Мини-футбол в школе
методическая разработка по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сафиуллин Рафис Шейхуллович

С введением третьего часа физической культуры в школе появилась возможность обучать детей основам мини-футбола. Образовательные технологии, предложенные в данной работе можно применять при проведении уроков физической культуры в начальной школе при прохождении раздела программы «Спортивные и подвижные игры». Данная работа поможет при обучении детей выполнению технических действий, ведении игры с применением простейших тактических действий и на хорошем уровне физической готовности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая раработка42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мини-футбол в школе».

Учитель физической культуры МАОУ «СОШ №38»

Сафиуллин Рафис Шейхуллович

Футбо́л (от англ. foot - ступня, ball - мяч) - командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.

С введением третьего часа физической культуры в школе появилась возможность обучать детей основам мини-футбола. Образовательные технологии, предложенные в данной работе можно применять при проведении уроков физической культуры в начальной школе при прохождении раздела программы «Спортивные и подвижные игры». Данная работа поможет при обучении детей выполнению технических действий, ведении игры с применением простейших тактических действий и на хорошем уровне физической готовности.

Мини-футбол, один из самых популярных видов спорта и применяется для тренировки юных футболистов. В младшем школьном возрасте у детей наблюдается максимальный прирост в развитии таких физических качеств как координация и скорость. В этот период связь между преподавателем и ребёнком должна строиться следующим образом:

- если ребёнок обладает физическими способностями, которые можно отделить одну от другой, то преподаватель работает над координацией, двигательными способностями, ловкостью, другими физическими качествами;

- ребёнок не осознает, что и как делает, а понимает действия в целом, то преподаватель опирается при обучении на действия ребёнка, старается, чтобы тот замечал их особенности, ощущал, что он делает, и на основе своих ощущений совершенствовал их;

- ученик целиком и полностью вовлекается в игру: игра захватывает, он живет тем, во что играет. Преподаватель выбирает игру в зависимости от того, чему хочет научить. Использует потребность ребёнка в движении. Во время урока необходимо чтобы ученик был активен, чтобы он открывал для себя новые возможности выполнения тех или иных действий, чувствовал их и запоминал. На активных действиях строиться умение приспосабливаться к возникающим ситуациям;

- ученик развивается постепенно, в 7-8 лет он считает себя центром вселенной, мяч воспринимает исключительно как свою собственность. Преподаватель подкрепляет это его мнение о себе, приободряет его. Даёт ученику играть с мячом как можно чаще (работает над индивидуальной техникой). Желательно наличие у каждого ученика мяча;

- ученик в 9-10 лет требует признания себя другими, стремиться объединить свои усилия с другими и делает это. Тренер – учитель вводит игры с передачами мяча, способствует признанию игроками друг друга. Наличие в играх «партнеров» и «соперников» способствует овладению взаимодействием, коллективной игрой и противодействием сопернику.

Мини-футбол в этом возрасте является одним из самых эффективных средств физического воспитания школьников.

С первых уроков надо уделять максимум времени обучению техническим действиям – основе любой игры. Методы обучения: повторный и игровой. Повторный метод обучения при индивидуальном и групповом способе позволит обучить учащихся выполнению технических действий. Выполняя упражнение на месте и в движении с небольшой скоростью передвижения, мы должны добиваться от ребёнка максимально правильного выполнения действий – чем выше скорость движения, тем труднее технически правильно выполнить действия. Обучать техническим действиям в этом возрасте надо с максимально частой сменой упражнений – монотонное и многократное выполнение одного-двух упражнений быстро убьет у ребенка интерес к занятиям. Упражнения надо менять каждые 3-4 минуты и проводить их эмоционально, с исправлением ошибок у каждого ребёнка индивидуально и обращая внимание на общие неточности, которые возникают при обучении техническим действиям. По мере освоения детьми технических действий надо усложнять условия выполнения и скорость выполнения технических действий. На этом этапе можно вводить подвижные игры с элементами изучаемой спортивной игры. Применять можно любые подвижные – чем чаще будет менять условия выполнения упражнения, тем быстрее ребёнок будет приспосабливаться к изменяющимся игровым ситуациям, и применять те технические действия, которые позволят решать эти ситуации наиболее рационально.

Учитель может предложить свои способы решения, но ребёнок должен сам стараться находить те пути решения, которые соответствуют его уровню физической подготовленности и технической оснащенности. По мере освоения детьми технических действий можно вводить учебную игру.

Учебная игра проводиться по правилам изучаемой игры, проводить игру необходимо в неполных составах: 1х1 или 2х2 на маленьких площадках, что позволит оказать максимальное воздействие в плане обучения и совершенствования технических действий. Игра в неполных составах, позволит не только совершенствовать технические действия, но и обучит простейшим тактическим взаимодействиям, что в последствии позволит эффективнее решать образовательные задачи по обучению спортивной игре.

