Главные вкладки

    Пояснительная записка по окружающему миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему

    Тармакова Ангелина Андреевна

    Пояснительная  записка  по  окружающему  миру. 1 класс. ФГОС. Гармония .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_zapiska.docx56.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Данная рабочая учебная программа по курсу «Окружающий мир» разработана в соответствии со ст.14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.2 пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании», Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего образования.

    Для разработки учебной программы были использованы следующие материалы:

    1. Поглазова О. Т., Шилин  В. Д. Окружающий мир: программа и тематическое планирование.  Смоленск : Ассоциация XXI век,  2013.

     2. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, Часть 1 и 2, 2012 г.

     3. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2013 г.

    4. Методические  рекомендации к учебнику «Окружающий мир. 1 класс. Поглазова О. Т., М.В. Миронова». 2012 г.

            Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования.

             Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

            В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

            Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. 

            Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

    Общая характеристика учебного предмета

    Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

    Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с важнейшими событиями в его истории.

            Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища.

            При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется  как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.

            Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации.

    В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.

            Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.

            С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.

            Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

            В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.

            Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

            Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки .

            Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.

            Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

            Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.

            Таким образом  в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

      Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его.

    Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

    Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.

    Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

    В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.

    Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

    Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё

    Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

    Место учебного предмета в учебном плане

    Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе выделяется 66 учебных часов, из расчёта два часа в неделю. Изменений в содержательной части авторской программы нет.

    Результаты изучения учебного предмета

            В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

    Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

    У учащегося будут сформированы:

    -положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

    -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

    -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

    -понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

    -осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

    -умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

    -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

    -осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

    -понимание важности здорового образа жизни.

    У учащегося могут быть сформированы:

    -стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

    -зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

    -стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

    -эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

    -осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

    Метапредметные результаты 

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Первоклассник научится:

    -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.)

    -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

    -планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;

    -действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

    -контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);

    -оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

     получит возможность научиться:

    -оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;

    -ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);

    -проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

    -адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Ученик  научится:

    -осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;

    -осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

    -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;

    -применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

    -подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;

    -наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

    -использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;

    -осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Ученик научится:

    -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    -аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

    -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

    -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

    Ученик получит возможность научиться:

    -оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;

    -планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;

    -проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;

    -уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти вари-нты её разрешения ради общего дела.

    -участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

    Предметные результаты

    Ученик начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир»  научится:

    -приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

    -описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

    -сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

    -различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

    -различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

    -характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

    -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

    -вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

    -выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

    -исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

    -измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

    -выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

    В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

    -осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

    -оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

    -соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

    -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

    -объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

    -составлять и выполнять режим дня.

    Ученик получит возможность научиться:

    -сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;                                                                                                                                                                                          

    -следовать правилам здорового образа жизни;  

                                                                                               

    Печатные и другие пособия

    Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности),видеофильмы, звукозаписи.

    В соответствии с содержанием желательно иметь:

    – таблицы строение растения

    – географические (физическая карта полушарий, карта России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас гео-

    графических и исторических карт; адаптированная карта звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы,

    комплекты открыток);

    – модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

    – муляжи грибов, фруктов и овощей;

    – макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

    – разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

    – гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

    – предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

    – живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

    Содержание программы

    «Окружающий мир»

    1 класс (66 часа)

    Твои первые уроки  (14 ч)

    Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, обязанности ученика. Режим дня и правила личной гигиены школьника.

    Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».

    Правила безопасного поведения на улице, в транспорте; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Условные знаки как источник информации о правилах поведения (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др).

    Дидактическая игра: освоение правил поведения.

    Экскурсия по школе и на пришкольный участок.

    Окружающий мир и его изучение (8 ч)

    Наблюдения — источник знаний об окружающем мире. Свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опытов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира: любознательность, воображение, фантазия.

    Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, изделия, созданные человеком.

    Разнообразие и красота растений (15 ч)

    Многообразие растений. Значение растений в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.

    Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоративные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу.

    Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; зарисовка растений и их раскрашивание; уход за комнатными растениями.

    Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в лес).

    Разнообразие грибов (3 ч)

    Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком.

    Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.

    Разнообразие и красота животных (18 ч)

    Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные дикие и домашние животные родного края.

    Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае.

    Правила безопасного поведения при встрече с разными животными.

    Причины исчезновения некоторых видов животных. Бережное отношение к животным и забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу.

    Отличительные признаки живого. Растения, грибы, животные — живые существа.

    Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.

    Экскурсии:  в зоопарк, в цирк зверей.

    Творение людей вокруг тебя (8 часов)

    Результаты изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе

    Личностные универсальные учебные действия

    У ученика начнут формироваться:

    • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;

    • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
    • ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
    • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
    • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
    • понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
    • бережное отношение к природе, культуре родного края.

    У ученика могут быть сформированы:

    • желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
    • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
    • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

            осознание важности сохранять своё здоровье

    Метапредметные результаты

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Ученик начнёт учиться:

            организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);

    • принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
    • планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
    • действовать согласно плану, составленному учителем;
    • оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

    Ученик получит возможность научиться:

    • оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
    • попробует проявлять инициативу (с помощью учителя, или на интуативном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Ученик начнёт учиться:

    • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
    • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
    • подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
    • целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
    • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
    • пользоваться простыми условными обозначениями.

    Ученик получит возможность научиться:

            осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;

    • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
    • классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Ученик начнёт учиться:

    • строить речевое высказывание в устной форме;
    • кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
    • адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
    • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
    • проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

    Ученик получит возможность научиться:

    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
    • проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

    Предметные результаты

    Ученик начнёт учиться:

    • выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
    • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
    • определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
    • сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
    • различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные,

    комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

    • называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
    • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
    • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
    • описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем и на примере своей местности);
    • сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
    • различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
    • называть части тела человека;
    • характеризовать признаки времён года;
    • объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
    • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
    • оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
    • участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
    • вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.

    Выпускник получит возможность научиться:

            ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

    • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
    • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
    • выполнять режим дня;
    • рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села);
    • объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
    • классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
    • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
    • моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;

    • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
    • интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;
    • осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);
    • осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
    • создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
    • понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.
    • определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
    • обеспечения безопасности своей жизни;
    • ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;
    • проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
    • выполнения правил культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; безопасного и экологически грамотного поведения в природе, укрепления своего здоровья, охраны природы.

    Чтобы он понимал:

    • в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;
    • важно сохранять разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;
    • многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
    • можно создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
    • надо оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.

    Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    образовательного процесса

     Для ученика:                                                                                                                                                                                                                                              

    Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, Часть 1 и 2, 2013 г.

    Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2013 г.

    Для учителя:

    Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса, 2012 г.

    Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, 2013 г.

    Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Тестовые задания. – 2013Миронова М.В. Поглазова О.Т. Наглядные пособия для 1–4 классов. – 2013.

    Электронное приложение к учебникам и рабочим тетрадям с  Сайта  Гармония.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Планирование по окружающему миру по УМК "Гармония", 3 класс

    Планирование для 3 класса по окружающему миру по УМК "Гармония"...

    Рабочая программа по окружающему миру по программе "Гармония" для 2 класса по ФГОС

    Пояснительная записка + тематическое планирование с УУДами....

    Урок окружающего мира по УМК Гармония 2 класс "Водоемы. Значение воды для всего живого на Земле"

    Урок построен в соответсвии с тебованиями ФГОС. Предусмотерно использование практических методов, методов проблемного диадлога. Материал может быть полезен учителя начальных классов, работающих по люб...

    Рабочая программа по окружающему миру для УМК "Гармония", 1 класс.

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Т.Поглазовой, входящей в УМК "Гармония", и предназначена для 1 класса. В программе представлены: пояснительная записка с указанием цели, за...