Главные вкладки

    тематическое планирование по окружающему миру по программе "Гармония" 1 класс
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме

    Николаева Наталия Николаевна

    Планирование по окружающему миру для 1 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _planirovanie_om_1.doc247 КБ

    Предварительный просмотр:

     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО)

     

    УМК «Гармония»

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир (Человек. Природа. Общество)» для 1 класса

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе:

    1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373
    2. Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения),  2011г. 
    3. Авторской программы О.Т. Поглазовой «Окружающий мир»

    Роль и место дисциплины в образовательном процессе

    Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетентностей. Играет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

    Данный курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности

    Кому адресована программа

    Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся начальной школы

    Цели программы

    1. Формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
    2. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    1. Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
    2. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
    3. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерности окружающего мира природы и социума.
    4. Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
    5. Человечество как многообразие народов, культур, религий.
    6. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
    7. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
    8. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
    9. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
    10. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
    11. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
    12. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
    13. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
    14. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям

    Специфика программы

    «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

    Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы

    Основные содержательные линии курса (раздел и структура)

    Определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в примерной программе содержательными блоками:

    «Человек и природа»

    «Человек и общество»

    «Правила безопасной жизни»

    Результаты изучения учебного предмета

    Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

    1. осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
    2. осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности);
    3. чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
    4. осознание этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
    5. уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
    6. расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
    7. способность к адекватной самооценке с опорой на значение основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
    8. установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.


    Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

    1. способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
    2. умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
    3. освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, селе и др.);
    4. способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.


    Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

    1. усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
    2. сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
    3. владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
    4. умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
    5. владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
    6. овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
    7. понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
    8. понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
    9. понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед

    Виды и формы организации учебного процесса

    Виды учебной деятельности:

    1. поиск информации из разных источников и её обработка (запись, обобщение, структурирование, презентация в вербальной и наглядной формах);
    2. планирование и выполнение небольших исследований по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных процессов;
    3. сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществление совместной деятельности в малых и больших группах;
    4. наблюдения за природными объектами и явлениями;
    5. выполнение практических работ.


    Формы организации учебного процесса:

    1. дидактические игры;
    2. уроки в музеях;
    3. уроки на улицах города;
    4. уроки-путешествия;
    5. уроки-семинары (конференции);
    6. уроки с элементами исследования;
    7. кратковременные предметные экскурсии, прогулки

    Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

    Место учебного предмета в учебном плане

    Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в первом классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

    Материально-техническое обеспечение учебного предмета

    Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для 1 – 4 классов, который включает учебники в двух частях и тетради с печатной основой в двух частях по каждому классу, тетрадями тестовых заданий для 2, 3, 4 классов, методическими рекомендациями для учителя

    1 класс

    Библиографический список для учащихся и учителя

    Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

    Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О.Т. Поглазова,  В.Д. Шилин  – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

    Поглазова О.Т. Миронова М.В. Окружающий мир 1 класс / Методические рекомендации. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

    Поглазова О.Т. Окружающий мир для 1–4 классов / Программы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

    Примерные программы по учебным предметам.  Начальная школа. В 2ч. Ч.1 - 5-ое изд., перераб. - М. : Просвещение,2011. - 400с. - (Стандарты  второго поколения).



    Печатные и другие пособия

    Для организации работы с разными источниками информации в наличии имеются научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

    В соответствии с содержанием имеются:

    – таблицы, плакаты,   портреты выдающихся людей России;

    –географические и исторические карты;

    – рельефные модели равнины, холма, оврага;

    – модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

    – коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых;

    – гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

    – живые объекты (комнатные растения) и др.

    .


    Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

    Условные обозначения:

    К – полный комплект для индивидуальной работы в классе (на каждого ученика);

    Ф – комплект для фронтальной работы (на двух учеников);

    П – комплект для работы в группах (на 5–6 учеников).

    Глобус – Д

    Лупа – П

    Компас – П

    Весы с набором разновесов – Д

    Термометры – Д и др.


    Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

    Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы


    Технические средства обучения

    Экспозиционный экран

    Аудиопроигрыватель

    Персональный компьютер

    Мультимедийный проектор


    Тематическое планирование (УМК «Гармония»)

    Окружающий мир, автор О.Т. Поглазова, 1 класс 66 часов 2 часа в неделю

    (II вариант)

    Содержание курса

    Тематическое планирование

    Характеристика деятельности учащихся

    Человек и природа (42 ч)

    Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

    Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.

    Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. 

    Грибы: съедобные и ядовитые.

    Правила сбора грибов.

    Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

    Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

    Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

    Правила поведения в природе. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).

    Общее представление о строении тела человека.

    Как человек узнает мир (7 ч)

    Предметы и признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.)

    Как человек узнаёт мир, источники информации о нём.

