Рабочая программа для 1 класса (пояснительная записка)
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Павлов Анатолий Владимирович

Рабочая программа для 1 класса. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает достижения и требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования и является составной частью образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №5». Рабочая программа разработана на  основе  программы по «Физической  культуре»  (для   четырёхлетней  начальной  школы) (Шаулин  В.Н., Доманина Н.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_zankov.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает достижения и требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования и является составной частью образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №5». Рабочая программа разработана на  основе  программы по «Физической  культуре»  (для   четырёхлетней  начальной  школы) (Шаулин  В.Н., Доманина Н.А.) 

            Особенности преподавания предмета «Физическая культура» определяются его специфическим содержанием, которое включает в себя: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями о физической культуре и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях и сохранении здоровья.

Занятия физической культурой способствуют созданию максимально благоприятных условий для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка и его самоопределения.

Цель примерной программы по физической культуре заключается в том, чтобы заложить установку на всестороннее развитие личности, овладение школьниками основами физической культуры.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

– укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию обучающихся;

– обучение учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

– развитие двигательных способностей;

– приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

– воспитание у школьников начальных классов потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно их применять в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

– содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.

В соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения Л.В. Занкова определены следующие принципы ведения курса:

Систематичность в обучении. Л.В. Занков отмечал, что соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимосвязь его частей играют значительную роль в различных областях практической деятельности людей. «Логический порядок», или «логическое расположение» частей учебного предмета, определяется системой или логикой данной науки, преподаваемой в школе. Системность в обучении, расписанная в трудах Л.В. Занкова, тесно перекликается с принципом непрерывности в физическом воспитании, который раскрывается в следующих основных положениях:

1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям».

Последовательность решения задач физического воспитания в масштабе уроков определяется «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений. В трудах Л.В. Занкова отмечено, что вопрос последовательности или «порядка хода деятельности учителя и учащихся», - это вопрос развертывания учебной работы во времени.

2. Постоянная преемственность эффекта занятий, систематичность. Это положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними в целях исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.

При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект от предыдущего с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (скопление) этих эффектов.

Целостность обучения. В основу системы развивающего обучения Л.В. Занкова положена идея максимальной эффективности обучения для общего развития школьника. Благодаря дидактическим принципам Л.В. Занкова у детей формируется внутреннее побуждение к учению. Они испытывают удовлетворение от интенсивной умственной работы, рады выполнять трудные задания, как бы идут навстречу тому новому, что предстоит узнать. В физическом воспитании назначение принципа сознательности и активности тоже состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребность к физкультурно-спортивной деятельности. Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению учащихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к учебно-тренировочному процессу.

Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.

В соответствии с требованиями, обозначенными в ФГОС начального общего образования 2009 г., и концептуальными положениями системы развивающего обучения у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося в области физической культуры, адекватная мотивация к занятиям физической культурой и спортом, ориентация на здоровый образ жизни. Выпускники начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики; начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге. Учащиеся узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне школы. Выпускники освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе. Учащиеся научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование. Также освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий, научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений.

Выпускники научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники приобретут знания о жизненно важных двигательных навыках и умениях, которые необходимы для жизнедеятельности каждого человека, научатся самостоятельно осуществлять поиск информации, необходимой для правильной организации жизнедеятельности и здорового образа жизни.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию. Выпускники освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.

Содержание программы

1-4 классы

Знания о физической культуре (теоретический материал)

Понятия о физической культуре.

Определения: физическая культура; спорт (спортсмен); Олимпийские игры; виды спорта (командные, индивидуальные).

История физической культуры и спорта (возникновение и развитие).

Современные Олимпийские игры.

Формы занятий физическими упражнениями:

а) урочные формы (уроки, тренировочные занятия),

б) внеурочные формы (самостоятельные занятия), малые формы (утренняя гимнастика).

