Рабочая программа для 2 класса(пояснительная записка)
рабочая программа по физкультуре (2 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает достижения и требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования и является составной частью образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №5». Рабочая программа разработана на основе программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Шаулин В.Н., Доманина Н.А.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечивает достижения и требования к результатам освоения основной образовательной программы начального образования и является составной частью образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ №5». Рабочая программа разработана на основе программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Шаулин В.Н., Доманина Н.А.)
Особенности преподавания предмета «Физическая культура» определяются его специфическим содержанием, которое включает в себя: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями о физической культуре и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях и сохранении здоровья.
Занятия физической культурой способствуют созданию максимально благоприятных условий для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка и его самоопределения.
Цель примерной программы по физической культуре заключается в том, чтобы заложить установку на всестороннее развитие личности, овладение школьниками основами физической культуры.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
– укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию обучающихся;
– обучение учащихся жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
– развитие двигательных способностей;
– приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
– воспитание у школьников начальных классов потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно их применять в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
– содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.
В соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения Л.В. Занкова определены следующие принципы ведения курса:
Систематичность в обучении. Л.В. Занков отмечал, что соотношение целого и составляющих его частей, а также взаимосвязь его частей играют значительную роль в различных областях практической деятельности людей. «Логический порядок», или «логическое расположение» частей учебного предмета, определяется системой или логикой данной науки, преподаваемой в школе. Системность в обучении, расписанная в трудах Л.В. Занкова, тесно перекликается с принципом непрерывности в физическом воспитании, который раскрывается в следующих основных положениях:
1. Процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.
Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям».
Последовательность решения задач физического воспитания в масштабе уроков определяется «следовыми» явлениями, остающимися после выполнения видов физических упражнений. В трудах Л.В. Занкова отмечено, что вопрос последовательности или «порядка хода деятельности учителя и учащихся», - это вопрос развертывания учебной работы во времени.
2. Постоянная преемственность эффекта занятий, систематичность. Это положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними в целях исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.
При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект от предыдущего с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция (скопление) этих эффектов.
Целостность обучения. В основу системы развивающего обучения Л.В. Занкова положена идея максимальной эффективности обучения для общего развития школьника. Благодаря дидактическим принципам Л.В. Занкова у детей формируется внутреннее побуждение к учению. Они испытывают удовлетворение от интенсивной умственной работы, рады выполнять трудные задания, как бы идут навстречу тому новому, что предстоит узнать. В физическом воспитании назначение принципа сознательности и активности тоже состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребность к физкультурно-спортивной деятельности. Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению учащихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к учебно-тренировочному процессу.
Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков. Активность человека является фактором, зависящим от сознания. При этом сознание направляет и регулирует деятельность посредством таких категорий, как знание, мотивация, потребности, интересы и цели.
В соответствии с требованиями, обозначенными в ФГОС начального общего образования 2009 г., и концептуальными положениями системы развивающего обучения у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося в области физической культуры, адекватная мотивация к занятиям физической культурой и спортом, ориентация на здоровый образ жизни. Выпускники начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики; начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге. Учащиеся узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне школы. Выпускники освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе. Учащиеся научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование. Также освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий, научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений.
Выпускники научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники приобретут знания о жизненно важных двигательных навыках и умениях, которые необходимы для жизнедеятельности каждого человека, научатся самостоятельно осуществлять поиск информации, необходимой для правильной организации жизнедеятельности и здорового образа жизни.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию. Выпускники освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
Содержание программы
1-4 классы
Знания о физической культуре (теоретический материал)
Понятия о физической культуре.
Определения: физическая культура; спорт (спортсмен); Олимпийские игры; виды спорта (командные, индивидуальные).
История физической культуры и спорта (возникновение и развитие).
Современные Олимпийские игры.
Формы занятий физическими упражнениями:
а) урочные формы (уроки, тренировочные занятия),
б) внеурочные формы (самостоятельные занятия), малые формы (утренняя гимнастика).
Спортивная форма – одежда и обувь для теплого времени года и для холодной погоды.
Формы занятий. Подготовительная часть занятия – разминка. Основные правила зарядки.
Режим дня.
Основные способы передвижения, требования к местам занятий.
Бег. Стадион, правила бега по дорожкам, дыхание. Техника выполнения бега.
Прыжки. Сектор для прыжков, яма с песком, гимнастические маты, место для приземления. Виды и разновидности прыжков. Общая и специальная разминка для прыжков. Фазы прыжков: подготовительная, отталкивание, полет, приземление.
Метание. Основные характеристики.
