Образовательное значение подвижных игр
статья по физкультуре на тему

Образовательное значение подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnoe_znachenie_podvizhnyh_igr.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Автор: Морозова Татьяна Петровна, учитель физкультуры, школа № 34.


       Образовательное значение подвижных игр. 

                      Подвижная игра — сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать правильные выводы. Сюжет, правила и двигательные действия подвижной игры могут быть использованы для создания у играющих правильных представлений образах действий в реальной жизни, для укрепления в их сознании представления об отношениях                                     между людьми, существующих в данном обществе.
                      В играх с элементами ориентирования на местности и применением навыков походной жизни можно закреплять некоторые общеобразовательные знания (из области математики, географии, естествознания). Таким образом, подвижные игры могут оказывать влияние на умственные развитие. Однако это влияние нельзя переоценивать, поскольку
прежде всего при проведении подвижных игр в силу их специфики решаются задачи собственно физического воспитания.
 

                            Образовательное значение имеют игры, родственные по структуре и характеру движений тем двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые детьми и подростками в играх, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений, но облегчают овладение ею. Особенно полезно использовать игровой метод на этапах начального освоения движений, применение «родственных» игр и игровых упражнений может предупредить заучивание неправильных движений (например, скованный бег, метание мяча только за счет движений рук в кистевом и локтевом суставах, опора на лыжные палки только для поддержания равновесия, не для продвижения вперед). Важно приучать обучаемых действовать наиболее целесообразно в различных ситуациях, применять приобретенные навыки в нестандартных условиях. Надо использовать подвижные игры для развития способностей правильно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и целесообразно реагировать на воспринятое.

                     Не менее важное значение приобретают игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др. повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательных функций рук и пальцев.
Урочные формы занятий удобны для обучения технике и тактическим действиям, встречающимся в подвижных играх, используя эти возможности, следует показывать занимающимся целесообразные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных ситуациях, типичных для отдельных подвижных игр. Например, это требование можно учитывать даже при проведении такой простой на первый взгляд игры, как «Салки»: детям надо многому поучиться, чтобы в нее хорошо играть.
                   На уроках физкультуры надо проводить подвижные игры фронтальным и групповым методом (разделяя классный коллектив на несколько групп), показывать ученикам игры, которые они могут организовать в часы досуга с небольшим составом участников, во дворах и на площадках по месту жительства. Участники соревнований по подвижным играм знакомятся с правилами судейства и проведения спортивных встреч.
Необходимо полнее использовать возможности подвижных игр для формирования у занимающихся положительных черт характера, волевых и нравственных качеств, а также воспитания эстетических восприятий и общественных навыков поведения. Положительные эмоции, вызываемые занимательностью игрового сюжета, могут побуждать участников к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может стимулировать активность действий, проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.
Добровольное ограничение действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой, способствует воспитанию у занимающихся сознательной дисциплины.
При правильном распределении игровых ролей между участниками ( с учетом сил, способностей, интересов каждого) играющие приучаются к взаимоуважению во время активных совместных действий, к ответственности за свои поступки, привыкают помогать товарищам, если это требуется по ходу игры. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник коллективной подвижной игры может заслужить поощрение или наоборот, порицание товарищей. Известно, что мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого игрока, Таким образом, подвижные игры - один из ценных способов воспитания детей в коллективе, через коллектив, при руководящей роли педагога.

Список  использованной литературы:
1. Былеева Л. В.
«Подвижные игры» учебное пособие для институтов
физической культуры  М., 1988.
2. Журналы «Физкультура в школе».
3. Энциклопедия ФиС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение подвижных игр во время прогулки.

Актуальность прогулок на воздухе младших школьников....

Беседы о здоровье "Значение подвижных игр на свежем воздухе"

Представленый материал поможет приобщить школьников к здоровому образу жизни, повысить концентрацию внимания детей....

Презентация "Значение подвижных игр в начальной школе"

К презентации прилагается краткий доклад о проведенной работе (тестирование учащихся 4-х классов)...

Значение подвижных игр в группе продленного дня

С сожалением приходится отмечать некоторую тенденцию к тому, что детей все больше загружают умственной работой, оставляя все меньше времени на физическое развитие. Дети непоседливы, особенно шко...

Презентация "Роль и значение подвижных игр в физическом совершенствовании младших школьников"

Презентация предназначена для учителей начальной школы и воспитателей групп продленного дня. В работе говорится об актуальности подвижных игр и их важности в жизни ребенка....

«Значение подвижных игр в условиях группы продлённого дня»

Одним из направлений развития младших школьников в условиях группы продлённого дня является спортивно-оздоровительное, предполагающее не только формирование полезных привычек, представлений о здоровом...