Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями), обучающихся на дому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_mir_4_klass_mihaylova_e.n.docx | 39.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе
начального общего образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол от 24.05.2018г. № 5 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Излучинская ОНШ» _____________Е.В. Шагвалеева Приказ от 30.08.2018 г. № 469 |
Адаптированная рабочая программа
Михайловой Елены Николаевны
по окружающему миру
4 класс
2018-2019 учебный год
пгт. Излучинск
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (для обучающихся с умственной отсталостью с тяжелыми множественными нарушениями), обучающихся на дому, разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 4) МБОУ «Излучинская ОНШ»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы: под ред. М.И. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014;
- учебника «Живой мир», 4 класс: учебник для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII, авторы-составители Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т. О. Куртова – 11 изд. –М.: Просвещение, 2016.
Исходя из предметной диагностики и индивидуальных возможностей, обучающейся определена образовательная программа 3 класса (1 уровень).
Цель обучения: углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно - образовательные и воспитательные задачи:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных ее элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира и условиях внешней среды;
- закрепить представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;
- уточнить доступные учащимся сведения о воздухе и формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит учащихся бережному отношению к природе.
Четвёртый год обучения завершает работу по программе «Живой мир». Основными задачами этого года обучения являются пропедевтика обучения предметам естествоведческого цикла, а также обобщение и систематизация полученных ранее знаний.
Внимание учителя по-прежнему направлено на развитие учащихся с интеллектуальными нарушениями в процессе усвоения знаний о природе, на формирование элементов образного и аналитического мышления, развитие кругозора, обогащение словаря учащихся, воспитание любви к природе, интереса к окружающему миру, бережного отношения к живому.
Программа «Живой мир» не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.
Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений.
- Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:
Учащиеся должны уметь:
1 уровень:
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия; различать культурные и дикорастущие растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений, используемых в быту;
- различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями, происходящими в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки, признаки месяцев, составляющих его; особенности жизни растений, животных, человека.
- Содержание учебного курса «Живой мир» 4 класс
В программу включены следующие разделы:
Сезонные изменения (20 ч)
Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года
Дикие и домашние животные в разное время года.
Труд людей города и села в разное время года
Завершается формирование понятий о сезонных изменениях в природе зимой, весной, летом, осенью. Фиксируется представление о Солнце как источнике света и тепла на планете, в связи с деятельностью Солнца устанавливаются все признаки того или иного времени года. Картина дополняется сопровождающими времена года природными явлениями. Расширяется круг знакомых растений и животных, учитель может дополнить его изучением характерных для данной местности представителей флоры и фауны. Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.
Неживая природа (8 ч)
Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.
Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.
Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.). Дети должны видеть, осязать. Если возможно, желательно провести простейшие опыты: показать, как вода проникает через песок, глину, и сравнить результаты наблюдений, посмотреть, как сыплется песок, ощутить вязкость глины.
Исходя из свойств элементов почвы, можно предположить, как растения будут расти в той или иной почве.
Живая природа (36 ч)
Растения (14 ч)
Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Организуя сравнение растений сада, леса, огорода, по мере возможности обратить внимание на их сходство и различия, показать роль человека в окультуривании растений, выведении новых полезных сортов растений. При изучении особенностей ухода за цветами, растениями поля актуализировать знания, полученные при изучении почвы и способов её обработки, закрепляя таким образом полученные ранее знания. В ходе изучения растений поля сконцентрировать внимание на значении этих растений для человека, а также на связи жизни этих растений с сезонными изменениями в природе.
Животные (14 ч)
Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.
Насекомые-вредители.
При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека. При изучении насекомых учителю необходимо обратить внимание на те виды, которые наиболее распространены в их местности и знакомы детям. На примере пчёл показать, как знания человека о природе, о жизни данных насекомых помогают ему использовать их для своей пользы.
Человек (8 ч)
Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
При изучении мозга человека невозможно показать учащимся особенности его строения и работы, поэтому внимание следует направить на практические меры: предупреждение травм и организацию правильного распорядка дня с целью предупреждения перегрузок и усталости. Следует прямо связать состояние природы и здоровье человека. Показать важность этого направления деятельности людей. Обратить внимание на то, что сами дети могут сделать для сохранения чистоты природы.
Повторение (4 ч)
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
- о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
- о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;
- о домашних животных и птицах их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
- о насекомых, их роли в жизни природы;
- о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;
- о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.
Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методы.
а) общепедагогические методы:
- словесные – рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
- практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
- задания по степени нарастающей трудности;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в уроки современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Инновационные технологии обучения:
1. Игровые технологии.
2. Элементы разноуровневого и дифференцированного обучения.
