Рабочая программа по внеурочной деятельности «Баскетбол» для 3-4 класс (ов)
рабочая программа по физкультуре (3 класс) на тему

Адамова Наталья Анатольевна

          Данная программа по баскетболу составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. 

 Спортивная игра баскетбол  способствует привитию ребенку интереса к физическим упражнениям, укрепляет здоровье, благотворно влияя на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем и физическое развитие организма в целом. Для развития двигательных качеств и обучения двигательным навыкам и умениям педагогом подбираются упражнения, исходя из возрастных возможностей учащихся и условий для проведения занятий.

Пройденный программный материал систематически повторяется. Усвоение упражнений определяется:

·           Уровнем выполнения нормативов;

·           Полнотой приобретённых знаний;

·           Прочностью освоения двигательных навыков;

·           Умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.

Программа основывается на многообразии средств и методов, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма и делает доступной её для детей от 9-10 лет, независимо пола и физической подготовки.

Кроме того, особенностью данной программы является её ориентация не только на физическое развитие ребёнка, но и на сферы психического и эмоционального развития личности.

Особенностью данной программы является её реализация в системе дополнительного образования для детей разных возрастов и различной физической подготовленности.

Целью программы по    баскетболу является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности игры баскетбол.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка………………………………………………………….. 3
  2. Общая характеристика программы по баскетболу ………………..……4
  3. Описание места в  учебном плане…..…..…. 4
  4. Ценностные ориентиры содержания  предмета ………………………..4
  5. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения  ……….…………………………………...…………….4-5
  6. Содержание  предмета   5 – 9 классов…………...…...5-6
  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности………………………………………………………........................7-9

8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной деятельности………………………………………………………….........................9-10

  1. Планируемые результаты обучения…………………………………………….10

I   Пояснительная записка.

          Данная программа по баскетболу составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании: 1.методического пособия « Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол.» Авторы Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.М.

2.На основании положения о внеурочной деятельности в начальной школе по физической культуре.

3.Авторской программы: «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина 2010 г., и предназначена для муниципального образовательного учреждения для учащихся 3-4 классов.

      В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего (2 стандарт) образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Поэтому одной из важнейших задач физического воспитания является повышение двигательной подготовленности учащихся. Спортивная игра баскетбол  способствует привитию ребенку интереса к физическим упражнениям, укрепляет здоровье, благотворно влияя на деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем и физическое развитие организма в целом. Для развития двигательных качеств и обучения двигательным навыкам и умениям педагогом подбираются упражнения, исходя из возрастных возможностей учащихся и условий для проведения занятий.

Пройденный программный материал систематически повторяется. Усвоение упражнений определяется:

  • Уровнем выполнения нормативов;
  • Полнотой приобретённых знаний;
  • Прочностью освоения двигательных навыков;
  • Умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.

Программа основывается на многообразии средств и методов, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма и делает доступной её для детей от 9-10 лет, независимо пола и физической подготовки.

Кроме того, особенностью данной программы является её ориентация не только на физическое развитие ребёнка, но и на сферы психического и эмоционального развития личности.

При создании данной программы изучались следующие программы по развитию двигательных качеств, школьников и методикам обучения игры в баскетболе: Литвинов В. Н. «Развитие двигательных качеств школьника, Ашмарина Б. А. «Теория и методика физического воспитания », Бальсевич В. К. «Здоровье в движении», Егоршина С. А. «Техника но не муштра».

Особенностью данной программы является её реализация в системе дополнительного образования для детей разных возрастов и различной физической подготовленности.

Целью программы по    баскетболу является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности игры баскетбол.

       Программа обучения направлена на:

  • реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса;
  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
  • соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
  • расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

II. Общая характеристика учебного предмета

        Базовым результатом образования в области физической культуры в 3-4 классах является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Игра баскетбол способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры).

Программный материал делится на две части «Основы знаний о физической культуре» и «Физическое совершенствование».

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Настоящая программа составлена на 1 часа в неделю во внеурочное время, на 34 уроков в год в соответствии с учебным планом гимназии и рассчитана на 2 года обучения и является программой дополнительного обучения.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

      Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

      Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

      Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

     Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

     Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

      Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

     Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по программе баскетбол являются:

-    умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

-    умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-    умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

      Личностными результатами освоения учащимися содержания являются следующие умения:

-    активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-    проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-    проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

-    оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

         Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

-    характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-    находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

-    общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

-    обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

-    организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

-    планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-    анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

-    видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

-    оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

-    управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

        Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по баскетболу являются следующие умения:

-    излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека,

-    представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-    измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

-    оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

-    организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

-    бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

-    характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

-    взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижныхи спортивных  игр и соревнований;

-    в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

- выполнять индивидуальные и групповые действия баскетболистов;

- выполнять строевые упражнения;

-выполнять тестовые нормативы; 

-выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол;

-осуществлять судейство на соревнованиях по мини-баскетболу.

VI. Содержание учебного предмета

Разделы программы

Кол-во часов

рабочей

программы

1 часть

68

Основы знаний о физической культуре

8

Физическое совершенствование

60

Содержание программного материала

Основы знаний о физической культуре (8ч.). 

Правила предупреждения травматизма во время занятий баскетболом: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Правила баскетбола. Страницы истории Зарождение Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр (виды состязаний, правила их проведения). Правильная и неправильная осанка. Влияние физических упражнений на основные системы организма

История развития физической культуры и первых соревнований. Олимпийское движение, история происхождения и развития баскетбола в современном мире.  Наши соотечественники — олимпийские чемпионы. Баскетбол в Российской Федерации на современном этапе.

Физическое совершенствование (62 ч.)

