Роль подвижных игр в физическом развитии младших школьников
статья по физкультуре (1, 4 класс) на тему

Мизина Галина Семеновна

Методика проведения подвижных игр в младших классах. Координация упражнений по типу от простого к сложному. Целенаправленное применения подвижных игр на уроках позволяет повысить общий уровень физической подготовленности учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль подвижных игр в развитии физических качеств младших      школьников

         Игровой  метод в силу присущих ему особенностей является методом комплексного совершенствования двигательной деятельности.  В наибольшей мере  он позволяет совершенствовать такие двигательные качества, как сила, быстрота, ловкость и др.

    Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности  биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических  качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т.д.

От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться  при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут  выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других – более высокая точность воспроизведения параметров движения и т.п.

   Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков, и,  наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. Поэтому отдельно взятая физическая способность не может выразить в полном объеме соответствующее физическое качество. Только относительно постоянно проявляющаяся совокупность физических способностей определяет то или иное физическое качество. Например, нельзя судить о выносливости как о физическом качестве человека, если он способен длительно поддерживать скорость бега только на дистанции 800 м.         Говорить о выносливости можно лишь тогда, когда совокупность физических способностей обеспечивает длительное поддержание работы  при всем многообразии двигательных режимов ее выполнения. Развитие физических способностей происходит под действием двух основных факторов: наследственной  программы индивидуального развития организма и социально-экологической его адаптации (приспособление к внешним воздействиям). В силу этого под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма.

           Изложенные представления о сути физических качеств и физических способностей позволяют заключить: а) в основе воспитания физических качеств лежит развитие физических способностей. Чем более развиты способности, выражающие данное физическое качество, тем более устойчиво оно проявляется в решении двигательных задач; б) развитие физических способностей обусловливается врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и структур организма. Чем более надежно функциональное взаимодействие органов и структур организма, тем более устойчиво выражение соответствующих физических способностей в двигательных действиях; в) воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей – через выполнение двигательных заданий на основе подвижных игр. Возможность решения многообразных двигательных задач характеризует всесторонность воспитания физических качеств, а возможность выполнения многообразных двигательных действий, составляющих игровую деятельность, с необходимой функциональной активностью органов  и структур организма говорит о гармоничном воспитании физических качеств.(таблица).

    Сила. Как физическое качество сила выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на внешние объекты.

   Силовые способности проявляются через силу действия, развиваемую  человеком посредством  мышечных напряжений. Сила действия измеряется в килограммах. Величина проявления силы действия зависит от  внешних факторов – величины отягощений, внешних условий, расположения тела и его звеньев в пространстве; и от функционального состояния мышц и психического состояния человека.

  Силовые способности определяются мышечными напряжениями и соответствуют различным формам изменения активного состояния мышц. Мышечные напряжения проявляются в динамическом и статическом режимах сокращения, где первый характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям, а второй – постоянством длины мышц при напряжении и является прерогативой собственно  силовых способностей. В практике физического воспитания данные режимы сокращения мышц обозначаются терминами «динамическая сила» и «статическая сила». В качестве примера проявления статической  силы можно привести удержание веса штанги на вытянутых руках, а динамической – прыжок вверх.

   В учебном процессе следует применять подвижные игры, преимущественно направленные на воспитание силы (из числа приведенных в программе и методических пособиях): «Бой петухов», «Тяни в круг», «Кто сильнее?», «Выталкивание из круга», «Регби на коленях», «Перемена мест», «Пушкари» и т. д. В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы (набивные мячи, гантели, скамейка, и др.) или партнер по тренировке. Для проведения игр с преодолением собственного веса используется гимнастическая стенка, вертикальный канат. Нередко такие игры требуют инвентаря и связаны с перемещением по площадке в упоре лежа, в упоре ссади, с выпрыгиванием и т. п.

   Многие из перечисленных выше игр можно проводить в виде контрольных упражнений (тестов), характеризующих сдвиги в силовой подготовке.

  Скоростно- силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным их выражением является так называемая взрывная сила, т. е. развитие максимальных  напряжений в минимально короткое время (например, прыжок).

