Методическая разработка логопедического занятия по логоритмике во 2 классе на основе чувашской народной сказки «Дети Ветра».
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Иванова Венера Ивановна

Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Создание условий для эффективного коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное   общеобразовательное   учреждение  Чувашской   Республики

«Чебоксарская   начальная   общеобразовательная    школа  для   обучающихся   с   ограниченными   возможностями    здоровья  №2»  Министерства    образования   и   молодёжной   политики   Чувашской   Республики

Методическая разработка

 логопедического занятия

по логоритмике

во 2 классе

на основе

чувашской народной сказки

«Дети Ветра».

Похожее изображение

Материал подготовила

учитель-логопед

высшей

квалификационной

категории

Иванова Венера

Ивановна

Чебоксары, 2018

Образовательные задачи:

расширять кругозор, словарный запас

развивать умение вести беседу по теме прочитанного;

создать условия для активизации пассивного словаря, для расширения активного словаря (глагольного, именного).

развивать коммуникативные способности общения детей друг с другом,

Оздоровительные задачи:

развивать общую и мелкую    моторики;

развитие двигательного в артикуляционного праксиса;

развитие дыхания, моторных и сенсорных функций

развитие двигательных кинестезии;

развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координации;

формирование двигательных навыков.

Коррекционные задачи:

коррекция эмоционально-поведенческих расстройств;

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений, слухового внимания и памяти;

активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

развитие слухового и зрительного восприятия;

увеличение объема памяти;

Эстетические задачи:

воспитание музыкального вкуса, эстетических чувств, приобщение к миру музыки и пластики.

использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.

Воспитательные задачи:

воспитание и коррекция звуковой культуры речи, певческих навыков, творческой активности, способности к общению, к познанию самого себя;

воспитание личности через систему отношений: сопереживание, соучастие, содействие, созидание;

воспитание потребности посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, в общественные отношения.

Воспитание чувства взаимопомощи, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности и т. п.

Оборудование: презентация  по  теме, мешочек, зёрнышко, камешки по количеству детей, поясок, закладки.

Ход  занятия

Звучит чувашская народная песня,

педагог и обучающиеся входят в класс хороводным шагом.

Встают в круг.

-    Я, рада ребята приветствовать всех вас на занятии.

- Людям какой национальности принадлежит песня, которую вы услышали?

- Правильно. Сегодня, я хочу пригласить вас в сказку, которая называется: «Дети ветра».

Педагог предлагает ребят присесть на стульчики. (рассказ сопровождается показом на экране)

          Жила-была одна женщина. У нее был сын Иван десяти лет.

          Однажды мать послала сына на мельницу рожь смолоть. Иван взвалил мешочек с зерном на плечо и побрел на мельницу.

Игра «Волшебный мешочек»

- Ребята, сложите из ладошек мешочек. У меня есть зёрнышко. Кому достанется оно, тот будет сегодня моим помощником.

Захотелось Ивану в дороге передохнуть, снял он мешок с плеча, да и уронил. Мешок разорвался, и зерно высыпалось на землю. Налетел озорной сын Ветра и развеял все зерно по полю.

Дыхательная гимнастика

Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу                   (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через

                                               нос)
Хочу налево посвищу         (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо          (голова прямо, вдох, голова направо, губы

                                               трубочкой, выдох)
Могу и вверх                       (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы

                                              трубочкой, вдох)
И в облака                            (опустить голову, подбородком коснуться груди,

                                               спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

          Потужил Иван, погоревал и вернулся с пустым разорванным мешком. Рассказал матери о случившемся, она тоже опечалилась, а потом сказала:

– Поди, сынок, сходи к матери Ветра и расскажи ей о нашей горькой нужде. Попроси, чтобы они вернули нам наше зерно.

Так Иван и сделал. Пришел к матери Ветра и рассказал ей, что натворили её дети.

Мать Ветра велела подождать, когда её дети вернуться домой. Пока Иван ждал он решил поиграть в камешки.

Ритмический рисунок по подражанию (с камешками)

Дети внимательно прослушивают ритмический рисунок педагога затем повторяют за ним.

Вернулся домой старший сын Ветра. Мать спросила его, не он развеял по полю зерно. Старший сын ответил, что он только в лесу столетние дубы выворачивал.

Пальчиковая гимнастика: «Ветер по лесу гулял»

Ветер по лесу летал,                    плавные, волнообразные движения ладонями

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый      загибать по одному пальчику

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку         спокойно уложить ладони на стол

Вскоре вернулся домой средний сын. Мать также спросила его о зерне Ивана.

Средний сын обиделся, но ответил, что он ломал крылья ветряных мельниц.

Чувашская народная подвижная игра «Мельница»


Правила: в середину становится один ребенок (ось), по шеренге дети (по четыре человека) держат его за руки или пояс. Дети вращаются, поочередно перемещая руки то вверх, то вниз со словами:

За рекою на горе.
Где ветер дует и шумит,
Крылья мельницы на нем вертятся
Вверх — вниз, вверх — вниз.

А младший, как только вернулся и увидел Ивана, не стал отпираться, сразу же повинился перед матерью.

Подумала семья Ветра и решила подарить Ивану большой пирог. Но наказала не есть его до самого дома.

