Методическое пособие для учителей физического воспитания "Что надо знать о гимнастике?"
методическая разработка по физкультуре на тему

Пузина Светлана Анатольевна

В данном пособии собран материал по основам знаний раздела «Гимнастика с элементами акробатики» для обучающихся начальной школы соответствующий требованиям ФГОС. Материал призван обеспечить усвоение знаний в полном объеме без ущерба двигательной активности занимающихся.

Овладение физкультурными понятиями, специальными терминами, их четкими определениями способствует конкретизации мысли, более тесному общению учителя физической культуры с учащимися, обеспечивает высокую моторную плотность занятий.

Материал могут использовать учителя, преподаватели, инструкторы физического воспитания и учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie._chto_nado_znat_o_gimnastike.docx606.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Мичуринск Тамбовской области

Методическое пособие

для учителей физического воспитания

Что надо знать

о гимнастике?

Составитель:  Пузина Светлана Анатольевна                                                                    учитель физической культуры

2014

В данном пособии собран материал по основам знаний раздела «Гимнастика с элементами акробатики» для обучающихся начальной школы соответствующий требованиям ФГОС. Материал призван обеспечить усвоение знаний в полном объеме без ущерба двигательной активности занимающихся.

Овладение физкультурными понятиями, специальными терминами, их четкими определениями способствует конкретизации мысли, более тесному общению учителя физической культуры с учащимися, обеспечивает высокую моторную плотность занятий.

        Материал могут использовать учителя, преподаватели, инструкторы физического воспитания и учителя начальных классов.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Утренняя гимнастика. Правила выполнения.
  3. Правила поведения на занятиях.
  4. Строевые упражнения.
  5. Осанка. Профилактика осанки.
  6. Зарядка. Правила выполнения.
  7. Акробатические упражнения.
  8. Упражнения в равновесии.
  9. Лазанье и перелезание.
  10. Опорный прыжок.
  11. Что такое вис? Какие существуют висы?
  12. Что такое упор? Какие бывают упоры?
  13. Польза от висов и упоров.

Гимнастика — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.  Гимнастика как вид спорта включает в себя спортивную, художественную, ритмическую гимнастику, акробатику. Словом «гимнастика» называют также комплексы упражнений утренней   зарядки,  лечебной   физкультуры   и  др.

Занятия гимнастикой развивают все группы мышц, делают фигуру стройной, походку лёгкой, а движения пластичными и грациозными. Занятия под музыку развивают чувство ритма, чувство прекрасного.

Общеразвивающие упражнения незаменимы для составления комплексов утренней гимнастики и физкультминуток. Общеразвивающие упражнения можно выполнять без предметов и с предметами (мячом, обручем, палкой, лентой, флажками).

При составлении комплексов важно так подбирать упражнения, чтобы они влияли на все группы мышц: рук, плечевого пояса, туловища и таза, ног.

В комплексы обязательно рекомендуется включать дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.

В каждое самостоятельное занятие необходимо включать новые упражнения. Будет интереснее и принесёт  больше  пользы  организму.

Правила поведения на занятиях

  • Перед выполнением сложных гимнастических упражнений необходима разминка.
  • Нельзя выполнять самостоятельно сложные упражнения без страховки взрослого.
  • Перед началом занятий на снарядах следует убедиться, что они исправны.
  • Спускаться с каната следует постепенно, перехватывая его руками и ногами.
  • При соскоке со снарядов приземляться надо на обе ноги.

СТРОЕВЫЕ КОМАНДЫ

Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. 

С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности. Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека.

Организация занятий гимнастикой немыслима без использования строевых упражнений. Применение их позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. 

Разновидности строя, элементы строя.

1.   Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

2.   Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

3.   Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,

4.   Ширина строя - расстояние между фронтами.

5.   Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

6.   Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.

7.   Направляющий - занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

8.   Замыкающий - занимающийся, двигающийся последним в колонне

217139_html_m113fbc37

225348_html_7cf24467

Все строевые упражнения можно разделить на следующие группы:

1.   Построения.

2.   Строевые приемы на месте.

3.   Перестроения на месте.

4.   Способы передвижения.

