Легкая атлетика. Обучение основным движениям (ходьба, бег, прыжки, метания) во 2 классе.
статья по физкультуре (2 класс) на тему

Поляков Дмитрий Васильевич

Только на первый взгляд ходьба и бег – простые движения. При их освоении неподготовленные учащиеся делают много технических ошибок. Поэтому очень важно формировать правильные навыки этих основных движений уже начиная с начальной школы, так как это основа основ при изучении всех видов спорта. В данной статье обращается внимание не только на ходьбу и бег, но и на правильную постановку техники прыжков и метаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл legkaya_atletika_2_klass.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки легкой атлетики во втором классе.

Только на первый взгляд ходьба и бег – простые движения. При их освоении неподготовленные учащиеся делают много технических ошибок. Поэтому очень важно формировать правильные навыки этих основных движений уже начиная с начальной школы, так как это основа основ при изучении всех видов спорта. В данной статье обращается внимание не только на ходьбу и бег, но и на правильную постановку техники прыжков и метаний.

ХОДЬБА

Продолжая обучать детей широкому свободному шагу в ходьбе и беге, а также ритмической ходьбе, педагог учит второклассников ходить с изменением темпа движений, при беге ставить ногу с носка, бежать прямолинейно и т.д. При этом усложняются подводящие упражнения, увеличиваются отрезки дистанции, количество повторений. Задача повышения скорости ходьбы решается за счет увеличения темпа шагов. Для этого можно рекомендовать детям выполнять ходьбу с энергичными движениями рук, согнутых в локтях. Это упражнение способствует также быстрому разогреванию организма и применяется обычно в подготовительной части урока.

Во время обычной ходьбы в колонне по одному дети по сигналу учителя сгибают руки в локтях и под учащающиеся хлопки переходят на ускоренную ходьбу. Учитель обращает их внимание на энергичные и достаточно быстрые движения рук, правильную осанку, прямую спину, сохранение дистанции. После того как школьники научатся быстро ходить в строю, можно начинать обучение ходьбе с замедлениями и ускорениями.

Ученики, идущие в колонне по одному обычным шагом, увеличивают и уменьшают частоту шагов соответственно темпу хлопков или подсчету. Одновременно учитель напоминает о необходимости согнуть руки в локтях. Во время упражнения обращается внимание на равнение и точное соблюдение темпа.

Ходьба используется и как подготовительное упражнение для формирования правильного навыка бега. Для этого применяется ходьба на носках в коридоре шириной 20 см с высоким подниманием бедра. Коридор обозначается двумя положенными на пол (землю) рейками, веревками, кубиками и другими предметами. Ходьба с высоким подниманием бедра сначала выполняется на месте, а затем с продвижением вперед. При проведении этого упражнения учитель следит за тем, чтобы опорная нога у занимающихся была прямой и ставилась на стопу с носка, чтобы колени не разводились, а руки были на пояс. В дальнейшем применяются такие варианты ходьбы: перекатом с пятки на носок в прямом направлении; в коридоре с параллельной постановкой стоп; на носках в коридоре с высоким подниманием бедра.

Если учащиеся плохо усваивают ходьбу с высоким подниманием бедра, то целесообразно применять упражнения с перешагиванием через препятствия. Для этого в направлении движения раскладывают на расстоянии шага друг от друга какие-либо предметы: скакалки, веревки, палочки, кубики и др. Если разложенные предметы маленькие, например кубики, то они раскладываются не по прямой, а в шахматном порядке в два ряда так, чтобы правый ряд кубиков при ходьбе попадал под правую ногу, а левый – под левую. Перешагивая через разложенные предметы, дети будут невольно поднимать колени, чтобы не задевать их ногой.