Упражнения с мячами. Игры с мячом.
Гимнастические упражнения. Правила безопасности, организация места выполнения упражнений. Гимнастические элементы (кувырки, стойки, мост). Упражнения в лазании: канат, гимнастическая стенка. Закрепление снарядов.
Лазание. Общие правила для лазания.
Плавание. Спортивная одежда.
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах, подъемы, спуски, торможение. Выбор лыж и палок. Правила переноса лыж. Правила организации лыжных прогулок.
Элементарные знания о строении человеческого тела.
Скелет человека. Суставы. Части рук и ног.
Мышцы. Работа мышц в разных суставах.
Осанка. Техника проверки осанки. Упражнения для формирования правильной осанки.
Внутренние органы человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система.
Мозг и нервная система. Головной мозг. Центральная нервная система. Правила сохранения здоровой нервной системы.
Правила оказания первой помощи:
– при растяжении связок и ушибах;
– при вывихах;
– при переломах;
– при кровотечении;
– при сотрясении мозга.
Профилактика травматизма.
Правила безопасности при метании.
Правила безопасности игры с мячом.
Правила безопасности при выполнении гимнастических упражнений, обеспечение страховки.
Правила поведения на водоеме.
Правила безопасности на занятиях по лыжной подготовке.
Представления о физических качествах.
Понятия о физических качествах. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
Определение уровня развития физических качеств. Тест на силу мышц рук и ног.
Тест для определения выносливости. Тест для определения гибкости.
Самоконтроль.
Определение нагрузки. Определение пульса.
Общеразвивающие упражнения.
Движения руками. Основные положения рук. Движения руками (сгибания, разгибания, круговые движения, повороты).
Движения ногами. Движения в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах.
Основные положения: приседы, выпады вперед, в стороны.
Движения туловищем. Наклоны, повороты.
Прыжки: со взмахом руками; из глубокого приседа; с чередованием положений ног (врозь, вместе).
Физическое совершенствование (практический материал)
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения без предметов. Упражнения с предметами (мяч, палка).
Общеразвивающие упражнения для ног. Упражнения с предметами (мяч, палка).
Общеразвивающие упражнения для туловища. Наклоны с мячом в разные стороны.
Упражнения для подготовки к бегу. Круговые движения коленей. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Разновидности бега.
Упражнения для подготовки к прыжкам. Круговые движения в суставах.
Приседания. Махи. Многоскоки.
Упражнения для подготовки к метаниям. Круговые движения руками (подробнее: кистями, в локтевых суставах и т.д.). Отведение рук.
Упражнения для подготовки к занятиям гимнастикой. Круговые движения ногами и руками. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища.
Упражнения для подготовки к занятиям с мячом. Упражнения для кистей рук.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика
Бег. Общие правила для всех видов бега.
Прыжок в длину с места. Определение результатов. Техника выполнения прыжка по фазам. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в глубину. Техника выполнения прыжка.
Метание. Способы метания. Подводящие упражнения. Метание в цель. Метание на дальность. Метание набивного мяча. Способы: двумя руками из-за головы; от груди; двумя руками снизу вертикально вверх.
Упражнения с мячами. Подбрасывание и ловля мяча. Подбрасывание и ловля мяча с выполнением упражнений во время полета мяча.
Гимнастика с основами акробатики.
Акробатические упражнения – перекаты. Разновидности: группировка в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в строну в группировке; перекат назад перекатом вперед – упор присев.
Кувырки. Разновидности: кувырок вперед; кувырок в сторону (перекат); кувырок назад.
Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.
Упражнения на гимнастическом бревне. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты.
Лазание по канату. Техника выполнения. Подводящие упражнения.
Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения и техника выполнения.
Лыжные гонки (для снежных регионов России и при наличии материально-технической базы)
Лыжная подготовка. Ходьба ступающим шагом без палок. Ходьба скользящим шагом без палок. Попеременный двухшажный ход. Подъем «полуёлочкой». Подъем «лесенкой». Спуск. Торможение «плугом».
Плавание (при наличии материально-технической базы)
Упражнения для самостоятельных занятий по плаванию. Виды заданий: присед под водой; присед под водой в парах; присед под водой с выдохом; «поплавок»; «медуза»; «стрела». Дыхательное упражнение «горячий чай».
Работа рук и ног. Упражнения «фонтан» и «мельница».
Техника плавания кролем на груди: положение тела; движения ног; движения рук; согласованность движения ног и рук; дыхание.
Техника плавания кролем на спине: положение тела; движения ног; движения рук; согласование движений рук и ног; дыхание.
