Легкая атлетика. Обучение бегу в начальной школе.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Поляков Дмитрий Васильевич

Обучение школьников правильной технике легкого, непринужденного, но вместе с тем быстрого бега – процесс довольно сложный, требующий применения разнообразных методических приемов, длительной и кропотливой работы над устроением ошибок. Материал данной статьи рассказывает, как этого добиться на уроках в 1–4 классах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beg_v_nachalnoy_shkole.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение бегу в начальной школе.

Обучение школьников правильной технике легкого, непринужденного, но вместе с тем быстрого бега – процесс довольно сложный, требующий применения разнообразных методических приемов, длительной и кропотливой работы над устроением ошибок. Материал данной статьи рассказывает, как этого добиться на уроках в 1–4 классах.

1-Й КЛАСС

Наиболее распространенные ошибки у детей – раскачивание туловища, размахивание из стороны в сторону почти выпрямленными руками, неправильное положение головы и плеч, неполное разгибание ноги при отталкивании, бег на полусогнутых ногах, бег с постановкой ноги на пятку или всю стопу, а не на носок.

Изучение техники бега в 1-м классе лучше всего начинать с групповых перебежек. Для этого на площадке вдоль стартовой линии выстраивается группа из 8–10 учащихся. Интервал между ними – два шага. Для того чтобы научить детей не терять прямого направления, от стартовой линии размечают беговые дорожки шириной 1 м и длиной 10–15 м. Постепенно, от урока к уроку, их ширина уменьшается до 40–30 см. По команде учителя дети пробегают заданное расстояние в медленном или среднем темпе, а затем организованно следуют шагом в обход площадки снова к стартовой линии. Когда они научатся бежать в прямом направлении, можно начинать выполнять перебегание с одной стороны площадки на другую, бег наперегонки всем классом и т.д.

Для формирования правильной осанки рекомендуется применять бег с папкой за спиной, удерживая ее между согнутыми локтями или за плечами, а для снятия закрепощенности плечевого пояса, избегания судорожных, напряженных движений руками – с трубочками из бумаги или картона; руки должны быть так расслаблены, чтобы трубочки не помялись.

Бег включается в программу занятий в виде кратковременных и небольших по расстоянию перебежек в чередовании с ходьбой. Бег в течение длительного времени и на большие расстояния в начальных классах недопустим.

2-Й КЛАСС

К концу второго года обучения дети должны научиться бегать свободно, широкими шагами, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь на носок, с движениями рук, совпадающими по темпу с движениями ног; туловище слегка наклонено вперед, дыхание согласовано с ритмом движений.

Для обучения бегу по прямой применяется многократное пробегание отрезков до 40 м на носках по коридорчику шириной 30 см. Учитель обращает внимание детей на необходимость постановки ноги с носка и прямолинейности постановки стоп на землю.

Последовательность обучения бегу на носках в узком коридоре может быть такой:

– бег с бесшумной постановкой ног;

– бег с поднятыми в стороны руками;

– бег с согнутыми в локтях руками;

– бег по прямому коридору через линии, нанесенные на расстоянии 90–100 см одна от другой;

 – бег по коридору, имеющему форму дуги.

Во 2-м классе изучается также бег с изменением направления. По сигналу учителя дети меняют направление бега: вправо, влево, кругом – или обегают различные предметы. Полезно провести различные эстафеты с пробеганием через узкие коридоры по разложенным на земле кольцам, когда учащиеся вынуждены бежать на носках и прямолинейно.

Вводя в урок элементы соревнования, учитель обращает внимание школьников не на количественный результат, а на технику бега. Во 2-м классе увеличивается дистанция для чередования ходьбы и бега до 100 м, которое проводится в течение урока дважды.

Наряду с закреплением навыка правильного перехода с бега на ходьбу продолжается и работа над формированием умения изменять темп движения. Бег в чередовании с ходьбой проводится чаще всего в подготовительной части урока. Упражнения начинаются с обычной ходьбы. Постепенно увеличивая частоту шагов, дети сгибают руки в локтях и по команде учителя переходят на медленный бег. После того как они снова перейдут на ходьбу, необходимо выполнить два-три упражнения для восстановления дыхания.