Спортивная форма – одежда и обувь для теплого времени года и для холодной погоды.

Формы занятий. Подготовительная часть занятия – разминка. Основные правила зарядки.

Режим дня.

Основные способы передвижения, требования к местам занятий.

Бег. Стадион, правила бега по дорожкам, дыхание. Техника выполнения бега.

Прыжки. Сектор для прыжков, яма с песком, гимнастические маты, место для приземления. Виды и разновидности прыжков. Общая и специальная разминка для прыжков. Фазы прыжков: подготовительная, отталкивание, полет, приземление.

Метание. Основные характеристики.

Упражнения с мячами. Игры с мячом.

Гимнастические упражнения. Правила безопасности, организация места выполнения упражнений. Гимнастические элементы (кувырки, стойки, мост). Упражнения в лазании: канат, гимнастическая стенка. Закрепление снарядов.

Лазание. Общие правила для лазания.

Плавание. Спортивная одежда.

Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах, подъемы, спуски, торможение. Выбор лыж и палок. Правила переноса лыж. Правила организации лыжных прогулок.

Элементарные знания о строении человеческого тела.

Скелет человека. Суставы. Части рук и ног.

Мышцы. Работа мышц в разных суставах.

Осанка. Техника проверки осанки. Упражнения для формирования правильной осанки.

Внутренние органы человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система.

Мозг и нервная система. Головной мозг. Центральная нервная система. Правила сохранения здоровой нервной системы. 

Правила оказания первой помощи:

– при растяжении связок и ушибах;

– при вывихах;

– при переломах;

– при кровотечении;

– при сотрясении мозга.

Профилактика травматизма.

Правила безопасности при метании.

Правила безопасности игры с мячом.

Правила безопасности при выполнении гимнастических упражнений, обеспечение страховки.

Правила поведения на водоеме.

Правила безопасности на занятиях по лыжной подготовке.

Представления о физических качествах.

Понятия о физических качествах. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.

Определение уровня развития физических качеств. Тест на силу мышц рук и ног.

Тест для определения выносливости. Тест для определения гибкости.

Самоконтроль. 

Определение нагрузки. Определение пульса.

Общеразвивающие упражнения.

Движения руками. Основные положения рук. Движения руками (сгибания, разгибания, круговые движения, повороты).

Движения ногами. Движения в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах.

Основные положения: приседы, выпады вперед, в стороны.

Движения туловищем. Наклоны, повороты.

Прыжки: со взмахом руками; из глубокого приседа; с чередованием положений ног (врозь, вместе).

Физическое совершенствование (практический материал)

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения без предметов. Упражнения с предметами (мяч, палка).

Общеразвивающие упражнения для ног. Упражнения с предметами (мяч, палка).

Общеразвивающие упражнения для туловища. Наклоны с мячом в разные стороны.

Упражнения для подготовки к бегу. Круговые движения коленей. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Разновидности бега.

Упражнения для подготовки к прыжкам. Круговые движения в суставах.

Приседания. Махи. Многоскоки.

Упражнения для подготовки к метаниям. Круговые движения руками (подробнее: кистями, в локтевых суставах и т.д.). Отведение рук.

Упражнения для подготовки к занятиям гимнастикой. Круговые движения ногами и руками. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища.

Упражнения для подготовки к занятиям с мячом. Упражнения для кистей рук.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Легкая атлетика

Бег. Общие правила для всех видов бега.

Прыжок в длину с места. Определение результатов. Техника выполнения прыжка по фазам. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в глубину. Техника выполнения прыжка.

Метание. Способы метания. Подводящие упражнения. Метание в цель. Метание на дальность. Метание набивного мяча. Способы: двумя руками из-за головы; от груди; двумя руками снизу вертикально вверх.

Упражнения с мячами. Подбрасывание и ловля мяча. Подбрасывание и ловля мяча с выполнением упражнений во время полета мяча.

Гимнастика с основами акробатики.

