Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями), обучающихся на дому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir_4_klass_mihaylova_e.n.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе

начального общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 24.05.2018г. № 5

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

_____________Е.В. Шагвалеева

Приказ

от 30.08.2018 г. № 469

Адаптированная рабочая программа

Михайловой Елены Николаевны

по окружающему миру

4 класс

2018-2019 учебный год

                                     

                                                             

пгт. Излучинск

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями), обучающихся на дому,  разработана на основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 4) МБОУ «Излучинская ОНШ»;

           - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы:  под ред. М.И. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;

        - учебника «Живой мир», 4 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII, авторы-составители Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т. О. Куртова – 11 изд. –М.: Просвещение, 2016.

Исходя  из предметной диагностики и индивидуальных возможностей, обучающейся  определена образовательная программа 3 класса (1 уровень).

Цель обучения: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно - образовательные и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт  новые знания об основных ее элементах;
  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира и условиях внешней среды;
  • закрепить представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;
  • уточнить доступные учащимся сведения о воздухе и формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
  • формирует знания учащихся о природе своего края;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит учащихся бережному отношению к природе.

Четвёртый год обучения завершает работу по программе «Живой мир». Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний.

Внимание учителя по-прежнему направлено на развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе, на формирование элементов образного и аналитического мышления, развитие кругозора, обогащение словаря учащихся, воспитание любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.

Программа «Живой мир» не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.

Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений.

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

Учащиеся должны уметь:

1 уровень:

  • правильно называть изученные объекты и явления;
  • различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие растения;
  • правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
  • различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
  • соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
  • определять время года, описывать его основные признаки, признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.
  1. Содержание учебного курса «Живой мир» 4 класс

В программу включены следующие разделы:

Сезонные изменения (20 ч)

Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года

    Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года

Завершается формирование понятий о сезонных изменениях в природе зимой, весной, летом, осенью. Фиксируется представление о Солнце как источнике света и тепла на планете, в связи с деятельностью Солнца устанавливаются все признаки того или иного времени года. Картина дополняется сопровождающими времена года природными явлениями. Расширяется круг знакомых растений и животных, учитель может дополнить его изучением характерных для данной местности представителей флоры и фауны. Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Неживая природа (8 ч)

Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.). Дети должны видеть, осязать. Если возможно, желательно провести простейшие опыты: показать, как вода проникает через песок, глину, и сравнить результаты наблюдений, посмотреть, как сыплется песок, ощутить вязкость глины.

Исходя из свойств элементов почвы, можно предположить, как растения будут расти в той или иной почве.

Живая природа (36 ч)

Растения (14 ч)

Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Организуя сравнение растений сада, леса, огорода, по мере возможности обратить внимание на их сходство и различия, показать роль человека в окультуривании растений, выведении новых полезных сортов растений. При изучении особенностей ухода за цветами, растениями поля актуализировать знания, полученные при изучении почвы и способов её обработки, закрепляя таким образом полученные ранее знания. В ходе изучения растений поля сконцентрировать внимание на значении этих растений для человека, а также на связи жизни этих растений с сезонными изменениями в природе.

Животные (14 ч)

Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

Насекомые-вредители.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека. При изучении насекомых учителю необходимо обратить внимание на те виды, которые наиболее распространены в их местности и знакомы детям. На примере пчёл показать, как знания человека о природе, о жизни данных насекомых помогают ему использовать их для своей пользы.

Человек (8 ч)

Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

При изучении мозга человека невозможно показать учащимся особенности его строения и работы, поэтому внимание следует направить на практические меры: предупреждение травм и организацию правильного распорядка дня с целью предупреждения перегрузок и усталости. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека. Показать важность этого направления деятельности людей. Обратить внимание на то, что сами дети могут сделать для сохранения чистоты природы.

Повторение (4 ч)

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

  • о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
  • о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;
  • о домашних животных и птицах их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
  • о насекомых, их роли в жизни природы;
  • о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы      для жизнедеятельности человека;
  • о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.

Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Методы.

а) общепедагогические методы:

- словесные – рассказ, объяснение, беседа;

- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

- практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

 Инновационные технологии обучения:

1. Игровые технологии.

2. Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.

3.        Здоровьесберегающие технологии

4.        Элементы компьютерной технологии

Здоровьесберегающие технологии реализуются на каждом уроке.

Учебно-тематический  план

Наименование раздела

Количество часов

1

Сезонные изменения в природе.

20

2

Неживая природа.

8

3

Живая природа. Растения.

14

4

Живая природа. Животные.

14

5

Живая природа. Человек.

8

6

Повторение.

4

Всего:

68


  1. Календарно-тематическое планирование уроков живого мира

2 часа в неделю

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1.

Осень. Осенние месяцы.

1

2.

«В гостях у золотой осени».

1

3.

Растения осенью. Последний урожай в садах. Поздние овощи.

1

4.

Леса. Луга. Поля.

1

5.

Жизнь насекомых осенью.  

1

6.

Дикие и домашние животные в осенний период.

1

7.

Лес. Разновидность деревьев.

1

8.

 Огород. Овощи. Основные признаки овощей.

1

9.

Фруктовые сады.

1

10.

Разнообразие форм земной поверхности.

1

11.

Плодородная почва. Состав и свойство почвы.

1

12.

Верхний слой почвы. Значение почвы в живом мире.

1

13.

Песок.

1

14.

 Глина – осадочная порода земли

1

15.

Практические опыты.

1

16.

Камни.

1

17.

Рельеф. Холмы. Равнины. Овраги.

1

18.

Многолетние и однолетние растения

1

19.

Культурные и дикорастущие растения.

1

20.

Зима. Зимние месяцы.

1

21.

Экскурсия в природу.

1

22.

Растения зимой.

1

23.

Животные зимой.

1

24.

Труд людей зимой.

1

25.

Лекарственные растения.

1

26.

Разновидность сортов семян.

1

27.

Уход за комнатными растениями.

1

28.

Красная книга.

1

29.

Красная книга.

1

30.

Домашние животные.

1

31.

Овца. Свинья. Корова.

1

32.

Фермы.

1

33.

Лошадь

1

34.

Птицы

1

35.

Птицы - лучшие защитники природы.

1

36.

Водоплавающие птицы.

1

37.

Дикие  водоплавающие птицы.

1

38.

Домашние водоплавающие птицы.

1

39.

Домашние птицы.

1

40.

Насекомые. Разновидность насекомых.

1

41.

Пчёлы. Мёд. Пчелиный яд.

1

42.

Весна

1

43.

Весенние месяцы.

1

44.

Растения весной. Первоцветы.

1

45.

Практические занятия.

1

46.

Растения сада

1

47.

Перелётные птицы. Появление насекомых.

1

48.

Животные весной.

1

49.

Труд людей весной.

1

50.

Труд людей весной.

1

51.

Голова. Мозг человека.

1

52.

Работа мозга.

1

53.

Режим дня.

1

54.

Здоровье человека.

1

55.

Растения поля. Злаки: пшеница, рожь, овёс, ячмень, гречиха

1

56.

Озимые культурные растения.

1

57.

Для любознательных

1

58.

Лето.

1

59.

Растения летом.

1

60.

Птицы

1

61.

Жизнь животных в летнем лесу.

1

62.

Вредные насекомые.

1

63.

Парки и скверы.

1

64.

Парки и скверы.

1

65.

Признаки наступления лета.

1

66.

Признаки наступления лета.

1

67.

Итоговый урок.

1

68.

Итоговый урок.

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г.

2. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.

3.Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. 4 класс. Матвеевой Н.Б., Поповой М.А., Куртовой Т.О.

4. Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.

Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...