Часть адаптированной образовательной программы по «Окружающему миру» для ребенка с ЗПР (для обучающегося с задержкой психического развития)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Целью данной работы является исследование основных направлений при разработке Адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР по учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение  

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Самарокова Екатерина Викторовна

(ГБОУ СОШ  №3 ,п.г.т. Безенчук Безенчукский район Самарская область)

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Часть адаптированной образовательной программы по «Окружающему миру» для ребенка с ЗПР

 (для обучающегося с задержкой психического развития)

по программе повышения квалификации  «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях» в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда на 2011-2015 гг.» для педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2015 год


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………..…………..…...…..4 

Основная часть ………………………………………………………………………..6

1. Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР

 в начальной школе…………………………………………………………..………..6

1.1 Особенности образовательных потребностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………………...........6

2.Теоретические аспекты………………………………………………………..……8

2.1 Принципы и подходы к формированию  адаптированной  образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития………………………………………………………………..8

2.2 Общая  характеристика  адаптированной  образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..11

Практическая часть. ………………………………………………………………..19

1. Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (1 класс) для обучающегося с ЗПР  как часть адаптированной  образовательной программы для ребенка с ОВЗ…………………………………19

1.1 Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир»  (1 класс) для обучающегося с задержкой психического развития……………………………………………………………………………..19

1.2 Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир»  (1 класс)…………………………………………21

1.3 Учебно-тематический план………………………………………………….....23

1.4  Учебно-методический комплект……………………………….……..………24

1.5 Учебно-методическое обеспечение…………………………………………...25

1.6 Календарно-тематическое планирование…………………………………....…25

1.7 Реализация адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР в начальной школе МОУ СОШ № 3 п.г.т. Безенчук Самарской области……….…29

Заключение…………………………………………………………………..……….32

Список литературы……………………………………………………………..……33


ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост  числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей школьного образования в России необходимо учитывать этот  факт.

         Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан.

 Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей. Признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

 Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.

Для реализации инклюзивного образовательного процесса необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, которые разработаны в рамках адаптированной образовательной программы.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В последние годы количество детей с задержкой психического развития не только не снизилось, оно неуклонно растет. Проблема трудности обучения детей с ЗПР стала одной из актуальных психилого-педагогических проблем настоящего времени.  

Цель работы: исследование основных направлений при разработке Адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР по учебному предмету «Окружающий мир» в начальной школе.

Задачи:

  1. Изучить особенности образовательных потребностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста;
  2. Рассмотреть понятие и структуру Адаптированной образовательной программы;
  3. Изучить задачи, условия и принципы реализации Адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР в начальной школе;
  4. Описать опыт образовательного учреждения в организации обучения для учащихся с ЗПР.

          Актуальность:  дети с недостатками развития, так же как и нормально развивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.  Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР в начальной школе

1.1. Особенности образовательных потребностей у детей с ЗПР младшего школьного возраста

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.

Причины возникновения ЗПР различны. Основной причиной является слабовыраженные органические повреждения головного мозга, которые могут быть поврежденными или возникли при родовом или раннем периоде жизни ребенка, могут быть неблагоприятные течения беременности, патология родов, социальные факторы: педагогическая запущенность, ограниченные эмоциональные контакты с ребенком на ранних этапах развития, двуязычие.

Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольных учреждениях в атмосферу школьного обучения предъявляет более сложные требования к их интеллектуальным возможностям. У подавляющего большинства детей с ЗПР уже в с начала обучения наблюдается выраженная школьная дезадаптация выраженная:

  1. в трудностях усвоения ребенком школьной программы;
  2. в эмоционально-личностных проблемах ребенка (наличие школьных фобий, избирательное отношение к отдельным предметам или педагогам, возможные конфликты с одноклассниками);
  3. в нарушениях поведения (ребенок отказывается идти в школу, на уроках нетерпелив, возбудим, не проявляет познавательную активность, отвлекается и пр.).

   Рассмотрим некоторые особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР.