3. Здоровьесберегающие технологии
4. Элементы компьютерной технологии
Здоровьесберегающие технологии реализуются на каждом уроке.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Сезонные изменения в природе. | 20 |
2 | Неживая природа. | 8 |
3 | Живая природа. Растения. | 14 |
4 | Живая природа. Животные. | 14 |
5 | Живая природа. Человек. | 8 |
6 | Повторение. | 4 |
Всего: | 68 |
- Календарно-тематическое планирование уроков живого мира
2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |||
План | Факт | |||||
1. | Осень. Осенние месяцы. | 1 | ||||
2. | «В гостях у золотой осени». | 1 | ||||
3. | Растения осенью. Последний урожай в садах. Поздние овощи. | 1 | ||||
4. | Леса. Луга. Поля. | 1 | ||||
5. | Жизнь насекомых осенью. | 1 | ||||
6. | Дикие и домашние животные в осенний период. | 1 | ||||
7. | Лес. Разновидность деревьев. | 1 | ||||
8. | Огород. Овощи. Основные признаки овощей. | 1 | ||||
9. | Фруктовые сады. | 1 | ||||
10. | Разнообразие форм земной поверхности. | 1 | ||||
11. | Плодородная почва. Состав и свойство почвы. | 1 | ||||
12. | Верхний слой почвы. Значение почвы в живом мире. | 1 | ||||
13. | Песок. | 1 | ||||
14. | Глина – осадочная порода земли | 1 | ||||
15. | Практические опыты. | 1 | ||||
16. | Камни. | 1 | ||||
17. | Рельеф. Холмы. Равнины. Овраги. | 1 | ||||
18. | Многолетние и однолетние растения | 1 | ||||
19. | Культурные и дикорастущие растения. | 1 | ||||
20. | Зима. Зимние месяцы. | 1 | ||||
21. | Экскурсия в природу. | 1 | ||||
22. | Растения зимой. | 1 | ||||
23. | Животные зимой. | 1 | ||||
24. | Труд людей зимой. | 1 | ||||
25. | Лекарственные растения. | 1 | ||||
26. | Разновидность сортов семян. | 1 | ||||
27. | Уход за комнатными растениями. | 1 | ||||
28. | Красная книга. | 1 | ||||
29. | Красная книга. | 1 | ||||
30. | Домашние животные. | 1 | ||||
31. | Овца. Свинья. Корова. | 1 | ||||
32. | Фермы. | 1 | ||||
33. | Лошадь | 1 | ||||
34. | Птицы | 1 | ||||
35. | Птицы - лучшие защитники природы. | 1 | ||||
36. | Водоплавающие птицы. | 1 | ||||
37. | Дикие водоплавающие птицы. | 1 | ||||
38. | Домашние водоплавающие птицы. | 1 | ||||
39. | Домашние птицы. | 1 | ||||
40. | Насекомые. Разновидность насекомых. | 1 | ||||
41. | Пчёлы. Мёд. Пчелиный яд. | 1 | ||||
42. | Весна | 1 | ||||
43. | Весенние месяцы. | 1 | ||||
44. | Растения весной. Первоцветы. | 1 | ||||
45. | Практические занятия. | 1 | ||||
46. | Растения сада | 1 | ||||
47. | Перелётные птицы. Появление насекомых. | 1 | ||||
48. | Животные весной. | 1 | ||||
49. | Труд людей весной. | 1 | ||||
50. | Труд людей весной. | 1 | ||||
51. | Голова. Мозг человека. | 1 | ||||
52. | Работа мозга. | 1 | ||||
53. | Режим дня. | 1 | ||||
54. | Здоровье человека. | 1 | ||||
55. | Растения поля. Злаки: пшеница, рожь, овёс, ячмень, гречиха | 1 | ||||
56. | Озимые культурные растения. | 1 | ||||
57. | Для любознательных | 1 | ||||
58. | Лето. | 1 | ||||
59. | Растения летом. | 1 | ||||
60. | Птицы | 1 | ||||
61. | Жизнь животных в летнем лесу. | 1 | ||||
62. | Вредные насекомые. | 1 | ||||
63. | Парки и скверы. | 1 | ||||
64. | Парки и скверы. | 1 | ||||
65. | Признаки наступления лета. | 1 | ||||
66. | Признаки наступления лета. | 1 | ||||
67. | Итоговый урок. | 1 | ||||
68. | Итоговый урок. | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Живой мир», учебник 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2014 г.
2. Методические рекомендации. Живой мир. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Матвеева Н. Б., Попова М. А.
3.Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Живой мир. 4 класс. Матвеевой Н.Б., Поповой М.А., Куртовой Т.О.
4. Мир вокруг нас. С.А. Кузнецов, М.: АСТ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
4 класс. Адаптированная рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с задержкой психического развития .4 класс.
Пояснительная записка. Планируемые результаты. Содержание.Тематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...