Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
рабочая программа (3 класс)

Дёмина Наталия Викторовна

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе АООП НОО,  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), на основе Примерной основной образовательной программы по окружающему миру для начальной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы по окружающему миру для учащихся 3-го класса А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой,  являющейся составной частью Образовательной системы «Перспектива», программы воспитания Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.  Составлена для обучающегося 3-го  класса общеобразовательной школы с задержкой психического развития с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.        (В соответствии  с  ч.  1  ст.  79  Федерального  закона  «Об  образовании  в  Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273)

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для общеобразовательных школ, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения.

Адаптированная программа обучающегося с ОВЗ предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития (ЗПР) получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)».

Используемый УМК:

  • учебно-методический комплект (УМК) по окружающему миру для 1-4 классов (программы, учебники, и др.):
  • А.А.Плешаков Программа по окружающему миру, Москва, «Просвещение», 2015
  • Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях 

На изучение окружающего мира в 3 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели)

Объём и сроки изучения

I четверть – 16 часа

II четверть – 16 часов

III четверть –20 часов

IV четверть - 16 часов

Индивидуальные особенности обучающегося с ОВЗ.

Обучающийся с ЗПР характеризуется уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется локально в отдельных функциях (замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности), подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляции в поведении и деятельности,  сформированы недостаточно.

Ребёнок имеет хорошую школьную мотивацию. Хорошо ориентируется, знает фамилию имя отчество свои и своей мамы, дату рождения, домашний адрес, место работы мамы, ФИО педагога, номер школы. Ориентируется во временах года, праздниках, диких и дамшних животных, погодных условиях. Понимат инструкции. Мелкая моторика у ребёнка развита плохо. Память у ребёнка недостаточно развита. У него бедное воображение, повышенная тревожность, выученная беспомощность. На уроке имеет средний темп работы, но в свои силы не верит

По окружающему миру ориентируется в растительном и животном мире нашей местности. Может назвать растение или животное. Называет разные предметы быта. Трудности вызывают редкие растения и животные, которые не встречаются в нашей местности. Возникают трудности в определении видов деревьев (клён, липа, тополь, и т.д. С трудом называет планеты, звёзды. Плохо ориентируется по карте.

Социально-бытовая адаптация соответствует возрасту. Владеет навыками самообслуживания, стремится к общению, часто оказывает помощь в домашних делах родственникам, в школе помогает одноклассникам.

Недостаточный объём внимания, низкий темп работы, умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала общеобразовательной программы недостаточно сформированы.

Задачи преподавания окружающего мира обучающемуся с задержкой психического развития максимально приближены к задачам, поставленным перед общеобразовательной школой.

Программа не разделяет цели и задачи, стоящие в преподавании окружающего мира в зависимости от специфических особенностей ученика.

Программа строит обучение ребёнка с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.

Основные направления коррекционной работы

Принцип гуманизации – предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

Принцип индивидуального подхода — предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

Принцип системности – обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные  результаты:
У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
  • представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
  • интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
  • готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;
  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России*;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
  • понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;
  • представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
  • представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;
  • моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты
Обучающийся научится:

