Рабочая программа по предмету «Физическая культура». 1 класс ФГОС ОВЗ.
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Сорокина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа по предмету «Физическая культура». 1 класс ФГОС ОВЗ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

"Физическая культура"

/предметная область "Физическая культура"/

1 класс

        

2017 - 2018

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ);

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года;

- Базисный учебный план специальных коррекционных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования России от 10.04.2002 №29/2065-П

- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель:  всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, коррекцию недостатков психофизического развития, расширение индивидуальных двигательных возможностей, социальную адаптацию.

В качестве задач реализации содержания учебного предмета физическая культура в течение всего срока освоения адаптированной основной образовательной программы определяет следующие:

  • корригировать нарушения физического развития
  • формировать двигательные умения и навыки
  • развивать двигательные способности в процессе обучения
  • укреплять здоровье и закаливать организм, формировать правильную осанку
  • раскрыть возможные избирательные способности и интересы ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности
  • формировать и воспитывать гигиенические навыки при выполнении физических упражнений
  • формировать установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни
  • поддерживать устойчивую физическую работоспособность на достигнутом уровне;
  • формировать познавательные интересы, сообщать доступные  теоретические сведения по физической культуре
  • воспитывать устойчивый интерес к занятиям физическими упражнениями
  • воспитывать нравственные, морально-волевые качества (настойчивость, смелость), навыки культурного поведения.

Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:

- обогащение чувственного опыта;

- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;

- формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.

Исходя из этого, целью примерной рабочей программы по физической культуре для 1 класса является формирование основ физической культуры личности.

Физическая культура личности как часть общей культуры человека включает мотивационно - ценностные ориентации, культуру образа жизни, психофизическое здоровье (включая оптимальное физическое состояние) и знания.  Данная цель конкретизируется в виде последовательного решения следующих задач:

  • Образовательные задачи включают: овладение техникой основных движений, гимнастических, легкоатлетических упражнениях, подвижных, коррекционных игр и формированием основ знаний в области физической культуры.
  • Воспитательные задачи направлены на формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и воспитание нравственных качеств и свойств личности.
  • Развивающие задачи решаются путем целенаправленного развития спектра физических способностей ребенка.
  • Оздоровительные задачи связаны с развитием возможностей систем организма, а так же профилактикой и коррекцией соматических заболеваний и нарушений здоровья.  
  • Коррекционные задачи направлены на коррекцию двигательных нарушений и развитие волевой сферы.

Очевидно, что ни одна из перечисленных задач не может быть решена отдельно от остальных. Решение каждой из задач возможно только в комплексе.

Планируемые результаты освоения учебной программы

Личностные результаты:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Регулятивные результаты:

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни
  •  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности

Познавательные результаты:

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
  •  проявление готовности к самостоятельной жизни.

Коммуникативные результаты:

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей
  •   воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств

Предметные результаты

  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры)
  •  первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности
  •  вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта
  •  умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.

Минимальный уровень:

  • представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя;
  • знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение;
  • выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; представления о двигательных действиях; знание основных строевых команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
  • взаимодействие со сверстниками в организации и проведении подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и эстафетах под руководством учителя;
  • знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Достаточный уровень:

  • практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов физической культуры;
  • самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
  • владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);
  • выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
  • подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений.
  • совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
  • оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
  • знание спортивных традиций своего народа и других народов;
  • знание способов использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности;
  • знание правил и техники выполнения двигательных действий, применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под руководством учителя;
  • знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием в повседневной жизни;
  • соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.

Учебно – тематический план

Раздел программы

Кол-во

часов

1

Основы знаний

4

2

Гимнастика

32

3

Легкая атлетика

37

4

Подвижные игры

26

Итого

99

Содержание учебной программы

Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. 

Каждый первый урок в четверти начинается разделом «Основы знаний». Освоение легкой атлетики предусмотрено в первой и четвертой четвертях, так как занятия по этому разделу могут проводиться на открытой спортивной площадке, это обеспечивает решение задач по опосредованному закаливанию учащихся. Раздел «Гимнастика» расположен во второй четверти и начале четвертой, а подвижные игры осваиваются в третьей четверти.