Например:

1–4 – поднять руки через стороны вверх – вдох;

 5–8 – опустить их вниз – выдох.

Закончив упражнения на дыхание, повторяют чередование ходьбы с бегом.

3-Й КЛАСС

Продолжая обучение свободному, непринужденному бегу, учитель обращает внимание детей на более тонкие детали техники, используя при этом различные подводящие упражнения. Особое значение придается бегу на носках.

Последовательность может быть такой:

1. Бег по кольцам, разложенным на полу (земле) по прямой линии на расстоянии 80–100 см одно от другого. Следует обратить внимание на точное попадание носком ноги в каждое кольцо и высокое поднимание бедра.

 2. Бег по коридору шириной 30 см, ограниченному гимнастическими булавами, внутри которого разложены кольца.

3. Бег по горизонтальной лестнице – начерченным на полу (земле) линиям – в медленном, а затем в ускоренном темпе.

4. Бег в сочетании с прыжками через набивные мячи после каждого третьего шага.

С целью совершенствования навыка бега рекомендуется создавать игровую обстановку и вводить элементы соревнований. Для учащихся 3-го класса подойдут игровые упражнения на лучшее выполнение технических элементов бега: с носка, с узкой постановкой стопы, с правильными и свободными движениями рук и др.

При обучении бегу на скорость может быть применена следующая последовательность:

1. Медленный бег с последующим ускорением. Здесь важно следить за сохранением легкости движений при ускорении и постановкой ноги с носка.

2. Имитация движений рук, согнув их в локтях, стоя на месте – сначала медленно, затем быстрее. Выполнить 2–3 раза по 10 сек. Учитель обращает внимание школьников на необходимость широких и свободных движений руками.

3. Бег с ускорением на 20–30 м. Дистанцию делят поперечными полосами на три отрезка: на первом ученики бегут в среднем темпе, на втором темп бега увеличивается, на третьем – становится самым высоким. После этого учащиеся переходят на медленный бег и ходьбу: в начале обучения – шеренгами, а затем – группами по 4–6 человек.

4. Бег на скорость до 40 м. В 20–25 м от линии старта чертят поперечную линию, а еще через 15–20 м – линию финиша. Ученики, разогнавшись на первых 20–25 м, стремятся пробежать зону, отмеченную двумя линиями, как можно быстрее. Упражнение выполняется группами по 4–5 человек или парами. Для достижения большего эффекта следует составлять пары из детей, равных по уровню физической подготовленности.

5. Бег по горизонтальной лестнице, т.е. по линиям, начерченным на площадке (в зале) на расстоянии 40 см одна от другой, в форме соревнований между командами.

 6. Для развития быстроты бега применяются также специальные подвижные игры. Бег с попутным преодолением препятствий может включать оббегание, прыжки, перелезание, удержание равновесия. Изучение бега с преодолением препятствий начинается не ранее второго полугодия – после того, как дети усвоят основы техники оббегания или преодоления препятствий. Количество препятствий и степень трудности их преодоления должны постепенно возрастать. Сначала можно установить только одно препятствие: например, на дистанции 20 м перепрыгнуть во время бега через ров шириной 50–60 см. Затем постепенно количество разнородных препятствий может быть увеличено до двух-трех. Например, требуется пробежать отрезок в 20 м, перепрыгнуть ров или вал, обежать куст или дерево, пробежать по узкой, извилистой тропинке.

 После того как учащиеся овладеют правильным бегом, ходьбой, научатся преодолевать горизонтальные и вертикальные препятствия, можно переходить к смешанному передвижению на местности. Занятия на свежем воздухе позволяют применить полученные знания и навыки бега в естественных условиях.

Бег на местности проводится широким, свободным шагом, нога ставится на землю с носка, но с последующим опусканием на всю стопу. При беге в гору туловище немного наклоняется вперед, активизируется работа рук, нога также ставится с носка, а с горы – туловище отклоняется назад, нога ставится с пятки, скорость передвижения немного уменьшается, и затем увеличивается перед выбеганием со склона на ровную поверхность.