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;
  • ориентироваться относительно сторон света;
  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
  • перечислять правила ответственного туризма;
  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
  • определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
  • показывать на карте водные объекты;
  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
  • приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
  • характеризовать природные сообщества на примере леса;
  • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
  • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
  • определять значение своего имени;
  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
  • характеризовать основные правила гигиены;
  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
  • оказывать себе и другим людям первую помощь;
  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
  • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
  • определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
  • определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
  • характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
  • составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
  • Содержание учебного предмета
  • Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
  • Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
  • Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
  • Радость познания.        11 ч
  • Мир как дом.         21 ч
  • Дом как мир.        24 ч
  • В поисках Всемирного наследия.        12ч
  • Радость познания
  • Свет знания.
  • Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре как воплощение идеи о беспредельности человеческого стремления к познанию мира. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы
  • Как изучают окружающий мир.
  • Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование
  • Книга — источник знаний.
  • Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, в тематических разделах, в предметных и именных указателях и др.)
  • Отправимся на экскурсию.
  • Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях, Интернете. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры
  • О чём расскажет план.
  • План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов, туристические планы
  • Планета на листе бумаги.
  • Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приёмы чтения карты. Материки и части света
  • Страны и народы на политической карте мира.
  • Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира и особенностях их культуры
  • Путешествуя, познаём мир.
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников информации в подготовке к путешествию (справочная литература, беседы с опытными людьми, карты, схемы, планы городов, сёл и др.).
  • Правила ответственного туризма. Уважительное отношение к местным обычаям и традициям
  • Транспорт.
  • Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, космический). Личный и общественный транспорт. Правила пользования личным и общественным транспортом. Использование общественного транспорта в просветительских целях
  • Средства информации и связи.
  • Средства связи как способы обмена информацией. Старинные и современные способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи: почта, телеграф, телефон. Номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Дидактическая игра по их усвоению. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет — как способы познания мира
  •                                                                                 Мир как дом
  • Мир природы в народном творчестве.
  • Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды)
  • Из чего состоит всё.
  • Твёрдые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода — растворитель
  • Мир небесных тел.
  • Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. Звёзды и планеты
  • Невидимое сокровище.
  • Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека
  • Самое главное вещество.
  • Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе
  • Природные стихии в народном творчестве.
  • Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде
  • Кладовые Земли.
  • Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2— 3 примера)
  • Чудо под ногами.
  • Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека
  • Мир растений.
  • Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений
  • Плодородная земля и растения в народном творчестве.
  • Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества, в том числе своего края: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде
  • Мир животных.
  • Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений
  • Животные в народном творчестве.
  • Способы изображения животных в разных видах народного творчества (в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде)
  • Невидимые нити в живой природе.
  • Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов
  • Лес — волшебный дворец.
  • Лес — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса; взаимосвязи в лесном сообществе (растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество
  • Луг — царство цветов и насекомых.
  • Луг _ единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса; взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество
  • Водоём — дом из воды.
  • Водоём — единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоёма, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоёма. Влияние человека на водное сообщество
  • Как сохранить богатства природы.
  • Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы
  • Охрана природы в культуре народов России и мира.
  • Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов, отражающие оценку природы и место в ней человека. Народный трудовой опыт разумного хозяйствования в старину и сейчас, в том числе в культуре народов своего края. Современные способы экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. Методы использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра
  • Дом как мир
  • Родной дом — уголок Отчизны.
  • Значения слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме (в том числе в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу
  • Свой дом — свой простор.
  • Трёхчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках
  • В красном углу сесть — великая честь.
  • Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники
  • Побываем в гостях.
  • Особое значение порога, центрального столба, почётного места, наличие женской и мужской половины в доме — характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей. Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время
  • На свет появился — с людьми породнился.
  • Семья — самое близкое окружение человека.
  • Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство
  • через общее вероисповедание
  • Родословное древо.
  • Способы составления родословного древа. Семейные династии; профессии членов семьи (рода). Семейные традиции трудолюбия и мастерства
  • Муж и жена — одна душа.
  • Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. Кукольный спектакль, воспроизводящий элементы свадебного обряда, старинного или современного. Идеальные качества мужа и жены, которые помогают укреплению супружества
  • Святость отцовства и материнства.
  • Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием во младенчестве, с наречением имени
  • Добрые дети — дому венец.
  • Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков, в том числе в культуре народов своего края.
  • Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. Пословицы, народные сказки, авторские произведения о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках
  • Детские игры — школа здоровья.
  • Народная игровая культура (в том числе своего края): различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей
  • Строение тела человека.
  • Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма
  • Как работает наш организм.
  • Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. Измерение частоты пульса
  • Что такое гигиена.
  • Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания
  • Наши органы чувств.
  • Общее представление о строении и работе органов чувств Гигиена органов чувств
  • Школа первой помощи.
  • Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах, обмораживании, перегревании
  • Здоровью цены нет.
  • Правила здорового образа жизни, отражённые в пословицах и народных традициях (в том числе традициях народов своего края). Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам — людям с ограниченными возможностями здоровья
  • Дом невелик, а стоять не велит.
  • Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края
  • Семейный бюджет.
  • Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства
  • Мудрость старости.
  • Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах, (в произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края
  • Путешествие к А.С. Пушкину.
  • История рода А.С. Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на блиости интересов, на продолжении доброго дела
  • В поисках всемирного наследия
  • Всемирное наследие.
  • Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия. Дидактическая игра-путешествие к объектам Всемирного наследия России и мира
  • Московский Кремль.
  • Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России
  • Озеро Байкал.
  • Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Байкал как уникальный природный объект не только России, но и мира
  • Путешествие в Египет.
  • Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и её культурного наследия для всего мира
  • Путешествие в Грецию.
  • Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и её культурного наследия для всего мира
  • Путешествие в Иерусалим.
  • Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из великих мировых религий — иудаизм, христианство, ислам
  • Путешествие в Китай.
  • Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира
  • Всемирные духовные сокровища.
  • Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища — невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков.

