методические основы физического воспитания в коррекционных школах VI
методическая разработка по физкультуре на тему

Коротеева Мария Дмитриевна

 Методические основы физического воспитания  в коррекционных школах VI

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_dtsp.docx61.02 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования г. Москвы
« Московский городской педагогический университет»
Педагогический институт физической культуры и спорта
кафедра АФК и МБД

Курсовая работа по теме:

Методические основы физического воспитания в коррекционных школах VI вида (ДЦП)

                                                            Выполнила: студентка 2 курса АФКБ- 03
                Коротеева  М. Д.
                                                       Руководитель: Алексеева  Светлана

      Ивановна


                                                    Москва 2015

Содержание

Введение

1. Изучение литературных данных о физическом развитии детей с ДЦП

2. Изучение литературных данных по организации физического воспитания детей в коррекционных школах VI вида;

3. Методы контроля физического состояния детей с ДЦП в коррекционных школах;

4. Комплекс физических упражнений для детей с заболеванием спастической диплегии

Заключение

Список литературы

Введение   

Физическое воспитание детей в коррекционных школах VI вида является одним из основных предметов, так как именно в этом возрасте закладываются и решаются воспитательные, образовательные и коррекционные задачи.

   С самого раннего возраста, ребенок нуждается в заботе о здоровье, физическом развитии и задача взрослого своевременно  и правильно обеспечить полноценное физическое воспитание.[12]

Детский церебральный паралич-заболевание занимает особое место в детской патологии.

   В настоящее время постепенно увеличивается число детей с детским   церебральным параличом – от 4 до 10 случаев на 1000 по разным регионам.

    Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые – у 75 и психические у 50%детей.  

   У детей с ДЦП ведущим является двигательный дефицит: недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Нарушение зрительного и слухового восприятия, расстройство дыхания, эмоциональные нарушения, двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому раннее начало коррекционной работы позволит скорректировать имеющиеся нарушения, предупредить формирование неправильных двигательных навыков, будет способствовать развитию полноценной личности ребенка. В связи с этим данная работа является актуальной.

Знание общих закономерностей и особенностей формирования двигательной сферы детей с ДЦП представляет особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений.

Объект исследования: Организация физического воспитания детей в коррекционных школах VI вида

Предмет исследования: Методические основы физического воспитания детей в коррекционных школахVI вида;

Цель исследования: Изучение методических  основ в коррекционных школах VI вида.

Задачи:

1. Изучение литературных данных о физическом развитии детей с ДЦП;

2. Изучение литературных данных по организации физического воспитания детей в коррекционных школах VI вида;

3. Методы контроля физического состояния детей с ДЦП в коррекционных школах;

4. Комплекс физических упражнений для детей с заболеванием спастической диплегии.

1. Изучение литературных данных о физическом развитии детей с ДЦП.

     Детский церебральный паралич - органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями. [9]

   Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Особенно значимы и сложны нарушения регуляции тонуса, которые могут происходить по типу спатичности, ригидности, гипотонии, дистонии. Нарушения регуляции тонуса тесно связаны с задержкой патологических тонических рефлексов и несформированностью цепных установочных выпрямительных рефлексов.               На основе этих нарушений формируется вторичные изменения в мышцах, костях, суставах (контрактуры и деформации).

    Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями. [20]

    Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления.

    Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности – от минимальных до максимальных. [21]

Формы ДЦП:

-спастическая диплегия;

-двойная гемиплегия;

-гиперкинетическая форма;

-атонически-астатическая форма;

Спастическая диплегия – самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20% детей передвигаются самостоятельно,50% -с помощью, но могут себя обслужить, писать, манипулировать руками.

Двойная гемиплегия – самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% случаев умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы.

Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.

Гиперкинетическая форма – связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).

Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашисты, дискоординированные, нарушен навык письма, речи. В 20-25% случаев поражен слух, в 1-% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов.[21]

Гемипаретическая форма – поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем – правого).

Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.

Анотонически-астатическая форма – возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движение не ритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. В 50% случаев отмечается речевые и психические нарушения различной степени тяжести.

   Более 400 факторов способны вызвать повреждающее воздействие на центральную нервную систему, но особенно опасно это влияние до 3-4 месяца беременности. [12]

   ДЦП является полиэтилогическим заболевание инфекционного, интоксикационного, воспалительного, токсического, радиационного, экологического, травматического и другого происхождения.

    Сопутствующие заболевания  и вторичные нарушения.

