Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника через ценностные ориентиры православной педагогики.
статья на тему

Полозова Ирина Анатольевна

Одной из причин возникновения кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, школы, государства. В настоящее время особенно актуально обращение к опыту православной педагогики, которая направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dukhovno-nravstvennoe_razvitie_lichnosti.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

И.А. Полозова,

В настоящее время Россия переживает непростые времена. Одна из серьёзных проблем, стоящих перед нашим обществом – разрушение личности. Материальный мир стал доминировать над духовным. Следствие этого явления – искажение представлений о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме у детей. Подрастающее поколение отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Одной из причин возникновения кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Негативные явления в жизни семьи многообразны:  разрушены нравственные представления о браке и семье; у детей формируются антисемейные установки; культ материального благополучия, профессиональной карьеры привел к значительному снижению  социального престижа материнства и отцовства. Большая часть родителей, не имея навыков правильного построения семейной жизни с ребёнком, стремится «откупиться» от личного с ним общения подарками. Для общества возникла острая необходимость в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание. Предпринимаемые попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Ещё П.П. Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей не воспитывая родителей. Эту же мысль высказал А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание… Школа должна руководить семьёй».[1] Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, школы, государства. В настоящее время особенно актуально обращение к опыту православной педагогики, которая направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.

Уже 4 года начальные классы МОУ «СОШ №13 с УИОП» г. Губкина сотрудничают с библиотекой филиалом №9, работая по целевой программе «В поисках духовного клада» по духовно-нравственному воспитанию для детей младшего школьного возраста и их родителей. Мероприятия, проводимые в рамках этой программы, направлены на формирование нравственных идеалов добра и красоты, мира и согласия, ответственности за свои дела, отрицательного отношения к негативным поступкам и привычкам. Так же данная программа ставит перед её участниками цель – оказание помощи родителям в осознании того, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом. Для достижения поставленных целей мы используем такие формы работы с детьми, как: занятия  духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, экскурсии в Храмы области, знакомство с жизнью святых, с православными книгами, экскурсии по местам боевой славы. Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом деликатным, требующим единства желаний всех участников процесса: детей, педагогов,  родителей. Нельзя не учитывать проблему оторванности детей и родителей от церковной жизни. Дети имеют смутное представление о Боге, о Церкви, об обычаях и традициях своих предков. Но эта тема вызывает в них интерес при посещении Храмов, при беседе со священнослужителями.

Примером тому может служить экскурсия в Храм Апостола Иакова брата Господня и Святого Благоверного князя Александра Невского. У входа в Храм детей и педагогов встретил их давний друг, иерей храма отец Фёдор. От него ребята узнали много полезного о первых шагах в Храме. Отец Фёдор постарался ответить на все вопросы ребят очень доходчиво и понятно. После чего дети самостоятельно прошли по Храму, поставили свечи, приложились к мощам святых.

Запоминающейся для учащихся 3-4 классов стала экскурсия в Спасо-Преображенский собор. Отец Георгий – иерей Спасо-Преображенского собора рассказал ребятам об архитектуре и внутреннем устройстве собора, о правилах поведения в Храме. В классе воскресной школы о. Георгий рассказал ребятам о десяти заповедях, данных людям Богом. На примерах святых отцов раскрыл им такие понятия как почитание старших, сострадание ближнему, милосердие. В музее Храма ребята познакомились с историей строительства собора, просмотрели фотографии, исторические документы и предметы.  

Русский философ, писатель и публицист И.А. Ильин, говоря о средствах духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовет и раскрывается», одним из таких средств называет «мужество национального героя»[2].  Яркой, запоминающейся для учащихся 3-х классов стала экскурсия в музей - заповедник «Прохоровское поле», созданный в память об одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны - Прохоровском сражении. Ребята увидели Памятник Победы - Звонницу и побывали в Храме святых апостолов Петра и Павла. С особым почтением дети рассматривали мраморные плиты его стен, на которых высечены имена 7 тысяч воинов, павших за нашу Родину в битве на Курской дуге. Должна в душах наших детей жить любовь к своему великому краю за красоту и богатства небывалые и за подвиги ратные наших предков.

