Адаптированная образовательная программа по физкультуре для ребенка с ДЦП
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Кривопутских Яна Владимировна

Адаптированная образовательная программа по физкультуре для 1 класса для ребенка с ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx51.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Адаптированная образовательная программа по физкультуре для ребенка с ДЦП

Кривопутских Яна Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 7 г. Поронайск

 Сахалинская область

2016 год

Содержание

Введение …..............................................................................................................2

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты адаптированной образовательной программы по физкультуре для ребёнка с ДЦП...........................................................................................................................5

1.1. Общая характеристика физического развития детей с ДЦП……………....5

2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП…………………………………………..6

3.1. Физическое воспитание детей с ДЦП……………………………………….8

ГЛАВА 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров

поработе с обучающимся с нарушением опорно-двигательного

аппарата в условиях общеобразовательной школы……………………………………………………………………………………..11

2.1.Часть адаптированной программы по физической культуре для 1 класса для ребенка с ДЦП……………………………………………………………….11

Заключение.............................................................................................................21 Список использованной литературы...................................................................22

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, поступающих в общеобразовательные учреждения. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является актуальной задачей современного общества. Признание прав особого ребенка на образование, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, организация комплексной помощи в процессе его развития и обучения, обеспечение оптимальных условий для его социализации и интеграции в общество в настоящее время представляется одной из важнейших задач социальной практики. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (утв. 04.02.2010 г., Пр-271) сформулирован основной принцип инклюзивного образования: «Новая школа — это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой. 
Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ следует разрабатывать с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей. При необходимости эти программы должны обеспечивать коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц и учитывать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ. В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта. Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.Разработка адаптированных программ по физической культуре является неотъемлемой частью адаптированнойобщеобразовательной программы для ребенка с ОВЗ.Физическая культура является составной частью учебно-воспитательного процесса и решает образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные задачи. В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развивается мышление, творческие способности и самостоятельность.В последние годы отмечается тенденция к увеличению числа детей, страдающих нарушениями опорно-двигателыюгоаппарата с последствиями детского церебрального паралича. Физическая реабилитация детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигателыюго аппарата на основе выбора эффективных средств оздоровительной и коррекционной направленности на уроках физической культуры способствует целенаправленной коррекции и формированию двигательных навыков детей-инвалидов, что и определило актуальность представленной работы.

С учетом вышеуказанного, в была поставлена следующая цельразработать адаптированную образовательную программу по физкультуре для ребенка с ДЦП.

Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей развития обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата с последствиями детского церебрального паралича.

2.Систематизировать методы и приемы, способствующие воспитанию у ребенка бережного отношения к своему здоровью, формированию потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

3.Апробировать на практике эффективность приемов и средств, способствующих осуществлению индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей.

Практическая значимость  состоит в том, что реализация программыбудет способствовать улучшению показателей физического развития и адаптационно-компенсаторных возможностей детей с отклонениями в состоянии здоровья с последствиями детского церебрального паралича.

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты адаптированной образовательной программы по физкультуре для ребёнка с ДЦП

1.1. Общая характеристика физического развития детей с ДЦП.

Детский церебральный паралич — это непрогрессирующее поражение ЦНС, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подёргиваниями, нарушением равновесия). При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. 

При ДЦП двигательные нарушения возникают при поражении двигательных систем головного мозга и проявляются в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. Ведущим в клинике ДЦП являются двигательные нарушения. Паралич не является специфическим заболеванием, это скорее группа заболеваний различной этиологии. Иначе детские церебральные параличи относят к резидуальным детским энцефалопатиям.

При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций.

Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в поражении верхних и нижних конечностей (нарушение мышечного тонуса, патологические рефлексы, наличие насильственных движений, несформированность актов равновесия и координация, недостатки мелкой моторики). У детей отмечается несформированность зрительно-моторной координации, т.е. несогласованная работа руки и глаза. Тонкие движения пальцев неразвиты практически у всех детей

Наиболее часто интеллектуальные нарушения при ДЦП выявляются в синдроме органической задержки психического развития. Особенно задержаны в развитии те функции, которые тесно связаны с двигательно-кинестетическим анализатором: пространственные представления, стереогноз, оптико-пространственныйгнозис, праксис, задержка формирования школьных навыков, сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной незрелостью, задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления за счет речевой недостаточности и бедности практического опыта.