  Для развития скоростно – силовых способностей используют упражнения  с преодолением веса собственного тела (например, прыжки) и с внешними отягощениями (например, метание набивных мячей). Наиболее распространенными методами развития скоростно – силовых способностей являются методы повторного выполнения упражнения и круговой тренировки. Метод  повторного выполнения упражнения позволяет  избирательно развивать  определенные группы  мышц. Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают  таким образом,  чтобы каждая последующая серия включала в работу новую мышечную группу, позволяла значительно повысить объем нагрузки  при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост  функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения и энергообмена, но в отличие  от повторного  метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограничена. Упражнения, направленно воздействующие  на развитие скоростно – силовых способностей, условно разделяют на два типа : упражнения преимущественно скоростного характера и упражнения преимущественно силового характера.

   Во время  выполнения упражнений отягощение может быть либо постоянным, либо меняющимся. При целенаправленном развитии  скоростно – силовых способностей необходимо руководствоваться методическим правилом: все упражнения независимо от величины и характера отягощения нужно выполнять в максимально возможном темпе. Примерные игры, направленные на развитие скоростно – силовых способностей, следующее: «Прыгающие воробушки», «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Парашютисты», «Вызов номеров», «Салки» и др.

   Выносливость выражается через совокупность физических  способностей, поддержание длительности работы в различных зонах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакций органов и структур организма. Продолжительность механической работы до полного утомления можно разделить на три фазы: начального утомления, компенсированного и декомпенсированного утомления. Первая фаза  характеризуется появлением начальных признаков усталости , вторая -  прогрессивно углубляющимся утомлением, поддержанием заданной интенсивности работы за счет дополнительных волевых усилий и частичным изменением структуры двигательного действия(например, уменьшением длины  и увеличением темпа шагов при беге). Третья фаза характеризуется высокой степенью утомления, приводящей к снижению интенсивности работы вплоть до ее прекращения.

решения двигательных задач, требующих мобилизации психических и биологических процессов в фазе компенсаторного утомления или в конце предшествующей фазы, но с обязательным выходом на фазу компенсаторного утомления. Условия решения задач должны обеспечивать вариативный  характер работы с обязательно меняющимися нагрузками  и структурой двигательного действия (например, преодоление препятствий во время бега по пересеченной местности).

   Ведущим в развитии выносливости является  метод строго регламентированного упражнения, позволяющий точно задавать величину и объем нагрузки. Повторное выполнение упражнений или серий можно начинать при ЧСС 110-120 уд/мин. В паузах для отдыха выполняют упражнения на дыхание, расслабление мышц  и развитие подвижности в суставах. Развивать выносливость при субмаксимальных нагрузках целесообразно после упражнений на развитие координации движений или обучения двигательным действиям при начинающемся утомлении. Продолжительность упражнений, их количество и интервалы для отдыха между  ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы. Развитие выносливости в условиях больших нагрузок осуществляется методами строго регламентированного и игрового    упражнений. Последний позволяет за счет повышенной эмоциональности достигать большого объема работы.

   В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления.  В одних играх, применяемых с этой целью, движения циклические (например, «Гонка с выбыванием», «Сумей догнать»), в других – продолжительные усилия не связаны с определенным ритмом (игры с мячом). Существует немало игр, где  развитие быстроты и выносливости при мышечной  работе высокой интенсивности. Такие игры, как «Мяч ловцу», «Ловля парами», «Борьба за мяч», обычно включают для общей физической подготовки.

Ловкость  выражается через совокупность координационных  способностей , а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного изменения структуры действий . При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Элемент  новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием внешних условий, затрудняющих  выполнение упражнения. Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях. Элемент новизны поддерживается координационной трудностью действия и созданием  внешних условий, затрудняющих выполнение движения.

      Большое влияние на развитие координационных способностей  оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков  (в длину, в высоту, опорных прыжков), лазанья, метаний.                                                                                                                                                          

        Ловкость особенно хорошо развивается в играх, где сочетаются такие ее основные показатели, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела или его частей в пространстве. Это можно проследить на примере таких игр, как «Вызов номеров», «День и ночь», «Перебежки с выручкой», «Падающая палка», Наступление», «Мышеловка», «Мяч соседу», «Шишки, желуди, орехи», «Невод», «Заяц без дома» и др.

Быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих: б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Многие физические способности, характеризующие быстроту, входят в составными элементами в другие физические качества, особенно в качество ловкости. Быстроту воспитывают посредством решения многообразных двигательных задач, успех решения которых определяется минимальным временем выполнения двигательного действия.  Выбор двигательных задач по воспитанию быстроты диктует соблюдение ряда методических положений, требующих, с одной стороны, высокого владения техникой двигательного действия (обученность движениям), а с другой – наличие оптимального функционального состояния организма, обеспечивающего высокую физическую работоспособность. Первая группа требований предусматривает повышение трудностей решения задач за счет уменьшения времени выполнения двигательных действий. Но при условии, что техника владения двигательным  действием не лимитирует его скоростные параметры. Вторая группа требований предполагает осуществление решения двигательных задач до наступления первых признаков утомления, которое сопряжено с увеличением времени движений, а, следовательно, закреплением иных временных параметров его выполнения.

     Особенностью физического качества быстроты является отсутствие связи между выражающими его физическими способностями. Установлено, что время двигательной реакции не связано со скоростью одиночного сокращения, а последнее не всегда определяет максимальную частоту движений. Можно обладать хорошей реакцией на внешний сигнал

(раздражитель), но иметь малую частоту движений и наоборот.

    Гибкость определяется, как физическая способность человека выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Она характеризует степень подвижности в  суставах и состояние мышечной системы. Последнее связано как с механическими свойствами мышечных волокон (сопротивляемость их растяжению),так и с регуляцией тонуса мышц во время выполнения двигательного действия. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, лимитирует возможности пространственных перемещений тела и его звеньев.

Различают пассивную и активную  гибкость. Пассивная гибкость определяется по амплитуде движений, совершаемых под воздействием внешних сил. Активная гибкость выражается амплитудой движений, совершаемых за счет напряжения собственных мышц, обслуживающих тот или иной сустав. Величина пассивной гибкости  всегда больше активной. Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается, а пассивная увеличивается. Уровень развития  гибкости оценивают по амплитуде движений , которая измеряется либо угловыми градусами, либо линейными мерами. В практике физического воспитания выделяю  общую и специальную гибкость. Первая характеризуется максимальной амплитудой движений в наиболее крупных суставах опорно-двигательного аппарата, вторая- амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Гибкость развивают в основном с помощью повторного метода, при котором упражнения на растягивание выполняют сериями. Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно. Уровень развития гибкости должен превосходить ту максимальную амплитуду, которая необходима для овладения техникой изучаемого двигательного действия. Этим создается так называемый запас гибкости. Достигнутый уровень гибкости необходимо поддерживать повторным воспроизведением необходимой амплитуды движений.

        Играм, направленным на развитие гибкости, надо предварять соответствующую разминку , чтобы избежать растяжений связок и разрывов мышечных волокон. Примерные игры  для развития гибкости следующие: «Передача мяча», «Регби на коленях», «Палку за спину», «Мостик и кошка», «Парашютисты», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Салки с ленточками», «Стрелки». Ни одна подвижная игра не может служить средством развития какого-то одного физического качества. Игра, как вид деятельности, предоставляет  огромные возможности для развития физических качеств в комплексе. Это показано в таблице.

Направленность  использования подвижных игр в  физическом    

                 воспитании  младших школьников

Наименование игры

Преимущественный вид движения ,входящий в игру

Какие двигательные навыки развиваются в игре

Какие физические качества воспитываются в игре

Какие общие морально-волевые качества могут воспитываться в игре

«Быстро по местам»

Короткий бег

Быстрота передвижения

Быстрота, ловкость

Внимание ,сообразительность

«Волк во рву»

Прыжок в длину с разбега

Прыгучесть, навык прыжка в длину с разбега через препятствие

Ловкость, быстрота координации

Сообразительность, внимание, решительность

«Команда быстроногих»

Бег на скорость

Скоростной бег с высокого старта

Быстрота, ловкость

Внимание, смелость, товарищество ,ответственность

«Бой петухов»

Борьба

Сопротивление борьбе с противником

Сила, ловкость

Смелость ,быстрота реакции, самообладание

«Охотники и утки»

