Главные вкладки

    Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ
    рабочая программа по окружающему миру по теме

    Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okr.1-4_kl.doc84 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Панфиловская средняя общеобразовательная школа»

    «Согласовано»                                   «Согласовано»                                      «Утверждено»

    Руководитель МО учителей              Заместитель директора по УВР            Директор школы

            начальных классов

    _________ /Хлопонина Т. В./              _________ /Копотилова Н. Н./             ________ /Волкова О. Н./

                 

                  Протокол № 1                                                                                                      Приказ № ___

           от «28» августа 2012 г.                            «28» августа 2012 г.                         от «31» августа 2012 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по учебному курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

    1-4 классы

    учителя начальных классов Мерзляковой Е. А.

    (первая квалификационная категория)

    Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы для 1-4 классов

    общеобразовательных учреждений  «Окружающий мир».

                                                          Рассмотрено на заседании

                                                                  педагогического совета школы

                                                                                         Протокол «№ ___ от «___» _________ 2012 г.

    2012 – 2013 учебный год

    Пояснительная записка

        Рабочая программа по окружающему миру  разработана в соответствии с требованиями    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (УМК «Перспективная начальная школа») без изменений.

       Специфика  предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

        Ценностные ориентиры содержания предмета.  Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

         С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных)  и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.  

    Целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является:

    - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе.                

    Задачи изучения курса:

         - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности  (доступных для осознания младшими школьниками);

         - формирование умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

         - формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

        -  формирование установки на здоровый образ жизни;

         - освоение доступных способов изучения природы и общества.  

    Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения

    В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

    - сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

    - различать предметы и выделять их признаки;

    - проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

    -объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;     - Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

    - называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

    - проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями. Такими как смена дня и ночи, смена времен года;

    - называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

    - описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

    - наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

    -приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

    - приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

    - проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    -  различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

    - называть органы чувств человека и их основные функции;

    - называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

    - проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

    - оказывать помощь птицам в зимнее время года.

    В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

    - проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;

    - различать и оценивать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе;

    - называть имя своего города, улицы;

    - называть столицу России, приводить примеры её достопримечательностей;

    - узнавать российский Государственный флаг и герб;

    - выполнять правила поведения при прослушивании гимна.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    - выполнять формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе;

    - подготавливаться к уроку и помогать готовиться одноклассникам;

    - называть имя своего края, города, название своей школы, её адрес;

    - называть столицу России, рассказывать о её достопримечательностях;

    - узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;

    В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

    - называть своё имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей;

    - использовать мобильный телефон для связи с родителями;

    -выполнять правила перехода проезжей части улицы;

    - выполнять и оценивать правила безопасного поведения на улице;

    - выполнять и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул;

    - приводить примеры распространенных несъедобных грибов своего края;

    - рассказывать о правилах сбора лекарственных трав и оказания первой помощи при укусе пчелы или осы.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    -   называть своё имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей;

    - использовать мобильный телефон для связи с родителями;

    - соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

    - соблюдать и оценивать правила безопасного поведения на улице;

    - соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул;

    - соблюдать правила сбора лекарственных трав

    - оказывать первую помощь при укусе пчелы или осы.

    Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения.

    В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

    - характеризовать особенности планет и звезд;

    - обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей;

    - объяснять движение Земли относительно Солнца;

    - сравнивать внешний вид и особенности насекомых, птиц, рыб;

    - группировать объекты природы по признакам;

    - отличать домашних животных от диких;

    - ставить простейшие опыты, анализировать результаты, делать выводы;

    - наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;

    - на основе опытов выявлять условия, необходимые для жизни растений;

    - выращивать растения в группе;

    - использовать оглавление, словарь, тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска информации;

    - определять характер взаимоотношений человека с природой;

    -понимать необходимость здорового образа жизни.

     Обучающиеся получат возможность научиться:

    - извлекать информацию из дополнительных источников знаний;

    - осознавать ценность природы необходимость нести ответственность за её сохранение;

    - соблюдать правила экологического поведения в природе;

    - пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

    - выполнять правила безопасного поведения в природе.

