квест-урок
опыты и эксперименты по физкультуре (3 класс) на тему

Прокопович Евгений Сергеевич

данный урок интересен своим нетрадиционных подходом для детей с нарушением здоровья

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки физкультуры в начальной школе: методические рекомендации*

Физическое воспитание учащихся начальной школы представляет систему из четырех видов обучения: основного, дополнительного, факультативного и самостоятельного. Первые три вида обучения осуществляются по единым государственным программам в режиме 2-3 уроков физкультуры в неделю.

 В начальной школе физическое воспитание должно выполнять следующие функции:

 обеспечение определенной физической подготовленности детей в процессе их роста и развития;

 корригирование функциональных расстройств здоровья у нуждающихся в этом школьников;

 поддерживание необходимого уровня умственной работоспособности

в процессе занятий;

 воспитание у детей отношения к физкультуре как приоритетному условию сохранения здоровья человека в процессе жизни.

 Содержание уроков физкультуры в начальной школе определяется программой для учащихся первых-четвертых классов, адаптированной к разным уровням здоровья детей. Исходным положением для проведения физического воспитания школьников служит распределение их по результатам ежегодного медицинского осмотра на медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. Для детей каждой из выделенных групп установлены обязательные и дополнительные виды физкультурных занятий (см. табл. 1).

Таблица 1. Организация занятий физической культурой и спортом школьников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам

Медицинская характеристика группы

Обязательные виды занятий

Дополнительные виды занятий и общие рекомендации

1

2

3

Основная группа

Дети без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными морфофункциональными отклонениями, достаточно подготовленные

Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой. Сдача контрольных нормативов. Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Регулярные тренировки в одной из спортивных секций школы или во внешкольных учреждениях. Участие в соревнованиях разного уровня. Туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения во внеучебное время

Подготовительная группа

Дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточно физически подготовленные

Уроки физкультуры в соответствии с учебной программой при условии более постепенного освоения двигательных навыков и умений, а также исключения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Сдача некоторых контрольных нормативов. Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Занятия в секциях общей физической подготовки. Туристические походы, экскурсии и спортивные развлечения по рекомендации врача.

Медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности

Специальная группа

Дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, допущенные к выполнению учебной и производственной работы

Уроки физкультуры по специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания. Участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

Прогулки, подвижные игры, спортивные развлечения и общественно полезный труд при соблюдении правил самоконтроля. Индивидуальные занятия физическими упражнениями в режиме дня по рекомендации врача. Медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности и динамикой состояния здоровья

Дети, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижаются. Для детей подготовительной группы, имеющих функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата (наиболее распространены нарушения осанки), целесообразно включать в физкультурные занятия специальные корригирующие упражнения (см. приложение).

 Группы учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе для занятия физической культурой, комплектуются по заключению врача(руководителя выездной бригады врачей, осуществляющей медицинский осмотр школьников). Ее состав оформляется приказом директора школы.

 Минимальное число учащихся в группе-10 человек. Наиболее целесообразно комплектовать такие группы по классам, а если число учащихся недостаточно, то объединять учеников первых-четвертых классов. Занятия с детьми специальной медицинской группы имеют свои особенности. Эти занятия организуются непосредственно в школе, планируются в расписании и проводятся до и после уроков из расчета два раза в неделю по 40 мин. или три раза в неделю по 30 мин.

 Дети, отсутствовавшие в школе по причине болезни, приступив к занятиям по общеобразовательным предметам, временно освобождаются от уроков по физической культуре на сроки, указанные в таблице 2.

Таблица 2. Примерные сроки начала занятий физической культурой после перенесенных заболеваний

Заболевания

Сроки с начала посещения школы, дней

Примечание

Ангина

14-28

Следует опасаться резких охлаждений (лыжи, плавание)

Бронхит, острый катар верхних дыхательных путей

7-21

Отит острый

14-28

Пневмония

30-60

Плеврит

30-60

Грипп

14-28

При удовлетворительных результатах функциональной пробы сердечно-сосудистой системы

Острые инфекционные заболевания

30-60

Острый нефрит

60

Гепатит инфекционный

56-360

Аппендицит (после операции)

30-60

Перелом костей конечностей

30-90

Обязательное продолжение лечебной гимнастики, начатой в период лечения

Сотрясение мозга

60 и более, до года

В зависимости от тяжести и характера травмы

Для того чтобы уроки физкультуры обеспечивали адекватную возрасту физическую подготовленность учащихся, необходима их правильная организация. Это значит, что структура уроков физкультуры должна состоять из трех частей: вводной (5-10 мин.), основной (20-25 мин.) и заключительной (3-5 мин.). Задача такого построения уроков физкультуры состоит в том, чтобы обеспечить постепенный переход школьников к повышенной мышечной деятельности (вторая половина основной части) и столь же постепенное уменьшение нагрузки к концу занятий (заключительная часть).