Основной формой организации образовательного процесса является урок.  В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или по технике безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью тестовых заданий или проверочных работ, которые включают задания по каждому изученному основному разделу программы.

Текущий контроль по изучению каждого раздела проводится в форме самостоятельных и проверочных работ.

Практические работы – 7

Проекты – 4

Проверочные работы -4

Фрагменты уроков ПДД ( 8 часов)

1.        Правила  поведения учащихся на улице и дороге.

2.        Как пешеходы и водители поделили дорогу. Пешеходные переходы.

3.        Где еще можно переходить дорогу. Светофор.

4.        Дорожные знаки и дорожная разметка.

5.        Сигналы, регулирующие дорожное движение.

6.        Виды автотранспортных средств  и их тормозные свойства.

7.        Поездка на автобусе и других видах транспорта.

8.        Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист.

Тематическое планирование

окружающий мир

3 класс

УМК «Перспектива»

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности учащихся

Коррекционно-развивающая направленность

Радость познания. 11ч

-Свет знания.

-Как изучают окружающий мир.

-Книга- источник знаний.

-Отправимся на экскурсию.

-О чем расскажет план.

-Планета на листе бумаги.

-Страны и народы на политической карте мира.

-Путешествуя, познаем мир.

-Транспорт.

-Средства информации и связи.

-Практическая работа

-Правила безопасного дорожного движения(пешеходы и пассажиры транспортных средств)

Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, обогащение духовных сил.

Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты.

Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера.

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры.

План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов.

Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света.

Отличительные особенности политической карты мира.

Информация о странах и

народах мира, особенности

их культуры

Старинные и современные

средства передвижения.

Виды транспорта. Личный и

общественный транспорт.

Использование

общественного транспорта в

просветительских целях

Средства связи как способ

обмена информацией. Виды

средств связи.

Дидактическая игра по

усвоению номеров

телефонов первой помощи.

Интернет как способ

познания мира.

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека.

осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приемы использования оборудования

Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно-популярную книгу: правильно называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.

Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках. Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов. Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать ее содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии,

материалы, изданные

учреждением (буклеты,

открытки и др.).Проектное

задание (проект): вместе со

взрослыми побывать на

экскурсии, составить

фоторассказ о ней, оценить

экскурсию и мотивировать свою

оценку. В ходе практической

работы в группах извлекать

информацию из туристических

планов, оценивать свои успехи

в овладении способами чтения

плана. Применять полученные

знания, выбирать правильный

ответ из нескольких вариантов

Соблюдать правила безопасного

дорожного движения.

Уметь пользоваться картой: находить на карте природные объекты, города. Различать виды карт. Масштаб.

Мир как дом - 21час

Мир природы в

народном творчестве.

-Из чего состоит все.

-Мир небесных тел.

-Невидимое

сокровище.

-Самое главное

вещество.

-Свойства воды.

Круговорот воды в

природе.

-Природные стихии в

народном творчестве.

-Кладовая Земли.

-Чудо под ногами.

-Мир растений.

-Плодородная земля и

растения в народном

творчестве.

-Мир животных.

-Животные в народном

творчестве.

-Невидимые нити в

живой природе.

-Лес – волшебный

дворец.

-Луг – царство цветов.

-Водоем – дом из воды.

-Как сохранить

богатство природы.

-Охрана природы в

культуре народов

России

-практическая работа.

-Правила безопасного

дорожного движения

Мир природы как единство.

Способы отражения древней

мысли человечества о

единстве мира в различных

видах народного творчества.

Твердые ела, жидкости и

газы. Вещества. Вода –

растворитель.

Солнце, его значение для

жизни на Земле. Любовь и

уважение к Солнцу в

народной традиции.

Особенности Солнца как

небесного тела.

Воздух – смесь газов.

Свойства воздуха. Значение

воздуха для растений,

животных, человека

Старинные обычаи.

Крещение на Руси. Святая

вода. Способы изображения

природных стихий в разных

видах народного творчества.

