Обучение правильному дыханию на уроках гимнастики.
методическая разработка по физкультуре на тему

Учебный материал по гимнастике является наиболее трудным. Глубокое освоение его наиболее важно, так как средства основной гимнастики широко используются в других разделах программы, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, которые осуществляются в режиме дня школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravilnoe_dyhanie_na_urokah_po_gimnastike.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение правильному дыханию на уроках гимнастики.

   Во время выполнения физических упражнений необходимо следить за правильным дыханием (вдох и выдох через нос). Вдох всегда нужно делать в момент расслабления мышц при разгибании туловища, поднимая руки вверх, расширении грудной клетки. Выдох должен всегда совпадать с моментом максимального напряжения мышц живота, при сгибании туловища, при опускании или сведении рук, при сужении грудной клетки. Глубокий вдох и выдох освобождает организм от углекислоты, которая при мышечной нагрузки накапливается в организме в большом количестве.

   Важно научиться дышать через нос. Это связано с тем, что поверхность носовых проходов богато снабжена кровеносными сосудами, которые согревают с помощью протекаемой по ним  крови вдыхаемый воздух. Выделяемая железами носовой полости слизь снижает жизнедеятельность бактерий, находящихся во вдыхаемом воздухе. В результате воздух, проходя через нос, очищается и согревается. Во время дыхания через рот это осуществить сложнее.

   Учебный материал гимнастика является наиболее сложным. Глубокое усвоение его наиболее важно, так как средствами основной гимнастики широко используются в других разделах программы, физкультурно-оздоровительных мероприятиях, которые осуществляются в режиме работы школы. Поэтому важно знать особенности дыхания во время выполнения гимнастических упражнений и методику обучения правильному дыханию во время выполнения гимнастических упражнений и методику обучения правильному дыханию при их освоении. Для удобства пользования материал лучше рассматривать в последовательности: а) краткая характеристика упражнений, о которых пойдет речь; б) особенности дыхания при их выполнении; в) методика обучения правильному дыханию при разучивании и совершенствовании изучаемых физических упражнений.

   В учебном материале большое значение отводится акробатике.

   Краткая характеристика акробатических упражнений.

Данный вид упражнений является важным средством развития координационных способностей, ловкости, силы, гибкости и совершенствования вестибулярного аппарата.

Они оказывают разностороннее воздействие на развитие всех двигательных способностей школьников, и в то же время не требует дорого оборудования и много места для занятий.

Акробатические упражнения делятся на динамические (кувырки, перекаты, колеса …) и статические (мост, равновесия, стойки). Каковы особенности дыхания при их выполнении?

Во время выполнения акробатических упражнений дыхание имеет частный, поверхностный  характер. Вдох и выдох часто прерываются и выполняются в исходном положении или в паузах между отдельными элементами. Причем вдох и выдох делаются короткими дыхательными движениями резко, форсировано: дети как бы «хватают» воздух носом или ртом. Отмечаются разные по своей длительности задержки дыхания, а во время выполнения статических акробатических упражнений, такие как стойки на лопатках, стойки на голове, руках, мост, большинство детей выполняют их на полной задержке дыхания. По данным экспериментальных исследованиях и педагогических наблюдений, задержки дыхания в динамических упражнениях составляет более 37%, а статических – 94% от обще длительности одного дыхательного цикла.

После выполнения акробатических упражнений сериями у школьников очень часто бывает головокружение, «некоординированность» фаз дыхания с элементами движения. Так при повторном выполнении одно и того же акробатического упражнения вдох и выдох могут приходиться на любой элемент движения.

   Указанные особенности дыхания во время выполнения акробатических упражнений приводит к резкому учащению дыхания сразу же после их прекращения. При этом обеспечение потребностей организма необходимым количеством кислорода, являющегося основным энергетическим источником обеспечения работающих мышц и систем организма, осуществляется за счет частоты дыхания. Как показывают исследования такой путь обеспечения организма легочной вентиляции является неэффективным и неэкономичным.

   Объясняется это некоторыми причинами. Во-первых, некоторые акробатические упражнения, особенно статические, вызывают неестественное затрудненное дыхание (мост, стойки на лопатках), во-вторых, дети в большинстве случаев просто не знают, как правильно дышать во время выполнения данных упражнений, их надо этому научить. В третьих, в методической литературе данный вопрос разработан еще не достаточно и рекомендации носят общий, а не конкретный характер: дыхание не задерживать, дыхание произвольное. Вместе с тем эффективность обучения акробатическим упражнениям можно существенно повысить путем целенаправленно о обучении учащихся правильному дыханию во время выполнения.

       Методика обучения правильному дыханию во время выполнения акробатических упражнений.

   При обучении дыханию во время выполнения акробатических упражнений необходимо прежде всего учитывать характер, особенности и структуру выполняемых движений. При этом необходимо учитывать сочетание фаз дыхания с движением.