1  группа  –  дети  с  легкой  задержкой  психического  развития,  которая  характеризуется преимущественно  трудностями  произвольной  саморегуляции,  проявляющейся  в  условиях деятельности  и  организованного  поведения,  и  признаками  общей  социально-эмоциональной незрелости. При этом отмечаются близкие к возрастной норме, или даже в пределах возрастной нормы уровни интеллектуального развития и обучаемости.

2  группа  –  дети  с  умеренной  задержкой  психического  развития,  которая  характеризуется близким  к  возрастной  норме,  но  неравномерным  по  структуре  уровнем  интеллектуального развития,  сниженной  умственной  работоспособностью,  негрубыми  аффективно-поведенческими расстройствами, в той или иной степени затрудняющими  усвоение школьных норм  и школьную адаптацию в целом. Обучаемость удовлетворительная, но нередко избирательная и неустойчивая (зависящая от вида деятельности и актуального эмоционального состояния). Нередко отмечаются трудности  в  усвоении  отдельных  учебных  дисциплин,  обусловленные  локальными  нарушениями  в структуре высших психических функций.

3 группа  –  дети с выраженной задержкой психического развития, которая характеризуется уровнем  интеллектуального  развития  несколько  ниже  возрастной  нормы,  по  качественным характеристикам  своей  структуры  (недоразвитие  сложных  форм  мыслительной  деятельности  – категориального  анализа,  абстрагирования,  обобщения,  опосредствования)  приближающимся  к легкой  умственной  отсталости  и  имеющим  отчетливые  признаки  церебрально-органической недостаточности. Отмечается также низкий уровень саморегуляции, нарушения внимания, памяти, умственной  работоспособности и  целенаправленности  деятельности. Вместе  с  тем,  возможности социальной  адаптации  у  части   детей  могут  быть  не  меньшими,  а  иногда  и  превышающими возможности детей с умеренной задержкой психического развития (2-я группа). Такие дети могут быть  отнесены  к  категории  легкого  психического  недоразвития  (или  пограничной  умственной отсталости).  При  этом  у  части  детей  данной  группы  в  условиях  правильно  организованного  и своевременно  начатого  обучения  отмеченные  особенности  и  нарушения  развития  могут  быть существенно смягчены и компенсированы.

2.Теоретические аспекты.

2.1 Принципы и подходы к формированию  адаптированной  образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.

В основу разработки АОП НОО обучающихся  с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход  к построению АОП НОО для  обучающихся  с задержкой психического развития  предполагает учет  их  особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает  разнообразие содержания, предоставляя  обучающимся  с задержкой психического развития возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.  

Деятельностный  подход  основывается  на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания  обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся  с задержкой психического развития  младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).  Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки АОП начального общего образования для обучающихся  с задержкой психического развития реализация деятельностного подхода обеспечивает:

- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

- прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу  формирования  адаптированной  образовательной программы начального общего образования  обучающихся  с задержкой психического развития положены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования  (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);  

-  принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования  ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а  «образовательной области»;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися  с задержкой психического развития  всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

-  принцип переноса  усвоенных  знаний,  умений,  и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации,  в  различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

  1.  Общая  характеристика  адаптированной  образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по адаптированным образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.Адаптированная  основная  образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения определённых категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

Адаптированная образовательная программа  начального общего образования  обучающихся  с задержкой психического развития  –  это  образовательная программа, адаптированная для обучения  этой категории обучающихся  с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.  

Целью реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования является формирование  у обучающихся с задержкой психического развития общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное,  эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Начальное общее образование  направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

Принципы реализации адаптированной  образовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития в рамках начального общего образования следующие: 

  1. ориентация на индивидуальные особенности и достижения в развитии, опора на практический опыт при овладении навыками; 
  2. изменение объема и адаптация содержания программного материала. Значительное упрощение программного материала или использование специальных образовательных программ и соответствующей дидактики; 
  3. наличие коррекционных мероприятий в структуре программы. Важно решение не столько образовательных задач, сколько задач социальной адаптации и овладение бытовыми навыками и навыками взаимодействия в детской среде;
  4. вариативность форм обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная);
  5. разработка индивидуального учебного плана с применением наглядности, использование специальных приемов и методов работы;
  6. индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной общеобразовательной программы;
  7. адаптация форм аттестации по результатам овладения адаптированной  образовательной программой;
  8. участие родителей в реализации адаптированной общеобразовательной программы;
  9. учет принципов сбережения здоровья.