Горные породы и минералы.

Полезные ископаемые, их

значение в хозяйстве

человека, бережное

отношение людей к полезным ископаемым.

Полезные ископаемые

родного края.

Охрана окружающей среды.

Экология.

Разнообразие растений.

Группы и виды растений.

Особенности дыхания и

питания растений. Роль

растения в природе и жизни

людей, бережное отношение

человека к растениям.

Способы изображения

плодородной земли и

растений в разных видах

народного творчества.

Разнообразие животных.

Группы и виды животных.

Размножение и развитие

животных разных групп.

Роль животных в природе и

жизни людей. Бережное

отношение к животным.

Животные родного края.

Лес - единство живой и

неживой природы.

Природное сообщество леса.

Взаимосвязи в лесном

сообществе. Круговорот

веществ в лесу.

Луг - единство живой и

неживой природы.

Природное сообщество луг,

его отличие от леса.

Взаимосвязи в луговом

сообществе. Круговорот

веществ на лугу.

Водоем - единство живой и

неживой природы.

Природное сообщество

водоема, его отличия от

сообществ леса и луга.

Взаимосвязи в водном

сообществе. Круговорот

веществ в сообществе

водоема.

Положительное и

отрицательное влияние

деятельности человека на

природу. Охрана природных богатств. Личная

ответственность каждого

человека за сохранность

природы

Отношение к природным

богатствам в культурной

традиции народов России и

мира. Пословицы разных

народов о месте человека в

природе. Трудовой опыт

разумного хозяйствования в

старину. Способы

экологически чистого образа

жизни. Методы

использования

возобновляемых источников

энергии.

Определять образ единого

дома-мира в произведениях

словесного и изобразительно-

прикладного народного

творчества. Характеризовать

изображения окружающего мира

как дома в произведениях

народного творчества своего

края. Воспроизводить образ

дома-мира в собственном

произведении. Различать

природные объекты и созданные

человеком предметы, объекты

живой и неживой природы,

твердые тела, жидкости и газы

(на иллюстрациях учебника и в

окружающей действительности).

Заполнять таблицу «Твердые

тела, жидкости и газы».

Приводить примеры веществ,

узнавать вещества по описанию,

устно описывать знакомые

вещества. Работая в группе,

проводить опыт «Вода –

растворитель» (предлагать

порядок проведения опыта,

выбирать необходимое

оборудование, выполнять действия по инструкции,

фиксировать результаты опыта,

формулировать вывод,

осуществлять самопроверку,

оценивать свои успехи)

Характеризовать Солнце как

одно из небесных тел,

раскрывать его значение для

жизни на Земле. Извлекать из

текста учебника цифровые

данные о Солнце, выписывать

их в рабочую тетрадь и

использовать при рассказе о

Солнце. Анализировать

иллюстрации учебника,

устанавливать связь между

положением Солнца на небе и

сезонными изменениями в

природе и жизни людей.

Сравнивать звезды, планеты по

различным признакам,

заполнять таблицу «Различие

звезд по цвету», используя

сведения из учебника и других

источников, в том числе

Интернета. Работая в группе,

моделировать строение

Солнечной системы. Работать

со взрослыми: использовать

различные источники

информации при подготовке

сообщения о небесных телах.

Высказывать предположения,

почему воду часто называют

самым главным веществом на

планете. Различать состояния

воды. Рассказывать о

распространении воды в

природе. Раскрывать значение

воды для живых организмов и

хозяйственной жизни человека.

Исследовать состав гранита в

ходе практической работы в

группах. Рассказывать по схеме

о составе гранита. Оценивать

эмоционально-эстетическое

впечатление от восприятия

горных пород и минералов.

Работая в парах, различать

полезные ископаемые по

фотографиям и натуральным

образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего

края. Работая в группах,

извлекать из атласа-

определителя информацию об

изучаемых полезных

ископаемых. Раскрывать

значение полезных ископаемых

в хозяйстве человека,

доказывать на примерах, что

без полезных ископаемых

невозможна хозяйственная

жизнь людей. Обсуждать

рассказ «И камень достоин

уважения» из книги «Великан на

поляне», формулировать

соответствующие правила

экологической этики.

Применять полученные знания,

выбирать правильный ответ из

нескольких вариантов

Знакомиться по тексту

учебника с группами растений;

классифицировать растения,

представленные на

иллюстрациях учебника.