БЕГ

К концу второго года обучения дети должны научиться бежать свободно, широкими шагами, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь на носок, с движениями рук, совпадающими по темпу с движениями ног. Туловище при этом должно быть слегка наклонено вперед, дыхание согласовано с ритмом движений. Для обучения бегу по прямой применяется многократное его повторение на носках по коридору шириной 30 см на расстояние до 40 м. Учитель обращает внимание учащихся на постановку ноги и прямолинейность постановки стоп на грунт. Последовательность упражнений в беге на носках в узком коридоре может быть такой: – бег с бесшумной постановкой ног; – бег с поднятыми в стороны руками; – бег с согнутыми в локтях руками; – бег по прямому коридору через линии, нанесенные на расстоянии 90–100 см одна от другой; – бег по коридору, имеющему форму дуги. Во втором классе изучается также бег с изменением направления. По сигналу учителя дети меняют направление бега: вправо, влево, кругом – или обегают поставленные на пути предметы. Хорошими упражнениями для этой цели являются различные эстафеты с пробеганием по узким коридорам по разложенным на земле кольцам, когда учащиеся будут вынуждены бежать на носках прямолинейно. Вводя в уроки элементы соревнования, учитель обращает внимание учащихся не на результат, а на качество (технику) движений в беге. В заданиях на выносливость дистанция для чередования ходьбы и бега во втором классе увеличивается до 100 м. Чередование ходьбы и бега проводится в течение урока дважды. Наряду с закреплением навыка правильного перехода с бега на ходьбу продолжается и работа над умением изменять темп движения. Бег в чередовании с ходьбой проводится чаще всего во вводной части урока. Упражнение начинается с обычной ходьбы. Постепенно увеличивая частоту шагов, дети сгибают руки в локтях и по сигналу учителя переходят на медленный бег (10–15 м). После того как учащиеся перейдут снова на обычную ходьбу, необходимо выполнить два-три упражнения для восстановления дыхания. Затем чередование ходьбы с бегом повторяют.

ПРЫЖКИ

Прыжки на мягкое препятствие. Прыжки на возвышение способствуют овладению многими важными элементами техники прыжка в длину с разбега, и особенно положению шага в фазе полета. Прыжки проводятся поточно в колонне по одному, соблюдая дистанцию 5–6 м между учащимися. Изменяя расстояние между местом отталкивания и препятствием, можно отрабатывать разные элементы прыжка. Если дети будут отталкиваться из зоны, расположенной за один шаг до препятствия, то они научатся выполнять его с высоким подниманием бедра маховой ноги, так как им невольно приходится сгибать ногу, чтобы не задеть край препятствия. Толчковая нога при этом остается почти прямой – ее преждевременному подтягиванию также мешает край препятствия. Она присоединяется к маховой ноге быстрым движением в самом конце фазы полета, перед приземлением. Если расстояние от зоны отталкивания до препятствия постепенно увеличивать, то учащиеся будут вынуждены сильнее отталкиваться и фаза полета в шаге увеличится, дети научатся группироваться в полете.

При прыжках на высокие препятствия второклассники совершенствуют навык отталкивания вертикально по отношению к опоре, что в дальнейшем пригодится при обучении прыжкам в высоту.

Прыжки с высоты. Вначале с детьми необходимо повторить все подводящие упражнения, изученные в 1-м классе, а затем постепенно выполнять их с высоты, постепенно увеличивая ее с 20 до 70 см. Для устойчивости при приземлении на первых уроках можно разрешить учащимся опираться ладонями о гимнастический мат и немного разворачивать колени в стороны, чтобы не удариться о них лицом. В дальнейшем, по мере усвоения техники приземления, надо требовать от детей сохранения равновесия без опоры руками и прямого положения тела. Для закрепления навыка устойчивого и мягкого приземления рекомендуются прыжки с высоты из различных исходных положений, например:

1. И.п. – стоя на левой ноге, правая назад на носок, руки назад. Толчком левой ногой и махом правой с одновременным взмахом рук вперед-вверх прыгнуть и приземлиться в положении полуприседа.

 2. И.п. – стоя боком на левой ноге на третьей-четвертой снизу рейке гимнастической стенки и держась левой рукой за рейку на уровне пояса. Прыгнуть на мат и приземлиться на обе ноги в положение полуприседа левым боком к стенке.

3. То же, но с поворотом в полете на 90° и с приземлением спиной к стенке.

4. То же, но из исходного положения стоя на правой ноге.

Прыжок в длину с места. Для правильного выполнения этого прыжка необходимо не только знание его правильной техники, но и достаточная сила ног. Результат прыжка в длину – один из показателей физической подготовленности ученика. Подготовительные и подводящие упражнения к прыжку в длину достаточно разнообразны: подскоки на двух ногах в прыжках через скакалку и без нее; выпрыгивания из полуприседа и из глубокого приседа толчком двух ног с обязательным полным выпрямлением ног и туловища; доставание высоко подвешенных предметов: мячей, флажков – в прыжке толчком двух ног с места; небольшие прыжки из полуприседа в положение полуприседа, руки вперед, и т.д.

Обучение прыжку в длину с места можно проводить сразу со всеми учащимся класса, придерживаясь такой последовательности в выполнении упражнений:

– произвольный прыжок с места толчком двух ног с приземлением на обе ноги;

– прыжок из положения полуприседа, руки отведены назад;

– прыжки на дальность, которые обычно проводятся в форме соревнований между отделениями.