Подвижные игры
Салки. Салки с «домиком». Салки «ноги от земли». «Море волнуется». «Два мороза». «Я знаю…». Выбивалы (игра с мячом). «Мяч в воздухе». «Удочка» (игра со скакалкой). «Зеркало» (игра со скакалкой). Нагонялы (игра со скакалкой). Слалом.
2 класс
Вариант тематического планирования
3 часа в неделю, всего 102 ч.
Теоретический материал. Знания о физической культуре – 6 часов.
Понятия о физической культуре
Основные способы передвижения,
требования к местам занятий
Элементарные знания
о строении человеческого тела
Правила оказания первой помощи
Профилактика травматизма
Представления о физических
качествах
Общеразвивающие упражнения
Практический материал. Физическое совершенствование – 102 часа
Физкультурно-оздоровительная
деятельность – 6 часов
Спортивно-оздоровительная
деятельность из них : – 90 часов
- Легкая атлетика – 21 час
- Гимнастика с основами
акробатики – 24 часов
- Лыжная подготовка – 21 час
- Подвижные игры – 24 часов
Распределение почасовой нагрузки
Разделы программы | Всего | 1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
Теоретический материал | 25 | 6 | 6 | 6 | 7 |
Знания о физической культуре | 12 | 3 | 3 | 3 | 4 |
Способы физкультурной деятельности | 13 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Практический материал | 380 | 93 | 96 | 96 | 95 |
Физкультурно – оздоровительная деятельность | 23 | 5 | 6 | 6 | 6 |
Спортивно – оздоровительная деятельность из них: | 357 | 88 | 90 | 90 | 89 |
- гимнастика с основами акробатики | 96 | 24 | 24 | 24 | 24 |
- легкая атлетика | 84 | 21 | 21 | 21 | 21 |
- лыжная подготовка | 84 | 21 | 21 | 21 | 21 |
- подвижные игры (в том числе на основе волейбола и баскетбола) | 93 | 22 | 24 | 24 | 23 |
33 часа из раздела «Плавание» ввиду отсутствия материально-технической базы распределены на другие разделы:
- легкая атлетика – 9 ч
- Лыжная подготовка – 12 ч
- Подвижные игры – 12 ч
График прохождения учебной программы
образовательной области «физическая культура»
2 класс (3 урока в неделю, 102 урока)
I четверть (27 уроков) | II четверть (21 урок) | III четверть (27 уроков) | IV четверть (24 урока) |
14- легкая атлетика 2 – знания о физической культуре, способы физкультурной деятельности 2 – физкультурно -оздоровительная деятельность 9 -подвижные игры | 1 – знания о физической культуре, способы физкультурной деятельности 2 – физкультурно -оздоровительная деятельность 18 -лыжная подготовка | 3 -лыжная подготовка 21 -гимнастика с элементами акробатики 3 -подвижные игры 1 – физкультурно -оздоровительная деятельность 2 – знания о физической культуре, способы физкультурной деятельности | 3 -гимнастика с элементами акробатики 10 –подвижные игры 9- легкая атлетика 1 – физкультурно -оздоровительная деятельность 1 – знания о физической культуре, способы физкультурной деятельности |
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы по физической культуре
Личностные универсальные учебные действия |
У выпускника будут сформированы: |
|
Выпускник получит возможность для формирования: |
|
Регулятивные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: |
|
Выпускник получит возможность научиться: |
|
Познавательные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: |
|
Выпускник получит возможность научиться: |
|
Коммуникативные универсальные учебные действия |
Выпускник научится: |
|
Выпускник получит возможность научиться: |
|
Предметные результаты
Знания о физической культуре |
Выпускник научится: |
|
Выпускник получит возможность научиться: |
|
Способы физкультурной деятельности |
Выпускник научится: |
|
Выпускник получит возможность научиться: |
|
Физическое совершенствование |
Выпускник научится: |
|
Выпускник получит возможность научиться: |
|
Рекомендации по материально-техническому обеспечению
учебного предмета
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК: а также дополнительной литературой:
- Физическая культура: Учебник для 1-4 классов / В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назаров, Г.С. Шустиков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 176 с.: ил.
- Шаулин В. Н. и др. Физическая культура: учебник для
1 - 4 классов/В. Н. Шаулин, А.В. Комаров, И .Г. Назарова,
Г.С. Шустиков. Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров».
- Шаулин В. Н. и др. Физическая культура: учебник для
1 - 4 классов в электронной форме.
- Настольная книга учителя физической культуры / под
ред. Л.Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998.
- Погадаев Г. И. Настольная книга учителя физической
культуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт,
2000.
- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка:
научно-методический журнал.
