Главные вкладки

    Пояснительная записка по окружающему миру (4 класс, "Школа 2100")
    методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

    Мхитарян Анна Карленовна

    Пояснительная записка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasn.zapiska_okruzh.mir_4_kl..docx27.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа по предмету окружающий мир (человек, природа, общество) с  элементами ОБЖ составлена на основе авторской программы по окружающему миру в рамках Образовательной системы «Школа 2100» (для четырехлетней начальной школы),авторы: А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. – М.: «Баласс», 2010.

    Рабочая программа рассчитана на 68 часов(2 часа в неделю)

    Учебник  «Окружающий мир»  для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин,  Москва, изд. «Баласс», 2009.

    Уровень программы - базовый стандарт.

     Программа составлена для обучающихся разного уровня ( «мини-макс»).

    УМК учителя: учебник «Окружающий мир»  для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин,  Москва, изд. «Баласс», 2009. Тетрадь по окружающему миру в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов.  Москва, изд. «Баласс»,2009. Тетрадь для проверочных и контрольных работ в 2-х частях, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский,  Москва, изд. «Баласс»,2009. Методические рекомендации для учителя, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, – М. : Баласс,2009. Электронные издания: СД «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

     УМК обучающегося: учебник «Окружающий мир»  для 4 класса в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецов, Е.В. Сизова, С.В. Тырин,  Москва, изд. «Баласс», 2009. Тетрадь по окружающему миру в 2-х частях: «Человек и природа», «Человек и человечество», А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов.  Москва, изд. «Баласс»,2009. Тетрадь для проверочных и контрольных работ в 2-х частях, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский,  Москва, изд. «Баласс»,2009.

    Характеристика особенностей рабочей программы: составлена на основе авторской

    Цели и задачи курса 

    Цели и задачи курса соответствуют следующим задачам гимназии:

    1.Завершить реализацию программы развития гимназии до 2010 года. Разработать и принять Программу развития на 2010-2014 год.

    2. Совершенствовать программу формирования общеучебных умений учащихся в рамках реализации компетентностного подхода к образованию. Внедрить программу во все направления деятельности учебно-воспитательного процесса и методической теме гимназии: «Выстраивание системы формирования общеучебных умений с учётом возрастных особенностей и предметной специфики, соблюдая принципы преемственности, через использование инновационных технологий»

    Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

    Достижение этой цели предполагает решение  следующих задач:

    1. Умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения;

    2.Приобретение личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми;  

    3. Формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

    Ключевые ЗУНы, которые приобретут обучающиеся за учебный
    период
    :

    -оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций

    -высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

    - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

    -читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

    *вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

    *отделять новое от известного;

    *выделять главное;

    *составлять план.

    - выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

    - отбирать источники информации среди предложенных учителем

    -находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях и др.

    -сравнивать и группировать факты и явления

    - делать выводы на основе обобщения знаний

    -обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем

    -составлять план решения проблемы( задачи) вместе с учителем

    - в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех.

    УУД, которые приобретут обучающиеся за учебный период 

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе

    является формирование следующих умений:

    • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
    • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
    • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

    Регулятивные УУД:

    • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
    • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
    • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
    • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
    • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

    Коммуникативные УУД:

    • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
    • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
    • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
    • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
    • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

    Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

    Часть 1. Человек и природа

    1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

    • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
    • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
    • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
    • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
    • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
    • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

    2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

    • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
    • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

    Часть 2. Человек и человечество

    1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

    • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
    • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
    • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

    2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

    • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;

    Практическая   деятельность: комментированное чтение и диалог с  автором через текст; анализ текста; составление плана; краткий и подробный пересказ текста; творческие задания; составление схем и таблиц; проектная деятельность; доклады; экскурсии.

    Диагностические мероприятия: тематический и итоговый контроль ведётся на основе устных ответов, блицопроса, практической деятельности учащихся на уроках, проверочных работ, тестирования, докладов, творческих заданий.

    Критерии оценивания различных видов работ:

    1. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в проверочных и контрольных работах.

     2. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных (проверочных), итоговых (контрольных) работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.  

    Критерии отметки в соответствии с методическим письмом №1561/14-15 от 19.11.98 Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» и рекомендациями авторов программы интегрированного курса «Окружающего мира (человек, природа, общество) с  элементами ОБЖ»  А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова и др.

    Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты

     Применяемые технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, технология проблемно-диалогического  обучения, проектная технология, оценочная и  здоровьесберегающая технология.  Ведущая технология: технология проблемно-диалогического  обучения. Цель:  научить учащихся самостоятельно  « открывать»  знания.  Задачи: уметь объяснять мир, уметь определять своё отношение к миру. Ожидаемые результаты  - сформированные  УУД.

    Основные методы работы на уроке: диалогический (побуждающий и подводящий диалог), игровой, информационный.

    Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка по окружающему миру

    Пояснительная записка по окружающему миру УМК  "Школа 2100"...

    Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ

    Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе....

    Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса

    Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...

    Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса

    Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...