Программа внеурочной деятельности по физической культуре «Лечебная гимнастика» для детей 10-11 лет
рабочая программа по физкультуре (4 класс) по теме

В программе имеются: пояснительная записка, учебно-тематический план с УУД, учебно-тематичекое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внеурочка лечебная гимнастика127 КБ

Предварительный просмотр:

 

Программа внеурочной деятельности

 по физической культуре «Лечебная гимнастика»

для детей 10-11 лет

(объем программы 68 часов)

Направление физкультурно-оздоровительное

Срок реализации 1 год

Пояснительная записка.

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в со стоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

При нарушении осанки у ребенка наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического  здоровья ребенка. У многих детей ослаблена нервная система, замедлена скорость мыслительных процессов, понижена работоспособность, повышена утомляемость.

Осанка - это привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституциональными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника.

Программа внеурочной деятельности по физической культуре  «Лечебная гимнастика» имеет физкультурно-оздоровительную направленность.

Она содержит в себе комплекс мероприятий и упражнений, направленных на профилактику и коррекцию нарушений осанки и плоскостопия.

Основная цель - укрепление здоровья детей и совершенствование их физического развития.

Программа внеурочной деятельности по физической культуре

« Лечебная гимнастика» предусматривает решение следующих задач:

Образовательные:

  • обучить основам корригирующей гимнастики;
  • совершенствовать навыки владения индивидуальными упражнениями;
  • обучить видам дыхательных упражнений;
  • освоить двигательные навыки и умения, необходимые для нормальной жизнедеятельности;
  • формирование навыка здорового образа жизни.

Развивающие:

  • развитие и совершенствование физических и психомоторных качеств, обеспечивающих высокую дееспособность;
  • совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в  ходьбе, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.

Воспитательные:

  • формировать физические и морально-волевые качества личности;
  • воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования

Оздоровительные:

  • улучшение функционального состояния организма;
  • повышение физической  и умственной  работоспособность;
  • создать мышечный корсет;
  • увеличить силовую выносливость мышц;
  • исправить недостатки физического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Программа внеурочной деятельности по физической культуре «Лечебная гимнастика» разработана на 68 часов,   рассчитана  на учащихся 3 классов  и составлена в соответствии с  их возрастными особенностями , предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий.

Формы и методы, используемые для организации учебного процесса:

  • методы обучения: практический, словесный, наглядного восприятия;
  • формы организации занятий: фронтальный, групповой, индивидуальный.

В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воздействия упражнений на организм школьника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности.

Ожидаемые результаты освоения программы

Должен знать:

  • правила поведения на занятиях ЛФК;
  • что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм ребенка;
  • что такое правильная осанка;
  • гигиенические требования к занятиям лечебной гимнастики и самостоятельным занятиям в домашних условиях.

Должен уметь:

  • выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств;
  • выполнять упражнения на формирование правильной осанки;

• наблюдать за собственным физическим развитием и физической подготовленностью.

Должен иметь: прирост показателей развития основных физических качеств.

Анализ результатов освоения программы осуществляется следующими способами:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
  • текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
  • взаимоконтроль;
  • самоконтроль;
  • итоговый контроль умений и навыков;
  • контроль за показателями физической подготовленности.

Итоги реализации программы:  выполнение контрольных упражнений (тестов).

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание курса

Кол-во

Часов

В том числе

УУД

теорет

практ

I

Основы знаний.

4

4

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать действия в соответствии с поставленной задачей
  • адекватно воспринимать оценку учителя

Познавательные УУД

  • изложение фактов истории развития физической культуры, о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки.

Коммуникативные УУД

  • учёт позиции собеседника
  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные УУД

  • принимать активное участие в обсуждении
  • активно включаться во взаимодействие со сверстниками и учителем
  • управление эмоциями
  • проявление дисциплинированности

II

Контрольные испытания

2

2

Регулятивные УУД

  • планирование последовательности практических действий для реализации поставленной задачи;
  • отбор наиболее эффективных способов решения задач
  • самоконтроль и корректировка в  ходе контрольных испытаний

Познавательные УУД

  • выполнение контрольных нормативов
  • соблюдение правил техники безопасности
  • ознакомление с правилами проведения контрольных нормативов
  • осуществление контроля за действиями учащихся

Коммуникативные УУД

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной  деятельности

Личностные УУД

  • активное включение во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.

III

Специальная физическая подготовка.

62

4

58

Регулятивные УУД

  • анализ и объективная оценка собственного труда
  • планирование последовательности практических действий для реализации поставленной задачи;
  • отбор наиболее эффективных способов решения задач
  • обнаружение ошибок при выполнении заданий

Познавательные УУД

  • соблюдение правил техники безопасности
  • ознакомление с техниками выполнения различных упражнений (  дыхательных, упражнений на формирование осанки, укрепления свода стопы, упражнений в равновесии и тд.)

Коммуникативные УУД

  • умение договариваться, приходить к общему решению в совместной  деятельности

Личностные УУД

  • активное включение во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
  • Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями
  • Оказание помощи своим сверстникам

Итого:

68

8

60

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Дата

теор

прак

план

факт

Раздел:  Основы знаний.

1

Вводное занятие.