    Органы чувств человека. Память хранилище опыта. Книга хранит знания и опыт людей.

    Условные знаки как источник информации.

    Наблюдения – важнейший способ познания окружающего мира.


    Что такое природа (2 ч)

    Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомство с природными объектами и изделиями (искусственными предметами). Неживая и живая природа.

    Отличие живых существ от тел неживой природы


    Природа вокруг нас (8 ч)

    Растения, грибы, животные, человек – живые организмы, их признаки. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к ним.    

    Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов.

    Домашние и дикие животные  

    Культурные и дикорастущие растения.

    Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу


    Экосистемы и их компоненты (24 ч)

    Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности).

    Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.


    Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.

    Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

    Среда обитания и особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных (рыб, птиц, млекопитающих). Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся, их различие.

    Дикие и домашние животные (на примере животных родного края). Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.












    Человек – часть природы (1 ч)

    Заповедники, национальные парки, заказники, зоопарки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

    Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

    Называть окружающие предметы и их признаки.

    Различать предметы и выделять их признаки.

    Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых их можно узнать.

    Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки.


    Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства.

    Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы.



    Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам.

    Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов.

    Различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

    Характеризовать роль грибов в природе и жизни людей.

    Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных (на примере своей местности)


    Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия.

    Различать части цветкового растения.

    Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

    Характеризовать роль растений в природе и жизни людей.

    Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

    Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа).

    Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей.

    Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией животными.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

    Характеризовать роль животных в природе и жизни людей в том числе с позиции бережного отношения к ним.

    Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

    Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своей местности, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения.

    Проводить наблюдения во время экскурсии.


    Оценивать влияние современного человека на природу.

    Характеризовать работу людей по сохранению природы. Оценивать личную роль в охране природы

    «Правила безопасной жизни» (5 ч)

    Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.

    Ценность здоровья и здорового образа жизни.

    Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья: образ жизни – путь к здоровью.

    Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды.

    Азбука безопасности. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте. Правила дорожного движения — гарантия безопасности на улицах города.

    Правила безопасного поведения в природе (в горах, у водоёмов, во время грозы, под солнечными лучами), при встрече с разными животными

    Практическая работа по освоению правил здорового образа жизни.

    Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека.

    Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

    Выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасного поведения.

    Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге).

    Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр

    «Человек и общество» (19 ч)

    Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

    Человек – создатель и носитель культуры

    Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке.

    Составление режима дня школьника.

    Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

    Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

    Наша Родина - Россия, Российская Федерация.

    Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

    Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта

    Я – школьник (8 ч)

    Школьник и его жизнь в школе: школа – первая работа. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых: однокашников не выбирают, но уважают.

    Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока «Окружающий мир».

    Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи: друзей выбирают и любят. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.

    Режим дня младшего школьника, чередование труда и отдыха. Важность здорового сна






    Человек – член общества (2 ч)

    Человек – создатель и носитель культуры. Красота природная и рукотворная.

    Красота изделий народных мастеров. Природные материалы, используемые человеком для изделий, как их беречь.



    Наша родина – Россия (3 ч)

    Родина, соотечественники. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам.

    Национальные узоры в одежде и предметах быта.

    Увлечение коллекционированием, домашний музей.



    Родной край – частица Родины (6 ч)

    Родной город. Домашний адрес. Родной регион. Главные достопримечательности населенного пункта: памятники истории и культуры, святые места памяти землякам, погибшим в боях за Родину. Памятники истории и культуры региона, их охрана. Основные занятия жителей, места отдыха. Особенности природы, её красота.

    Как создавать и беречь красоту и чистоту своего города (села, территории дома, школьного двора). Правила экологически грамотного поведения в природе

    Познакомиться с учителем и одноклассниками.

    Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимоотношениях со взрослыми, со сверстниками.

    Различать с позиции нравственных норм формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах.

    Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

    Практическая работа: составлять режим дня и давать его анализ (сколько времени на что отведено).

    Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.).

    Проводить наблюдения  во время экскурсии по своему району или городу (особенности пути домой, безопасность в дороге домой)


    Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения по данной теме.

    Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом


    Моделировать и обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям.

    Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.

    Обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать

    Рассказывать по результатам экскурсии в краеведческий музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий и памятниках истории и культуры родного региона.

    Находить дополнительную информацию о прошлом родного края, известных людях, обычаях, праздниках народов, его населяющих.

    Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.

    Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры.

    Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.

    Участвовать в праздновании Дня города


    Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 1 классе (УМК «Гармония»)

    Тема раздела программы. Тема урока. Тип урока.

    Кол. час.

    Элементы содержания

    Элементы дополнит. содержания

    Практическая часть программы

    Требования к уровню подготовки

     Ком,уч.оборуд.

    УУД

    Раздел «Человек и общество» – 4 часа

    Я – школьник

    1

    Школьник и его жизнь в школе: школа – первая работа.

