изделия - А1.

    1. Распечатываем 8 фрагментов газеты на черно-белом принтере.

          

    Лист 1          Лист 2          Лист 3     Лист 4

           

    Лист 5        Лист 6          Лист 7        Лист 8

    2.Состыковываем фрагменты. Cклеиваем листы друг с другом или наклеиваем их на ватман.

    3. Раскрашиваем фон, заголовок, рамочки и картинки.

    4. Оформляем.

    Рекомендации по заполнению полей:

    Левое верхнее поле - информация о дне здоровья и девиз
    (например: "Работа на благо здоровья - наше общее дело").

    Правое верхнее поле - разместите информацию о тех, кто готовил газету, подбирал материал, участвовал в оформлении и т.п.

    О личной гигиене - что такое гигиена, для чего её надо соблюдать, какие процедуры входят в понятие "личная гигиена".

    О режиме дня - примерный режим дня для ребенка соответствующего возраста и информация о том, к чему приводит его несоблюдение.

    О гимнастике и закаливании - примерный комплекс упражнений и рекомендации о закаливающих процедурах.

    О продуктах питания - расскажите и о полезных и о вредных продуктах.

    О профилактике заболеваний - о том, как уберечься от болезней и об эффективных "народных" методах профилактики.


    О физкультуре и спорте - о месте физкультуры и спорта в жизни ребенка.

    Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

    № п/п

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Количество

    1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    1

    В.И.Лях.«Физическая культура».1-4 классы. Учебник для образовательных учреждений. Москва, «Просвещение»,2010 г.

    1

    2

    ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2011.

    1

    ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2011.        

    1

    3

    М.М.Безруких, Т.А.Филиппова «Разговор о правильном питании». Рабочая тетрадь для школьников. «Нестле», «Олма-Пресс Инвест». Москва,2003 г.

    15

    4

    М.М.Безруких, Т.А.Филиппова,А.Г.Макеева. «Разговор о правильном питании».Методическое пособие для учителя. «Нестле», «Олма-Пресс Инвест».Москва,2003 г.

    1

    2. Печатные пособия

    5

    365 уроков безопасности» Л.Логинова- айрис Пресс. Москва. 2000

    1

    6

    «Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры – Мир Книги,  Москва. 2003.

    1

    7

    «Я иду на урок» - Хрестоматия игровых приёмов обучения. «Первое сентября», Москва ,2000

    1

    8

    В.И.Ковалько «Школа физкультминуток». «Вако»,Москва,2005 г.

    1

    9

    Учебно-методическое пособие «Подвижные игры» 1-4 классы.  Автор-составитель Патрикеев А.Ю.- М.  ВАКО.  2007г.;      Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.  

    1

    10

    «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами».  Метод. Пособие –М.      Издательство НЦ   ЭНАС. 2002г.  

    1

    11

    Литвинова М.Ф. « Русские народные подвижные игры». Под редакцией Л.В.Руссковой.  М.  Просвещение. 1986г.

    1

    12

    Пензулаева Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет» -М.  Владос 2001г.

    1

    13

       Смирнова Л.А. «Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников». –М.-Владос. 2003г.

    1

    3. Технические средства обучения

    14

    Компьютер,  мультимедийный проектор, DVD,

    CD-проигрыватель

    4. Экранно-звуковые пособия

    Литература:

    1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
    2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
    3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
    4. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
    5. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
    6. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11.  с. 75–78.
    7. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
    8. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
    9. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
    10. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
    11. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
    12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
    13. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Здоровей-ка"

    Программа разработана для учащихся начальной школы и расчитана на четыре года. Программа включает вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вече...

    Программа организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы

    Программа  организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы состоит из целей и задач внеурочной деятельности, основных подходов и принципов, описания процесса организации внеуро...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Занимательная математика».

    Программа разработана на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С.И. Волковой, О.Л. Пчёлкиной,...

    планирование внеурочной деятельности в начальной школе "Здоровый ребёнок - успешный ребёнок"

    Данная разработка представлена для учащихся 1 класса в рамках оказания психологической помощи в адаптации.Цель: формирование основ культуры психологического и физического здоровья у первоклассников.За...

    Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему: «Организация внеурочной деятельности в 1 е классе МОУ лицея Серпухов. Спортивно-оздоровительное направление. Клуб «Физкультошка».

    Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять вос...