Акробатические упражнения – перекаты. Разновидности: группировка в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в строну в группировке; перекат назад перекатом вперед – упор присев.

Кувырки. Разновидности: кувырок вперед; кувырок в сторону (перекат); кувырок назад.

Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.

Упражнения на гимнастическом бревне. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты.

Лазание по канату. Техника выполнения. Подводящие упражнения.

Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения и техника выполнения.

Лыжные гонки (для снежных регионов России и при наличии материально-технической базы)

Лыжная подготовка. Ходьба ступающим шагом без палок. Ходьба скользящим шагом без палок. Попеременный двухшажный ход. Подъем «полуёлочкой». Подъем «лесенкой». Спуск. Торможение «плугом».

Подвижные игры

Салки. Салки с «домиком». Салки «ноги от земли». «Море волнуется». «Два мороза». «Я знаю…». Выбивалы (игра с мячом). «Мяч в воздухе». «Удочка» (игра со скакалкой). «Зеркало» (игра со скакалкой). Нагонялы (игра со скакалкой). Слалом.

1 класс

Вариант тематического планирования

3 часа в неделю, всего 99 ч.

Теоретический материал. Знания о физической культуре – 6 часов.

Понятия о физической культуре        

Основные способы передвижения,

требования к местам занятий                

Элементарные знания

о строении человеческого тела                

Правила оказания первой помощи        

Профилактика травматизма                

Представления о физических

качествах                                        

Общеразвивающие упражнения                

Практический материал. Физическое совершенствование – 99 часов

Физкультурно-оздоровительная

деятельность                                –  5 часов

Спортивно-оздоровительная

Д

еятельность из них:                           –  88 часов

  • Легкая атлетика                        –  21 час
  • Гимнастика с основами

акробатики                        –  24 часов

  • Лыжная подготовка                –  21 час
  • Подвижные игры                        – 22 часов

Распределение почасовой нагрузки

Разделы программы

Всего

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Теоретический материал

25

6

6

6

7

Знания о физической

культуре

12

3

3

3

4

Способы физкультурной

деятельности

13

3

3

3

3

Практический материал

380

93

96

96

95

Физкультурно – оздоровительная

 деятельность

23

5

6

6

6

Спортивно – оздоровительная

деятельность из них:

357

88

90

90

89

- гимнастика с основами акробатики

96

24

24

24

24

- легкая атлетика

84

21

21

21

21

- лыжная подготовка

84

21

21

21

21

- подвижные игры (в том числе

на основе волейбола и баскетбола)

93

22

24

24

23

33 часа из раздела «Плавание» ввиду отсутствия материально-технической базы распределены на другие разделы:

- легкая атлетика – 9 ч

- Лыжная подготовка – 12 ч

- Подвижные игры – 12 ч


                           График прохождения учебной программы

образовательной области «физическая культура»

1 класс     (3 урока в неделю, 99 уроков)

I четверть

(27 уроков)

II четверть

(21 урок)

III четверть

(27 уроков)

IV четверть

(24 урока)