Общие требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися с ЗПР группируются в соответствии с действующим ФГОС начального общего образования и обязательно дополняются группой специальных требований к развитию жизненной компетенции ребенка с ЗПР, получающего образование в среде нормально развивающихся сверстников, в соответствии с направлениями Программы коррекционной работы.

Общим результатом освоения образовательной программы обучающимися с ЗПР является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с задержкой психического развития.

Для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказания помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования разрабатывается Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189) раздел X.;
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
    возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
     (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.

Задачи программы:

  • своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;
  • определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития;
  • определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
  • создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  • осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  •  соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  •  системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с задержкой психического развития, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  •  непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  •  вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с задержкой психического развития выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в классы, занимающиеся по адаптированной образовательной программе.

Адаптированная образовательная программа позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с задержкой психического развития стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

К числу основных условий необходимых для повышения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития относятся:

- введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей в процессе различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время, в семье;

- интеграция полученных в ходе медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка данных, объединяемых в симптомокомплексы;

- разработка и реализация педагогических технологий (диагностико-информационных, обучающе-образовательных, коррекционных, реабилитационных);

- объединение усилий педагогов, медицинских и социальных работников в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с задержкой психического развития;

- расширение перечня педагогических, психотерапевтических, социальных и правовых услуг детям и родителям;

- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-медицинские работники.

Практическая работа по реализации адаптированной образовательной программы предполагает: повышение уровня медико-психолого-педагогической компетентности психологов, педагогов, родителей; разработку новых педагогических технологий, учитывающих особенности детей с задержкой психического развития; координацию деятельности медицинских и образовательных учреждений по осуществлению комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения.

Структура Адаптированной индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:

  • титульный лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и председателем ПМПк школы, указанием специалиста, который является ответственным за реализацию адаптированной индивидуальной образовательной программы);
  • пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура адаптированной индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи);
  • индивидуальный учебный план;
  • содержание программы, включающее в себя три основных блока:

-  образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план;

- коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления

коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям;

- воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с рекомендациями для родителей обучающегося;

  • мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций;
  • заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в конце учебного года и динамического обследования ребенка на ПМПК.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (1 класс) для обучающегося с ЗПР  как часть адаптированной  образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

1.1 Аннотация к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир»  (1 класс) для обучающегося с задержкой психического развития.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» является частью адаптированной образовательной программы обучающегося с задержкой психического развития, которая разработана образовательной организацией для реализации  маршрута обучения, рекомендованного ПМПК с учётом индивидуальных возможностей здоровья данного ребёнка.  Адаптированная основная  общеобразовательная рабочая программа  для обучающегося в 1 классе ребёнка с ОВЗ  составлена на основе рекомендаций ПМПК и Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией кандидата психологических наук И.М. Бгажноковой, что соответствует второму варианту базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п.

        Особенностью  данной адаптированной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир» является то, что учебный предмет решает в основном общеразвивающие,  социокультурные и практические задачи:        

        - формирование основ элементарных знаний в образовательной области «Окружающий мир»;

        - реализация системных коррекционных мероприятий по устранению (преодолению) специфических индивидуальных нарушений в развитии;

- пропедевтика в соответствии с психофизическими и интеллектуальными возможностями  учащегося.

         Программа содержит  разные уровни требований к усвоению содержания материала; 1-й базовый уровень, 2-й минимально допустимый. При невозможности усвоить учеником минимально допустимый уровень знаний учителем разрабатывается индивидуальная образовательная программа.

        Учебно-методический комплекс представлен учебниками и рабочими тетрадями.

        Программа базируются на идеях гуманистической педагогики, равенства социального статуса личности с ограниченными возможностями здоровья, создания средствами образования развивающей среды, ориентировки процесса обучения на индивидуальные возможности ребёнка.