Наиболее частой формой патологии детского церебрального паралича является статичность мышц, которая обуславливается развитием контрактур, порочных установок и деформацией опорно-двигателыюго аппарата.
Движения у детей являются одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. Снижение двигательной активности у детей приводит к нарушению мышечно-связочного аппарата, изменениям дыхательной системы, психики, нарушению обменных процессов, негативно влияет на их жизнедеятельность.
У детей с последствиями детского церебрального паралича страдает не только центральная нервная система, но и нервно-мышечный аппарат конечностей, что нередко приводит к тяжелым контрактурам, деформациям  конечностей и инвалидности ребенка, тем самым усложняет адаптацию к условиям внешней среды, затрагивает эмоциональную сферу, интеллект. У больных детским церебральным параличом наблюдаются сопутствующие синдромы: эпилептический, гипертензионо-гидроцефальный и вегетативной дистонии.
Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

2.1 Принципы работы с детьми с ДЦП

1.Создание мотивации. Наилучший результат можно получить при оптимальной мотивации, желании и потребности работать. Необходимо создавать ситуации, при которых ребёнок может проявить активность - повернуться, сесть, встать, участвовать в игре. Формирование интереса, мотивации возможно при правильной организации занятий: использование игровых моментов, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, правильный выбор сложности и темпа выполнения упражнений, подбора различных упражнений и средств. Дети с ДЦП, как и все дети, любят играть. В игре, особенно коллективной, они часто выполняют движения, действия, которые в другой ситуации не выполняют. Лечебные игры включают коррекцию двигательных, кинестетических, зрительно- пространственных, речевых и других нарушений. Игр должно быть много, разнообразных и интересных для ребёнка, но всегда целенаправленных. Если игры очень сложные, то ребёнок отказывается работать, если слишком лёгкие ему неинтересно.

2.Согласованность активной работы и отдыха.Высокая утомляемость при физической и психической нагрузке требует согласования активной работы и отдыха, своевременного перехода к другой деятельности, до наступления утомления, пресыщения, надо чуть-чуть «не доиграть», чтобы не погасить желания действовать.

3.Непрерывность процесса.Занятия не могут проводиться курсами. Они должны быть регулярными, систематическими, адекватными, практически постоянными и в школе и дома.

4.Необходимость поощрения.Ребята с ДЦП, как и все дети нуждаются в поощрении, и если на уроке сегодня ребёнок был более активным, изобретательным, что-то сделал лучше, то это надо отметить, похвалить его, в конце занятия подвести итог, но ни в коем случае нельзя сравнивать успехи детей.

5.Необходимость активизации всех нарушенных функций. На каждом занятии активизировать наибольшее число пострадавших анализаторов (двигательные, кинестетические, речевые, зрительные, слуховые)

6. Сотрудничество с родителями.Обязательно сотрудничать с родителями, чтобы и дома продолжалось адекватное воздействие. Использовать лечебную силу движений в простом и разнообразном домашнем труде - почистить зубы, застелить постель, помыть посуду, подмести пол. Не отбивать желание у детей что- либо делать самим, поощрять их к этому, ни в коем случае не делать за детей то, что они могут сами.

7.Воспитательная работа. Необходимо воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, чувство ответственности. Большую роль играет семья, в которой ребёнок проводит основную часть времени, подход и отношение родителей к решению проблем ребёнка. Родители должны создать условия для формирования максимальной самостоятельности и двигательной активности ребёнка, возможности его всестороннего развития. Семье нельзя замыкаться в себе, избегать контактов, широкого общения. Это вредно и для ребёнка и для родителей.

3.1. Физическое воспитание детей с ДЦП

Какой семьене хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе.

Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей.

Детский церебральный паралич (ДЦП) за последние годы стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. Частота его проявлений достигает в среднем 6 на 1000 новорожденных.

С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции.Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание.Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений.

Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого ребенка с церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплопией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.

У детей с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Нарушения восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.

Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

Дети с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. C. Laskas (1985) предлагает способ восстановления нервных путей, содержащий два предварительных условия:

1. Принципы физического развития и здорового ребенка, и ребенка с функциональным расстройством одинаковы.

2. Используя запланированный комплекс упражнений, направленных на развитие ощущений, можно улучшить состояние двигательной сферы ребенка с дефектом нервной системы.

При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь.

Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха — варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.

Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время.

Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни.

ГЛАВА 2. Практические аспекты деятельности педагогических кадров по работе с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы.

2.1.Часть адаптированной программы по физической культуре для 1 класса для ребенка с ДЦП

С момента поступления мальчика вшколу с его семьёй ведется тесная работа. На начальном этапе проводилась первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.Следующим этапом осуществлялось углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности ребёнка, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития.

Далее проводилась организационная работа по проектированию, разработке и утверждению адаптированной образовательной программы для ребенка с ДЦП. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, была разработанаиндивидуальная образовательнаяпрограмма по физкультуре как часть адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ОУ.  

Пояснительная записка

Урок физической культуры – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.

Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

1) Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

3) Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статья 6, 9, 10, 11);

4) Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 октября 2010г. NИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»

 5) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

6) Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312.

7) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования». 8) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования».

9) Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

10) Приказа Министерства образования Сахалинской области №1260-ОД от 19 сентября 2012 г. «Об организации введения федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Сахалинской области

Данная адаптированная программа создавалась с учётом того, что уроки физической культуры, должны создавать максимально благоприятные условия для   развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка с ДЦП, его самоорганизации, самовоспитания.        

Цель – содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры школьника, освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью и формирования основ здорового образа жизни, развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- Способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы.

- Способствовать   развитию и тренировке всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки.

-Развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, внимание).        

-  Формировать навыки ориентирования в пространстве.        

-Осуществлять эстетическое и нравственное развитие, используя методические приемы обучения и организацию среды (дидактические пособия, музыкальное сопровождение и др.).

- Активизировать потенциальные творческие способности, побуждая детей к инициативе, импровизации и др.

-Формировать базу социализации с помощью упражнений, имитирующих бытовые действия, обыгрывания сценок из жизни и т.д.

Принципы построения уроков для ученика 1 класса Данилы П.

1. Уроки физической культуры для ребенка с ДЦП строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы.        

2. Урок физкультуры -  это интегрированная деятельность, в которой объединяются задачи развития детской личности. Междисциплинарный подход к разработке системы уроков позволяет собрать в коррекционно-развивающих целях все лучшее, что есть в теории и практике психологии, медицины, педагогики и частных методик.

3. Содержание и дидактические приемы подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно семилетнему ребенку.

4. Принцип доступности предполагает правильный подбор задания, инструкции, чередование упражнений, их повторяемость и т.д. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями ребенка.

5. Принцип дозированности крайне важен в организации и проведении занятий.  Игры следует включать в занятие осторожно, поскольку играющий ребенок эмоционально возбуждается и не чувствует наступающей усталости. Полезно предлагать упражнения и игры с умеренной психофизической нагрузкой.        

6. Уроки должны иметь коммуникативную направленность. Известно, что речь как основное средство общения формируется через движение и в социальном контакте.

7.Уроки физической культуры проводятся в тесной взаимосвязи с обучением и воспитанием, поэтому следует придерживаться принципа тематического планирования. Это создает оптимальные условия для всестороннего развития ребенка и обеспечивает возможность более эффективного усвоения учебного материала.        

Классификация физических упражнений вданной программе по сравнению с программой для общеобразовательной школы несколько изменена.

Во-первых, в раздел общеразвивающих упражнений введены коррекционные.

Во-вторых, не выделяются гимнастика, лёгкая атлетика в силу низких потенциальных возможностей ученика, а используются доступные ему виды заданий.

Овладевая разнообразными движениями, ребенок совершенствует двигательные навыки, у него развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Уроки способствуют формированию положительных качеств личности. Учащийся активен на занятиях, проявляет инициативу и находчивость при выборе форм движения. Уроки большое значение имеют для развития мышления. Каждое задание нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль. Надо правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Следует отметить, что эти уроки создают благоприятные условия для развития творческого воображения. Большое значение придается совершенствованию координации движения.        Все это способствует преодолению характерных недостатков внимания. Развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.        Учитывая состояние физического развития ребенка, учитель чередует на уроке нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Недопустимо переутомление ребенка, во избежание чего должен осуществляться индивидуальный подход в дозировке физических нагрузок на уроке. Целесообразно широко использовать все способы регулирования физических нагрузок путем изменения исходного положения, количества повторения упражнений, темпа, уменьшения или увеличения амплитуды движения.Ребенок занимается в спортивной форме, обувь подобрана родителями в соответствии с рекомендациями врача – ортопеда.

Важно отметить, что особенностью урока физической культуры является положительный эмоциональный фон всей деятельности ученика, который должен быть обеспечен умелым планированием урока, правильным отношением учителя к достижению ребенка. На уроках необходимо непременное поощрение малейших успехов, максимальная помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливое, щадящее отношение к ребенку. Не допускается отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений учащегося, резкий или повышенный тон обращения к нему, привлечение внимания коллектива в случае его неуспехов. Ребенок должен испытывать радость от предоставленной ему возможности выразить себя в движении.         

Учебно-методический комплект по физической культуре:

Стандарт начального общего образования по физической культуре.

1.Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.        

2.Лях В.И. Мой друг – физкультура.  Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2013 г.

3.Рабочая программа по физической культуре В.И. Ляха. 1-4 классы: - М.:Просвещение 2012г.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч в неделю (всего 405 ч): в 1 классе — 99 ч, во 2 классе — 102 ч, в 3 классе— 102 ч, в 4 классе— 102 ч.                                

Адаптированная программа для ученика 1 класса с ДЦП рассчитана на 99 ч (по 3 ч в неделю) и содержит следующие разделы:

Игры на развитие пространственной ориентации.

Игры на развитие зрительного и слухового восприятия.

Игры на развитие координации движения и внимания.

Подвижные игры под музыку.

Комплексы общеразвивающих упражнений.