Пальчиковая гимнастика: «Пироги пшеничные»

Мы печем пшеничные -                дети "пекут" пирожки.
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать -      поднимают вверх плечи, развести руки в стороны.
Пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра -            загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.
Пес лохматый со двора.
И другие, все, кто может -           "зовут" руками.
Пусть приходят с ними тоже -     вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.
Тесто замесили мы -                      разминают пальцами бедра.
Сахар не забыли мы -                    быстро перебирают пальчиками ("сыплют сахар").
Пироги пшеничные -                     прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая  

                                                         пирожок.
В печку посадили мы -                  вытягивают прямые вперед, прикасаясь их боковой

                                                         частью друг к другу.
Печка весело горит -                      быстро шевелят пальцами, поднимая и опуская руки  

                                                          "огонь".
Наша мама говорит: -                     ставят руки "полочкой" перед грудью.
- "Крошки, что останутся -            "крошат" крошки.
Воробью достанутся" -                   стучат пальчиками по коленям ("воробьи клюют").

В пути Ивана застала ночь, и он зашел переночевать к  сестре. Как только Иван уснул, тут же разломила она пирог надвое. Из пирога посыпалось серебро и золото. Сестра ахнула от удивления и, подменила Иванов пирог другим.

Иван встал утром, взял подмененный сестрой пирог и пустился домой. Дома отдал матери пирог нетронутым. Однако мать осталась недовольной, и велела вернуть пирог.

Иван взял пирог и опять пошел к матери Ветра.

Мать Ветра подарила Ивану козу. Дорога была не близкой, пришлось опять заходить к сестре ночевать.

Проговаривание скороговорок

За козой шагал козёл, на козу козёл был зол,

позвала коза козлят, а козла козлята злят.

Как только Иван закрыл глаза, выбежала сестра к козе. Погладила её за рога и из козы тут же посыпалось серебро и золото. Сестра и козу обменяла на свою.

Пришлось Ивану в третий раз идти к матери Ветра.

Дети Ветра уговорили мать отдать Ивану дубинку. Отдали они дубинку и наказывали до самого дома не говорить: «Бей, дубинка!» Идет Иван домой. По дороге заходит к сестре ночевать.

– Смотри, сестрица, не вздумай сказать: «Бей, дубинка, бей!»

Сестрица дождалась, как заснул Иван, и сразу же к дубинке:

– Бей, дубинка, бей!

Дубинка выскочила из угла, где стояла, и давай бить сестру Ивана по бокам и по спине. Сестра закричала что есть силы.

Иван проснулся и утихомирил волшебную дубинку. Сестра отдала ему и пирог, и козу.

Пришел Иван домой, отдал то и другое матери. Перестала мать хмуриться. Зажили мать с сыном в полном достатке.

Говорят, и по сей день живут и с сыновьями Ветра дружбу водят.

Песня о дружбе

дети подпевают песню с экрана

Зазвенел ручей и слышно,
Как трещит на речке лёд,
И капель с промокшей крыши
Нам за шиворот течёт!
Речка разлилась напрасно –
Ей друзей не разлучить.
Ну а вместе нам не страшно
Даже ноги промочить!

 

Припев:
Солнечные зайчики прыгают по лужам,
Ручеёк сверкает лентой голубой.
Капли разлетаются брызгами веснушек.
Только дружбу крепкую не разлить водой!

 

Не беда, когда грохочет
Над весенней рощей гром.
Если дождик нас промочит,
Нам и это нипочём!
Радуга блестит над лесом,
Светит солнце для друзей.
И весёлой нашей песне
Подпевает соловей!

 

Припев (повтор 3 раза):
Солнечные зайчики прыгают по лужам,
Ручеёк сверкает лентой голубой.
Капли разлетаются брызгами веснушек.
Только дружбу крепкую не разлить водой!

- Ребята, вот так с песенкой о дружбе мы вернулись в школу.

- Скажите, как называлась сказка?

- Кто был главный герой сказки?

- А кто был отрицательным персонажем?

- Ребята, все сказки чему то учат. Чему же учит эта сказка?

- Конечно, чужого без разрешения трогать не надо. Это не хорошо.

- Какому народу принадлежит эта сказка?

- Я вам предлагаю продолжить знакомство с чувашскими народными сказками. Их можно спросить в библиотеках. Ну а чтобы вам было интереснее читать я хочу подарить вам друга. Это закладки. Девочкам я подарю девочку по имени Илемпи, а мальчикам – мальчика …  

Прощание - выход с движением: хороводный шаг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"

Познакомить детей с данным произведением, обеспечить осмысление, восприятие и запоминание материала....

Произведения о родной природе. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза" (с применением новых технологий, совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

«Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс...

Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"

Разработка открытого урока литературного чтения...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"

Цель урока - чтение с предвосхищением, перекодировка текста в схему, работа над выразительностью чтения....

Технологическая карта урока .Литературное чтение. 2 класс.Тема: "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк», презентация "Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

     Технологическая карта урока        УМК : «Перспектива», авторы учебника: Л. Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий. 2 класс.Пред...

«Чувашские народные сказки в математических задачах»

                Сказки любят все: и маленькие и взрослые. Из самой глубины веков приходят к нам сказки. Они передаются из поколе...