Задачами данной  программы являются:

        - отступление от узкопредметной системы  в пользу личностно-развивающей, в которой предметная область направлена на индивидуальное развитие ребенка с учетом его учебных возможностей  и возрастных новообразований;  

        - отказ от формализованных знаний, умений в пользу доступных предметно-практических действий, важных для жизненных ситуаций и социального взаимодействия с окружающей средой;

        - индивидуализация коррекционной деятельности;

        - комплексная реализация  в коррекционном  процессе не только учебных, но и психологических, социально-педагогических, культурологических и других технологий, направленных на обогащение образовательной среды, где обучение и воспитание ребенка являются слитным, единым процессом;

         При проектировании рабочей программы по предмету «Окружающий мир» учитывались индивидуальные особенности обучающегося: дефицитарность мотивационного компонента предметной и предметно-игровой деятельности и   несформированность предметных действий. Нарушение процессов ВНД и всех психических процессов становятся причиной отсутствия целенаправленных приемов познавательной деятельности. Это обуславливает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер деятельности данного ребёнка. В процессе  реализации задач программы  учитываются особенности интеллектуальной сферы учащегося: «резкое понижение психического тонуса», негативизм, «ускользание» от внешних раздражителей, невнимательность, психическая пассивность. Поэтому при проектировании программы учитывались способы обучения, стимулирующие реакции на внешние раздражители, и специальные приемы обучения и минимизации программного материала.

Структура   рабочей  программы является  формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

  • титульный лист (название программы),
  •  пояснительная записка,
  • учебно-тематический план,
  • содержание учебной программы по предмету «Окружающий мир»,
  • требования к уровню подготовки учащегося,
  •  календарно-тематическое планирование учебного курса,
  •  учебно-методический комплекс.

1.2 Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир»  (1 класс).

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, Москва «Просвещение», 2011.

Программа рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). Из них плановых экскурсий 5 часов.  

Учебный предмет «Окружающий мир» является специфическим для обучения младшего школьника с задержкой психического развития, что обусловлено значительным отставанием  обучающегося в общем и речевом развитии от своих сверстников. Поэтому занятия по предмету «Окружающий мир»  рассматриваются как коррекционные и  носят интегративный характер. Их целью является создание условий для направленного  исправления дефектов общего и речевого развития обучающегося, его познавательной деятельности. В календарно-тематическом планировании данной рабочей программы для каждого урока определены цели учебные и коррекционные. Основной задачей уроков по предмету «Окружающий мир»  является  формирование  элементарных представлений и понятий, необходимых как при обучении другим учебным предметам, так и для практического применения  в социально-бытовой среде.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащегося, коррекции его мышления.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, обучающих электронных презентаций, предметных и сюжетных картин.

На экскурсиях учащемуся предстоит познакомиться с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках - на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, ребёнок учится анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, способствуют развитию речи и мышления учащихся.

1.3 Учебно-тематический план.

№ раздела

Название раздела

Всего часов

В том числе

экскурсий

1 раздел

Неживая природа

30

         5

           1.1.

Неживая природа

10

         1

           1.2.

Сезонные изменения (времена

года)

20

         4

2 раздел

Живая природа

34

           2.1

Растения

10

           2.2.

Животные

10

           2.3.

Человек

14

3 раздел

Повторение

2

Итого:

66

Требования к уровню подготовки обучающегося.

Обучающийся должен усвоить следующие представления:

- о мире живой и неживой природы;

- о человеке, работе его органов чувств;

- о погоде и её явлениях;

- о смене времён года.

Обучающийся должен уметь:

1-й    у р о в е н ь

- правильно и точно вызывать изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

2-й    у р о в е н ь

- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

- называть своё имя, фамилию, возраст, пол;

- называть и показывать органы чувств человека.

1.4 Учебно-методический комплект.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой, 3-е издание, исправленное, Москва «Просвещение», 2011.

2. Живой мир. Учебник для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 класс. Котина М.С.., Куртова Т.О., Москва, «Просвещение», 2014.

3. Живой мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н.Б., Попова М.А., Москва, «Просвещение», 2014.