Прыжки в длину дают большую нагрузку для мышц ног, поэтому количество их на уроке не должно превышать 6–8. Навыки закрепляются путем проведения всевозможных эстафет на полосе препятствий, а также подвижных игр, в которых учащимся приходится преодолевать прыжком различные условные ручьи, рвы с водой, канавы (в зале) или естественные препятствия (на местности).

 1. Эстафета в приседе. Класс делится на 3–4 команды. По команде учителя: «На старт!» – первые номера принимают положение приседа и кладут руки на колени. По команде: «Марш!» – они начинают быстро передвигаться скачками вперед до контрольной стойки и обратно, сохраняя положение приседа, возвращаются к своим командам и передают эстафету вторым номерам, а сами встают в конец колонны, и т.д. Передача эстафеты повторяется беспрерывно до тех пор, пока каждый ученик не пройдет дистанцию 2–3 раза, после чего объявляется победитель.

2. Встречная эстафета с обменом набивными мячами. Класс делится на 3–4 команды, которые, в свою очередь, еще пополам и располагаются за противоположными линиями. По сигналу учителя первые номера подгрупп, держа в руках набивные мячи, продвигаются прыжками в приседе навстречу друг другу, обмениваются набивными мячами, не бросая их, потом возвращаются в свои колонны и передают мячи вторым номерам, и т.д. Побеждает команда, которая первой закончит обмен мячами.

3. Прыжки по импровизированным кочкам через болото. Они могут быть расположены на одной линии или зигзагами, на одинаковом или на разных расстояниях одна от другой. Побеждает команда, участники которой не замочили ног в болоте. При этом рекомендуются следующие упражнения: – из исходного положения стоя на толчковой ноге, маховая нога назад на носок. Слегка согнув опорную ногу, оттолкнуться, одновременно сделав резкое движение бедром маховой ноги вверх, прыгнуть в первый кружок на другую ногу. Далее, фиксируя положение шага, нужно прыгать с одной ноги на другую в оставшиеся кружки. Их количество должно быть четным, чтобы прыжок и последнего кружка за линию финиша был сделан толчковой ногой с приземлением на обе ноги. Руки работают так же, как во время бега, но с более выраженным махом вперед-вверх; – прыжки по кочкам на толчковой ноге. Они выполняются с помощью энергичного выноса вперед-вверх бедра маховой ноги с одновременным выведением вперед таза и с махом обеими руками вперед-вверх. Приземление происходит на обе ноги. Рекомендуется выполнять с разбега в 3 шага, а затем в 5 и 7 шагов.

4. Прыжки в длину с разбега через полосу. Ширина полосы для девочек – 90–100 см, для мальчиков – 100–110 см. Прыжки через полосу проводятся по отделениям (отдельно мальчики и девочки), поточно, в колонне по одному. Количество повторений на уроке – 3–4 раза. В процессе обучения прыжкам через полосу учитель следит за умением учащихся сочетать быстрый разбег с сильным отталкиванием. Часто наблюдается такая ошибка: ученик попадает в зону отталкивания и не успевает полностью выпрямить толчковую ногу, что ведет к неполноценному по силе отталкиванию или его запаздыванию. Для устранения этой ошибки нужно уменьшить длину разбега до 2–3 шагов, а затем снова постепенно ее увеличивать. Рекомендуется также делать разбег по ориентирам – поперечным линиям, начерченным на полу. Чтобы вынос маховой ноги после отталкивания был правильным, в 20–30 см от зоны отталкивания натягивается веревочка на высоте 15–20 см.

Для закрепления навыка рекомендуются игры «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики-воробушки» и эстафеты с преодолением препятствий. Прыжки в длину обычно не вызывают у детей большого интереса, поэтому при обучении рекомендуется периодически применять прыжки через конкретные препятствия (вертикальные и горизонтальные).

При обучении прыжкам в длину с разбега во втором классе ставятся такие задачи:

 – научить детей отталкиваться с определенного места – из зоны отталкивания шириной 60 см;

 – научить прыгать как можно дальше.

 Вначале рекомендуется повторить все упражнения в напрыгивании на препятствие и спрыгивании с высоты, в прыжках в длину с разбега, пройденные в 1-м классе. При этом основное внимание обращается на точность попадания толчковой ногой в зону отталкивания. При обучении этому навыку применяется следующее упражнение. Отделение мальчиков встает у линии, расположенной в 5–6 беговых шагах от зоны отталкивания. По команде учителя «Марш!» мальчики быстро разбегаются, стараясь попасть толчковой ногой в зону отталкивания, и пробегают ее, не снижая скорости. С помощью девочек учитель подсчитывает количество непопаданий в зону отталкивания. Затем то же задание выполняют девочки. Побеждает отделение (мальчики или девочки), сделавшее меньше ошибок. Победитель определяется по сумме 2–3 таких пробежек.

