Главные вкладки

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны
    статья по теме

    Павлова Татьяна Петровна

    Духовность и нравственность в современном обществе - понятия, утратившие свою первоначальную значимость. Старые ценности - потеряны, новые - так и не сформировались. Хочется видеть детей, которые помнят и знают историю своей семьи, своего города, своей страны. Именно это лежит в основе патриотизма, гордости за свою Родину, желания сделать полезное не только для себя, но и других. В данном материале представлены формы работы с детьми, направленные на формирование духовно-нравственных позиций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл duhovnonravstvennoe_vospitanie.rar1.89 МБ

    Подписи к слайдам:

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через изучение истории и культуры своей страны
    Учитель начальных классов Павлова Татьяна Петровна, г.Полярный
    Что значит любить Родину?
    Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
    Выбор данной темы объясняется существованием противоречий:
    между социальным заказом общества на формирование патриотических чувств и гражданской позиции личности и отсутствием этих качеств у учащихся;между знаниями учащихся о патриотизме и неумением им следовать в жизни;между желанием делать добро и отсутствием умений или условий.
    Понятие «духовно-нравственное воспитание", имея глубокие исторические корни, в наше время приобретает второе рождение как в обществе в целом, так и в системе российского образования. Нельзя быть подлинно нравственным человеком без любви к прошлому, будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество. При таком подходе изучение истории, природы и культуры родной страны, родного края является фундаментом в духовно - нравственном воспитании младших школьников.
    Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
    Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил,
    «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задачи первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...»
    Формирование духовно-нравственного сознания младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
    В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
    Для более эффективного построения работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию проведен обзор и анализ по следующим направлениям:
    Изучение накопленного опыта работы по патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе ценностей своей семьи, использования богатых материалов библиотек.В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам работы с детьми младшего школьного возраста
    Технологии:
    поисково-исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории страны, области, города;проектная деятельность.
    Формы работы:
    деловые игры, классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, тренинги, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым Отечества и малой родины, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
    1 класс
    Работа с детьми ведется по двум направлениям: “Мой дом” и “Моя семья”. На данном этапе решаются следующие задачи: Воспитывать в школьниках чувство самоуважения через его добрые поступки, чувство уважения к старшим, любви к своей семье и друзьям.Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общепринятыми нормами.
    1класс
    С чего начинается Родина. Государственные символы. А что у бабушки в сундучке. Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.“Мы разные, но мы вместе”История моей семьи в истории города. Моя родословнаяДень Защитника Отечества.Ярмарка увлечений«Богатырская наша сила…»«Мой дедушка»Семейные традицииСимволы моей семьи
    БеседаКлассный часПраздник-выставкаБеседаЧас общенияПроектная деятельностьИсследовательская деятельностьИгра-соревнование.КТДЧас общения (игра – соревнование)Поисковая работаИсследовательская деятельность
    2 класс
    Работа ведется по двум направлениям: “Моя школа” и “Мой город” На данном этапе ставлю следующие задачи: Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой родине;Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей школы, с ее интересными жителями;Формировать качества личности, способствующие успешному обучению школьников;Усвоить учащимися этических норм и правил поведения в соответствии со статусом учащегося школы, жителя России, Мурманской обл., г.Полярного.
    2 класс
    Участие в проведении “Дня города”.История школы Познай себяДостопримечательности города Путешествие во времени Рыцарский турнир вежливости«Наши руки не знают скуки»
    Экскурсия по памятным местамЭкскурсия в школьный музейПрактикумКраеведческий музейОкружающий мирИгра-соревнование КТД
    3 класс
    Работа ведется по направлению “Мой край, моя малая родина» На данном этапе ставлю следующие задачи: Воспитать любовь к родному краю, уважение к ее прошлому, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее;Развивать стремление к творческим делам и мероприятиям.Вырабатывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
    3 класс
    Самый главный день в году«Война глазами детей»Родная природа – ее красаИнтересные и знаменитые люди города.Изучаем родную природу.«Лишь ты смогла моя Россия»«Я рисую родную природу»Участие в акциях: «Я люблю свой город»«Чисто там, где не мусорят» «Журавлик»«У москвички две косички, у узбечки 25»
    Час общенияВыставка детского творчестваФотовыставка Поисковая работа(Краеведческий музей)Окружающий мирКонкурс чтецовКонкурс рисунковУборка территории Дежурство по классу, уборка коридора около классаПосылка для детей ЯпонииЧас общения
    4 класс
    Работа ведется по направлению “Россия – родина моя!” На данном этапе ставлю следующие задачи: Сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, традициям и обычаям ее народов.Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений. Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству
    4 класс
    Русь, Россия, Родина моя Государственные символы РоссииРусский сарафанПраздники РоссииФольклор, традиции, обычаи.Традиционные промыслы Народы России«Колесо истории»Участие в акциях:«Акция милосердия»
    Классный часКлассный часУроки искусства (ИЗО)Классный часЧас общенияУроки искусства (ИЗООкружающий мирКТДАдресная помощь ветерану
    Реализация данных мероприятий предполагает:
    воспитание патриотических чувств у младших школьников; уважения и любви к своей Родине, соотечественникам;формирование стремления к развитию коммуникабельности, самовыражения, уверенности в себе и результатах своего труда, самореализации;развитие у школьников интереса к истории города, где родился и вырос, а также к историческому прошлому России;формирование уважительного отношения к природе, родине, архитектурным памятникам, культуре;развитие интереса к познанию, творчеству, инициативности;развитие таких качеств как осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
    Таким образом, формирование нравственного сознания младших школьников через изучение истории и культуры своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от учителя настойчивости, последовательности и большого терпения. Начальная школа – это только первый этап. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости .
    Своё выступление мне хочется закончить словами Василия Пескова:
    «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто лет назад, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды».
    Список литературы
    Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа /[сост. Е.С. Савинов]. – М: Просвещение, 2010.-191 с. – (Стандарты второго поколения). Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста  / А. Лопатина, М. Скребцова/.- М: Просвещение, 2005. Россия - Родина моя: Альбом для занятий с детьми 6-10 лет /Круглова Т.А./.- Издательство: Ювента, 2007.Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями /Ещеркина О.А./.-Издательство: Учитель, 2007.Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания:Учебно-методические пособия для начальной школы /Косачёва И. П./.- М: АРКТИ, 2005.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

    Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

    Статья " Пробуждение духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия"

    В статье автор делится опытом работы по формированию духовно- нравственного сознания у младших школьников через внеклассные мероприятия....

    Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника через ценностные ориентиры православной педагогики.

    Одной из причин возникновения кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными ус...

    Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

    В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

    Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

    Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...