1.5 Учебно-методическое обеспечение.

Таблицы:

- «Дикие животные»

- «Домашние животные»

- «Правила дорожного движения»

- «Времена года»

- «Овощи»

- «Фрукты»

Плакат «Календарь погоды»

Сюжетные картинки «Времена года»

Индивидуальный  календарь погоды.

Предметные картинки

1.6 Календарно-тематическое планирование.

         Примечание: календарно-тематическое планирование представлено в данной курсовой работе в рамках одной учебной четверти)

урока

Дата

Тема урока,

страница учебника.

Цели учебные и коррекционные

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащегося.

1 четверть – 18 часов.

Неживая природа (10 часов)

Цель: формирование представлений о солнце как источнике света и тепла.

1

Введение.

Стр.3-4

(экскурсия)

Формирование положительной мотивации к учению. Развитие внимания, наблюдательности.

Объекты живой и неживой природы.

Уметь различать объекты живой и неживой природы.

2

Объекты живой и неживой природы.

Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Научить различать и классифицировать объекты живой и неживой природы. Развитие речи.

Объекты живой и неживой природы

3

Земля и Солнце. Стр.6

Ввести понятия «планета» , «звезда», «космос». Расширение словаря.

Планета Земля и звезда Солнце. Вращение Земли вокруг Солнца.

Иметь представление о том, что Земля – это планета, а Солнце – звезда.

4

День и ночь.

Стр. 7-8

Познакомить с особенностями неба дневного и ночного. Коррекция внимания.

Повышение общего уровня развития.

Дневное и ночное небо.  Занятия людей днём и ночью.

Наблюдать и сравнивать небо дневное и ночное. Знать отличия дня и ночи.

5

День и ночь.

 Стр. 8-9

6

Сутки.

Ввести понятие «сутки». Развитие речи.

Сутки. Занятия людей в течение суток.

Иметь представление о «сутках».

Уметь рассказывать о занятиях людей в течениесуток.

7

Занятия людей в течении суток.Стр.10-11

8

Значение Солнца.

Познакомить со значением Солнца для нашей планеты ; значением для растений. Развитие речи.

Солнце — источник тепла и света .

Иметь представление о значении Солнца и его роли в жизни растений.

9

Солнце и жизнь растений.

Стр.12-13

10

Закрепление полученных знаний.

Обобщить и систематизироватьполученные знания. Развитие речи.

Природа живая и неживая. Земля и Солнце. Сутки. Занятиях людей в течение суток.

Уметь применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Сезонные изменения (времена года) 20 часов

Цель: формирование представлений о влиянии солнца на сезонные изменения в природе.

11

Осень.

стр.14-16

Обобщить и расширить имеющиеся знания об осени. Коррекция и развитие познава-тельной деятель-ности.

Признаки осени.

Погода.

Наблюдения

за изменениями  погоды.

 Погода вчера, сегодня.

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав.

Одежда осенью.

Осадки осенью.

Иметь представление о причине сезонных изменений осенью.

12

Признаки осени. Стр.17-18

Познакомить с признаками осени, причиной отлёта птиц. Познакомить с понятием «листопад». Развитие речи.

Иметь представление о

признаках осени, уметь их называть.

13

Экскурсия в природу.

Учить наблюдать за сезонными изменениями в природе. Развитие внимания, наблюдательности, памяти.

14

Занятия и одежда детей осенью. Стр.19-20

Учить выбирать одежду по погоде.

Закрепление социально-бытовых навыков. Развитие навыков самостоятель-ности.

Иметь представление  о занятиях людей в это время года. Уметь выбирать одежду, соответствую-щую погодным условиям.

15

Обобщение знаний по теме «Осень».

Обобщить имеющиеся знания об осени. Развитие познавательной деятельности. Активизация словаря.

Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов и выполнения практических заданий.

16

Зима.  

Стр.21

Выявить причину сезонных изменений зимой. Развитие внимания. Обогащение словаря.

Зима.

Признаки зимы.

Мороз, холод.

Осадки зимой.

Снег. Снегопад. Снежинки.

Зимняя одежда. Занятия детей зимой. Зимние детские игры.

Иметь представление о причине сезонных изменений зимой.

17

Признаки зимы. Стр.22-23

Обобщить и расширить знания о признаках зимы. Развитие речи.

Развитие процессов анализа и синтеза.Закрепление социально-бытовых навыков. Развитие навыков самостоятель-ности.

Иметь представление  о признаках зимы. Уметь называть их.

18

Одежда и занятия детей зимой. Стр.24

Иметь представление о занятиях детей зимой, о зимних играх, уметь рассказать об этом.

1.7 Реализация адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР в начальной школе МОУ СОШ № 3 п.г.т. Безенчук, Самарской области.

Школа № 3 п.г.т. Безенчук является средним общеобразовательным учреждением РФ, в котором получают образование дети не только городского поселения, но и близлежащих населенных пунктов района. Среди учащихся школы есть дети с ограниченными возможностями здоровья, в их числе с задержкой психического развития.

В самом начале проводится  встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей. В работу с детьми данной категории включаются сотрудники образовательного учреждения: администрация, педагог-психолог, учитель-логопед, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата для облегчения адаптации детей с ОВЗ, их успешной социализации.

Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.

Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей по развитию ребенка, четко формулируются цели и задачи индивидуальной  образовательной программы:  обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика,  определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов  и т.д.).

 В школе осуществляется индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Дети с ЗПР обучаются по индивидуальной программе, но учитывая потребность ребенка в общении со сверстниками, уроки труда, ИЗО, музыки и физкультуры проводятся со всем классом.  

Учителя и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Организовываются – беседы, анкетирование, проведение совместных детско-родительских праздников и др. Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР организуются и проводятся семинары, «круглые столы» и консультации для учителей. 

Обучение детей с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с учебным планом, предусматривающим обеспечение учащимся объема содержания, соответствующего полному объему содержания школы общего назначения.

Для решения поставленной задачи в учебном процессе используются разнообразные методы и приемы обучения, способствующие общему развитию детей, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации и коррекции познавательной деятельности. Для данной категории детей уделяется больше внимания на закрепление пройденных тем, создаются игровые ситуации, в ходе которых ребенок легче переключается на учебную деятельность. На уроках часто используются упражнения на развитие внимания, памяти, словарного запаса учащихся, а также больше применяется наглядного материала. Внимание уделяется и освоению учеником набором моделей учебного и внеучебного поведения, обеспечивающих ему успешную социализацию, соответствующую определенной возрастной категории.

Для качественного обучения и воспитания детей имеются в учреждении такие средства как компьютеры, проекторы, интернет-камеры, фонотека и литература для детей и их родителей.

Программы коррекционно-развивающего обучения для младших школьников с задержкой психического развития ориентированы на общее развитие учащихся (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребенку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учета индивидуальных возможностей детей.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе рассмотрены основные направления при создании Адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР в начальной школе, а также описана реализация данной программы в ГБОУ СОШ №3 п.г.т. Безенчук.

Таким образом, одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, которые определяют эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями, является Адаптированная образовательная программа. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с задержкой психического развития с одной стороны – соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны – это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие. 

Список литературы

1. Васильева М.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции// http://festival.1september.ru/articles/584085/

2. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. – СПб.: Речь, 2006.

3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2008.

4. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития// http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=471879

5. Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комиссии//http://edu-pmpk.ru/mod/lesson/index.php?id=3

6. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.:Издательский центр «Академия», 2001.

7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273//http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

В программе подробно рассматриваются психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР, особые образовательные потребности учащихся, принципы и подходы к формированию АООП начального общего об...

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.

Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (для обучающихся с задержкой психического развития).

Адаптированная рабочая программа по Окружающему миру для 1 « » класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НО...

Проект адаптированной образовательной программы по окружающему миру для обучающегося 3 класса с расстройством аутистического спектра (вариант 8.2)

Одним из направлений стратегических ориентир развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре является обучение и воспитание детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегрированного...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в 3 классе на 2019 – 2020 учебный год ( 34 часа)

Программа детализирует и раскрывает базовое содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями из...