Высокий старт дети разучивают во время пробежек с ускорением на 20–30 м. Принимая высокий старт, ученик ставит сильнейшую ногу, обычно левую, вперед носком вплотную к линии старта; другую ногу отставляет на шаг назад, стопы параллельны. По команде «Внимание!» тяжесть тела переносится на ногу, стоящую впереди, другая нога упирается в грунт (пол) передней частью стопы, обе ноги немного сгибаются в коленях, туловище наклоняется вперед, руки сгибаются в локтях, причем рука, противоположная выставленной вперед ноге, выносится вперед, а другая – назад.

По команде «Марш!» учащиеся начинают бег. После того как дети научатся правильно выполнять старт в беге с ускорением, можно начинать бег наперегонки на 20–50 м по два-четыре раза на уроке. Между забегами на 20–30 м даются перерывы для отдыха по 1–2 мин., при беге на 40–50 м (не более двух повторений) – 4–5 мин.

При выполнении школьниками упражнений учитель обязательно должен следить за техникой их выполнения. Бег наперегонки лучше проводить в конце основной части урока, после метаний и прыжков.

4-Й КЛАСС

В этом возрасте необходимо закрепить навыки, приобретенные в 1–3-м классах: бег на носках в колонне по одному в медленном темпе и т.д. и т.п., – научить детей бегу с ускорением, соблюдению правильной осанки и техники движений; закрепить технику высокого старта и прыжков в чередовании с бегом в медленном темпе.

Бег с постановкой ноги на переднюю часть стопы проводится в медленном темпе в чередовании с ходьбой, что способствует развитию выносливости. Общую длину дистанции постепенно доводят до 300 м – 50 м бега и 50 м ходьбы и т.д., – а затем отрезки для ходьбы постепенно укорачивают до 20 м. Учитель должен добиваться того, чтобы дети совершенствовали технику бега, соблюдали правильную осанку и равномерно дышали.

Для лучшего закрепления техники полезно проводить бег в разных условиях. Например, чтобы приучить детей прямолинейно ставить стопы, полезно вдоль одной из сторон площадки (зала) обозначить узкий коридор. В 4-м классе учащиеся выполняют бег с ускорением на дистанции до 30 м в относительно быстром темпе – 200–250 шагов в минуту – при длине шага около 130 см с постановкой ноги на переднюю часть стопы в начале основной части урока два-четыре раза. При этом совершенствуется и техника высокого старта. Техника бега с ускорением – та же, что и при медленном беге; не допускается опускание ноги с носка на всю стопу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обучение бегу в начальной школе.

комплексной программе физического воспитания различным видам беговой подготовки уделено значительное внимание. Это не случайно, поскольку во всем многообразии используемых в физическом воспитани...

Конспек урока"Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫдля учащихся 1 курса ЧПК№1Практикант: Лаврентьев Кирилл ВикторовичМетодист: Зенченко Валентина НиколаевнаТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Обучение технике спринтерск...

Конспект урока "Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Эстафетный бег"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫдля учащихся 1 курса ЧПК№1Практикант: Лаврентьев Кирилл ВикторовичМетодист: Зенченко Валентина НиколаевнаТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Обучение технике спринтерск...

Конспект урока"Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Низкий старт"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫдля учащихся 1 курса ЧПК№1Практикант: Лаврентьев Кирилл ВикторовичМетодист: Зенченко Валентина НиколаевнаТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Обучение технике спринтерск...

Легкая атлетика. Обучение основным движениям (ходьба, бег, прыжки, метания) в 1 классе.

Только на первый взгляд ходьба и бег – простые движения. При их освоении неподготовленные учащиеся делают много технических ошибок. Поэтому очень важно формировать правильные навыки этих основных движ...

Легкая атлетика. Обучение основным движениям (ходьба, бег, прыжки, метания) во 2 классе.

Только на первый взгляд ходьба и бег – простые движения. При их освоении неподготовленные учащиеся делают много технических ошибок. Поэтому очень важно формировать правильные навыки этих основных движ...