Во избежание травм при проведении прыжков в длину в спортзале необходимо придерживаться следующих мер безопасности:

– в местах приземления должны быть маты или акробатическая дорожка;

– чтобы ноги при отталкивании не скользили, учащиеся должны быть в обуви с резиновой подошвой.

Прыжки в высоту с прямого разбега. Освоение техники прыжка в высоту с прямого разбега способствуют упражнения в прыжках с доставанием высоко подвешенных предметов. Мячи, флажки, ленточки и другие предметы подвешиваются для девочек на высоту 150–160 см от пола, для мальчиков – на высоту 150–170 см. Закрепление навыка отталкивания одной ногой проводится в игре «Прыгни выше», а также с помощью напрыгивания на высокие препятствия и высоко-далеких прыжков. Во втором классе при прыжках в высоту через планку длина разбега увеличивается до 5 шагов, а планка поднимается до 50 см.

МЕТАНИЯ

Во втором классе ставится задача закрепить навыки, приобретенные в 1-м классе, и научить детей точному метанию с места по горизонтальным, вертикальным мишеням и метанию с места на дальность. Для закрепления техники метания малого мяча способом из-за головы, необходимо вначале повторить комплекс упражнений, который применялся в 1-м классе, но теперь эти упражнения следует выполнять более свободно и с большой амплитудой. При обучении особое внимание уделяется метанию в цель и через высоко расположенные препятствия, так как при этом вырабатывается навык метания с правильным углом вылета мяча, от чего в значительной степени зависит дальность броска.

В качестве подводящих упражнений рекомендуются следующие:

1. Метание мяча в круг, расположенный на полу на расстоянии 3 м от метающего.

 2. Метание малого мяча по набивным мячам, расположенным на гимнастической скамейке.

 3. Метание по мишеням различной формы, расположенным на полу или стене.

4. Метание через волейбольную сетку, подвешенную на высоте 2,5 м.

5. Метание в баскетбольный щит.

6. Метание в щит размером 1×1 м, расположенный на высоте 2,5–3 м.

Для того чтобы повысить интерес к метанию, после освоения техники рекомендуется проводить мини-состязания на большее число попаданий, постепенно усложняя задания путем увеличения расстояния до мишеней или уменьшения размеров мишеней. Так, можно предложить детям метать мяч в мишень размером 1×1 м, расположенный на высоте 3 м. Расстояние до мишени постепенно увеличивается до 8 м для мальчиков и до 6 м для девочек. В целях предупреждения возможных ошибок нужно следить за тем, чтобы при метании правой рукой впереди всегда была левая нога, чтобы рука с мячом при метании проносилась сверху, через плечо (не сбоку), а при метании на дальность не было закрепощения, скованности мышц – движения выполнялись свободно, с большой амплитудой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспек урока"Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫдля учащихся 1 курса ЧПК№1Практикант: Лаврентьев Кирилл ВикторовичМетодист: Зенченко Валентина НиколаевнаТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Обучение технике спринтерск...

Мастер класс на тему обучение основным движениям

Мастер класс на тему обучение основным движениям...

Конспект урока "Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Эстафетный бег"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫдля учащихся 1 курса ЧПК№1Практикант: Лаврентьев Кирилл ВикторовичМетодист: Зенченко Валентина НиколаевнаТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Обучение технике спринтерск...

Конспект урока"Легкая атлетика. Обучение технике спринтерского бега по дистанции. Низкий старт"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫдля учащихся 1 курса ЧПК№1Практикант: Лаврентьев Кирилл ВикторовичМетодист: Зенченко Валентина НиколаевнаТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Обучение технике спринтерск...

Легкая атлетика. Обучение бегу в начальной школе.

Обучение школьников правильной технике легкого, непринужденного, но вместе с тем быстрого бега – процесс довольно сложный, требующий применения разнообразных методических приемов, длительной и кропотл...

Легкая атлетика. Обучение основным движениям (ходьба, бег, прыжки, метания) в 1 классе.

Только на первый взгляд ходьба и бег – простые движения. При их освоении неподготовленные учащиеся делают много технических ошибок. Поэтому очень важно формировать правильные навыки этих основных движ...

«Легкая атлетика. Техника безопасности на уроках л/а. Метание набивного мяча.»

Тип урока: Урок получения нового знанияЦель: Цели для ученика1. Научиться технически правильно выполнять метание набивного мяча..2. Научиться метать мяч на дальность.3. Научиться ответственно выполнят...