   Вначале урока учащихся обучают выполнять дыхательные движения отдельно, без упражнений. Это – первый этап. На втором этапе – переходят к обучению быстрым, коротким вдохам в сочетании с движениями типа взмахи руками вверх, прогибы туловища назад, выпады, повороты и выдохами в сочетании с движениями, способствующие сжиманию грудной клетки – группировка, приседания, наклоны. На 3 – этапе учащиеся обучают согласованию движений с дыханием уже конкретных акробатических упражнений. Таковы общие положения методики обучения правильному дыханию во время акробатических упражнений.

   1 класс. Программой предусмотрены следующие акробатические упражнения: группировка, перекаты. Наиболее удобным положением для обучения дыханию в группировке является упор присев. Вдох осуществляется в исходном положении. По заданию учителя выполняют группировку и делают выдох. Выполнить 3-4 раза. Затем из положения лежа на спине, руки вверх; по хлопку, по счету выполнить группировку. Например, и.п. лежа на спине, руки внизу - вдох: 1. - группировка- выдох. Повторить 4-6 раз.

   Эффективным методическим приемом является выполнение движений, сопровождающим звуком. Например, и.п. – лежа на спине: 1. – руки вверх – вдох, 2. – по хлопку учителя выполняют группировку и произносят вслух «два». Данный прием позволяет ликвидировать задержки дыхания, что весьма важно, так как ученики, как правило, выполняют группировку на задержке дыхания. При разучивании перекатов вдох выполняется в и.п. а выдох в момент переката в группировке. Например: и.п. – упор присев, - выдох, перекат назад – выдох.

2 класс. Программа предлагает обучить учеников следующим акробатическим упражнениям: кувырок вперед, стойка на лопатках согнув ноги. При выполнении кувырка вдох выполняется в и.п. Выдох в момент переката в группировке. Вначале вдох и выдох выполняется под счет. И.п. – о.с. 1. – вдох. 2. – выдох. Повторить 3-4 раза.

И.п. – о.с.  1. – руки вверх, вдох; 2. –присесть, группировка – выдох.

И.п. – упор присев. 1.- разгибая ноги, руки вперед – вдох; 2. – кувырок вперед в группировке – выдох.

   При выполнении стойки на лопатках согнув ноги на дыхание следует обратить особое внимание, так как при выполнении данного упражнения оно затруднено. Поэтому целесообразно всего начать обучению в следующей последовательности.

   1. И.п. –о.с руки на пояс. 1-4 – брюшное  дыхание, 1-4 – свободное дыхание. 4 раза.

   2. Из положения стоя по команде учителя наклонить голову вперед, подбородок прижать к груди, руки поставить в и.п. как при стойке на лопатках спина прямая, слегка прогнутая.

1-4 – брюшное дыхание;

1-4 – свободное дыхание. 3-4 раза, обратить внимание, чтобы учащиеся не задерживали дыхание.

3. Выполнить стойку на лопатках, согнув ноги.

1-4 – брюшное дыхание; 1-4 – свободное дыхание  3-4 раза

3 класс. По программе: перекаты назад в группировке с последующей опорой рук за головой, два кувырка вперед, стойка на лопатках, из положения лежа на спине «мост». При выполнении перекатов назад в группировке вдох осуществляется в и.п. В момент переката в группировке – выдох. С постановкой рук за головой выполняется короткий вдох ртом. В процессе совершенствования добиваются четкого согласования последовательно выполняемых двигательных действий с указанным выше режимом дыхания. При выполнении двух кувырков подряд вдох осуществляется в момент и.п. как в первом, так и во втором кувырке. Момент группировки можно комментировать счетом.

И.п. – упор присев. Разгибание ног и постановку рук – вдох. Перекат в группировке сопровождают счетом вслух раз. Вновь разгибание ног и постановка рук во втором кувырке – вдох. Перекат в группировке – вновь громко вслух – два.

При выполнении стойки на лопатках из сед переката назад согнувшись с прямыми ногами рекомендации к дыханию следующие: и.п. – сед, вдох в и.п., перекатом назад – выдох. При стойке на лопатках дыхание брюшное. Поэтому предварительно повторить брюшное дыхание.

Перед разучиванием из положения лежа на спине, предварительно выполняют несколько последовательных наклонов назад у стены или гимнастической стенки. Вдох выполняется в и.п. Выдох выполняется порциями в зависимости от количества наклонов назад. Необходимо обратить внимание учащихся на то, чтобы они равномерно распределяли выдох на все последовательные наклоны назад, а не осуществляли выдох полностью с первым наклоном назад. Для этого вначале необходимо повторить порционное дыхание.

И.п. стойка ноги врозь, руки на поясе. 1. – глубокий вдох ртом, 2. – выдох небольшой порцией через нос, 3. – выдох небольшой порцией через нос, 4. – и.п. – выдох.  4 раза.

2. и.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1. – глубокий вдох, 2. – наклон назад, выдох небольшой порцией, 3. – наклон назад, выдох небольшой порцией, 4. – и.п. – выдох.  4 раза.

3. из положения лежа на спине выполнить «мост» и, поочередно перенося центр массы тела с рук на ноги и обратно, выполнить покачивания. В этом случае акцентировать внимание учащихся на то, когда осуществляется вдох и выдох. При этом вдох делается при переносе тела на ноги, а выдох – при переносе центра массы тела на руки. Дыхание не глубокое.

