Главные вкладки

    Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс
    рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

    Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями), обучающихся на дому

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zhivoy_mir_4_klass_mihaylova_e.n.docx39.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе

    начального общего образования

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

    Рассмотрено на педагогическом совете школы

    Протокол от 24.05.2018г. № 5

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор

    МБОУ «Излучинская ОНШ»

    _____________Е.В. Шагвалеева

    Приказ

    от 30.08.2018 г. № 469

    Адаптированная рабочая программа

    Михайловой Елены Николаевны

    по окружающему миру

    4 класс

    2018-2019 учебный год

                                         

                                                                 

    пгт. Излучинск

    2018

    Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями), обучающихся на дому,  разработана на основе:

    - адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 4) МБОУ «Излучинская ОНШ»;

               - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы:  под ред. М.И. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;

            - учебника «Живой мир», 4 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII, авторы-составители Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т. О. Куртова – 11 изд. –М.: Просвещение, 2016.

    Исходя  из предметной диагностики и индивидуальных возможностей, обучающейся  определена образовательная программа 3 класса (1 уровень).

    Цель обучения: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

    Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно - образовательные и воспитательные задачи:

    • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт  новые знания об основных ее элементах;
    • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира и условиях внешней среды;
    • закрепить представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;
    • уточнить доступные учащимся сведения о воздухе и формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
    • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
    • формирует знания учащихся о природе своего края;
    • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит учащихся бережному отношению к природе.

    Четвёртый год обучения завершает работу по программе «Живой мир». Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

    Внимание учителя по-прежнему направлено на развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе, на формирование элементов образного и аналитического мышления, развитие кругозора, обогащение словаря учащихся, воспитание любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.

    Программа «Живой мир» не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.

    Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений.

    1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

    Учащиеся должны уметь:

    1 уровень:

    • правильно называть изученные объекты и явления;
    • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие растения;
    • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
    • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
    • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
    • определять время года, описывать его основные признаки, признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.
    1. Содержание учебного курса «Живой мир» 4 класс

    В программу включены следующие разделы:

    Сезонные изменения (20 ч)

    Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

    Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.

    Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

    Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года

        Дикие и домашние животные в разное время года.

    Труд людей города и села в разное время года

    Завершается формирование понятий о сезонных изменениях в природе зимой, весной, летом, осенью. Фиксируется представление о Солнце как источнике света и тепла на планете, в связи с деятельностью Солнца устанавливаются все признаки того или иного времени года. Картина дополняется сопровождающими времена года природными явлениями. Расширяется круг знакомых растений и животных, учитель может дополнить его изучением характерных для данной местности представителей флоры и фауны. Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

    Неживая природа (8 ч)

    Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

    Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

    Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

    Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

    Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.). Дети должны видеть, осязать. Если возможно, желательно провести простейшие опыты: показать, как вода проникает через песок, глину, и сравнить результаты наблюдений, посмотреть, как сыплется песок, ощутить вязкость глины.

    Исходя из свойств элементов почвы, можно предположить, как растения будут расти в той или иной почве.

    Живая природа (36 ч)

    Растения (14 ч)

    Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

    Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

    Организуя сравнение растений сада, леса, огорода, по мере возможности обратить внимание на их сходство и различия, показать роль человека в окультуривании растений, выведении новых полезных сортов растений. При изучении особенностей ухода за цветами, растениями поля актуализировать знания, полученные при изучении почвы и способов её обработки, закрепляя таким образом полученные ранее знания. В ходе изучения растений поля сконцентрировать внимание на значении этих растений для человека, а также на связи жизни этих растений с сезонными изменениями в природе.

    Животные (14 ч)

    Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

    Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

    Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

    Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

    Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

    Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

    Насекомые-вредители.

    При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека. При изучении насекомых учителю необходимо обратить внимание на те виды, которые наиболее распространены в их местности и знакомы детям. На примере пчёл показать, как знания человека о природе, о жизни данных насекомых помогают ему использовать их для своей пользы.

    Человек (8 ч)

    Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

    Профилактика травматизма головного мозга.

    Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

    Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

    При изучении мозга человека невозможно показать учащимся особенности его строения и работы, поэтому внимание следует направить на практические меры: предупреждение травм и организацию правильного распорядка дня с целью предупреждения перегрузок и усталости. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека. Показать важность этого направления деятельности людей. Обратить внимание на то, что сами дети могут сделать для сохранения чистоты природы.

    Повторение (4 ч)

    Учащиеся должны усвоить следующие представления:

    • о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
    • о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;
    • о домашних животных и птицах их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
    • о насекомых, их роли в жизни природы;
    • о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы      для жизнедеятельности человека;
    • о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.

    Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Методы.

    а) общепедагогические методы:

    - словесные – рассказ, объяснение, беседа;

    - наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

    - практические – упражнения

    б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

    - задания по степени нарастающей трудности;

    - специальные коррекционные упражнения;

    - задания с опорой на несколько анализаторов;

    - включение в уроки современных реалий;

    - развёрнутая словесная оценка;

    - призы, поощрения.