Узнавать группы растений по

описаниям. Различать виды

растений; анализировать

таблицу «Число видов растений

разных групп». Сравнивать

схемы дыхания и питания

растений, на этой основе

раскрывать особую роль

растений в природе и жизни

людей, делать вывод о

необходимости бережного

отношения к растениям.

Моделировать дыхание и

питание растений с помощью

схем-аппликаций. В ходе

групповой работы определять

предложенные растения с

помощью атласа-определителя,

устанавливать их

принадлежность к изучаемым

группам. Использовать книгу

«Зеленые страницы» для

подготовки собственных

сообщений о растениях.

Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире

растений (в том числе родного

края), выражать свое отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений.

Соблюдать правила безопасного поведения.

Уметь выделять свойства воды и воздуха. Знать особенности природных сообществ. Выделять группы растений и животных.

Дом как мир -24 часа

-Родной дом – уголок отчизны.

-Свой дом – свой простор.

-В красном углу сесть – великая честь.

-Побываем в гостях.

-На свет появился – с людьми породнился.

-Родословное дерево.

-Муж и жена – одна душа.

-Святость отцовства и материнства.

-Добрые дети – дому венец.

-Детские игры – школа здоровья.

-За страницами учебника (урок-праздник).

-В кругу семьи.

-Строение тела человека.

-Как работает наш организм.

-Что такое гигиена.

-За страницами учебника(урок-игра).

-Путешествие по городу Здоровейску.

-Наши органы чувств.

-Школа первой помощи.

-Здоровью цены нет.

-Дом невелик, а стоять не велит.

-Семейный бюджет.

-Мудрость старости.

-Путешествие к А.С. Пушкину

-За страницами учебника. Моя семья- моя гордость.

Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников.

Трехчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края.

Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.

Особое значение порога., центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства.

Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание

Способы составления родословного древа.

Семейные династии. Профессии членов семьи (рода).

Старинные традиции трудолюбия и мастерства.

Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях.

Представление о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах

Традиции воспитания девочки и мальчика. Определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца.

Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие.

Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем.

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания.

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам

Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края.

История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжении доброго дела.

Мой уголок в родном доме – место, мебель, игрушки, книги и т.д.

Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках. Сравнивать устройство старинного и современного домов. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соотнесении с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное.

Выявлять роль и назначение красного угла как почетного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства. Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приема гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края. В ходе дидактической игры применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства. Использовать эту терминологию при определении степеней родства в своей семье. Различать термины кровного родства и духовного родства. Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех-четырех поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность. Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке – подарке молодоженам. Участвовать в кукольном спектакле «Свадебка». Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены. Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своем развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать ее в среде сверстников. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Заполнять таблицу «Системы органов человека» в рабочей тетради. Высказывать обоснованные суждения о том, почему важно знать строение и работу своего организма. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов. Соблюдать правила безопасного дорожного движения.

Строение тела человека. Органы чувств.

В поисках всемирного наследия-12часов

-Всемирное наследие.

-Московский Кремль.

-Озеро Байкал.

-Путешествие в Египет.

-Путешествие в Грецию.

-Путешествие в Иерусалим.

-Путешествие в Китай.

-Всемирные духовные сокровища.

-За страницами учебника Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.

-Что мы узнали. Чему научились.

-Закрепление изученного материала КВН

Правила безопасного дорожного движения(пешеходы и пассажиры транспортных средств)

Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения

достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия

Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России

Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Уникальный объект мира.

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия.

Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира.

Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам.

Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стен как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира.

Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного Культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков.

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидактической игре: подбирать материал из книг, альбомов, Интернета, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святыми своего края. Рассказывать об одном – двух объектах всемирного наследия (по выбору – в России, в том числе и в своем крае, и в мире), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа. Показывать на карте местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа. Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа. Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа. Применять полученные знания, выбирать правильный ответ из нескольких вариантов Соблюдать правила дорожного движения

Природные и культурные достопримечательности разных стран и родной страны.

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа соответствует требования ФГОС, содержит пояснительную записку, в которой отражены цели и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание программы, требования к уровню подготовки учащи...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 7 вида

Адаптированная рабочая программа для обучения детей с ЗПР во 2 классе...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2

Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей 2 кл. с ЗПР 7.1.

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»  разработана на основе: авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир»  1 – 4 классы и примерной прогр...