1

1 неделя

2

Что такое лечебная гимнастика? Ее задачи?

1

Раздел : Контрольные испытания

3

Тестирование физической подготовленности

1

2 неделя

Раздел : Специальная физическая подготовка.

Тема : Формирование навыка правильной осанки ( 19часов)

4

. Что такое осанка? Виды осанки? Что влияет на формирование осанки?

1

5-7

Упражнения в  исходных положениях лежа на спине, животе.

3

3-5 неделя

8-10

Упражнения в  исходных положениях сидя на гимнастической скамейке

3

11-14

Упражнения в исходных положениях лежа на боку и стоя. Упражнения на формирование хорошей осанки: «Чайка», «чайка в ходьбе», «кобра», «пресс-папье» на животе, «вертолет», «стрекоза», «пресс-папье» на боку, «полумост», «морская звезда».

4

6-7 неделя

15-18

Упражнения с гимнастическими палками и обручами

4

8-9 неделя

19-20

Упражнения для развития мышц разгибателей спины, мышц брюшного пресса и косых мышц живота. Игры: «Ходим в шляпах», «Черепахи», «Великан и другие», «День, ночь», «Пересаживание».

2

10 неделя

21-22

Упражнения на  осанку с мячом

2

11 неделя

Тема:  Дыхательная  гимнастика( 6 часов)

23-24

Беседа об органах дыхания. Правила дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений, в ходьбе, беге, прыжках.    Освоение методики диафрагмально-релаксационного дыхания.

0,5

1,5

12 неделя

25-26

Игры: «Кто громче?», «Шарик», «Хомячки», «Подпрыгни и подуй на шарик».

Комплекс дыхательной гимнастики без предметов

2

13 неделя

27-28

Комплекс дыхательной гимнастики с мячом

2

14 неделя

Тема: Стретчинг (14 часов)

29

Беседа: «Правила выполнения упражнений стретчинга»

1

15-16 неделя

30-32

Упражнения  игрового стретчинга для мышц спины и брюшного пресса

3

33-34

Упражнения для  укрепление мышц тазового пояса, бедер и ног

2

17 неделя

35-36

Комплекс   упражнений « Здоровье позвоночника»

2

18 неделя

37-38

Комплекс упражнений  «Красивая осанка»

2

19 неделя

39-40

Игровые комплексы: «гуси-лебеди», «мы топаем ногами», «вышла мышка», «печка горяча», «ровным кругом», «у реки росла рябина».

2

20 неделя

41-42

Упражнения игрового стретчинга для плечевого пояса «замочек», «зацеп», «пчелка», «домик», «крутые повороты».

2

21 неделя

Тема: самомассаж ( 4 часа)

43-44

Беседа: «Влияние самомассажа на организм»

0,5

22 неделя

Самомассаж рук

1,5

45-46

Самомассаж ног

2

23 неделя

Раздел: Основы знаний (2часа)

47

Беседа « Режим дня –основа здоровья!»

1

24 неделя

48

Беседа « Закаливание и его виды»

1

Тема: Повышение тонуса и укрепление мышц свода стопы и мышц голени.( 19 часов)

49

Что такое плоскостопие? Виды плоскостопия.

1

25- 28 неделя

50-56

Комплекс упражнений на укрепление мышц свода стопы

7

57-64

Комплекс упражнений  с применением различных предметов

8

29-32  неделя

65-67

Игровые упражнения с применением оздоровительных дорожек

3

33-34неделя

68

Раздел: Контрольные испытания. (тестирование)

1

Итого: 68 часов

8

60

Методическое обеспечение образовательной программы.

Формы занятий:

  • групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические, практические, комбинированные.   Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: упражнения выполняемые из различных И.П, с предметами и без них, игры и игровые упражнения;
  • занятия оздоровительной направленности;

Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:

В процессе занятий применяются следующие методы:

1)методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме),

4)словесные методы: рассказ, описание, объяснение ,беседа инструктирование , комментарии и замечания, распоряжения, команды, указания.
5)методы наглядного воздействия : показ упражнения,  демонстрация .

С помощью этих методов происходит запоминание и овладение  двигательным действием. На занятиях дети учатся наблюдать друг за другом, анализировать ,контролировать свои действия и эмоции.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

  • наглядные пособия: карточки с описанием комплексов упражнений, альбомы, фотографии;
  • спортивный инвентарь и оборудование  : мячи разного диаметра, веса, скакалки, гимнастические палки, гантели ,кубики, кегли , обручи, ленты, гимнастические скамейки, маты.
  • Магнитофон
  • Компакт-диски.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учебник.-М., 1985.-34с
  2. Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие.-М.:Академия,1983.
  3. Г.В. Каштанова,Е.Г.Мамаева Лечебная физкультура и массаж. Практическое пособие .-М.: АРКТИ, 2006.-104с.
  4. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 109 с., ил. – (Физкультура и здоровье).
  5. Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки у старших дошкольников. –М.: Издательство  « Скрипторий 2003», 2009.-80с.
  6. Г.А. Халемский, «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки», министерство образования Российской Федерации, управление социального образования, Москва, ЭНАС, 2001 год;
  7. Г.А Халемский, «Коррекция нарушений осанки у школьников», методические рекомендации, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001 год.