Пояснительная записка по окружающему миру для 1-4 классов по ПНШ
рабочая программа по окружающему миру по теме

Данная пояснительная записка поможет педагогам составить планирование по окружающему миру в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr.1-4_kl.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Панфиловская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»                                   «Согласовано»                                      «Утверждено»

Руководитель МО учителей              Заместитель директора по УВР            Директор школы

        начальных классов

_________ /Хлопонина Т. В./              _________ /Копотилова Н. Н./             ________ /Волкова О. Н./

             

              Протокол № 1                                                                                                      Приказ № ___

       от «28» августа 2012 г.                            «28» августа 2012 г.                         от «31» августа 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

1-4 классы

учителя начальных классов Мерзляковой Е. А.

(первая квалификационная категория)

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы для 1-4 классов

общеобразовательных учреждений  «Окружающий мир».

                                                      Рассмотрено на заседании

                                                              педагогического совета школы

                                                                                     Протокол «№ ___ от «___» _________ 2012 г.

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

    Рабочая программа по окружающему миру  разработана в соответствии с требованиями    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы «Окружающий мир» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (УМК «Перспективная начальная школа») без изменений.

   Специфика  предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что дает возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

    Ценностные ориентиры содержания предмета.  Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

     С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных)  и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе.  

Целью изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является:

- формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе.                

Задачи изучения курса:

     - усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности  (доступных для осознания младшими школьниками);

     - формирование умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;

     - формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    -  формирование установки на здоровый образ жизни;

     - освоение доступных способов изучения природы и общества.  

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 1-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

- сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

- различать предметы и выделять их признаки;

- проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;

-объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;     - Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;

- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями. Такими как смена дня и ночи, смена времен года;

- называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;

- описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

-приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

- приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».

Обучающиеся получат возможность научиться:

-  различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;

- называть органы чувств человека и их основные функции;

- называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;

- проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;

- оказывать помощь птицам в зимнее время года.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

- проводить наблюдения во время экскурсии по школе, находить свой класс и свое место в классе;

- различать и оценивать формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе;

- называть имя своего города, улицы;

- называть столицу России, приводить примеры её достопримечательностей;

- узнавать российский Государственный флаг и герб;

- выполнять правила поведения при прослушивании гимна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выполнять формы поведения, которые допустимы и недопустимы в школе;

- подготавливаться к уроку и помогать готовиться одноклассникам;

- называть имя своего края, города, название своей школы, её адрес;

- называть столицу России, рассказывать о её достопримечательностях;

- узнавать российский Государственный флаг среди флагов других стран;

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

- называть своё имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей;

- использовать мобильный телефон для связи с родителями;

-выполнять правила перехода проезжей части улицы;

- выполнять и оценивать правила безопасного поведения на улице;

- выполнять и оценивать правила безопасного поведения во время зимних каникул;

- приводить примеры распространенных несъедобных грибов своего края;

- рассказывать о правилах сбора лекарственных трав и оказания первой помощи при укусе пчелы или осы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-   называть своё имя и фамилию, домашний адрес, телефон родителей;

- использовать мобильный телефон для связи с родителями;

- соблюдать правила перехода проезжей части улицы;

- соблюдать и оценивать правила безопасного поведения на улице;

- соблюдать правила безопасного поведения во время зимних каникул;

- соблюдать правила сбора лекарственных трав

- оказывать первую помощь при укусе пчелы или осы.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения.

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

- характеризовать особенности планет и звезд;

- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей;

- объяснять движение Земли относительно Солнца;

- сравнивать внешний вид и особенности насекомых, птиц, рыб;

- группировать объекты природы по признакам;

- отличать домашних животных от диких;

- ставить простейшие опыты, анализировать результаты, делать выводы;

- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;

- на основе опытов выявлять условия, необходимые для жизни растений;

- выращивать растения в группе;

- использовать оглавление, словарь, тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска информации;

- определять характер взаимоотношений человека с природой;

-понимать необходимость здорового образа жизни.

 Обучающиеся получат возможность научиться:

- извлекать информацию из дополнительных источников знаний;

- осознавать ценность природы необходимость нести ответственность за её сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения в природе;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

- выполнять правила безопасного поведения в природе.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

 - оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

- называть профессии взрослых и оценивать их важность;

- различать государственную символику;

- ориентироваться и принимать участие в важных для страны и личности событиях;

- описывать достопримечательность Кремля;

- использовать дополнительные источники информации;

- работать с оглавлением учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности в семье, в классном и школьном коллективах;

  - оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

- понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

 - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

-  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 -  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, выполнять режим дня;

- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения.

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

- характеризовать глобус, карту и план;

- находить на карте и глобусе географические объекты;

- сравнивать и различать формы земной поверхности;

- моделировать формы земной поверхности из пластилина;

- проводить групповые наблюдения во время экскурсий;

-ориентироваться на местности по компасу, карты;

- приводить примеры веществ;

- проводить простейшие опыты в группах при изучении свойств воды, воздуха, почвы, полезных ископаемых;

- характеризовать кругооборот в природе;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников свойств воды, воздуха, почвы,  полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- приводить примеры взаимосвязи между живой и неживой природой;

- различать полезные ископаемые;

- характеризовать природные сообщества;

- характеризовать влияние человека на природные сообщества;

- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края;

- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

- использовать готовые модели для объяснения явлений.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно наблюдать погоду и описывать её состояние;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников свойств воды, воздуха, почвы,  полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- осознать ценность природы и ответственность за её сохранение;

- выполнять правила безопасного поведения в природе. Оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

 В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

- описывать достопримечательности Московского Кремля;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- находить место изученного события на ленте времени;

- на карте РФ города «Золотого кольца», Санкт – Петербург;

- описывать достопримечательности городов «Золотого кольца», Санкт – Петербурга;

- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников о достопримечательностях города Санкт – Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

- находить дополнительные источники информации (словари).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей;

- находить место изученного события на ленте времени;

- использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет – адреса).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

- понимать необходимость соблюдения  правил безопасного поведения в гололед;

 - понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения  в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания;

-  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 -  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

- соблюдать правила безопасного поведения  в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания;

- осознать ценность природы и ответственность за её сохранение.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 4-го года обучения.

Выпускники приобретут:

- возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира,

- овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности, опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

- ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.

Выпускники научаться:

- осознавать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,

-  соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.

Выпускники овладеют:

- некоторыми способами изучения природы и общества,

- начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,

-  научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, на материале природы и культуры родного края, поиск информации в электронных источниках.

У выпускников будут развиты действия:

-экологическая и культурологическая грамотность, элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

В результате изучения раздела «Человек и природа» выпускники научатся:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;

- следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

В результате изучения раздела «Человек и общество» выпускники научатся:

- знавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;

- описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее;

- соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком;

- находить место изученных событий на «ленте времени»;

- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

- оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство  исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...

Пояснительная записка по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа составлена по авторской программе А. А. Плешакова...

Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .

Пояснительная  записка  по  окружающему  миру. 1 класс. ФГОС. Гармония ....

Пояснительная записка по окружающему миру 4 класс УМК Гармония

Пояснительная записка по окружающему миру 4 класс УМК Гармония...

Пояснительная записка по окружающему миру 2 класс УМК "Гармония"

Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по окружающему миру для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Пояснительная записка по окружающему миру УМК "Перспектива" 4 класс.

Пояснительнаязаписка к рабочей программе по окружающему миру 4 класс разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего ...