Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (для обучающихся с задержкой психического развития).
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Ольга Николаевна Соснова

Адаптированная рабочая программа по Окружающему миру для 1 « » класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с особыми возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой (ПрАООП) начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Адаптированная рабочая программа по Окружающему миру для 1 « » класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (ФГОС НОО) обучающихся с особыми возможностями здоровья, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой (ПрАООП) начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

       Программа полностью соответствует объёму содержания образования в начальных классах общеобразовательной школы. Однако существенным отличием её является коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса. Учитываются особенности познавательных процессов данных учащихся:

  • наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо;
  • низкий познавательный интерес и мотивация;
  • нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость, затруднения переключения. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью;
  • нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве;
  • особенности памяти: продуктивность запоминания низкая, лучше развита зрительная и кинестетическая память. Отсюда, на занятиях применяются частые повторения и закрепление материала, большое количество раздаточного материала, наглядности;
  • задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем, повышенной утомляемостью.

            Количество часов, отведенных на изучение тем, может варьироваться, в зависимости от усвоения темы детьми.

        Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

     Наряду с общеобразовательными, ставятся и коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция пробелов в знаниях и представлениях об окружающем мире, характерных для данной категории обучающихся;
  • преодоление недостатков, возникших в результате нарушенного развития, включая недостатки мыслительной деятельности, речи, моторики, пространственной ориентировки;
  • регуляции поведения.

         Большое значение придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

       Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного

предмета.

        Обучение в 1 классе по варианту программы 7.2 во многом представляет собой коррекцию недостатков предшествующего развития и формирование устойчивых предпосылок для дальнейшего накопления и систематизации знаний об окружающем предметном и социальном мире. Коррекционно-развивающее значение предмета было показ ано работами С.Г. Шевченко. Обучающиеся с ЗПР преимущественно не умеют:

  • вести отдельные наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира, не

могут вспомнить и словесно обозначить даже то, что они многократно видели;

  • задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях;
  • целенаправленно сравнивать предметы, объекты, явления;
  • выделять существенные и не существенные признаки в различных объектах и

явлениях окружающей действительности.

            Результатом невыраженности познавательного интереса к окружающему предметному и социальному миру, а также перечисленных недостатков познавательной (аналитико-синтетической) деятельности становится малый объем знаний и представлений, их неточность, низкая дифференцированность. Поэтому учебный предмет «Окружающий мир» имеет основное значение для формирования сферы жизненной компетенции. Обучаясь в 1 классе, дети получают первый опыт систематизации и обобщения различных представлений о явлениях окружающего мира. Поэтому содержание учебного материала максимально приближено к практическому опыту их взаимодействия с окружающей природной и социальной действительностью. Существенную пользу в усвоении предметного содержания могут сыграть IT-технологии, в частности компьютерные инструменты педагога, позволяющие диагностировать и расширять представления об окружающем мире в контексте формирования сферы жизненной компетенции обучающихся детей. При изучении программного материала учебник не используется. Учителю начальных классов необходимо подбирать дидактический материал, ориентируясь на представленное в программе содержание. В 1 классе можно в определенной мере ориентироваться на пособия для дошкольников, однако следует избегать формирования представлений, которые нельзя подкрепить чувственным опытом.

       Начало программы представляет раздел, позволяющий обучающимся стать более социально адаптированными: в начале обучения наиболее целесообразным представляется предусмотренное ПрАООП формирование знаний о правилах школьной жизни: поведения на уроках, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Рассматриваются вопросы дружбы, культуры поведения, на доступном уровне обсуждается ценность здоровья и здорового образа жизни. Рассматривается безопасность по дороге в школу. В ходе экскурсии и во взаимодействии с родителями отрабатывается безопасный маршрут из школы домой. Рассматриваются правила безопасного поведения при нахождении в школьном здании. Параллельно первоклассников учат ориентироваться в пространстве школьного здания, актуализируют использование лексики, отражающей пространственные отношения (вверху, внизу, под, над, слева, справа, между и пр.). В сентябре или октябре необходима экскурсия, позволяющая обратить внимание обучающихся на изменения в природе. В их лексику включаются новые понятия: листопад, перелетные птицы и т.п. Экскурсии целесообразно проводить в соответствии с природными изменениями в месте проживания обучающегося, обращая его внимание на смену времен года в родном крае. Обычно в образовательной организации в той или иной форме проводится праздник осени, соответственно плану работы ОО следует координировать подготовку к этому празднику, а также ко дню Учителя. На уроках по предмету «Окружающий мир» следует уточнить детские знания о профессии учителя. Беседы с обучающимися, актуализацию детского опыта, систематизацию несовершенных и разрозненных представлений необходимо проводить на каждом уроке.

        Уже в первой четверти целесообразно уделить особое внимание правилам поведения на дороге, при этом совершенно необходимо учитывать конкретные особенности движения автотранспорта в месте проживания ребенка и около его школы. Если ребенок проживает в городе, то обсуждаются и вопросы пользования городским транспортом: посадки, перехода улицы при выходе из автотранспорта. Не менее важной темой является противопожарная безопасность. Обсуждается правильное поведение при возгорании, телефоны экстренной помощи. Аналогично следует обратить особое внимание на правила обращения с электроприборами, пользования розетками, выключателями, электроплитой, чайником, микроволновой печью.

      Во второй четверти основной акцент сделан на знакомстве с растениями и развитии способностей обучающихся анализировать предметы окружающего мира (цвет, форма, величина). Знакомство с грибами оправдывается окончанием заготовки грибов, что позволяет обратиться к детскому опыту. Овощи и фрукты предоставляют богатые возможности подобного анализа (геометрические формы рассматриваются на материале упаковок). Необходимым элементов уроков становится расширение чувственного опыта детей, знакомство не только с изображениями, но и с реальными фруктами и овощами, их вкусом, а также раскрашивание изображений. Совершенно необходимо активизировать перцептивный анализ и сравнение (угадывание объектов на ощупь, прикладывании их друг к другу и т.п.). Полезной оказывается аппликация, в т.ч. синтез изображений овощей и фруктов из отдельных частей. Изучение темы «Человек» проводится в русле раздела «Человек и природа». Обсуждаются различия между мальчиками и девочками, возрастные изменения: ребенок, взрослый, пожилой человек. Человеческое тело изучается для уточнения пространственных представлений, т.к. обычно их несовершенство выявляется отчетливо. Обсуждаются вопросы здоровья, необходимость соблюдения правил гигиены (мыть руки, чистить зубы), а также безопасности (одежда в соответствии с сезоном и погодой, индивидуальная посуда, расческа и т.п.). К теме сохранения здоровья рекомендуется возвращаться неоднократно, в т.ч. в контексте профилактики простудных заболеваний. Здесь же впервые поднимается тема ограниченных возможностей здоровья и на доступном уровне рассказывается о том, что у детей бывают ограниченные возможности здоровья и они нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Конец второй четверти предполагает подготовку к новогоднему празднику, поэтому урок по предмету «Окружающий мир» может познакомить обучающихся с еловым деревом. Вместе с тем следует отметить, что первоочередным требованием к учителю является максимальная практическая направленность предмета, поэтому отсутствие возможностей продемонстрировать детям какой-либо объект позволяет заменять тему урока.

         В третьей четверти основное содержание образования по предмету заключается в знакомстве с сезонными изменениями в природе и миром животных. Обсуждаются темы зимней погоды, вводится новая лексика. Обращается внимание на труд людей зимой, зимние забавы, зимние виды спорта. На уроках по-прежнему следует уделять повышенное внимание продуктивной деятельности (раскрашиванию, рисованию, лепке), а также развитию мыслительных операций. Животные ранжируются по размерам, окраске. Поднимаются вопросы помощи животным зимой. К концу четверти вновь обсуждаются сезонные изменения в природе.

          Четвертая четверть знакомит детей с общественным устройством страны. Обсуждаются темы Россия, столица, Москва, в ходе экскурсий и бесед происходит знакомство с малой Родиной-местом проживания обучающихся. Поскольку в связи с сезонными изменениями активность обучающихся обычно возрастает, необходимо снова вернуться к тематике безопасного поведения. Изучается название водоема, имеющегося в месте проживания ребенка, рассматриваются правила поведения на воде (они также должны учитывать конкретные условия водоема). Рассматривается труд людей весной, появление перелетных птиц, выращивание рассады и высаживание растений и т.п.

       Таким образом, все предметное содержание, предусмотренное программой, предполагает в первую очередь коррекционно-развивающий эффект. Формируется информационно-содержательный компонент познавательной деятельности, совершенствуется аналитико-синтетическая деятельность, улучшаются возможности связного высказывания. Таким образом, осуществляется накопление первоначальных знаний, умений, необходимых для успешного освоения дальнейшей программы обучения. Коррекционно-развивающее значение предмета обеспечивается организацией процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР, пошаговым предъявлением материала, опорой на практический опыт и непосредственные впечатления, многократным повторением, обучением переносу усвоенных знаний в новые ситуации взаимодействия с действительностью, а также упрощением системы учебно-познавательных задач, решаемых в ходе обучения предмету. Учебный предмет «Окружающий мир» призван не только расширить кругозор обучающихся, он способствует их социализации за счет улучшения житейской компетентности, преодоления познавательной инактивности.

                                      Место предмета в учебном плане.

Предмет «Окружающий мир» является обязательным. На его реализацию в форме урока отводится 2 часа в неделю, итого 66 уроков в учебном году. В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором – 40 минут.

                     Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим

                      Планируемые результаты освоения учебного предмета.

     Разнообразие психологических особенностей обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала (как общего, так и касающегося речевых умений) не позволяют ожидать одинаковых результатов в успешности освоения предмета «Окружающий мир». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель пытается достичь. В 1 классе желательно достижение обучающимися следующих результатов:

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России, знающего и любящего ее природу и

культуру;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
  • осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
  • готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;
  • личностная ответственность за сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества;
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения предмета «Окружающий мир» конкретизируются следующим образом.

Познавательные УУД позволяют:

  • анализировать и сравнивать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков и классифицировать их;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Регулятивные УУД позволяют:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем);
  • объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД позволяют:

  • формулировать ответы на вопросы;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования.

Они обозначаются в ПрАООП как:

1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей  среде;

4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми

                            Содержание учебного предмета, курса

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Неживая и живая природа.  Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц. Погода, её составляющие. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Дикие и домашние животные. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Человек — часть природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Человек и общество

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах.  Профессии людей. Значение труда в жизни человека и общества.  Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Новый год, Рождество.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Президент Российской Федерации — глава государства. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название.

Правила безопасной жизни

Номера телефонов экстренной помощи. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия

с незнакомыми людьми.

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

                                Учебно-тематическое планирование.

№ п/п

Раздел (подраздел/тема)

Количество часов

1

Человек и общество.

5

2

Правила безопасной жизни.

2

3

Человек и природа.

3

4

Человек и общество.

2

5

Правила безопасной жизни.

4

6

Чудесный мир растений и грибов.

9

7

Сезонные изменения в природе.

4

8

Животные и птицы зимой.

6

9

Домашние животные.

6

10

Сезонные изменения в природе.

4

11

Человек и общество.

5

12

Правила безопасной жизни.

3

13

Человек и природа.

6

Итого

66

Календарно-тематическое планирование.

Класс — 1 « ».

Количество часов в неделю — 2ч.

Количество часов в год — 66ч.

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

1

Мы теперь ученики .

2

Наша школа. Экскурсия по зданию школы.

3

Правила вежливого поведения.

4

Культура поведения в школе.

5

Наши одноклассники.

6

Дорога в школу. Экскурсия.

7

Правила безопасного поведения в школе.

8

Явления природы: листопад, перелеты птиц.

9

Золотая осень. Экскурсия.

10

Смена времен года в родном крае.

11

Школьные праздники и торжественные даты. День учителя.

12

Праздник осени!

13

Правила поведение на дороге.

14

Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

15

Пожар. Правила противопожарной

безопасности.

16

Электричество. Правила обращения с

электроприборами.

17

Живая и неживая природа.

18

Грибы: съедобные и ядовитые.

19

Грибы: съедобные и ядовитые.

20

Правила сбора грибов.

21

Растения, их разнообразие.

22

Фрукты.

23

Фрукты.

24

Овощи.

25

Овощи.

26

Овощи.

27

Человек-часть природы.

28

Общее представление о строении тела человека.

29

Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами.

30

Новогодняя елка. Новый год. Рождество.

31

Новогодняя елка. Новый год. Рождество.

32

Зимняя погода.

33

Зимняя одежда: шуба, шапка, варежки, теплая обувь.

34

Правила безопасности на зимних улицах.

35

Зимние занятия.

36

Животные и птицы зимой.

37

Природные дома зверей.

38

Смена окраски у зверей.

39

Зимняя спячка. Звери, впадающее и не впадающие в спячку.

40

Экскурсия. Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения.

41

Птицы зимой. Потребность

птиц в подкормке.

42

Домашний скот.

43

Детеныши домашних животных.

44

Уход людей за домашними животными.

45

Домашние птицы.

46

Польза домашних птиц.

47

Уход людей за домашними птицами.

48

Признаки весны. Экскурсия.

49

Таяние льда на реках.

50

Изменения в лесу. Линька животных.

51

Весна. Сезонные изменения в природе.

52

Наша страна-Россия.

53

Москва – столица нашей Родины.

54

Президент Российской Федерации.

55

Моя малая Родина.

56

Экскурсия "Мой город".

57

Основные правила безопасности при

обращении с водой.

58

Правила безопасного поведения в общественных местах (магазин, кинотеатр).

59

Правила безопасности на улице и при общении с незнакомыми людьми.

60

Первые лесные растения весны.

61

Труд людей весной: посадка рассады, огородов, цветов.

62

Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

63

К нам прилетели перелетные птицы.

64

Различное отношение человека к природе (на основе наблюдения примеров положительного и отрицательного отношения.). Правила поведения в природе.

65

Праздник Весны!

66

Скоро лето! Правила безопасного поведения во время летних каникул.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

Иллюстративный демонстрационный материал, соответствующий изучаемой теме.

Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Мультимедийные образовательные ресурсы (презентации), соответствующие тематике программы по окружающему миру.

При наличии условий IT-технологий, используемых во внеурочной деятельности  для уточнения представлений обучающихся об окружающем мире.

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется

использовать следующие научно-методические разработки и пособия:

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего

образования обучающихся с задержкой психического развития. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение,2018г.

2. Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического

развития  для 1 и 1 дополнительного классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.2 1 и 1 дополнительные классы / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение,2018г.

3. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические

аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. –

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

4. Гризик Т.И. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет.

5. Гризик Т.И., Лаврова Т.В. Узнаю мир. Развивающая книга для детей 6-8 лет.

6. Плешаков А.А. Зеленая тропинка.

 7.  Плешаков А.А.,«Окружающий мир», 1 класс, издательство «Просвещение», 2018год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2017-2018 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Адаптированная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру 3 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)...