Пояснительная записка по физической культуре для 4 класса
рабочая программа по физкультуре (4 класс)

Надыршин Артур Мухаррамович

Пояснительная записка по физической культуре ДЛЯ 4 класса (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_4_klass.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 4 классов составлена  в соответствии с нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования  и науки РФ от 06.10.2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.01.2009 года №15785).

3. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15).

4. Примерной программы по физической культуре.

5. Программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич).

6. Программой к завершённой предметной линии учебников физическая культура: 1-4 классы В. И. Лях, Издательство: «Просвещение», 2015.

  1. Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета

        Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, он создает фундамент для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. В процессе улучшения физической подготовленности повышается эффективность работы сердечно-сосудистой системы и системы вентиляции, увеличивается мощность аэробных и анаэробных процессов энергообразования, происходят становление произвольной двигательной функции, оптимизация метаболизма и увеличение силы мышц. В основе возникновения как одномоментных, так и долговременных физиологических сдвигов лежит формирование нового уровня функционирования вегетативной нервной системы. Всё это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности.

  1. Общая характеристика учебного предмета

        Программа предлагает комплексный подход к укреплению здоровья. Особенность построения курса состоит в том, что кроме совершенствования физических качеств, осваиваются определенные двигательные действия, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность. В младшем школьном возрасте уделяется внимание всестороннему развитию физических качеств, однако акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений.

Отличительной чертой курса преподавания физической культуры в начальных классах является игровой метод. Большинство заданий учащимся рекомендуется планировать и давать в форме игры.

Цели:

-   сформировать у обучающихся начальной школы основы здорового образа жизни;

-   развить творческую самостоятельность посредством освоения двигательной деятельности.

Задачи:

  1. -   укреплять здоровье школьников посредством развития физических качеств                    и  повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  2. -   совершенствовать жизненно важные навыки и умения посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  3. -    формировать общие представления о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической  подготовленности;
  4. -   развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  5. -     обучать  простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
  6. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы.

 - Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

- Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

- Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

- Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

- Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В обязательной части учебного плана начального общего образования предусмотрено изучение физической культуры 3 часа в неделю в объёме 102 часа в год.

  1. Предметные, метапредметные, личностные результаты освоения
  2. содержания образования

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются: 

- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: 

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения: 

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются:  

- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

 - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

 - бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

 - организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

 - характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

 - взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

 - выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;

- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

 - выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;

 - расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

обязательный минимум содержания

максимальный объем

содержания учебного курса

ученик научится ...

ученик получит возможность ...

 Знать/понимать

роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек; основы формирования двигательных действий и развития физических качеств; способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

уметь составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма; выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия спортивных игр; выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности; осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки; соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений;  использовать  приобретенные  знания и умения в практической  деятельности и повседневной  жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических  качеств,  совершенствованию  техники  движений; включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

Организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её  цели.

- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общий цели.

- доносить информацию в доступной, эмоциональной - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками взрослыми людьми.

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

формы контроля

Личностные

самонаблюдение (ведение «Карточек здоровья»)

Метапредметные

проведение и участие в соревнованиях, создание мультимедийной презентации.

Предметные  

тестирование, опрос, выполнение контрольных упражнений.

  1. Содержание учебного предмета

Легкая атлетика Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; бег на короткие и длинные дистанции; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.

Броски: большого мяча на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Гимнастика 

Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Подвижные игры

Освоение различных игр и их вариантов, система упражнений с мячом на основе спортивной игры баскетбол.

Тематический план курса

основные разделы

количество часов

количество

Контрольных работ

Лабораторных работ

 Уроков внеклассного чтения

уроков развития речи

Практических работ

1

Легкая атлетика

18

2

баскетбол

9

3

Гимнастика  

24

4

Спортивные игры

20

5

Лыжная подготовка

10

6

Подвижные  игры на основе баскетбола

6

7

Легкая атлетика

15

Итого:

102

  1. Материально-техническое и методическое оснащение образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2014).

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Тесты, опрос, анкетирование по темам курса.

Методическое пособие с поурочными разработками

Поурочные разработки по физической культуре для            учащихся 1- 4 классов (Ковалько В.И.) – М.: Вако, 2011. 

Список используемой литературы

1. Физическая культура: Учебник: 1-4 классы В. И. Лях          Издательство: «Просвещение», 2015;

2. Анащенкова С.В., Бойкина М.В., Виноградская Л.А., Матвеев А.П.. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2012.

3. Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2012.

4. Методика преподавания гимнастики в школе. – М., 2008.

5.  Журнал «Физическая культура в школе».

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru. ikipedia.org/wiki
  2. Сайты:

http: //festival.1september.ru/

http: //nsportal.ru/        

http: //planeta.tspu.ru/

Учебно-практическое оборудование

Щит баскетбольный игровой, стенка гимнастическая, скамейки гимнастические, стойки волейбольные, сетка волейбольная, комплект матов гимнастических, перекладина навесная универсальная, мячи баскетбольные, мячи волейбольные, набивные мячи, малые мячи, лыжи, лыжные палки.

        По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в таблице, что соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Физическая способность

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скорость

Бег 30 м. с высокого старта с опорой на руку, сек.

6,5

7,0

Сила

Прыжок в длину с места, см.

130

125

Сгибание рук в висе лежа, кол-во раз

5

4

Выносливость

Бег 1000 м.

Без учета времени

Координация

Челночный бег 3х10 м, с.

11,0

11,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Физическая культура 1 класс. ФГОС 2 поколения...

пояснительная записка по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова...

Пояснительная записка по физической культуре для 2 класса (ФГОС)

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 2 классов составлена  в соответствии с нормативными документами:1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Росси...

пояснительная записка по физической культуре 3 класс

Разработка пояснительной записки к учебнику по физической культуре. автор Лях...

Пояснительная записка по физической культуры для учащихся 1-4 классов.

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Рос...

Пояснительная записка по физической культуре для учащихся 1-4 классов

Пояснительная записка по физической культуре для учащихся 1-4 классов...