14- легкая атлетика

2 – знания о физической культуре, способы физкультурной деятельности

2 – физкультурно -оздоровительная

деятельность                        

9 -подвижные игры

1 – знания о физической культуре, способы физкультурной деятельности

1 – физкультурно -оздоровительная

деятельность                

18 -лыжная подготовка

1 -подвижные игры

3 -лыжная подготовка

21 -гимнастика с элементами акробатики

1 – физкультурно -оздоровительная

деятельность        

2 – знания о физической культуре, способы физкультурной деятельности

3 -гимнастика с элементами акробатики

12 –подвижные игры

7- легкая атлетика

1 – физкультурно -оздоровительная

деятельность        

1 – знания о физической культуре, способы физкультурной деятельности

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы по физической культуре

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • положительное отношение к занятиям физкультурой, интерес к отдельным видам спортивно-оздоровительной деятельности;
  • интерес к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств;
  • эмоциональное восприятие образа Родины, представление о ее героях-спортсменах;
  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину через знакомство с современными олимпийскими играми и спортивными традициями;
  • основа для развития чувства прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта;
  • уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры;
  • представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурно-оздоровительной деятельностью;
  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности;
  • первоначальные представления о строении и движениях человеческого тела;
  • представление об оздоровительном воздействии физических упражнений как факторе, позитивно влияющим на здоровье.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • понимания значения физической культуры в жизни человека;
  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
  • представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;
  • представления об организации мест занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям физической культурой;
  • адекватного понимания причин успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала;
  • устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности;
  • осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
  • осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и страховки при выполнении упражнений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу, в том числе задачи, поставленные на урок и задачи по освоению двигательных действий;
  • принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств указанную учителем, в учебном процессе;
  • принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;
  • осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивно-оздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
  • проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения;
  • вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
  • различать способ и результат собственных и коллективных действий.

Выпускник получит возможность научиться:

  • вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
  • оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий;
  • самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме представленной учителем;
  • осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических качеств;
  • проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для составления и записи общеразвивающих упражнений и комплексов зарядки;
  • осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
  • читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения;
  • строить сообщения в устной и письменной форме, используя правила записи и терминологию общеразвивающих упражнений;
  • ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений для разных видов физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию изученных упражнений и элементов по заданным критериям;
  • осуществлять синтез при составлении комплексов разминки или утренней зарядки, подбирая необходимые общеразвивающие упражнения;
  • устанавливать причинно-следственные связи различных подготовительных упражнений с оздоровительными задачами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме используя терминологию, правила записи и названия общеразвивающих упражнений;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами для решения задач в процессе подвижных игр;
  • анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
  • использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
  • отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника;
  • контролировать свои действия в коллективной работе;
  • во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру;
  • следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности;
  • контролировать действия партнёра во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах;
  • соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях;
  • при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения;
  • аргументировать свою позицию и согласовывать её с позициями партнёров по команде при выработке общей тактики игры;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций партнеров и соперников;
  • последовательно, точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и выполнения упражнений с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты

Знания о физической культуре

Выпускник научится:

  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе);
  • соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»;
  • характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
  • характеризовать основные физические качества и различать их между собой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
  • выявлять связь физической культуры с трудом

Способы физкультурной деятельности

Выпускник научится:

  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;
  • измерять показатели физического развития и физической подготовленности;
  • вести систематические наблюдения за их динамикой;
  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.

Выпускник получит возможность научиться:

  • фиксировать результаты наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические упражнения;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
  • выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
  • плавать, в том числе спортивными способами;
  • выполнять передвижения на лыжах.

Рекомендации по материально-техническому обеспечению

учебного предмета

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК: а также дополнительной литературой:
  • Физическая культура: Учебник для 1-4 классов / В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назаров, Г.С. Шустиков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 176 с.: ил.
  • Шаулин В. Н. и др. Физическая культура: учебник для

1 - 4 классов/В. Н. Шаулин, А.В. Комаров,  И .Г. Назарова,

Г.С. Шустиков. Самара:  Издательство «Учебная литература»:

Издательский дом «Федоров».

  • Шаулин В. Н. и др.  Физическая культура: учебник для

    1 - 4 классов в электронной форме.

  • Настольная книга учителя физической культуры / под

ред. Л.Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998.

  • Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической

культуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт,

2000.

  • Физическая культура: воспитание, образование, тренировка:

научно-методический журнал.

  • Физическая культура в школе: научно - методический

журнал.