    Урок ознакомления с новым материалом 

    Учебник – с. 3-7

    1

    Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Особенности урока «Окружающий мир»

    Знать правила поведения на уроке; уметь отвечать на вопросы. Осознавать и ценить роль и значение школы в жизни школьника

    Работа с портфолио

    Познакомиться с учителем и одноклассниками.

    Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимоотношениях со взрослыми, со сверстниками

    2

    Школьник и его жизнь в школе: школа – первая работа. Обращение к учителю. 

    Урок-экскурсия

    Учебник – с. 8, 9;

    Рабочая тетрадь – с. 3, задания 1, 2

    1

    Младший школьник.

    Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.

    Организация рабочего места в школе и дома

    Экскурсия по школе

    Знать и соблюдать правила поведения в школе

    Работа с портфолио

    Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.)

    3

    Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

    Разнообразие уроков, их расписание.

    Урок-игра

    Учебник – с. 10-13;

    Рабочая тетрадь – с. 4, 5, задания 3, 4, 5

    1

    Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.

    Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, Разнообразие уроков, их расписание

    Уметь формулировать и обосновывать правила бережного отношения к личному и школьному имуществу

    Работа с портфолио

    Различать с позиции нравственности формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах.

    Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

    4

    Правила поведения в школе, на уроке. 

    Урок ознакомления с новым материалом

    Учебник – с. 14-17

    1

    Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых

    ОБЖ 1

    Понимать, что является членом коллектива одноклассников; соблюдать правила культурного и безопасного поведения

    Работа с портфолио

    Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми

    Раздел «Человек и природа» – 1 час

    Как человек узнает мир

    5

    Предметы и признаки предметов (цвет, форма, сравнительные

    размеры и др.).

    Условные знаки как источник информации.

    Учебник – с. 18-21;

    Рабочая тетрадь – с. 6-7, задания 6-9

    1

    Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

    Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.)

    Уметь принимать учебную задачу и планировать её выполнение; работать в паре; пользоваться условными обозначениями

    презентация

    Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

    Называть окружающие предметы и их признаки.

    Различать предметы и выделять их признаки

    Раздел «Правила безопасной жизни»  3 часа

    6-7

    Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.

    урок-путешествие

    урок-игра

    Учебник – с. 22-27;

    Рабочая тетрадь – с. 8, 9, задания 10-13

    2

    Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах

    Ролевая игра

    «Я – примерный пешеход и пассажир»

    ОБЖ 2

    Уметь пользоваться условными знаками,  раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них

    Ур.тетушки Совы — уроки безопасности, оформление стенда

    Выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасного поведения.

    Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр

    8

    Азбука безопасности. Правила дорожного движения – гарантия безопасности на улицах города.

    Урок-практикум на улице

    1

    Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах.  правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки)

    Экскурсия

    «Безопасный путь»

    ОБЖ 3

    Уметь моделировать поведения на улице. Уметь «читать» условные знаки.

    Ур.тетушки Совы — безопасность на дороге, оформление стенда

     Проводить наблюдения  во время экскурсии по своему району или городу (особенности пути домой, безопасность в дороге домой).

    Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (безопасное поведение на дороге)

    Раздел «Человек и общество» – 3 часа

    Я – школьник

    9

    Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения.

    Урок-игра

    Учебник – с. 28-31

    1

    Человек  член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения

    Ролевая игра

    «Я – культурный человек»

    Знать и соблюдать правила культурного общения в школе. Знать «вежливые слова»

    Ур.тетушки Совы — уроки вежливости

    Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимоотношениях со взрослыми, со сверстниками

    10

    Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.

    Урок-практикум

    Учебник – с. 32-35

    1

    Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах

    Понимать, что является членом коллектива одноклассников; соблюдать правила культурного и безопасного поведения

    Ур.тетушки Совы — уроки вежливости

    Различать с позиции нравственности формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах

    11

    Культура поведения в школе и других общественных местах.

    Урок-игра

    Учебник – с. 36- 41;

    Рабочая тетрадь с. 10, задание 14

    1

    Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах

    Ролевая игра

    «Я – культурный человек»

    Моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транспорте, на улице; уметь оценивать поведение своё и окружающих с позиции культурного человека

    Ур.тетушки Совы — уроки вежливости

    Различать с позиции нравственности формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах

    Раздел «Правила безопасной жизни»  2 часа

    12-13

    Личная гигиена школьника. Физическая культура как условие сохранения и укрепления здоровья 

    Урок ознакомления с новым материалом

    Учебник – с.42-51;

    Рабочая тетрадь с. 11, 12, задания 15-19

    2

    Ценность здоровья и здорового образа жизни. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание. Правильный выбор одежды

    ОБЖ 4

    Уметь ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка;

    внимательно и ответственно относиться к своему здоровью

    Практическая работа по освоению правил здорового образа жизни.

    Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих

    Раздел «Человек и общество»  1 час

    Я – школьник

    14

    Режим дня младшего школьника, чередование труда и отдыха. Важность здорового сна.

    Урок-игра

    Учебник – с. 52-54;

    Рабочая тетрадь – с. 13, задания 20, 21

    1

    Младший школьник. Составление режима дня школьника

    Ролевая игра

    «Время знаю – всюду успеваю»

    ОБЖ 5

    Осознавать значение чередования труда и отдыха. Знать основные правила личной гигиены. Уметь составлять режим дня

     Презентация, оформление стенда

    Практическая работа: составлять режим дня и давать его анализ (сколько времени на что отведено)

    Раздел « Человек и природа» – 3 часа

    Как человек узнает мир

    15

    Как человек узнает мир. Наблюдения – важнейший способ познания окружающего мира.

    Урок-прогулка

    Учебник – с. 56-57;

    Рабочая тетрадь – с. 14, задания 1, 2

    1

    Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Наблюдения – важнейший способ познания окружающего мира

    Прогулка в школьный двор для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала

    Уметь характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств;

    уметь работать в паре

    Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать.

    Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки

    16

    Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

    Урок-практикум

    Учебник – с. 58-61;

    Рабочая тетрадь – с. 15, задания  3, 4, 5

    1

    Признаки предметов (цвет,  форма, сравнительные

    размеры и др.).

    Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют)

    Практическая работа: наблюдение разных предметов с целью определения их внешних признаков, свойств

    Знать признаки предметов; уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру и др. признакам

     

    Называть окружающие предметы и их признаки.

    Различать предметы и выделять их признаки.

    Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать

    17

    Органы чувств человека. Память хранилище опыта.

    Урок-практикум 

    Учебник – с. 62-64;

    Рабочая тетрадь – с. 16, задания 6, 7

    1

    Признаки предметов (цвет,  форма, сравнительные

    размеры и др.)

    Практическая работа: наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств

    Иметь представление об органах чувств; знать о роли органов чувств в жизни человека; знать и соблюдать правила бережного отношения к органам чувств

    наглядность  

    Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать.

    Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки

    Раздел « Человек и природа» – 1час

    Что такое природа

    18

    Природа – это весь многообразный мир, который окружает человека. Знакомство с природными объектами и изделиями.

    Урок ознакомления с новым материалом

    - с дидактической игрой Учебник – с. 65-67

    1

    Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком

    Работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (природа и изделия человека)

    Эстетически воспринимать окружающее;

    уметь наблюдать, классифицировать предметы окружающего мира

    Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства

    Раздел « Человек и природа» – 1 час

    Как человек узнает мир

    19

    Наблюдения - важнейший способ познания окружающего мира.


    Учебник – с. 68-69

    1

    Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире

    Практическая работа: наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств

    Уметь извлекать информацию из разных источников; умение задавать вопросы об окружающем и находить ответы на них;

    уметь работать в паре

    Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

    Различать предметы и выделять их признаки

    Раздел « Человек и природа» – 1 час

    Что такое природа

    20

    Неживая и живая природа. Отличие живых существ от тел неживой природы.

    Урок ознакомления с новым материалом

    Учебник – с. 70-72;

    Рабочая тетрадь – с. 17-18, задания 8-10

    1

    Неживая и живая природа.

    Восприятие человеком окружающего мира. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира. Отличие живых существ от тел неживой природы

    Работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека)

    Знать отличия живых существ от тел неживой природы; знать источники для познания окружающего мира; знать качества, необходимые для успешного познания мира

    Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы

    Раздел « Человек и природа» – 2 часа

    Как человек узнает мир

    21-

    22

    Как человек узнаёт мир, источники информации о нём. Обобщение.

    Урок-экскурсия

    -обобщающий урок

    Учебник – с. 55-72;

    Рабочая тетрадь – с. 19, задание 11

    2

    Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные

    размеры и др.)

    Экскурсия (1 час) в школьный двор  для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала

    Понимать взаимосвязь живой и неживой природы. Осознавать отличительные признаки живой и неживой природы.

    Уметь целенаправленно наблюдать природные объекты и явления





     

    Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.

    Различать предметы и выделять их признаки.

    Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки

    Раздел « Человек и природа» – 33часа

    Природа вокруг нас – 1 час

    23

    Растения – живые организмы, их признаки. Роль растений в природе и жизни людей.

    Учебник – с. 73-75;

    Рабочая тетрадь – с. 20, задание 1

    1

    Растения, их разнообразие.

    Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода)

    Различать растения и животных, осознавать роль растений в природе и жизни человека

    Работа с гербарием

    Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

    Характеризовать роль растений в природе и жизни людей

    Экосистемы и их компоненты – 9 ч

    24

    Растения, их разнообразие. Части растения.

