Методическая разработка по плаванию для детей 1-4 классов
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кунцевич Ирина Григорьевна

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_1.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по плаванию

для детей 1 – 4 классов.

Автор-составитель:

Кунцевич И.Г.,

тренер-преподаватель

КСТОВО

                                 

Пояснительная записка

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится,  тем лучше.

Купание, игры на воде, плавание – благоприятны для всестороннего развития ребенка. Во время плавания чередуется напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.

В воде уменьшается статистическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В это же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания .Это происходит благодаря ритмической работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.

Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство.

Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе,  проявлять самостоятельность.

В результате своей работы я пришла к выводу, что наиболее оптимальное количество  18 часов для обучения плаванию в начальной школе.

Программный материал для детей 1 – 4 классов

Подготовительные упражнения для освоения с водой

С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:

  • формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;
  • освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде — как подготовка к изучению техники спортивного плавания;
  • устранение инстинктивного страха перед водой - как основа психологической подготовки к обучению.

Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды, испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду, выработать умение ориентироваться в непривычных условиях водной среды.

Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании.

Элементарные гребковые движения руками и ногами (типа «Полоскание белья», «Лодочка», «Футбол», «Пишем восьмерки» и др. ) вырабатывают чувство воды: умение опираться о воду, чувствовать ее ладонью, предплечьем, стопой, голенью, что является основой для постановки рационального гребка.

Умение дышать и открывать глаза в воде> получаемое на первых уроках, также является необходимой составляющей грамотного передвижения в воде. Навыки погружения в воду с головой облегчают овладение такими элементами прикладного плавания, как ныряние в длину и глубину. После того как обучаемые научатся погружаться в воду с головой, всплывать и лежать на воде, необходимость в выполнении некоторых упражнений для освоения с водой (например, «Поплавок», «Медуза») отпадает, и они больше не включаются в уроки.

Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде; всплы-вания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения.

Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды.

Задачи:

• быстрое освоение с водой, ликвидация чувства страха перед новой,

непривычной средой;

  • ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

    •         формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими

       поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для

       овладения гребковыми движениями руками и ногами).

           Упражнения

  1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.
  2. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно - сначала шагом, потом бегом.
  3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег, со сменой направления движения.
  4. Ходьба приставными шагами (левым и правым боком) без помощи рук с переходом на бег.
  5. Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед, кисти соединены.
  6. «Кто выше выпрыгнет из воды?» Присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх.
  7. Поочередные движения ногами (как удар в футболе), отталкивая воду подъемом стопы и передней поверхностью голени.
  8. Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.
  9. Бег вперед с помощью попеременных или одновременных гребковых движений руками.
  10. То же вперед спиной.
  11. Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.
  12. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.
  13. «Пишем восьмерки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.
  14. Стоя на дне, вытянув руки вперед, повернуть кисти ладонями наружу и развести руки в стороны («раздвинуть» воду в стороны); затем повернуть кисти ладонями вниз и соединить перед грудью.
  15. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, отгрс-бая воду в стороны-назад без выноса рук из воды.
  16. Опустившись в воду до подбородка и стоя в наклоне, выполнять попеременные гребковые движения руками.
  17. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
  18. Опустившись в воду до подбородка и стоя в наклоне, выполнять одновременные гребковые движения руками.
  19. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.
  20. Опустившись в воду до подбородка  и стоя прямо (ноги на ширине плеч), выполнять движения руками перед грудью в виде «лежачей» восьмерки
  21. То же, чуть-чуть оторвать ноги от дна и удержаться на поверхности воды, стараясь с каждой новой попыткой продержаться на воде как можно дольше.

Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде

Задачи:

  • устранение инстинктивного страха перед погружением в воду; ознакомление с

     выталкивающей подъемной силой воды;

  • обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.

                          Упражнения

 Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.

  1. Набрать в ладони воду и умыть лицо.
  2. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.
  3. Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться в воду, опустив лицо до уровня глаз.
  4. Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.
  5. То же, держась за бортик бассейна.
  6. «Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.
  7. Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску)

при передвижении по дну бассейна.

  1. Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна.
  2. «Достань клад». Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку (шапочку), брошенную на дно бассейна.
  3. Упражнение в парах «водолазы». Погрузившись в воду, открыть глаза и сосчитать количество пальцев на руке партнера, поднесенных к лицу.
  4. Упражнение в парах. Стоя лицом друг к другу, сделать вдох, погрузиться в воду и поднырнуть между широко расставленными ногами партнера.

Всплывания и лежания на воде

Задачи:

•        ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;

  • освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;
  • освоение возможного изменения положения тела в воде.

                     Упражнения

  1. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к  груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.

2.   То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.

  1. «Поплавок». Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.
  2. «Медуза». Выполнив упражнение «поплавок», расслабить руки и ноги.
  3. «Звездочка». Из положения «поплавок» развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).
  4. «Звездочка» в положении на груди: несколько раз свести и развести руки и ноги.
  5. Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая рука вдоль тела), затем медленно опустить руку от бортика.
  6. «Звездочка» в положении на спине: опуститься по шею в воду затем опустив затылок в воду (смотреть строго вверх; уши должны быть в воде), оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны.
  7. В том же исходном положении несколько раз свести и развести руки и ноги.
  8. «Звездочка» в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с задержкой дыхания) и перевернуться на грудь — «звездочка» в положении на груди.

Выдохи в воду

Задачи:

  • освоение навыка задержки дыхания на вдохе;
  • умение делать выдох-вдох с задержкой дыхания на вдохе;
  • освоение выдохов в воду.

Упражнения

  1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.
  2. Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).
  3. Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду - выдох.
  4. То же, опустив лицо в воду.
  5. То же, погрузившись в воду с головой.
  6. Сделать 20 выдохов в воду, поднимая и погружая лицо в воду.
  7. Упражнение в парах - «насос». Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.
  8. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи-выдохи (для вдоха поднимать голову вперед).
  9. Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха налево.
  10. То же, поворачивая голову для вдоха направо.
  11. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову для вдоха налево.
  12. То же, поворачивая голову для вдоха направо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по плаванию

Занятие № 1 (45 мин.)Задачи:Ознакомить детей с помещениями бассейна, правилами поведения и гигиеническими требованиями. Показать для запоминания комплекс общеразвивающих и подготовительных упражнений ...

Методическая разработка «Мой Петербург», воспитательное занятие в 1 классе школы для детей с ограниченными возможностями здоровья «В гранит оделася Нева»

Юное поколение петербуржцев, растущее в городских окраинах, зачастую видит свой город лишь из окна хрущевки…Надо ли говорить о необходимост...

Методическая разработка сценария праздника для детей 1-2 классов."Малые Олимпийские игры"

Методическая разработка сценария праздника для детей 1-2 классов "Малые Олимпийские игры"Место проведениея:спортивный  зал....

Методическая разработка логопедического занятия по логоритмике во 2 классе на основе чувашской народной сказки «Дети Ветра».

Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного во...

Методическая разработка "Влияние плавания на физическое развитие детей дошкольного возраста"

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...