 Главным компонентом структуры урока физкультуры является основная часть. Ее содержание должно включать комплекс разнообразных по качеству нагрузок: общеразвивающие упражнения, обучение основным движениям, подвижную игру. Практика показывает, что очень часто из структуры уроков физкультуры преподаватели по собственному усмотрению исключают™ одно, то другое звено. Одни предпочитают проводить только подвижные игры, не отводя время на общеразвивающие упражнения. Другие исключают обучение новым движениям, что ограничивает возможность спортивного совершенствования детей и т. п. Но, как правило, все преподаватели освобождают себя от необходимости проводить заключительную часть урока. В результате этого разгоряченные, возбужденные, двигательно расторможенные дети становятся фактически неработоспособными на последующих уроках.

 Для того чтобы оценить правильность построения уроков физкультуры, предлагается проследить за динамикой пульса школьников во время урока. Частоту пульса у выборочной группы учащихся регистрируют за десятисекундные отрезки до занятий, после вводной части (на 10-й минуте урока), в конце основной части (на 25-й мин.), во время подвижной игры (на 35-й минуте) и в заключительной части (на 40-й минутах урока). При правильном построении урока физкультуры частота пульса увеличивается: во время вводной части превышает исходное значение на 15-20%, во время основной - на 50-60%, во время подвижной игры - на 70-90%. В течение заключительной части пульс снижается до частоты, которая на 5-10% превышает исходное значение. На основе полученных данных строят кривую физической нагрузки учащихся. Такая кривая должна иметь две вершины: первая будет результатом постепенного подъема пульса от вводной до первой трети основной части (в интервале 15-20 мин. урока), вторая совпадает с окончанием подвижной игры (33-35 мин. урока).

 Помимо внимания к организации в школе уроков физкультуры необходимо отслеживать посещение этих уроков учащимися: выявлять школьников, часто пропускающих занятия, узнавать причины непосещения, проводить с этими детьми разъяснительную работу о важности физической культуры в жизни каждого человека.

 Изложенная выше система работы по физическому воспитанию младших школьников должна выполнять две главные функции: способствовать повышению физической подготовленности детей с учетом состояния их здоровья, а также в определенной степени корригировать нарушения здоровья у нуждающихся в этом школьников.

 Для того чтобы уроки физкультуры поддерживали необходимый уровень умственной работоспособности учащихся в течение дня, не рекомендуется сдваивать занятия, а также ставить их последними в расписании. Проведение уроков физкультуры в середине учебного дня служит своеобразной паузой в интеллектуальной работе школьников: нагрузка преимущественно на нервные клетки двигательного анализатора быстро снимает утомление с тех клеток центральной нервной системы, которые выполняли интеллектуальную работу. В недельном расписании уроки физкультуры предпочтительнее включать в дни, когда начинает снижаться умственная работоспособность школьников (среда, четверг). Оздоровительный эффект уроков физкультуры намного выше, если они организуются на открытом воздухе.

 И, наконец, воспитательная функция уроков физкультуры эффективна в тех школах, где успехи физического воспитания проверяются на спортивных соревнованиях, днях здоровья и прочих общешкольных спортивных мероприятиях. Как показали наши исследования, а также исследования наших коллег, в каникулярное время характер деятельности наших школьников также носит преимущественно статический характер, мало чем отличающийся от учебных дней: значительная часть детей проводит свой досуг за экранами телевизора или компьютера. В этой связи оздоровительно-спортивная работа с младшими школьниками должна обязательно продолжаться и в каникулярное время.

Приложение. Корригирующие упражнения для нормализации осанки

 Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединены, живот подтянуть, подбородок приподнять.

 Ходьба обычная, следя за осанкой.

 Ходьба на носках, руки за головой.

 Ходьба на пятках, руки на поясе.

 Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Упражнения стоя

 Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое — другой ногой.

 Ноги на ширине плеч, руки на поясе. На счет 1-2 развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; на 3-4 — исходное положение — выдох.