     Инновационные технологии обучения:

    1. Игровые технологии.

    2. Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

    3.        Здоровьесберегающие технологии

    4.        Элементы компьютерной технологии

    Здоровьесберегающие технологии реализуются на каждом уроке.

    Учебно-тематический  план

    Наименование раздела

    Количество часов

    1

    Сезонные изменения в природе.

    20

    2

    Неживая природа.

    8

    3

    Живая природа. Растения.

    14

    4

    Живая природа. Животные.

    14

    5

    Живая природа. Человек.

    8

    6

    Повторение.

    4

    Всего:

    68


    1. Календарно-тематическое планирование уроков живого мира

    2 часа в неделю

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    План

    Факт

    1.

    Осень. Осенние месяцы.

    1

    2.

    «В гостях у золотой осени».

    1

    3.

    Растения осенью. Последний урожай в садах. Поздние овощи.

    1

    4.

    Леса. Луга. Поля.

    1

    5.

    Жизнь насекомых осенью.  

    1

    6.

    Дикие и домашние животные в осенний период.

    1

    7.

    Лес. Разновидность деревьев.

    1

    8.

     Огород. Овощи. Основные признаки овощей.

    1

    9.

    Фруктовые сады.

    1

    10.

    Разнообразие форм земной поверхности.

    1

    11.

    Плодородная почва. Состав и свойство почвы.

    1

    12.

    Верхний слой почвы. Значение почвы в живом мире.

    1

    13.

    Песок.

    1

    14.

     Глина – осадочная порода земли

    1

    15.

    Практические опыты.

    1

    16.

    Камни.

    1

    17.

    Рельеф. Холмы. Равнины. Овраги.

    1

    18.

    Многолетние и однолетние растения

    1

    19.

    Культурные и дикорастущие растения.

    1

    20.

    Зима. Зимние месяцы.

    1

    21.

    Экскурсия в природу.

    1

    22.

    Растения зимой.

    1

    23.

    Животные зимой.

    1

    24.

    Труд людей зимой.

    1

    25.

    Лекарственные растения.

    1

    26.

    Разновидность сортов семян.

    1

    27.

    Уход за комнатными растениями.

    1

    28.

    Красная книга.

    1

    29.

    Красная книга.

    1

    30.

    Домашние животные.

    1

    31.

    Овца. Свинья. Корова.

    1

    32.

    Фермы.

    1

    33.

    Лошадь

    1

    34.

    Птицы

    1

    35.

    Птицы - лучшие защитники природы.

    1

    36.

    Водоплавающие птицы.

    1

    37.

    Дикие  водоплавающие птицы.

    1

    38.

    Домашние водоплавающие птицы.

    1

    39.

    Домашние птицы.

    1

    40.

    Насекомые. Разновидность насекомых.

    1

    41.

    Пчёлы. Мёд. Пчелиный яд.

    1

    42.

    Весна

    1

    43.

    Весенние месяцы.

    1

    44.

    Растения весной. Первоцветы.

    1

    45.

    Практические занятия.

    1

    46.

    Растения сада

    1

    47.

    Перелётные птицы. Появление насекомых.

    1

    48.

    Животные весной.

    1

    49.

    Труд людей весной.

    1

    50.

    Труд людей весной.

    1

    51.

    Голова. Мозг человека.

    1

    52.

    Работа мозга.

    1

    53.

    Режим дня.

    1

    54.

    Здоровье человека.

    1

    55.

    Растения поля. Злаки: пшеница, рожь, овёс, ячмень, гречиха

    1

    56.

    Озимые культурные растения.

    1

    57.

    Для любознательных

    1

    58.

    Лето.

    1

    59.

    Растения летом.

    1

    60.

    Птицы

    1

    61.

    Жизнь животных в летнем лесу.

    1

    62.

    Вредные насекомые.

    1

    63.

    Парки и скверы.

    1

    64.

    Парки и скверы.

    1

    65.

    Признаки наступления лета.

    1

    66.

    Признаки наступления лета.

    1

    67.

    Итоговый урок.

    1

    68.

    Итоговый урок.

    1

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г.

    2. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.

    3.Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. 4 класс. Матвеевой Н.Б., Поповой М.А., Куртовой Т.О.

    4. Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

    Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

    ФГОС Рабочая программа по окружающему миру, 4 класс, учебник "Мир вокруг нас", А.А.Плешаков

    В рабочей программе представлены:  календарно-тематический план, рещаемые проблемы, предметные результаты, словарь, универсальные учебные действия, личностные результаты, указана дополнительная л...

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (программа "Школа 2100")

    рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование...

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "Перспектива".

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "Перспектива"....

    адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

    адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

    Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

    Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

    Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

    Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...