5.   Перемена направления движения.

6.   Перестроения в движении.

7.   Размыкание и смыкание.

  1. Построения

Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:

1. Построение в шеренгу. 

2. Построение в колонну. 

3. Построение в круг.

2  Строевые приемы на месте.

1.   <Равняйсь!>

2.   <Смирно!>.

3.   <Отставить!>

4.   <Нале- во!>.

5.   <Напра- во!>.

6.   <Кру- гом!>

3. Перестроения на месте.

1.   Перестроение из одной шеренги в две.

2.   Перестроение из одной шеренги в три.

3.   Перестроение из шеренги <уступами>.

4. Способы передвижения.

1.  Ходьба на месте.

2.   Переход с ходьбы на месте к движению.

3.   Прекращение движения.

4.   Ходьба.

5.   Строевой шаг.

6. Переход с шага на бег и обратно.

5. Перемена направления движения.

1.   Движение в обход.

2.   Движение противоходом.

3.   Движение змейкой.

6. Перестроения в движении.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т.д. с поворотом в движении.

2. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.

7. Размыкание и смыкание.

Размыкание приставными шагами производится по команде: <От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!>.

Также сомкнись.

Осанка

Ты наверняка обратил внимание на то,  что спортсмены, артисты балета, военные имеют красивую осанку.

ОСАНКА – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается.

Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперёд.

Прими перед зеркалом такую позу — и увидишь, какой стройной стала твоя фигура. Конечно, с непривычки долго держать такую позу трудно. Однако если ты будешь делать специальные упражнения и постоянно следить за своей осанкой, то через некоторое время поддерживать правильную позу тебе не составит никакого труда.

У человека с неправильной осанкой голова опущена, плечи сведены вперёд, одно из них может быть выше, а другое ниже, живот выпячен, грудь плоская или вогнутая, спина сутулая, позвоночник может иметь боковые искривления.

При неправильной осанке и плоскостопии позвоночник и стопы теряют способность пружинить и смягчать сотрясения и толчки при беге, ходьбе и прыжках. Нарушается нормальная работа сердца, лёгких, желудка и других внутренних органов. Могут появиться боли в мышцах, суставах, пояснице и стопах. Всё это ухудшает самочувствие и настроение.

Каковы же причины нарушений осанки? В большинстве случаев нарушения появляются из-за слабо развитых мышц.

Есть простой способ проверить свою осанку — встань спиной к стене в привычной позе. Если почувствуешь, что стены касаются - затылок, лопатки, ягодицы и пятки, осанка правильная. В других случаях осанка нарушена. Значит, надо срочно заняться её исправлением.

Что нужно делать для улучшения осанки?

Начнём с самого простого — с устройства постели.

Приучай себя всегда спать на плоской подушке и ровном средней жёсткости матраце.

Не имей привычку носить портфель в одной и той же руке.

 Приучай себя сидеть за партой или за столом прямо, слегка наклонив голову, опираясь в области поясницы о спинку стула, равномерно положив обе руки на стол и не упираясь грудью в его край.

Укрепляй мышцы физическими упражнениями.

Выполняй следующие упражнения по 5—6 раз. Эти упражнения (необязательно все) включай в утреннюю гимнастику или в своё тренировочное занятие.

Утренняя зарядка

Итак, после того как ты проснулся, аккуратно убрал постель и хорошо проветрил помещение, обязательно сделай утреннюю гимнастику (или, как ещё называют, зарядку).

Приучить себя выполнять её ежедневно очень важно не только для укрепления здоровья, закаливания, но и для поддержания бодрого настроения, высокой работоспособности на весь день и воспитания воли.

Основные правила выполнения зарядки

  • Утреннюю гимнастику лучше всего делать на улице (во дворе, парке, саду) или в хорошо проветренном помещении.
  • Самая удобная спортивная одежда для зарядки — спортивные трусы и майка или спортивный костюм по сезону при занятиях на свежем воздухе. Включай в зарядку 8—9 упражнений и повторяй каждое упражнение 6—10 раз. Меньшее число повторений не принесёт пользы.
  • Наклоны делай в правую и левую сторону, выпады и махи левой и правой ногой. Не забывай о правильном дыхании. Дыши свободно, через нос.
  • При разведении, подъёме, разгибании рук делай вдох, при наклонах и приседаниях — выдох.
  •  Упражнения выполняй без предметов и с предметами.
  •  Хорошо делать зарядку под бодрую, ритмичную, но не громкую музыку.
  • После зарядки полезно принять душ, облиться тёплой водой или обтереться влажным полотенцем, а затем растереться сухим.