4. Задание выполняется в целом самостоятельно. Вдох в и.п. лежа на спине, выдох при принятии положения «мост». При фиксировании «моста» дыхание не глубокое, преимущественное грудное.

4 класс. Программа кувырок назад, мост с помощью.

Как показывает практика наиболее сложным является для учащихся кувырок назад. Основной ошибкой, которую допускают учащийся медленный, пассивный перекат назад в группировке. Основной причиной является нерациональное дыхание. Дело заключается в том, что дети уже задерживают дыхание в и.п. Задерживают дыхание и начало движения выполняют либо на вдохе, а в большинстве случаев на задержке дыхания. Длительные задержки дыхания приводят к тому, что учащиеся начинают торопиться и допускают грубую ошибку, т.е. выпрямляют спину и запрокидывают голову назад. В результате они падают на спину или ударяются затылком об мат. Если учащиеся хорошо освоили программу 3 класса, то особых трудностей в обучении данному упражнению не возникает.

   Методика обучения дыханию.

1. И.п. – упор присев. Вдох осуществляется в и.п. – упор присев.

2. Перекат назад в группировке – выдох.

3. и.п. – упор присев – выдох. Перекат назад в группировке с последующей опорой руками за головой – выдох.

4. и.п. – стоя спиной к гимнастической стенке или стене.

5. то же, что в упр. 4, но с последующим выпрямлением рук, добиваясь четкого согласования выдоха с активным  выпрямлением рук.

6. и.п. – упор присев – выдох.

Кувырок назад в группировке в упор присев – выдох.

Выдох выполняется быстро, это способствует более активным действиям во время группировки и разгибание рук на завершающей стадии кувырка. Следует добавить, что правильное дыхание не только ускоряет процесс формирования двигательных навыков, но и достоверно сокращает время восстановления функций организма. Это позволяет значительно увеличить моторную плотность урока.

   Наиболее эффективным навыкам дыхания при выполнении акробатических упражнений является умение управлять вдохами и выдохами по длительности и скорости выполнения, т.е., произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох. Комплексы для умения актами вдоха и выдоха.

Комплекс 1

1. и.п. – упор сидя сзади.

1-2 – медленный глубокий вдох.

3-4 медленный глубокий выдох. 2-4 раза.

2. и.п. – упор сидя сзади.

1-3 – медленный глубокий вдох,

4-6 – медленный глубокий выдох. 2 раза.

3. и.п. – то же.

1-4 – медленный глубокий вдох;

5-8 – медленный глубокий выдох. 2 раза.

4. и.п. – то же. 1-8 – свободное дыхание 1 раз.

 Комплекс 2

 Овладение навыком медленного, продолжительного вдоха с последующим быстрым, форсированным выдохом.

1. и.п. – упор сидя сзади.

1-2- медленный глубокий вдох,

3. – быстрый полный выдох. 2-4 раза

1. И.п. – упор сидя сзади.

1-2 – медленный глубокий вдох,

3. – быстрый полный выдох. 2-4 раза.

2. И.п. – то же. 1-3 – медленный глубокий вдох,

4. – быстрый полный выдох. 2-4 раза.

3. И.п. – то же. 1-4 – медленный глубокий вдох,

  5. – быстрый полный выдох. 2 раза.

4. И.п. – то же. 1-8 – свободное дыхание. 1 раз.

Комплекс 3. Овладение навыков выполнения быстрого, форсированного вдоха, с последующим медленным, продолжительным выдохом.

1. И.п. – упор сидя сзади. 1. – быстрый полный вдох.

2-3. – медленный глубокий выдох. 4 раза.

2.  И.п. – упор сидя сзади. 1. – быстрый полный вдох.

2-4. – медленный глубокий выдох. 4 раза.

3.  И.п. – упор сидя сзади. 1. – быстрый полный вдох.

2-5. – медленный глубокий выдох. 2 раза.

4. И.п. – упор сидя сзади. 1-8 – свободное дыхание. 1 раз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по работе над правильным дыханием.

   Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.    Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подго...

Технологическая карта урока гимнастика. Тема: "Обучение технике выполнения упражнений с элементами акробатики и аэробики на уроке гимнастики".

Опыт работы, представленный в технологической карте урока физическая культура по разделу программы  -  гимнастика.Тема урока: " "Обучение технике выполнения упражнений с элеме...

КОНСПЕКТ Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхания (образовательная область Здоровье)

Задачи: дать представление о том, что человек дышит постоянно: вдыхает и выдыхает воздух. Легкие хорошо работают, если грудная клетка «развернута» и воздух свежий.Выделять роль комна...

Памятка по БОС "Правильное дыхание - основа здоровья"

Правила диафрагмально - релаксационного типа дыхания....

ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОКТЕЛЬНЫХ ТРУБОЧЕК. ПРОЕКТ « ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ -ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ »

В федеральном государственном общеобразовательном стандарте одно из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды,...

Картотека игр и упражнений для постановки правильного дыхания

В данном документе представлены игры и упражнения, необходимые детям для постановки правильного дыхания....

Консультация для родителей "Правильное дыхание- правильная речь"

Консультация учителя-логопеда для родителей...