Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников через народные игры и национальную культуру
статья по физкультуре на тему

Савушкина Елена Михайловна

Перед нами педагогами стоит важная задача -  воспитать у школьников  начиная с первого класса уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру. Считаю, что все эти  чувства можно привить и через уроки физической культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm-2.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Савушкина Елена Михайловна учитель высшей категории

по физическому воспитанию МБОУ СОШ № 6 г.Саяногорск

Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников через народные игры и национальную культуру

Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека.

М. И. Калинин

Как правильно развивается наше  общество, его благосостояние, его духовность и нравственность во многом зависят от цели и содержания воспитания. Школа является главным и неотъемлемым элементом, осуществляющим воспитательную работу и патриотическое воспитание в частности. Это вполне закономерно, так как решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа.

В школе ребёнок проводит наибольшее количество времени, поэтому  последовательная воспитательная работа в ней должна быть направлена на формирование нравственно и политически грамотных граждан.
Перед нами педагогами стоит важная задача -  воспитать у школьников  начиная с первого класса уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.

Считаю, что все эти  чувства можно привить и через уроки физической культуры. Занятия физической культурой и спортом являются, на мой взгляд, одним из наиболее эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Необходимо с младшего школьного возраста воспитывать у детей патриотизм, воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура вносит большой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений непосредственно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну. В наше современное время физическая культура и спорт считаются важными и актуальными, т.к. приняты государственные программы  по их развитию. Именно регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины.

Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений связаны с воспитанием у учеников нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, здоровый, сильный, крепкий, должен быть терпимым, добрым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она необходима и направлять свои силу  и умения только на добрые поступки.

Формирование патриотических чувств у детей в школе осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: на занятиях по физкультуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных досугов и праздниках, спортивных соревнований. 

В своей школе на занятиях внеурочной деятельности я несколько лет занимаюсь с ребятами по программе «Народные игры». Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Нравственное воспитание у детей, как и патриотическое нужно и важно начинать с раннего возраста, ещё Ян  Каменский утверждал «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни». Лучше всего это делать посредством подвижной игры. Игра - это естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издревле в играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о смелости, чести, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, мужеством красотой и быстротой движений, проявлять волю и стремление к победе. Именно народные игры способствуют развитию у ребенка умственных способностей, нравственных чувств, создают богатый эмоциональный настрой, развивают его волю и характер.

В нашей школе, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать нашу школу действительно доброй, уютной, светлой, гостеприимной  для всех, кто приехал  и учится в ней, живет вместе с нами. Но большая часть детей все же русские, поэтому начинали работу с приобщения к  русской культуре.

В работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям русского народа провожу беседы об играх детей в прошлом, использую забытые народные игры в разных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, впитывали в себя национальные традиции. Игры были  непременным элементом народных обрядовых праздников. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось  стремление выиграть, одержать  победу.

Школьники нашей школы знают игры не только русские, а ещё и игры народов проживающих рядом с нами хакасские: «Хозан азах», «Орацмай», «Поймай кость», «Отбей мяч», «Охотники», «Пакпа», «Жмурки», «Ремешки», «Стрельба в цель», «Рукоборье», «Бег на чурбанах», «Тобит», «Курес» (элементы борьбы); тувинскую: «Хуреш» (элементы борьбы); якутские: «Сокол и лиса», «Игра с перетягиванием», «Соколиный бой»; бурятские: «Ищем палочку», «Рукавицу гнать»; игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Отбивка оленей», «Бег в снегоступах», «Оленьи упряжки».

Коллективная деятельность в играх  способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка. Почти все игры  рассчитаны на участие в них группы детей - это заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание силы всего коллектива играющих. С их помощью дети приучаются к общению между собой, взаимопомощи и соблюдениям общих интересов. Игры – это те же соревнования и результат в них, признание достоинств  или недостатков, поощрение тех,  кто показал высокий уровень физических качеств, порицание тех, кто проиграл.  Каждый участник игры должен  изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений  и поведения. Только тогда можно говорить как о достойном участнике игры.

Воспитание  младшего школьника как достойного гражданина нашего общества происходит эффективнее, когда национальная культура естественно вплетается в жизнь начальной школы,  и осуществляется не только учителем по физической культуре, а  совместными усилиями всех педагогов и родителей.

Главной целью данного взаимодействия является транслирование объёма знаний, необходимых  младшему школьнику для развития представлений о человеке в областях истории и культуры, воспитания чувства любви к своей Родине, приобщения к прошлому и настоящему национальной культуры.

Все педагоги  начальной школы  через различные формы работы  знакомят детей  с народными играми, народным календарем,  произведениями народно-прикладного искусства, фольклором, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  русского народа, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к русской культуре. Для этого в нашей школе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

В каждом классе созданы уголки краеведения: «Моя семья», «Мой город Саяногорск», «Государственная символика России», «Абакан – столица Хакасии»,  «Герои России», «Знаменитые люди Хакасии»,  флаг, герб, гимн России и Хакасии); сделаны подборки дидактических, сюжетно-ролевых, русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр; а также подборки методической и   детской художественной литературы, стихов, народных пословиц и поговорок о патриотизме, героизме, смелости.

Стараемся, чтобы родители становились активными участниками педагогического процесса: они принимают участие    в проведение праздников,  в  изготовлении атрибутов, в  украшении  класса к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица»,  участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания  на родительских собраниях.

Мы все вместе  организуем   календарные, фольклорные, обрядовые праздники. Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир  народных песен, танцев, обрядов, игр и естественным путем освоить духовный опыт своего народа.

В нашей школе  регулярно проводятся такие  народные  праздники, как: Осенние посиделки, Масленица, Пасха,  Зимние забавы и др., активными участниками которых являются и взрослые и дети. Эта работа тесно  планируется с   учителем музыки, для участия в сценарии привлекаются старшеклассники. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяем подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора и,  конечно же,  народных  подвижных  игр. 

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создает  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Наша совместная работа с педагогами школы, родителями не прошла даром, а подарила свои первые плоды. Ребята стали дружнее относится друг к другу, стали сопереживать на уроках тем, у кого не получалось выполнение каких-либо упражнений, поддерживают и помогают своим сверстникам в необходимых ситуациях, иногда спорят, но при этом не ругаются друг на друга, а с внимание слушают отвечающих, стараются не перебивать. Разве это не радость для учителя – видеть доброе и хорошее в своих воспитанниках. Д.И. Менделеев сказал «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Вот и я очень горжусь своими учениками и как можно чаще говорю им об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Воспитание младших школьников средствами народной культуры

Я считаю, что одним из таких средств воспитания является народная культура. Она имеет познавательную развивающую, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции, он...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через спецкурс «Славянская культура»

Духовность и нравственность являются  важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание    представляет собой процесс компле...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны

Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помн...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.

Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с  традициями народной культуры. В течение  многих лет работаю  по авторской про...

Физическое воспитание младших школьников через якутские национальные игры

Физическое воспитание младших школьников через якутские национальные игры История развития любого этноса, большого или малочисленного народа предполагает знание, прежде всего, сущности традиций н...