Если ты захочешь сам составить комплекс, то упражнения должны быть примерно в такой последовательности:

  1. потягивание;
  2. ходьба на месте;
  3. круговые движения и махи руками;
  4. повороты и наклоны туловища вперёд и в стороны;
  5. приседания, выпады, махи ногами;
  6. сгибание и разгибание туловища в положении лёжа;
  7. прыжки, бег;
  8. ходьба   с   дыхательными   упражнениями.

  • Названия гимнастических снарядов: конь, козёл, канат, перекладина, брусья, бревно
  • Названия гимнастического инвентаря: мостик, маты, гимнастическая стенка, гимнастическая палка, гимнастическая скамейка, шест, скакалка, набивной мяч, гантели, эспандер, флажки, булавы, обруч.

Акробатические упражнения

Для того чтобы правильно выполнять акробатические упражнения, нужно уметь группироваться сидя, лёжа на спине и в приседе.

Упражнения выполняй на коврике или мате.

Кувырок вперёд выполняется из положения упора присев. После группировки оттолкнись ногами, перевернись через голову, прижимая подбородок к груди, и вернись в исходное положение.

C:\Users\Света\Desktop\image002_39.jpg

Кувырок назад выполняется также из положения упора присев. После группировки оттолкнись руками от покрытого ковриком пола, сделай перекат назад и быстро поставь ладонь за голову на пол как можно ближе к плечам. Опираясь на руки, перевернись через голову и перейди в упор присев.

C:\Users\Света\Desktop\1045_html_44d900a0.png

Стойка на лопатках выполняется из положения лёжа на спине. Медленно подними туловище и ноги вверх. Руки подставь под спину. Выпрями туловище и ноги, как показано на рисунке.

C:\Users\Света\Desktop\htmlconvd-aQtH80_html_57c7841c.png

Мост выполняется из положения лёжа на спине. Согни ноги, поставь руки за голову на пол, прогнись. Сначала выполняй упражнение с чьей-либо помощью, а затем самостоятельно.

C:\Users\Света\Desktop\7.png

Упражнения в равновесии

Упражнения в равновесии нужны для того, чтобы удержать тело на месте (например, стоя на одной ноге) или при перемещении на ограниченной площади опоры (например, по бревну или гимнастической скамейке).

С помощью этих упражнений ты станешь более ловким, внимательным, будешь лучше ориентироваться в пространстве, воспитаешь в себе смелость, решительность, самообладание. Упражнения в равновесии важны и для формирования правильной осанки.

Самые простые упражнения в равновесии — это стойки на носках на полу, на одной ноге, ходьба по начерченной на земле линии и др. Ты можешь выполнить их сам.

Для более сложных упражнений используют гимнастические снаряды: скамейки, брёвна и бумы. Выполнять упражнения на них надо с помощью друга, родителей, учителя.

C:\Users\Света\Desktop\hello_html_60677e42.jpg

Лазанье по канату в три приёма

1.        Повиснув на руках, согни ноги и захвати
ими канат между коленями и подъёмами ступ-
ней.

  1. Выпрями ноги в коленях и согни руки.
  2. Удерживая канат ногами (не коленями, а ступнями!), поочерёдно переставляй руки вверх.

К концу 4 класса ты должен научиться лазать вверх не менее чем на 4 метра.

C:\Users\Света\Desktop\564564.gif

Лазание по наклонной скамейке,

стоя на коленях и в упоре присев.