Общая и специальная физическая подготовка, направления на укрепление здоровья занимающихся, их закаливание, развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма.

  • Бег на определенные дистанции
  • Силовые упражнения с партнёром
  • Прыжки
  • Подвижные игры

Специальная физическая подготовка – основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности занимающихся и предполагает развитие таких физических качеств, специальные для баскетболиста как сила.

  • Обучение и совершенствование техники различных передач  мяча партнёру.
  • Обучение и совершенствование навыков бросков мяча  в движении без сопротивления и с сопротивлением являются основной техникой игры в баскетбол.
  • Тактика игры в баскетбол понимаются целесообразные индивидуальные и групповые действия баскетболистов, выполняющих определенные игровые функции.
  • Контрольные нормативы по пройденным темам – передачи мяча партнеру, броски.  
  • Закрепление пройденных тем и применение их на практике изученного материала и сдач контрольных нормативов проводятся учебные игры между собой.
  • Товарищеские игры (соревнования) в этом разделе осуществляются выезды на различные турниры по баскетболу, где занимающиеся соревнуются с другими командами.
  • Контрольные нормативы сдача контрольных тестов по ОФП, СФП.

VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

Темы раздела

Основное содержание по темам

Универсальные виды деятельности

Основы знаний

Краткая      характеристика вида спорта

Требования к технике безопасности.

Олимпийские игры древности.

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Характеристика видов

спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Баскетбол  в современном обществе. Проведение самостоятельных занятий

Инструктаж по технике безопасности. Страницы истории Зарождение Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр (виды состязаний, правила их проведения, известные участники и победители).

Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности.

Цель и задачи современного олимпийского движения. Первые спортивные клубы в дореволюционной России.

Наши соотечественники — олимпийские чемпионы.

баскетбол в Российской Федерации на современном этапе.  

Познай себя

Росто-весовые показатели.

Правильная и неправильная осанка. Физическое самовоспитание. Влияние физических упражнений на основные системы организма

Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в баскетбол

Раскрывают значение техники безопасности в спортивном зале и при проведении спортивных игр. Характеризуют Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывают содержание и правила соревнований.

Определяют цель возрождения Олимпийских игр, объясняют смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения.

Объясняют, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России. Анализируют положения Федерального закона «О физической культуре и спорте» Регулярно контролируя длину своего тела, определяют темпы своего роста.

Регулярно измеряют массу своего тела с помощью напольных весов.

Укрепляют мышцы спины и плечевой пояс с помощью специальных упражнений.

Составляют личный план физического самовоспитания.

Выполняют упражнения для тренировки различных групп мышц.

Осмысливают, как занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем

организма, на его рост и развитие

Двигательные умения и навыки 

Общая и специальная физическая подготовка.

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники   передвижений   (перемещения   в стоике, остановка, поворот, ускорение).

4класс

Дальнейшее обучение технике движений.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Специальная физическая подготовка.

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте,  в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой.

4 класс

Дальнейшее обучение технике движений.

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение с пассивным сопротивлением защитника

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Обучение и совершенствование техники.

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. 4 класс

Дальнейшее обучение технике движений

Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности

Обучение и совершенствование навыков бросков мяча.

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника.

Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м.

Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности

Тактика игры в баскетбол.

Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

4класс

Дальнейшее обучение технике движений.

Позиционное нападение (5:0) с изменением позиций. Нападение быстрым прорывом (2:1)

Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности

Закрепление и зачётные сдачи.

Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. 4 класс

Дальнейшее обучение технике движений

Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности

Закрепление пройденных тем и применение их на практике.

Вырывание и выбивание мяча.

 Перехват мяча

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Товарищеские игры.

Контрольные нормативы

Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 7 класс Игра по правилам мини-баскетбола. Дальнейшее обучение технике движений

Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в баскетбол как средство активного отдыха

Выполняют специально подобранные самостоятельные контрольные упражнения

VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Оснащенность учебного процесса:

  • Стандарт основного общего образования по физической культуре
  • Примерные программы по учебным предметам. .Физическая культура.
  • Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по но-
  • вым стандартам»). Г А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стан-
  • Т^А^Калодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым
  • стандартам»)
  •  Авторской программы: «Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» Б.Б.Егоров, Ю.Е. Пересадина 2010 г.
  • Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению
  • Методические издания по физической культуре для учителей
  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
  • Мячи баскетбольные
  • Сетка для переноса и хранения мячей
  • Баскетбольные щиты с кольцами
  • Сетки для баскетбольных колец
  • Жилетки игровые разного цвета
  • Флажки разметочные с опорой
  • Стойки для обводки
  • Конусы
  • Фишки
  • Свисток судейский
  • Секундомер

VIII. Требования к качеству освоения программного материала

             В результате освоения содержания учебного курса «Баскетбол» учащиеся 3-4 классов получат возможность иметь представление:

- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

- о способах изменения направления и скорости движения;

-  личной гигиене;

- о правилах игры баскетбол;

Получат возможность  научится:

-самостоятельно проводить занятия по обучению игры в мини-баскетбол.

-тестировать показатели физического развития и основных физических качеств.

- выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

- играть в подвижные игры и спортивную игру баскетбол;

- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;

-выполнять технику различных передач  и бросков мяча;  

- выполнять индивидуальные и групповые действия баскетболистов;

- выполнять строевые упражнения;

-выполнять тестовые нормативы; 

-выполнять основные технические действия и приёмы игры в баскетбол;

-осуществлять судейство на соревнованиях по мини-баскетболу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "БАСКЕТБОЛ" 1-4 КЛАССЫ

Срок реализации 1 год.Программа расчитана на 34 часа в год,1 раз в неделю...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...