Следующим звеном в цепи экскурсий по православным Храмам Белогорья стала экскурсия в Преображенский  Кафедральный Собор Белгорода, где дети увидели святыни Храма, познакомились с житием Святителя Иосафа, епископа Белгородского и приложились к его святым мощам. На примере жизни святых дети учатся самоотверженности, нормам поведения, состраданию, благочестию. С этой целью в библиотеке филиале № 9 с учащимися 3-4 классов нашей школы было проведено мероприятие «Чудотворец из Сарова» (медиа экскурс по православному житию). Мероприятие, было посвящено Дню православной книги и стало незабываемым для ребят.  От иерея храма Апостола Иакова брата Господня и святого Благоверного князя Александра Невского о. Федора они узнали, какая книга православная и каково ее значение, почему взрослым и детям необходимо читать православные книги. Ребята вдохновенно читали стихи, правильно отвечали на вопросы викторины «Святой Серафим». Для закрепления знаний дети посмотрели одну из телепередач «Рассказы о святых», о преподобном  Серафиме Саровском. Благочинный Губкинского благочиния о. Евгений поздравил ребят с Днем православной книги, подарил книги и журналы  православного содержания, немного рассказав о них, с радостью ответил  на все вопросы.

С целью сохранения и передачи нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных предками, мы проводим праздники православного календаря. Примером такого мероприятия может служить праздник, проведённый совместно с библиотекой филиалом №9 «Святое Богоявление. Крещение». С огромным вниманием дети слушали отрывок из стихотворения В. Жуковского «Светлана», участвовали в комментированном чтении рассказа «Крещение» из книги И. Шмелева «Лето Господне». После этого был организован просмотр небольшого сюжета о святой воде из фильма «Вода», знакомство с литературой об этом празднике.

Имея подобный опыт, работу с первым классом мы  стали строить по той же структуре. Первоклассники интеллектуально развиты в соответствии со своим возрастом. Но возникли большие трудности по сплочению коллектива. Причина – эгоистичность и агрессивность детей. И, трудно не заметить, что это агрессивное отношение к окружающему миру идёт из семьи. Большие усилия пришлось приложить, чтобы объяснить учащимся и их родителям, что не надо давать «сдачи» («А меня мама учит давать сдачи»), а надо учить детей не создавать конфликтных ситуаций, а если таковые возникают, то находить правильный выход, без применения физической силы. Обсудив эту проблему с коллегами, мы спланировали и провели ряд мероприятий  духовно-нравственной направленности: «Добро и справедливость в нашей жизни», мероприятия, посвящённые Дню Матери и Дню пожилого человека, классные часы «Те, кто с нами рядом» (в рамках  акции «Милосердие»), «Если добрый ты – это хорошо», «Красота и радость в жизни людей»; участвовали в творческих конкурсах «Мой Бог», «Рождественская сказка», «Пасхальная радость», «Красный крест глазами детей». Чтение рассказов К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого о детях помогли в формировании моральных принципов. Наши первоклассники приняли участие в проекте «Познание и творчество» в номинациях «По страницам российской истории», «Мы помним», которые способствуют пробуждению интереса к истории Отечества, тем самым, воспитывая патриотизм и почтение к предкам. Совместно с работниками библиотеки мы решили провести мероприятие для учащихся 1-х классов с приглашением иерея о. Фёдора «Чем я могу гордиться и чего стыдиться», на котором дети были ознакомлены с правилами, данными людям Богом.

С целью повышения в общественном сознании роли ответственного отцовства для родителей учащихся 1-х классов совместно с о. Фёдором в форме вечера вопросов и ответов проведено публичное мероприятие в рамках областной акции «Отец, отцовство, Отечество». О. Фёдор рассказал родителям об азах православия, о молитвенном достоинстве современного отца. Был проведён обмен мнениями, обзор книжных выставок «Подарим детям тепло и заботу», «Свет Христовой Истины». Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей, обмен опытом воспитания детей.


[1] Макаренко А.С. Соч.: В 7т. Т. IV.М., 1957. С.501.

[2] Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М.: 1993, С. 199-241


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....

«Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»

laquo;Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»...

«Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...