C:\Users\Света\Desktop\242624_html_4d0e855d.jpg

Опорный прыжок через козла

  • Опорный прыжок — один из видов упражнений в спортивной гимнастике.
  • При исполнении опорного прыжка спортсмен разбегается по дорожке, затем отталкивается при помощи специального наклонного пружинящего мостика и совершает прыжок, в ходе которого он должен произвести дополнительное отталкивание от снаряда (это козёл).
  • Прыжок ноги врозь относится к наиболее простым опорным прыжкам (особенно через козла). Невысокий подъем общего центра тяжести тела при этом прыжке позволяет почти всякому новичку перепрыгнуть через козла без особой предварительной подготовки.

img5

В отличие от прыжка ноги врозь, прыжку согнув ноги, могут предшествовать вскок на снаряд.

img2

Важнейшими элементами в гимнастике являются висы и упоры.

Что такое вис? Какие существуют висы?

  • Вис - гимнастический элемент. Положение, при котором линия плечевого пояса спортсмена проходит ниже точек хвата.
  1. Простые висы – висы, при которых спортсмен держится за снаряд какой-либо одной частью тела, обычно руками.
  2. Смешанные висы – висы, при которых используется дополнительная опора другой частью тела.

Простые висы

  1. Вис прогнувшись. 
  2. Вис сзади. 
  3. Вис согнувшись.

1 C:\Users\Вася\Desktop\razladina_6.jpg   2 C:\Users\Вася\Desktop\circles_5.jpg  3  C:\Users\Вася\Desktop\circles_3.jpg

Смешанные висы

1) Вис присев

2) Вис стоя

3) Вис стоя сзади

4) Вис лежа

5) Вис на правой (левой)  

                 

   

               

Что такое упор? Какие бывают упоры?

  • Упор - гимнастический элемент. Положение, при котором плечи располагаются выше точек опоры.
  1. Простые упоры - положения с опорой  только руками. 
  2. Смешанные упоры - положения с опорой не только руками, но и др. частью тела. 

Простые упоры

1) Горизонтальный упор

2) Упор на предплечьях

3) Упор на руках

4) Упор на руках согнувшись

5) Упор ноги врозь правой

6) Упор углом

1.      2.

  1.     4.

 5.       6.   C:\Users\Вася\Desktop\img197.jpg 

Смешанные упоры

1) Упор лёжа боком

2) Упор на коленях

3) Упор сзади

4) Упор спереди

5) Упор стоя согнувшись

1  C:\Users\Вася\Desktop\img190.jpg  2  

  1. C:\Users\Вася\Desktop\tric13.GIF    4       5   

Польза от висов и упоров.

  • Выполнение упражнений в висах и упорах, оказывая общее укрепляющее воздействие на организм, способствует гармоническому развитию всех физических качеств.
  • Различные положения тела: наклонные, вертикальные (головой вниз) — положительно влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равновесия.
  • Висы и упоры имеют большое прикладное значение и используются в лечебной физической культуре, как средство профилактики, коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Методическое пособие для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий.

При внедрении новых стандартов обучения, система оценивания просто не может остаться без изменений. Появляются инновационные технологии, позволяющие оценивать не только умения и навыки, но индивидуаль...

Олимпиадные задания для 4 класса ( из методического пособия для учителей начальной школы, автор Л.И.Поветьева)

Олимпиадные задания для 4 класса(программа Занкова) по математике,русскому языку,окружающему миру (из методического пособия для учителей начальной школы, автор Л.И.Поветьева)...

Учебно-методическое пособие для учителей и родителей "Ваш ребёнок".

Учебно-методичекое пособие включает серию презентаций, представленных в виде уроков на определённую тему. Содержание уроков вы найдёте в замечательной книге "Общаться с ребёнком. Как?" Ю.Б.Гиппенрейте...

Описание технологии формирования типа правильной читательской деятельности на основе использования методического пособия для учителей начальных классов Соболевой О.В.

Даны этапы технологии комментированного чтения; рекомендации, как вести диалог с автором; какие творческие задания можно дать после прочтения текста....

Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".

Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....

Методическое пособие для учителей физической культуры и учителей начальных классов.

В данном пособии собран материал по основам знаний для обучающихся начальной школы соответствующий требованиям государственного стандарта. Материал призван обеспечить усвоение знаний в полном объеме б...