    Урок-практикум

    Учебник – с. 76-77;

    Рабочая тетрадь – с. 21, задания 2

    1

    Растения, их разнообразие.

    Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).

    Практическая работа: рассматривание частей растения на комнатном растении

    Знать части растений. Уметь характеризовать особенности строения растений

     Работа с гербарием

     Различать части цветкового растения.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

    25-27

    Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы, их отличительные признаки.


    Учебник - с. 78 – 79;

    Рабочая тетрадь - с. 22, задания 4, 5, с. 23, задание 6.

    урок-ознакомление с новым материалом


    Учебник - с. 80-82;

    Рабочая тетрадь –

    с. 24-25, задания 7-10.

    урок – практикум

    урок – экскурсия

    3

    Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы.

    Практическая работа: моделирование строения дерева (работа в паре).



     ОБЖ 6

    Знать отличительные признаки деревьев; знать правила поведения в лесу.

    Уметь наблюдать и делать выводы; извлекать информацию из рисунка-схемы;

    уметь сравнивать растения; уметь моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью


    Работа с гербарием








    Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

    Характеризовать роль растений в природе и жизни людей

    28-29

    Роль растений в природе и жизни людей. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие.


    Учебник - с. 83-85;

    Рабочая тетрадь - с. 26, задания 11, 12, 13, с. 30, задание 19.

    урок ознакомления с новым материалом


    Учебник - с. 86 – 88;

    Рабочая тетрадь - с. 27, 28, задания 14-17. урок ознакомления с новым материалом

    2

    Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие

    Знать отличительные признаки лиственных деревьев; иметь представление о творчестве поэтов и художников.

    Знать отличительные признаки хвойных деревьев; уметь различать лиственные и хвойные деревья

     

    Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

    Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия

    30

    Роль растений в природе и жизни людей. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод.


    Учебник - с. 89- 92;

    Рабочая тетрадь - с. 32, 33 задания 21-23.

    урок-игра

    1

    Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

    Ягодные кустарники

    Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы)

    ОБЖ 7

    Знать отличительные признаки ягодных растений; знать ягоды своего края и правила их сбора; понимать что, среди растений есть опасные для жизни человека; уметь различать ядовитые ягоды

    Характеризовать роль растений в природе и жизни людей.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

    31

    Разнообразие растений 


    Рабочая тетрадь

    – с. 36-40, задания 1-10.


    Учебник - с. 93-95, второй форзац

    урок – семинар

    1

    Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

     Удивительные растения мира

    Иметь представление об удивительных растениях мира, уметь приводить примеры;  использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации

     

    Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

    Характеризовать роль растений в природе и жизни людей

    32

    Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений.


    Учебник

    (часть 2) - с. 3-5;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 3, задания 1, 2, 3.

    урок с дидактической игрой

    1

    Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в жизни людей. Бережное отношение человека к растениям.

    . Разнообразие растений сада, огорода, поля. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изготавливают

    Работа с гербарием;


    дидактическая игра «Узнай растение»

    ОБЖ 8

    Различать дикорастущие и культурные растения; узнавать (называть) растения по фото, рисункам, описаниям.

    Уметь различать, сравнивать, объединять растения в группы;

    уметь работать в паре

    Работа с гербарием

    Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

    Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

    Природа вокруг нас – 1 ч

    33

    Дикорастущие и культурные растения.

    Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.


    Учебник

    (часть 2) - с. 8-11;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 6, задания 8, 9, 10.

    комбинированный урок

    1

    Дикорастущие и культурные растения.

    Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

    Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу

    Зарисовка растений


    ОБЖ  9

    Знать несколько видов полевых растений; узнавать (называть) растения по фото, рисункам, описаниям.

    Уметь составлять рассказ по картинкам; уметь готовить небольшое сообщение

     Работа с гербарием

    Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения.

    Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности)


    Экосистемы и их компоненты – 2 ч

    34

    Роль растений в природе и жизни людей. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.


    Учебник (часть 2) - с. 12-14;

    Рабочая тетрадь (часть 2) -  с.7, задания 11, 12.

    Урок-практикум

    1

    Роль растений в жизни людей. Бережное отношение человека к растениям. 

    Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними

    Практическая работа:

    уход за комнатными растениями


    ОБЖ 10

    Знать несколько видов декоративных и комнатных растений; уметь ухаживать за комнатными растениями; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение

     Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

    Характеризовать роль растений в природе и жизни людей

    35

    Разнообразие растений. Обобщение.


    Рабочая тетрадь (часть 2) – с. 8 - 9, задания 1, 2, 3, 4.

    Обобщающий урок

    1

    Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения.

    Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

    Уметь работать с разными источниками информации; уметь  сравнивать предметы, объединять их в группы;

    уметь выполнять тестовые задания

     

    Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия.

    Различать части цветкового растения.

    Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы

    Природа вокруг нас – 4 часа

    36

    Грибы – живые организмы, их признаки.

    Разнообразие грибов. Строение шляпочного гриба.


    Учебник (часть 2) -с. 15-18;

    Рабочая тетрадь – с. 11, задание 3.

    Интегрированный урок с Изо, технологией

    1

    Грибы: съедобные и ядовитые.

    Строение шляпочного гриба

    Практическая работа

    Лепка шляпочных грибов (работа в парах)


     

    Называть отличительные признаки грибов, особенности их внешнего вида; уметь выполнять лепку грибов из пластилина

    игра-лото

    Характеризовать роль грибов в природе и жизни людей

    37

    Грибы: съедобные и ядовитые.

    Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов.


    Учебник (часть 2) -с. 19-21;  

    Рабочая тетрадь (часть 2) – с. 10, 11, задания 1, 2, 5.

    урок с дидактической игрой

    1

    Грибы: съедобные и ядовитые.

    Правила сбора грибов.

    Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов

    Рассматри-вание муляжей

    Знать группы съедобных и несъедобных грибов, знать грибы своего края; знать правила сбора грибов

     пазлы

    Различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

    Характеризовать роль грибов в природе и жизни людей

    38

    Грибы: съедобные и ядовитые.

    Другие виды грибов.


    Учебник (часть 2), с. 22-23;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 11, задание 4.

    Комбинированный урок

    1

    Грибы: съедобные и ядовитые.

    Правила сбора грибов.

    Грибы-разрушители, микроскопические грибы (не видимые невооружённым глазом), дрожжевые и плесневые грибы

    Рисование грибов


    ОБЖ 11

    Уметь определять принадлежность грибов к группам.

    Уметь моделировать шляпочные грибы;

    умение распределять работу в паре

    Пазлы, игра-лото

    Различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).

    Характеризовать роль грибов в природе и жизни людей

    39

    Животные – живые организмы, их признаки. Роль животных в природе и жизни людей.


    Учебник (часть 2), с. 25-29;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 12, задание 1.

    Комбинированный урок

    1

    Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Среда обитания и способы питания и защиты разных животных (растительноядные, хищные, всеядные животные)

    Знать отличительные признаки живого, сравнивать, анализировать, обобщать связи между растениями и животными

     Ур.тетушки Совы- уроки живой природы,

    презентация

    Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

    Характеризовать роль животных в природе и жизни людей

    Экосистемы и их компоненты – 11 ч

    40

    Животные, их разнообразие. Млекопитающие, их отличия.


    Учебник (часть 2) -с. 30-33;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 13, задания 2, 3, 4.

    урок ознакомления с новым материалом

    1

    Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

    Млекопитающие, их отличия

    Знать отличительные признаки млекопитающих; узнавать по описаниям, рисункам, фото представителей млекопитающих

    Ур.тетушки Совы- уроки живой природы, презентация

    Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей.

    Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни животных

    41

    Животные, их разнообразие. Птицы,  их отличия.


    Учебник (часть 2) - с. 34-37;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 14-15, задания 5-7.

    Урок-игра

    1

     Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные)

    Работа с разрезными карточками (распределение животных на группы)

    Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных;

    уметь  работать с разными источниками информации; умения моделировать

    Ур.тетушки Совы- уроки живой природы, презентация

    Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей.

    Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни животных

    42

     Размножение разных животных (птицы).


    Учебник (часть 2) -с. 38 – 39;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 16, задание 8.

    Урок с дидактической игрой

    1

    Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери)

    Работа с разрезными карточками  

    Уметь наблюдать, описывать свои наблюдения; моделировать предметы окружающего мира

     

    Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни животных

    43

    Животные, их разнообразие (птицы).

    Учебник (часть 2) - с. 40-43;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 16, задание 9; с. 17, задание 10.

    Урок-экскурсия

    1

    Животные, их разнообразие. Особенности питания разных животных. Экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

    Наиболее распространенные птицы, обитающие в родном крае

    Экскурсия «Птицы родного края»

    Знать о приспособленности птиц к среде обитания, в т.ч. родного края

    Наглядный материал

    Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни животных

    44-45








    Насекомые, их отличия. Общественные насекомые.


    Учебник (часть 2) - с. 44-45;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 18-19, задания 11, 12, 13.

    урок с элементами исследования


    Учебник (часть 2) - с. 46-48;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 20, задание 14.

    урок ознакомления с новым материалом

    2

    Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

    Насекомые,  их отличия. Общественные насекомые


      ОБЖ 12

    Знать отличительные особенности насекомых. Уметь находить сходства и различия, представлять образ предмета по его описанию; наблюдать и описывать предметы окружающего мира, обобщать найденную информацию и делать выводы

     Ур.тетушки Совы- уроки живой природы, наглядный материал, презентация

    Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей.

    Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни животных

    46

    Разнообразие насекомых.


    Учебник (часть 2) -с. 49-51;

    Рабочая тетрадь

    (часть 2) - с. 21-23, задания 15-19, тест.

    урок с дидактической игрой

    1

    Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

    Разнообразие насекомых

    Уметь определять основную и дополнительную информацию из текста, выделять научную информацию из художественного текста, анализировать рисунки

     

     Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения

    47-48

    Рыбы,  их отличия.


    Учебник (часть 2) - с. 52, 54;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 24, задания 21, 22.

    урок ознакомления с новым материалом



    Учебник (часть 2) - с. 53, 55;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 24, задание 20.

    урок-экскурсия

    2

    Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Рыбы,  их отличия.








    Разнообразие рыб


    ОБЖ 13









    Экскурсия в живой уголок

    «Лапландии»

    Знать существенные признаки рыб, строение водных обитателей; узнавать по описаниям, рисункам, фото представителей разных групп животных (рыб).




    Знать группы рыб по способу питания и среде обитания, уметь приводить примеры представителей разных групп рыб; формулировать, обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе

     презентация

    Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, зверей.

    Сравнивать способы питания, размножения, обмена информацией, характерные для животных.

    Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

    Характеризовать роль животных в природе и жизни людей

    49

    Животные, их разнообразие.  Земноводные, их отличия. Пресмыкающиеся, их отличия



    Учебник (часть 2) - с. 56-58;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 25, 26, задания 23-25.

    комбинированный урок

    1

    Животные, их разнообразие. Земноводные, их отличия. Пресмыкающиеся, их отличия

    Уметь ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы; проводить наблюдения и описывать их.

    Узнавать по описаниям, рисункам, фото представителей пресмыкающиеся и земноводных

    Презентация

    Ур.тетушки Совы- уроки живой природы  

    Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  животных (на примере животных своей местности).

    Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия.

    Выделять существенные признаки систематических групп животных

    50

    Животные, их разнообразие. Разнообразие пресмыкающихся (древние пресмыкающиеся)


    Учебник (часть 2) - с. 59 Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 27-28, тест, задания 26-28.

    комбинированный урок

    1

    Животные, их разнообразие. Разнообразие пресмыкающихся (древние пресмыкающиеся)

    Узнавать по описаниям, рисункам, фото представителей разных групп животных (пресмыкающиеся) .Уметь ставить познавательную задачу и планировать её решение; умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы

     Презентация, Ур.тетушки Совы- уроки живой природы

    Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  животных (на примере животных своей местности).

    Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия.

    Выделять существенные признаки систематических групп животных

    Природа вокруг нас – 2 часа

    51-52

    Дикие и домашние животные.


    Учебник (часть 2) - с. 60 – 63;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 29, 30,  задания 29-31.

    комбинированный урок


    Учебник (часть 2) -с. 64 – 66;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 30, задания 32, 33.

    урок применения и систематизации знаний

    2

    Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным .Значение животных для природы и человека

    Практическая работа: уход за животными  домашними



    ОБЖ 14

    Уметь определять принадлежность животных к группе домашних или диких. Ухаживать за домашними животными

     Наглядный материал «Дикие и домашние животные»,Ур.тетушки Совы- уроки живой природы, презентации

    Группировать по названиям диких и домашних животных.

    Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.

    Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека

    (на примере своей местности)

    Экосистемы и их компоненты – 2 ч

    53

    Разнообразие животных. Обобщение.


    Учебник (часть 2) -с. 67-68;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 31, задание 34, с. 34 – 35, задания 1-8.

    обобщающий урок

    1

    Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений

    Уметь анализировать текст, рисунки, наблюдения, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира

    Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения

    54

    Разнообразие животных


    Учебник (часть 2) -с. 69 – 73.

    урок - экскурсия

    1

    Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений

           

    Уметь описывать, характеризовать объекты окружающего мира, высказывать свои суждения, аргументировать их

     Наблюдать природные сообщества, разнообразие растений и животных во время экскурсии

    Человек – часть природы – 1 час

    55

    Заповедники, национальные парки. Красная книга.


    Учебник (часть 2) - с. 74-77, форзацы учебников части 1 и 2;

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 32, 33, задания 35-38

    урок ознакомления с новым материалом

    1

    Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных.

    Растения и животные родного края, занесенные в Красную книгу России (региона).

    Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе

    ОБЖ 15

    Знать, что такое Красная книга.

    Понимать причины исчезновения некоторых видов животных.

    Знать представителей растений и животных, занесенных в Красную книгу

    Презентация,наглядный материал

    Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.

    Характеризовать роль животных в природе и жизни людей.

    Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения

    Раздел «Человек и общество» - 2 часа

    Человек – член общества

    56

    Человек – создатель и носитель культуры. Природные материалы, используемые человеком для изделий, как их беречь.