В течение учебного года на освоение одного комплекса общеразвивающих упражнений (далее - ОРУ) отводится три урока, при этом необходимо использовать самый разнообразный инвентарь и оборудование.

Коррекционные игры имеют следующую направленность:

  • развитие способности ориентирования в пространстве;
  • развитие тактильно-кинестетической способности рук;
  • формирование способности вести совместные действия с партнером;
  • развитие точности движений, активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • активизация речевой деятельности.

Основное содержание разделов построено с учетом закономерностей формирования двигательных умений и навыков: разучивание, повторение и закрепления техники разучиваемого движения.

Рабочей программой предусмотрены следующие виды работы:

  • беседы,
  • выполнение физических упражнений,
  • тестирование.

Знания о физической культуре

Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.

Гимнастика

Теоретические сведения. Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные сведения о скорости, ритме, темпе, степени мышечных усилий. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.

Практический материал.

Построения и перестроения.

Упражнения без предметов (коррегирующие и общеразвивающие упражнения):

основные положения и движения рук, ног, головы, туловища;  упражнения для расслабления мышц; мышц шеи; укрепления мышц спины и живота; развития мышц рук и плечевого пояса; мышц ног; на дыхание; для развития мышц кистей рук и пальцев; формирования правильной осанки; укрепления предметов; прыжки.

Легкая атлетика

Теоретические сведения. Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств средствами легкой атлетики.

Практический материал:

Ходьба. Ходьба парами по кругу, взявшись за руки. Обычная ходьба в умеренном темпе в колонне по одному в обход зала за учителем. Ходьба по

прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба с перешагиванием через большие мячи с высоким подниманием бедра. Ходьба в медленном, среднем и быстром темпе. Ходьба с выполнением упражнений для рук в чередовании с другими движениями; со сменой положений рук: вперед, вверх, с хлопками и т. д. Ходьба шеренгой с открытыми и с закрытыми глазами.

Бег. Перебежки группами и по одному 15—20 м. Медленный бег с сохранением правильной осанки, бег в колонне за учителем в заданном направлении. Чередование бега и ходьбы на расстоянии. Бег на носках. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра и захлестыванием голени назад. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт. Бег прямолинейный с параллельной постановкой стоп. Повторный бег на скорость. Низкий старт. Специальные беговые упражнения: бег с подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, семенящий бег. Челночный бег.  

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед, назад, вправо, влево. Перепрыгивание через начерченную линию, шнур, набивной мяч. Прыжки с ноги на ногу на отрезках до.

Метание. Правильный захват различных предметов для выполнения метания одной и двумя руками. Прием и передача мяча, флажков, палок в шеренге, по кругу, в колонне. Произвольное метание малых и больших мячей в игре.

Игры

Теоретические сведения. Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу

Практический материал. Подвижные игры:

Коррекционные игры;

Игры с элементами общеразвивающих упражнений:

игры с бегом; прыжками; лазанием; метанием и ловлей мяча; построениями и перестроениями; бросанием, ловлей, метанием.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету физическая культура 1 класс ФГОС.УМК «Школа России» автор В.И. Лях А.А.Зданевич. Календарно-тематическое планирование.

Календарно-тематическое планирование по физической культуре( 3 часа) ФГОС Лях В.И.Программа рассчитана на 99 уч. ч. 34 учебные недели....

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" ФГОС НОО для 3 класса

Данная рабочая программа по предмету «Физическая культура» 3 класс составлена на основе примерной учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классо...

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 2 класс ФГОС ОВЗ.

Рабочая программа по предмету «Физическая культура» 2 класс ФГОС ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» Класс 2

Рабочая программа по физической культуре 2 класса составлена на основе следующих документов:·        Федеральный государственный образовательный стандарт нача...

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» класс 3

Рабочая программа по физической культуре 3 класса составлена на основе следующих документов:·...

1 класс рабочая программа по предмету "Физическая культура" "Школа России" ФГОС

Рабочая проограмма по предмету "Физическая культура" включает в себя пояснительную записку, учебно - тематический план, содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые ре...

Рабочая программа по предмету "Физическая культура" для 1-4 классов по ФГОС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начальн...