Передача мяча, метания

Навыки передачи мяча и бросков в подвижную цель

Ловкость, гибкость ,быстрота

Быстрота ориентировки. Смелость ,товарищество ,ответственность

«Город за городом»

Метание, бег

Метание в подвижную цель ,быстрота с увертыванием

Быстрота, ловкость,  сила, гибкость

Смелость, быстрота реакции

«Скакуны»

Прыжки на одной ноге

Навык прыжка на одной ноге, бег с увертыванием

Быстрота ловкость, выносливость

Смелость, быстрота ориентировки, сообразительность,

товарищество

«Борьба за мяч»

Передача мяча, бег

Совершенствование передачи мяча в движении, в соприкосновении с соперником

Ловкость, быстрота, гибкость

Наблюдательность, быстрота реакции,

коллективизм

Как видно из таблицы, подвижные игры на уроках физической культуры целесообразно использовать для решения как образовательных, воспитательных, так и оздоровительных.

Среди большого количества  разнообразных средств физического воспитания широко используются подвижные игры, которые способствуют решению образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и, прежде всего, быстрота и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества. В связи с требованиями, предъявляемым школьникам современным образовательным процессом, а в будущем профессиональной деятельностью, является процесс развития зрительно-двигательной координации и появление так называемой «ручной умелости». Важным средством формирования таких способностей являются подвижные игры. Сложные и разнообразные движения в такой игровой деятельности позволяют задействовать все мышечные группы, что оказывает содействие гармоническому развитию опорно-двигательного  аппарата, позволяет существенно повысить уровень физической подготовленности учащихся.

Методика проведения подвижных игр в младших классах специфична. Сложные движения, которые включают игру, осваиваются  предварительно с помощью специальных упражнений. После сложных по координации упражнений следует давать более простые задания, не требующие концентрированного внимания учащихся. Мышцы, которые были интенсивно задействованы, в следующем упражнении (игре) должны выполнять работу иного характера. Если основная часть урока посвящена играм, то они чередуются – менее подвижные с более подвижными. В подготовительную часть урока следует включать малоподвижные  и несложные игры, а также игры со средней подвижностью и упражнения общеразвивающего характера. В заключительной части урока проводятся игры малой и средней интенсивности. При проведении подвижных игр используются фронтальный и групповой метод.

                               

Библиография

1.Баршай В.М. Активные игры для детей.- Ростов н/Д.: Феникс,2001-320с.

2.Былеева Л.В. ,Коротков И.М. Подвижные игры. – М.: ФиС, 1982.-224с.

3. Державец М.А. Подвижные игры в I –I V классах. – Ставрополь: Просвещение, 1967. – с.20-37.

4.Жуков М.Н. Подвижные игры. Учебник для  студентов педагогических Вузов – М.: ВЛАДОС, 2000.- 278с.

5.Игровые упражнения для развития силы// Физическая культура в школе.-1998. -№4. – с.70.

6. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 1979. – с.10-18.

7.Коротков И.М. Подвижные игры во дворе. – М.: ФиС, 1987. – с. 31-64.

8.Крючков В.А. Формы и методы организации двигательной активности учащихся на уроках физической культуры. – Южно-Сахалинск,1997. – 16с.

9.Основы теории и методики физической культуры/ Под. ред. А. А. Гужаловского. – М.: ФиС, 1974. – с.50.

10.Лях В.И. Двигательные способности// Физическая культура в школе. – 1996. - №1. – с.34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в развитии младших школьников

Рекомендации для учителей начальных классов...

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Роль подвижных игр в жизни младшего школьника

Роль подвижных игр в жизни младшего школьника....

Исследовательская работа "Влияние подвижных игр на здоровье младших школьников".

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, за...

Исследовательская работа «Детские игры: влияние компьютерных и подвижных игр на организм младшего школьника»

Объект исследования: компьютер и подвижные игрыПредмет исследования: организм младшего школьника...

Исследовательская работа «Детские игры: влияние компьютерных и подвижных игр на организм младшего школьника»

Городской конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Дебют»     март 2018  год...

Роль подвижных игр в воспитании младших школьников.

Игра – это не просто развлечение, помогающее детям приятно проводить время. В учебно-методической литературе по физической культуре она определяется как сознательная деятельность, направленная н...