    Учебник – с . 80-81;

    Рабочая тетрадь – с. 38, задание 1.

    урок ознакомления с новым материалом

    1

    Человек – создатель и носитель культуры. Природные материалы, используемые человеком для изделий, как их беречь

    Уметь представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой;

    уметь дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами

    презентация

    Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.

    Обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать

    57

    Красота изделий народных мастеров.


    Учебник - с. 82-83;

    Рабочая тетрадь – с. 39, задание 2.

    урок-экскурсия

    1

    Красота изделий народных мастеров.

    Виртуальная экскурсия в музей прикладного искусства

    Эстетически воспринимать предметы окружающего  мира;

    уметь различать изделия народных мастеров

    Презентация,наглядный материал

    Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом

    Раздел «Человек и общество» - 3 часа

    Наша родина – Россия

    58

    59

    Родина, соотечественники. Россия – многонациональная страна.


    Учебник – с . 84-85.

    урок ознакомления с новым материалом;

    урок-экскурсия в краеведческий музей

    2

    Наша родина – Россия.

    Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.

    Национальная традиция, национальная одежда, узоры

    Экскурсия в краеведческий музей

    Уважительно относиться к национальным традициям разных народов

    презентация

    Моделировать и обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов.

    Обмениваться сведениями об родной стране, полученными из источников массовой информации

    60

    Национальные узоры в одежде и предметах быта.

    Увлечение коллекционированием, домашний музей.


    Учебник – с   86-87.

    Интегрированный с Изо, технологией

    1

    Национальные узоры в одежде и предметах быта.

    Увлечение коллекционированием, домашний музей.

    Творческие работы

    Лепка и раскрашива-ние фигурки из глины

    Уметь собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её

    Наглядный мариал

    Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.

    Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры.

    Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта

    Раздел «Человек и общество»  - 6 часов

    Родной край – частица Родины

    61-62

    Родной город (село). Главные достопримечательности населенного пункта.


    Учебник – с 88-89.

    урок с дидактической игрой;

    Учебник - с. 90-92.

    урок-путешествие

    2

    Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быт

    Дидактическая игра «Укрась школьный двор»

    Эстетически  воспринимать окружающее, сохранять его чистоту и красоту;

    бережно относиться к историческим памятникам, уважительного относиться к святым местам

    Презентация,Ур.тетушки Совы-  картинная галерея  

    Работать с информацией: находить дополнительные сведения о прошлом родного края, известных людях, обычаях, праздниках народов, его населяющих

    63











    Родной город (село). Памятники истории и культуры, их охрана.


    Учебник - с. 93-95;

    Рабочая тетрадь с. 39, задание 3.

    урок-экскурсия;

    1











    Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.

    Памятники истории и культуры, их охрана

    Экскурсия по ближайшим к школе улицам родного города, в парк

    Любить  родной край и к свою Родину, уважительно относиться к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданных нашими предками

    презентация

    Рассказывать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях родного города (села)

    64

     Родной город (село). Особенности природы, её красота.

    Как создавать и беречь красоту и чистоту своего города (села, территории дома, школьного двора).

    Урок-игра (резервный урок)

    1

    Родной город (село). Особенности природы, её красота.

    Как создавать и беречь красоту и чистоту своего города (села, территории дома, школьного двора)

    Дидактическая игра «Укрась свой двор»

    Эстетически воспринимать окружающее, сохранять его чистоту и красоту;

    бережно относиться к историческим памятникам, уважительно относиться  к святым местам

    Работать с информацией: находить дополнительные сведения о прошлом родного края, известных людях, обычаях, праздниках народов, его населяющих

    65-66

    Родной город (село). Правила экологически грамотного поведения в природе.

    (резервный урок)

    2

    Правила экологически грамотного поведения в природе

    Любить родной край и свою Родину; бережно и рационально использовать природные ресурсы

    Работать с информацией: находить дополнительные сведения о прошлом родного края, известных людях, обычаях, праздниках народов, его населяющих

    67-68

    Итоговый урок

     

    Рабочая тетрадь (часть 2) - с. 36-37, 40.

    контрольно-обобщающий  урок

    2

    Наша родина – Россия.

    Разнообразие растений.

    Разнообразие животных

    Уметь оценивать свою деятельность

     

    Рассказывать (по результатам экскурсии) о достопримечательностях родного города (села)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России"

    Окружающий мир, ОБЖПлешаков А.А. 3 класс68часов.№датаООМОБЖ1 Что такое природа? 2 Многообразие природы. Экскурсия №1 по теме урока 3 Человек 4 Общество 5 М...

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века", в котором показаны предметные, личностные результаты, УУД по каждому уроку....

    Календарно-тематическое планирование уроков Окружающего мира в 3 классе.(Плешаков А.А.)

    p { margin-bottom: 0.21cm; } Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 год...

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

    Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...