- Физическая культура в школе: научно - методический
журнал.
- Специфическое оборудование:
- спортивный зал, лыжная площадка, сектор для прыжков (яма с песком);
- спортивное оборудование: гимнастическое бревно, канат, оборудование для прыжков в высоту;
- спортивный инвентарь: мячи, гимнастические палки, набивные мячи, гимнастические маты, скакалки, лыжи и лыжные палки.
- наглядные пособия;
- видеомагнитофон/видеоплеер, аудиоцентр/магнитофон;
- мультимедийный проектор, экспозиционный экран (по
возможности), компьютер (по возможности);
- сканер, принтер (по возможности);
- фото, видеокамера цифровая (по возможности);
- видеофильмы, аудиозаписи в соответствии с программой
обучения;
- диапроектор и слайды (диапозитивы), мультимедийные
(цифровые) образовательные ресурсы.
- Электронно-программное обеспечение (по возможности):
- компьютер;
- презентационное оборудование;
- выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя физической культуры, для учащихся – на уровне ознакомления);
- Официальный сайт Олимпийских игр:
www.sochi2014.com
- Мастер спорта:
rutv.ru/brand/show/id/5121/channel/70
- Спорт - это наука:
rutv.ru/brand/show/id/38405/channel/70
- Президент России гражданам школьного возраста:
www. uznay-prezidenta.ru
- Федеральное космическое агентство:
- http://www.federalspace.ru
- НИИ подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина - раздел
«Для детей»: www.gctc.ru/main.php?id=157
- Госавтоинспекция МВД России:
www.gibdd.ru
- Детская безопасность:
deti.gibdd.ru
- Портал детской безопасности МЧС России:
www.spa-extreme.ru
- раздел «Для малышей»: kids.spas-extreme.ru
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Методическое обеспечение:
- Гимнастическая терминология: метод. реком.-\ Сост. Д.Д. Похабов; Красноярский гос. университет; Красноярск, 2005.
- Кочеткова Т.Н. Физическая культура: учеб.- метод. пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012.-103 с.
- Малков Е.А. Подружись с «королевой спорта». М.: Просвещение, 1987.-111 с., ил.
- Настольная книга учителя физической культуры\ Авт. –сост. Г.И. Погодаев. М.: Физкультура и спорт, 2000.- 496 с., ил.
- Научно-методические журналы «Физическая культура в школе».
- Працко Ю Ф., Семикоп А.Ф. Уроки легкой атлетики в школе: Метод. Пособие. Минск, 1989.
- Цирик Б.Я., Лукашин Ю.С. Футбол.- М.: Физкультура и спорт, 1988.-207 с., ил.
- Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича авт.-сост. А. Н. Каинов, Г. И. Курьерова.- Волгоград: Учитель, 2012.-171 с.
Информационно-коммуникационные средства
Ресурсы сети интернет:
www.1september.ru
www.it-n.ru (Сеть творческих учителей)
УМК
№ п/п | Авторы | Название учебных и методических изданий | Выходные данные |
1 | В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назаров, Г.С. Шустиков | Физическая культура: Учебник для 1-4 классов | Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 176 с.: ил. |
Материально-техническое обеспечение уроков физической культуры во 2 классе
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечания |
Для занятий гимнастикой | ||
скамейки гимнастические | 4 | |
маты гимнастические | 10 | |
обручи | 10 | |
гимнастические палки | 10 | |
скакалки | 30 | |
коврики гимнастические | 15 | |
Для легкоатлетических упражнений | ||
комплект для прыжков в высоту | 2 | |
мячи для метания | 10 | |
секундомер | 2 | |
разметочные конусы | 20 | |
Для занятий лыжным спортом | ||
комплекты лыжного инвентаря | 30 | лыжи, ботинки лыжные, палки |
Для подвижных игр с элементами спортивных игр и эстафет | ||
мячи волейбольные | 15 | |
мячи баскетбольные | 15 | |
мячи теннисные | 20 | |
набор кубиков | 1 | |
кегли | 20 | |
мячи большие с ручками | 5 | |
самокаты | 3 | |
обручи | 10 | |
разметочный инвентарь | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по русскому языку 1 класс пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и восп...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Пояснительная записка. "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по математике. 1 класс. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 1 класс. Программа "Школа России". Моро....
Рабочая программа по окружающему миру. 1 класс. Пояснительная записка.
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру. 1 класс. Программа "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению. 1 класс. Программа "Школа России"...
Рабочая программа для 1 класса (пояснительная записка)
Рабочая программа для 1 класса. Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечива...
Рабочая программа 1 класс Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на программе по предметной ...