 Приседание с прямой спиной на носочках (на пяточки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на счет 3-4 медленно вернуться в исходное положение.

 Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.

Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.

«Мельница»— соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).

Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад.

Поднимание прямых рук через стороны вверх— вдох. Возвращение в исходное положение — выдох.

Ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.

Ходьба на скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки, руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

Упражнения с палочкой

Поднимание рук с палочкой вверх с отведением одной ноги в сторону или назад.

 Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. На счет 1 — поднять руки с палочкой вверх — вдох; на счет 2 — опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена — выдох; на счет 3-4 — выполнять то же другой ногой.

Ноги на ширине плеч, палочка на груди. На счет 1 — поднять палочку вверх; на счет 2 — положить палочку на лопатки; на счет 3 — поднять палочку вверх; на счет 4 — исходное положение.

Ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. На счет 1 — руки с палочкой на грудь, одно колено к животу; на счет 2 — руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (поднятую над полом); на счет 3 — повторить первое положение; на счет4 — исходное положение; то же с другой ноги.

Палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол, на другом конце — руки. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пятки пола не касаются.

Палочка лежит на полу. Перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе.

Ходьба на палочке приставным шагом (носочки и пятки касаются пола).



Предварительный просмотр:

Квест - урок по физической культуре в 3 классе.

Тема урока: Весело по лужам

Цель урока: Способствовать развитию двигательных навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых занятий и с применением музыки.

Задачи урока:

              1. Укрепление и развитие мышечной системы.

              2. Развитие общей организованности, внимания, памяти.

              3. Развитие координационных способностей, смелости, уверенности.

              4. Воспитывать интерес к занятиям физкультурой и спортом.

              5. Способствовать успешной социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья через использование инклюзивной формы организации занятия.

Место проведения: Спортивный зал школы.

Время проведения: 40 минут.

Инвентарь и оборудование: Гимнастические коврики, гимнастическое бревно, волейбольные мячи, обручи, кегли, малые мячи, гимнастические  мячи .

Технические средства: музыкальная аппаратура

Вид и тип занятия: физическая рекреация, соревновательный тип

Учитель физкультуры: Прокопович Евгений Сергеевич

Ход урока

I. Подготовительная часть

Построение. Приветствие. Сообщение темы урока.

   Сегодня на нашем праздничном уроке, который посвящен началу весны, вас ожидают веселая разминка, забавные игры и эстафеты, много радости и веселья. И конечно, для занятия нам нужно немного музыки и хорошего весеннего настроения. И по этому мы будем: топать, хлопать, кричать, играть, танцевать, в общем веселиться, как это бывает в солнечный весенний день.

Строевые упражнения.

Подготовительная часть выполняется под музыку, в движении.

   

Разновидность ходьбы:

      - на носках,

- на пятках,

- на внешней стороне стопы,

- на внутренней стороне стопы

Бег:

- высоко поднимая колени,

- захлёстывание  голени (поднимая пятки),

      - приставным шагом правым боком,

- приставным шагом левым боком,

- обычный бег,

- ходьба, восстановление дыхания

А сейчас под веселую музыку, соответствующую нашему настроению, мы с вами немного разогреем наши мышцы, где будем делать физические упражнения и при этом танцевать и веселиться.

Общеразвивающие упражнения под музыку вместе с учителем:

1. И. п. – стоя, руки к плечам, вытягивание рук вверх – вдох, опускание – выдох. (Повторить 3-4 раза.)

2. И.п. - ноги врозь, руки на пояс, круговые вращения головой влево, вправо, касаясь подбородком груди. (Повторить 3-4 раза.)

3. И.п. - одна прямая рука поднята наверх, другая вдоль туловища, на 1-2 махи руками, поменяли руки местами, на 3-4 то же махи. (Повторить 6-8 раз)

4. И.п. - ноги врозь, руки прямые перед грудью, на 1-2 руки в стороны, на 3-4 скрестно перед собой. (Повторить 6-8 раз)

5. И.п. - ноги врозь, руки за голову, на 1-2 наклон влево, на 3-4 наклон вправо. (Повторить 6-8 раз)

6. И.п. - ноги широко, руки в сторону, на 1-10 повороты туловища, касаясь руками ног. (Повторить 3-4 раза)

7. И.п. - ноги врозь, руки за головой, на 1-поворот туловища влево, на 2-поворот туловища вправо. (Повторить 6-8 раз)

8. И.п. - основная стойка, наклоны туловища вперед, на 1-достаем руками носок правой ноги, на 2-пол, на 3-носок левой ноги, на 4-и.п. (Повторить 6-8 раз)

9. И.п. - основная стойка, наклоны туловища, на1-2 вперед, назад, на 3-4 влево, вправо. (Повторить 6-8 раз)

10. И.п. - основная стойка, прыжки на месте, ноги в стороны, вперед, назад. (Повторить 6-8 раз)

Восстановление дыхания.