    В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

     - оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

    - называть профессии взрослых и оценивать их важность;

    - различать государственную символику;

    - ориентироваться и принимать участие в важных для страны и личности событиях;

    - описывать достопримечательность Кремля;

    - использовать дополнительные источники информации;

    - работать с оглавлением учебника.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    - различать прошлое, настоящее и будущее;

    - проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;

    - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности в семье, в классном и школьном коллективах;

      - оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

    В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

    - понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

     - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

    -  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

     -  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, выполнять режим дня;

    - соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе.

    Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения.

    В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

    - характеризовать глобус, карту и план;

    - находить на карте и глобусе географические объекты;

    - сравнивать и различать формы земной поверхности;

    - моделировать формы земной поверхности из пластилина;

    - проводить групповые наблюдения во время экскурсий;

    -ориентироваться на местности по компасу, карты;

    - приводить примеры веществ;

    - проводить простейшие опыты в группах при изучении свойств воды, воздуха, почвы, полезных ископаемых;

    - характеризовать кругооборот в природе;

    - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников свойств воды, воздуха, почвы,  полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

    - приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой;

    - различать полезные ископаемые;

    - характеризовать природные сообщества;

    - характеризовать влияние человека на природные сообщества;

    - фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края;

    - называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

    - называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

    - соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

    - использовать готовые модели для объяснения явлений.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    - самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние;

    - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников свойств воды, воздуха, почвы,  полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

    - осознать ценность природы и ответственность за её сохранение;

    - выполнять правила безопасного поведения в природе. Оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

     В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

    - описывать достопримечательности Московского Кремля;

    - различать прошлое, настоящее и будущее;

    - находить место изученного события на ленте времени;

    - на карте РФ города «Золотого кольца», Санкт – Петербург;

    - описывать достопримечательности городов «Золотого кольца», Санкт – Петербурга;

    - извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников о достопримечательностях города Санкт – Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

    - находить дополнительные источники информации (словари).

    Обучающиеся получат возможность научиться:

    - соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;

    - находить место изученного события на ленте времени;

    - использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет – адреса).

    В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

    - понимать необходимость соблюдения  правил безопасного поведения в гололед;

     - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения  в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания;

    -  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

    Обучающиеся получат возможность научиться:

     -  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

    - соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

    - соблюдать правила безопасного поведения  в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания;

    - осознать ценность природы и ответственность за её сохранение.

    Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения.

    Выпускники приобретут:

    - возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,

    - овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности, опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

    - ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.

    Выпускники научаться:

    - осознавать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,

    -  соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

    Выпускники овладеют:

    - некоторыми способами изучения природы и общества,

    - начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,

    -  научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, на материале природы и культуры родного края, поиск информации в электронных источниках.

    У выпускников будут развиты действия:

    -экологическая и культурологическая грамотность, элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

    В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускники научатся:

    - узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

    - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

    - сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

    - проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

    - следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

    - использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

    - использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

    - использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

    - обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

    - определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

    - понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

    Выпускник получит возможность научиться:

    - использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

    - моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

    - осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

    - пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

    - выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

    - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускники научатся:

    - знавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

    - описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

    - различать прошлое, настоящее, будущее;

    - соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;

    - находить место изученных событий на «ленте времени»;

    - используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

    - на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

    - оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

    - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

    Выпускник получит возможность научиться:

    - осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

    - ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

    - оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство  исторической перспективы;

    - наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

    - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

    - определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса

    Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...

    Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса

    Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...

    Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .

    Пояснительная  записка  по  окружающему  миру. 1 класс. ФГОС. Гармония ....

    Пояснительная записка по окружающему миру 4 класс УМК Гармония

    Пояснительная записка по окружающему миру 4 класс УМК Гармония...

    Пояснительная записка по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс.

    Пояснительнаязаписка к рабочей программе по окружающему миру 4 класс разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...