Упражнения с предметами.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук и кисти.                                 Пальчиковая гимнастика.

 В ход уроканужно включать комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий:

- упражнения на развитие общей моторики;

- упражнения на развитие мелкой моторики;

- упражнения, направленные на расслабление или напряжение мышц;

- упражнения, активизирующие внимание;        

- дыхательные упражнения;

- составление пазлов;

- рисование пальчиками.        

Одной из главных задач начальной школы является создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих развитию физической и умственной работоспособности младшего школьника. А специально организованная двигательная активность, физические упражнения, оказывают, особенно в детском возрасте, положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость.                Для того чтобы помочь ученику сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Традиционно применяются физкультминутки, представляющие собой комплексы гимнастических упражнений, которые позволяют за счет двигательной активности снизить уровень умственного напряжения.                        Комплекс упражнений подбирает учитель, учитывая возможности ребенка с ДЦП, с учетом темы урока (упражнения должны быть, связаны с целями и задачами урока). Тематическая организация способствует поддержанию положительного эмоционального состояния ребенка с ДЦП, интереса и внимания. Проведение малой активности игр с применением логопедической ритмики. Использование этих приемов способствует лучшему переключению с одного вида деятельности на другой. Смена видов деятельности ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое ребенка с ДЦП, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения, вместе с тем позволяет не только развивать моторную сферу, но и совершенствовать речь. Переменный характер нагрузки более всего соответствует возрастным особенностям физиологического состояния растущего организма младшего школьника и поэтому оказывает благотворное влияние на деятельность систем кровообращения и дыхания. Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащейся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.        

Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Метапредметные результаты:

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.

К концу первого года обученияученик

научится:

  • правилам поведения и профилактики травматизма на занятиях физической культуры, правилам безопасности;
  • соблюдать личную гигиену, режим дня;
  • соотносить результаты выполнения двигательных действий с эталоном;
  • выполнять тестовые задания для определения уровня развития физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.

получит возможность научиться:

  • выполнять метание малого мяча на дальность, упражнения в передачах, бросках, ловли мяча;
  • выполнять лазанье по гимнастической стенке, по наклонной скамейке, подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке;
  • выполнять упражнения на освоение навыков равновесия;
  • выполнять строевые упражнения: построение в колонну по одному и в шеренгу, в круг, перестроение по звеньям, повороты  и другие строевые команды;
  • выполнять упражнения по формированию правильной осанки, развития силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, комплексы утренней гимнастики, физкультминуток и «подвижных перемен».

Заключение.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды в общеобразовательной школе.

 Адаптированная программа для детей с ОВЗ -  это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.

Физическая культура для детей с двигательными нарушениями, является одним из основных учебных предметов, обязательных для всех учащихся. Разработка и применение на практике адаптированной образовательной программы по физкультуре для ребенка с ДЦП – важная составляющая часть адаптированной общеобразовательной программы для ребенка с ОВЗ.

На уроках физкультуры надо создавать необходимые условия, которые будут способствовать   укреплению здоровья,повышению работоспособности ребенка, развитию и совершенствованию двигательных умений и навыков, чувства темпа и ритма, координации движений; формированию навыков правильной осанки, приобретению знаний в области гигиены, усвоению речевого материала, используемого на уроках по физической культуре.В процессе физического воспитания формируются положительные качества личности ребенка, воля, целеустремленность и настойчивость, воспитывается устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями.

Список использованной литературы:

1. Возрастная и педагогическая психология / Сост. М.О. Шуаре. - М., 1992.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 

3. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Л.: «Медицина», 1974. 

4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990. 

5. Загуменнов Ю.Л. «Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся» - Минская школа сегодня. - 2008. - № 6.

6. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2001.

7. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2004. 

8. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

9. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 

10. Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. – М.: Медицина, 1982.

11. Немов Р.С. Психология: Кн. 2. - М., 1997. 

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1991. 22. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М., 2002.

13. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007. 

14. Практическая психология для преподавателей / Сост. М.К. Тушкина и др. - М., 1997. 

15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. 

16. Физическая реабилитация. Учебник. Под ред. проф. С.Н. Попова. Издание второе.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

17. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. - М., 2001. 

18. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997. 1. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина «Инклюзивное образование». Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».

Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...

Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ.

Часть адаптированной образовательной программы «Технология» для ребенка с ОВЗ....

Часть адаптированной образовательной программы начального образования для ребенка-аутиста.

Аутизм. Общие положения. Основные трудности людей с аутизмом.Особенности обучения аутичных детей.Индивидуальная программа...

Часть адаптированной образовательной программы по «Окружающему миру» для ребенка с ЗПР (для обучающегося с задержкой психического развития)

Целью данной работы является исследование основных направлений при разработке Адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР по учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе....

Часть адаптированной образовательной программы по математике для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП

Часть адаптированной программы для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП....

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура»

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...