После веселой разминки учащиеся делятся на две команды, которые в соревновательной и игровой формах будут доказывать свою способность побеждать и преодолевать самые трудные преграды.

II. Основная часть

        

   Представленное занятие является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки. Проведенный урок служит основой для возможности применения двигательных умений  и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. Урок-квест построен на основе игрового урока с применением музыкального сопровождения, подвижных  игр и эстафет.  

   А сейчас ребята, мы посмотрим как вы будете проявлять свой талант и умение, и где от вас потребуется необыкновенная сила духа, целеустремленность и умение добиваться успехов в спортивных состязаниях.

   Начинается самая веселая часть урока включающая эстафеты, посвященные началу весны, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья будут проявлять свои творческие и физические способности

1 конкурс:

    Эстафета "Донеси фрукты".

Направлена на развитие скоростных способностей.

  В обруче на старте лежат 2 волейбольных  мяча (2 фрукта). По команде первый участник берет 2 мяча из обруча на старте, бежит до противоположной лицевой линии, кладет мячи во второй обруч, возвращается к команде и хлопком передает эстафету следующему участнику. Второй участник таким же образом переносит мячи из второго обруча в обруч на старте, кладет мячи и хлопком передает эстафету. Эстафета заканчивается, когда все участники выполнят задание.

2 конкурс:

   Эстафета "Попрыгунчики".

Направлена на развитие координационных способностей.

   У первых игроков в руках большие мячи с ушками. По сигналу первые участники выполняют прыжки на больших мячах до ограничительного знака и обратно, затем передают мячи следующим участникам, которые повторяют те же действия и т.д. Побеждает команда первой завершившая эстафету.

3 конкурс:

   Эстафета "Умные лягушата"

Направлена на развитие мышления.

   В 3-4 метрах от линии старта кладутся буквы. Игроки по очереди допрыгивают изображая лягушат до лежащих букв и взяв одну возвращается к команде и хлопком передает эстафету следующему участнику. Когда последний участник приносит последнюю букву, команда складывает слово и называет его в слух.

4 конкурс:

   Эстафета "Идем в поход"

Направлена на развитие многофункциональных способностей.

  Преодоление полосы препятствий

       Полоса препятствий состоит из 4 этапов и выполняется поточным методом на время со страховкой учителя. Пока одна команда проходит полосу препятствий, другая команда активно помогает учителю на этапах (держит обручи). Движение команды по полосе сопровождается музыкой.

  По команде первый участник бежит или идет по гимнастическому бревну (со страховкой учителя) , спрыгнув пролезает сквозь обручи (которые держит вторая команда), подбегает к линии метания и малым мечом кидает в цель (корзина) и змейкой между кеглями возвращается к линии старта, где хлопком передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда показавшее лучшее время.

  Наши эстафеты завершились и чтобы наше тело пришло в норму, немного отдохнуть, а для этого мы возьмем гимнастические коврики и немного под медленную музыку потянемся, как мы это очень любим делать, когда, только проснемся.

III. Заключительная часть

   Под расслабляющую музыку, повторяя за учителем, ребята выполняют на гимнастических ковриках релаксационные упражнения.

 

   Вот и закончился наш праздник посвященный началу весны. Все участники показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное – получили заряд бодрости и массу положительных эмоций! Занимайтесь физкультурой и  спортом, укрепляйте своё здоровье, развивайте силу и выносливость!

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-урок по изо, 3 класс

Презентация для квест-урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры", 3 класс.В 1 части знакомство учащихся с архитектурными шедеврами усадьбы Кусково, с архитекторами, понятиями,...

Квест- урок по математики в 1 классе "В поисках геометрических фигур"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями). Урок разработан в игровой и доступной форме для учащихся. Прохождение...

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

Конспект квест-урока "Остров морфем" 3 класс

Конспект квест-урока "Остров морфем" 3 класс...