  1. Специфическое оборудование:
  • спортивный зал,  лыжная площадка, сектор для прыжков (яма с песком);
  • спортивное оборудование: гимнастическое бревно, канат, оборудование для прыжков в высоту;
  • спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, набивные мячи, гимнастические маты, скакалки, лыжи и лыжные палки.
  • наглядные пособия;
  •  видеомагнитофон/видеоплеер, аудиоцентр/магнитофон;

  • мультимедийный  проектор, экспозиционный экран (по

возможности), компьютер (по возможности);

  •  сканер, принтер (по возможности);
  •  фото, видеокамера цифровая (по возможности);
  •  видеофильмы, аудиозаписи в соответствии с программой

              обучения;

  •  диапроектор и слайды (диапозитивы), мультимедийные

(цифровые) образовательные ресурсы.

  1. Электронно-программное обеспечение (по возможности):
  • компьютер;
  • презентационное оборудование;
  • выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя физической культуры, для учащихся – на уровне ознакомления);
  •  Официальный сайт Олимпийских игр:

www.sochi2014.com

  •  Мастер спорта:

rutv.ru/brand/show/id/5121/channel/70

  •  Спорт -  это наука:

rutv.ru/brand/show/id/38405/channel/70

  •  Президент России гражданам школьного возраста:

www. uznay-prezidenta.ru

  •  Федеральное космическое агентство:
  • http://www.federalspace.ru

  • НИИ подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина  - раздел

 «Для детей»: www.gctc.ru/main.php?id=157

  •  Госавтоинспекция МВД России:

    www.gibdd.ru

  •  Детская безопасность:

    deti.gibdd.ru

  •  Портал детской безопасности МЧС России:

    www.spa-extreme.ru

  •  раздел «Для малышей»: kids.spas-extreme.ru

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Методическое обеспечение:

  1. Гимнастическая терминология: метод. реком.-\ Сост. Д.Д. Похабов; Красноярский гос. университет; Красноярск, 2005.
  2. Кочеткова Т.Н. Физическая культура: учеб.- метод. пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012.-103 с.
  3. Малков Е.А. Подружись с «королевой спорта». М.: Просвещение, 1987.-111 с., ил.
  4. Настольная книга учителя физической культуры\ Авт. –сост. Г.И. Погодаев. М.: Физкультура и спорт, 2000.- 496 с., ил.
  5. Научно-методические журналы «Физическая культура в школе».
  6. Працко Ю Ф., Семикоп А.Ф. Уроки легкой атлетики в школе: Метод. Пособие.  Минск, 1989.
  7. Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол.- М.: Физкультура и спорт, 1988.-207 с., ил.
  8. Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича авт.-сост. А. Н. Каинов, Г. И. Курьерова.- Волгоград: Учитель, 2012.-171 с.

Информационно-коммуникационные средства

          Ресурсы сети интернет:

www.proshkolu.ru

www.1september.ru

www.it-n.ru (Сеть творческих учителей)

УМК

№ п/п

Авторы

Название учебных и методических изданий

Выходные данные

1

В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назаров, Г.С. Шустиков

Физическая культура: Учебник для 1-4 классов

Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 176 с.: ил.

Материально-техническое обеспечение уроков физической культуры во 1 классе

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Для занятий гимнастикой

скамейки гимнастические

4

маты гимнастические        

10

обручи

10

гимнастические палки      

10

скакалки      

30

коврики гимнастические  

15

Для легкоатлетических упражнений

комплект для прыжков в высоту  

2

мячи для метания                          

10

секундомер

2

разметочные конусы                      

20

Для занятий лыжным спортом

комплекты лыжного инвентаря

30

лыжи, ботинки

лыжные, палки

Для подвижных игр с элементами спортивных игр и эстафет

мячи волейбольные                  

15

мячи баскетбольные                

15

мячи теннисные                        

20

набор кубиков                          

1

кегли

20

мячи большие с ручками          

5

самокаты    

3

обручи

10

разметочный инвентарь            

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 1 класс пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и восп...

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Пояснительная записка. "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по математике. 1 класс. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 1 класс. Программа "Школа России". Моро....

Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Пояснительная записка.

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру. 1 класс. Программа "Школа России"...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на программе по предметной ...