Однако не только техническая подготовка решает все вопросы обучения спортивным играм. Без должной физической подготовленности овладение техническими действиями будет очень затруднено. Мини-футбол требует от ребёнка всесторонней физической подготовленности. В этом возрасте максимальное внимание надо уделять развитию координации, ловкости и быстроты, так как именно возрастной период 7-10 лет является наиболее благоприятным для развития этих качеств. Поэтому подвижные игры надо применять на всех этапах обучения техническим действиям, причем игры следует применять с целью развития необходимых физических качеств. Очень эффективно применять подвижные игры в подготовительной части урока – в разминке. Игры полностью мобилизуют детей и дают необходимую физическую нагрузку, подготавливая основные системы организма к работе. Кроме подвижных игр очень эффективно включение в разминку беговых упражнений направленных на координацию и технику бега. Разминка должна соответствовать решению поставленных на уроке задач.

Обучение мини-футболу в начальной школе целесообразно всего проводить в несколько этапов, ставя на каждом этапе обучения задачи, которые соответствуют данному возрасту детей, их физическому развитию и уровню технической оснащенности и психологической устойчивости. Наиболее оптимальным способом решения образовательных задач будет деление на этапы подготовки.

На начальном этапе подготовки, одной из ключевых задач будет формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой на уроке вообще и мини-футболом в урочной деятельности в частности. Главное рассказать и показать детям, что мини-футбол очень интересная и увлекательная игра.

Обучение технике мини-футбола на начальном этапе следует начать с обучению стойкам и перемещениям футболиста по площадке. Наиболее эффективными средствами обучения будут подвижные игры «Салки», «Воробьи и вороны», «День и ночь» и т. д., то есть те игры где много перемещений со сменой мест, направлений и скорости движения, остановок, обманных движений. В процессе игр ученики научаться правильному бегу, ориентации в пространстве относительно границы площадки и относительно других игроков. Во время игр важно говорить детям об использовании максимально  возможного арсенала способов перемещений или давать задания на использования только того или иного способа перемещении.

Следующий этап – это работа с мячами. Так как на данном этапе мы закладываем фундамент для дальней шей работы, максимальное количество времени должно быть направлено на индивидуальную работу ученика с мячом. Здесь очень полезны будут упражнения на месте с перекатами мяча подошвой вперед-назад, влево-вправо не отрывая подошвы от мяча. Эффективно будет использование резиновых мячей малого размера или мячей большого тенниса. Это эффективный способ добиться от ученика так называемого «чувства мяча», то есть научит ребенка чувствовать мяч стопой и управлять мячом поворотами стопы, а не всей ногой, что облегчит дальнейшее обучение ведению мяча. Следующими эффективными упражнениями будут упражнения с мячами на месте: прыжки через мяч, выпады через мяч, бег вокруг мяча, а так же можно предложить детям придумать самим и выполнить придуманные ими движения самостоятельно.

Переходя на обучение ведения мяча в движении надо помнить, что монотонная и однообразная работа утомляет детей в этом возрасте, поэтому задания необходимо менять каждые 3-4 минуты. Учить останавливать мяч надо подошвой – это наиболее простой способ остановки. По мере освоения детьми ведения мяча задания можно усложнять за счет увеличения скорости движения, изменения направления движения, уменьшения размеров площадки. Очень эффективным на данном этапе обучения будет применение подвижных игр с ведением мяч («Салки с ведением мяча», «Переправа мячей» и т.д.). На данном этапе целесообразно будет давать детям играть в мини-футбол двухстороннюю игру в неполных составах – 1х1 или 2х2, что позволит им освоить ведение и остановки мяча в игровых условиях, выполняя конкретную задачу: забить как можно больше мячей в ворота соперника.

В развитии физических качеств большое количество времени надо уделять развитию ловкости и координации. Средствами для их развития могут являться подвижные игры, эстафеты, акробатические упражнения, упражнения в лазании на гимнастической стенке. На начальном этапе надо помнить, что главной задачей является не столько обучение и совершенствование технических действий, сколько привитие ребенку интереса к занятиям мини-футболом.

20.04.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правила мини-футбол

О футболе, как и о любви, немало книг сложено. О выдающихся мастерах и клубах с громкими именами. Об истории игры и ее сегодняшнем дне. Есть учебники и самоучители, диссертации, посвященные выявлению ...

Мишка-мини-футбол в школу(правила)

Мишка - Мини-футбол в школуПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ) ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ КОМАНД, ПРОВОДИМЫХ В РАМКАХ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОЕКТА «МИНИ-ФУТБОЛ – В ШКОЛУ» МОСКВА, 2009 ПРЕДИСЛОВ...

школа мини-футбола урок№3

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=rxG6o7x3kgE...

школа мини-футбола урок№4

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=7zuFOmNrb74...

Общероссийский проект мини-футбол в школу

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ-ФУТБОЛ В ШКОЛУ | РОССИЙСКИЙ ФУТБОЛЬНЫЙ СОЮЗпри содействииМИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОЕКТМИНИ-ФУТБОЛ В ШКОЛУСовременному ...

Методическая разработка занятия по мини-футболу в начальной школе.

Подвижны игры на основе мини-футбола. Овладение элементарными технико-тактическими действиями в игре....