Речевые и психические отклонения

1. Контрактуры и деформации – если у ребенка с ДЦП не формируются установочные рефлексы, то и не формируются шейный и поясничный лордозы, рано появляется чрезмерно выраженный кифоз в грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому развитию кифоосколиоза.

2.  Гипертензионно-гидроцефальный синдром. При ДЦП чрезмерно увеличивается продукция ликвора, нарушается всасывание в желудочках мозга, повышается внутричерепное давление, что в свою очередь сдавливает клетки и сосуды головного мозга.

3. Судорожный синдром – часто сопровождает ДЦП и в ответ на экзогенные или эндогенные раздражители развиваются эпилептиформные пароксизмы.

4. Нарушение вегетативной нервной системы – в виде снижения аппетита, расстройства сна, беспокойства, жажда, запоров или поносов, нарушения иммунологической реактивности.

5. Нарушение речи – при очаговом поражении головного мозга, замедлении темпа созревания, отмечаются разнообразные расстройства формирования речи.

При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и прежде всего фонетическое произношение звуков – звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрослыми.[18]

   Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП:

Дизартрия – нарушение произношений звуков из-за патологической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС.

Алалия – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, так и сенсорная) дислексия, Дисграфия – нарушения письменной речи вследствие дисфункции речевых зон.

Неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вследствие нарушения речедвигательной функции.

Анартрия – отсутствие речи. [1]

Нарушение речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с церебральными параличами преобладает учащенное, поверхностное дыхание. Часто нарушена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Нарушения голоса связаны с парезами и параличами мышц языка, губ, мягкого неба,  гортани. При этом голос ребенка слабый, тихий.

Дети с церебральными параличами с трудом овладевают чтением и письмом.

Нарушение чтения и письма связано с оптико-гностическими расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением полей зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моторной систем.

Нарушение речи происходит в форме псевдобульбарной, мозжечковой или экстрапирамидной дизартрии.

При псевдобульбарной дизартрии повышается тонус мышц языка, лица, шеи.

Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка, губ; при этом речь замедленная, толчкообразная, затухающая к концу фразы.

Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетической форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка, губ, диафрагму.

Психические нарушения при ДЦП обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигательной активности, социальных контактов, а также условиями воспитания.

Нарушения познавательной деятельности проявляется в отсутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлительности, низкой умственной работоспособности и концентрации внимания, памяти, мышления. При спастической диплегии и гемипаретической форме нарушены пространственные представления, конструктивный праксис; при гиперкинетической-вербальное мышление, память, внимание. Психическое нарушения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в легкой и умеренной степени.

Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется чаще всего в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы.

Нарушение функции мышц

   При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологическом перпеспраделении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушения взаимодействия между мышцами-агонистами и синергистами.

Существуют условное деление мышц на тоническое, обеспечивающие подержание поз, и физические, осуществляющие динамические движения. Разные функции мышц обеспечиваются составом входящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ). Преобладание быстрых ДЕ обеспечивает динамические движения, например двуглавая и трехглавая мышцы плеча при баллистических движениях. Для этих движений характерны проявления значительной силы, высокая скорость расслабления и быстрая утомляемость. Мышцы, включающие преимущественно медленные ДЕ, обеспечивают продолжительное напряжение, характерное для статических нагрузок. При этом усилие, развиваемое мышцей, невысокое, но поддерживается длительное время без утомления, скорость расслабления более низкая ( например, мышцы-разгибатели спины, камбаловидная мышца).[3]

Большинство мышц участвуют как в статических, так и в динамических движениях. [1]

Перераспределение тонуса проявляется в виде перенапряжения и укорочения мышц с высоким тонусом и избыточным растяжением и удлинением мышц с низким тонусом. При этом нарушается взаимодействие между агонистами, антагонистами и синергистами. Мышцы включаются в работу асинхронно, неритмично, вследствие чего движение неловкие, несоразмерные, неполные по объему.

Отрицательно для формирования движений в верхних конечностей сказывается ослабление нижних стабилизаторов лопатки. Так как нет опоры рук на лопатки смещаются вверх и наружу, становятся «крыловидными». Стабилизаторами таза являются средняя и малая ягодичные мышцы. При их ослаблении нарушается нормальная походка, происходит раскачивание таза из стороны в сторону.

Ослабление мышц продольного и поперечного сводов стоп вызывает продольное и поперечное плоскостопие, плосковальгусную деформацию стоп, при этом опора на переднюю часть стопы значительно нарушает устойчивость ходьбы-передний толчок отсутствует, задний ослаблен, растягивается связочный аппарат сводов стоп.

  Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц постепенно формируются различные деформации и контрактуры, появляются ортопедические нарушения. Наиболее частые – кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгусная и плосковальгусная установка стоп. [21]

Регуляция мышечного тонуса осуществляется ретикулярной формацией, красным ядром, вестибулярными ядрами, корой мозга, мозжечком. При ДЦП эти структуры могут быть нарушены.

Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу:

Спатичности-повышение мышечного тонуса; характерно для спастической диплегии, двойной гемиплегии, гемипаретической формы;

Ригиности-чрезмерное повышение мышечного тонуса при двойной гемиплегии;

Гипотонии-снижение мышечного тонуса; характерно для атонически-астатической формы;

Мышечной дистонии-переменный тонус; характерно для гиперкинетической формы. [1]

У детей с церебральным параличом степень нарушения мышечного тонуса зависит от влияния тонических рефлексов. По мере созревания тех или иных структур мозга и под воздействием физических упражнений мышечных тонус может изменяться. Кроме нарушения мышечного тонуса характерны патологические синергии-включение различных мышц, включающихся в патологическую синергию, и в конечном итоге формируются порочные позы и установки.

2. Изучение литературных данных по организации физического воспитания детей в коррекционных школах VI вида;

    На уроках адаптивной физической культуры  с 1-10 классах решаются основные задачи, стоящие перед коррекционным физическим воспитанием. Особенностью занятий в этих классах является не только коррекция и развитие двигательных способностей и тем самым повышение уровня функциональной подготовленности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и физического развития, а также и обучение базовым двигательным действиям таких видов спорта как лёгкая атлетика,  волейбол, баскетбол, лыжи. Приобретаются знания о личной гигиене, формируются нравственные качества.[10]

   Основное направление уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах VI видов нацелено на обеспечение всестороннего и полноценного развития ребёнка.[19]

   Конкретными задачами физического воспитания в школе для детей являются: 

  • укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
  • формирование и совершенствование двигательных умений и навыков;
  • формирование равновесия, опороспособности;
  • развитие пространственной ориентации и точности движений; 
  • развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.);
  • коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики;
  • формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
  • поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
  • формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
  • воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическим упражнениями;
  • воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения.

Работа учителя физкультуры осуществляется в тесном контакте с врачом, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении программы упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.

У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений. [22]

    Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.

         Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба и бег: соблюдая координацию движений рук и ног, перепрыгивания, прыжки: на мягкое покрытие, сохраняя равновесия при приземлении, броски, удары ногой, прием мяча: подбрасывание и ловля одной рукой на месте и в движении; прокатывание мяча ногой в заданном направлении.

В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.

В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, бадминтона, плавания, а также вольные упражнения.

Работа учителя физкультуры осуществляется в тесном контакте с врачом. Требование к уроком физкультуре:

  • Постепенно увеличивать нагрузку и усложнять упражнения
  • Чередовать различные виды упражнений, применяя принцип рассеянной нагрузки
  • Упражнения должны соответствовать возможностям учеников
  • Должен быть индивидуальный подход
  • Рационально дозировать нагрузку, не допускать переутомление
  • Обеспечить профилактику травматизма и страховку

    Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма.[2]

    Дети должны заниматься в спортивной форме и спортивной обуви. Вопрос об использовании ортопедической обуви и аппаратов во время занятий решает врач.

   Для специализированных школ с ДЦП существует программа по физическому воспитанию только для 1-4 классов (1986). Это программа является единственной для всех школ данного типа.

   Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.

   При проведении всех видов занятий по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Одним из показателей адекватной физической нагрузки является частота пульса. После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части - на 40%; После занятий пульс приближается к исходному через 1-2 мин.

      В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей.[20]

   Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической форм - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями.     Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия.

    Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.[13]

   Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.

3. Методы контроля физического состояния детей с ДЦП в коррекционных школах VI вида.

Важным условием успешного физического воспитания школьников является контроль физического состояния детей. [20]

   Контроль физического состояния используется для оценки исходного уровня развития школьников с тем, чтобы определить для каждого из них оптимальную «ближайшую» зону здоровья, функций организма и двигательных навыков.

Дети с заболеванием  ДЦП, отмечается более высокая ЧСС по сравнению со здоровыми детьми. Наблюдается напряжение регуляторных механизмов, повышение тонуса обоих отделов вегетативной нервной системы, выявляется снижение жизненной емкости легких.

    На физкультурном занятии физкультурных занятии, необходимо контролировать чистоту  сердечных сокращений (ЧСС). После вводной части физкультурного занятия пульс не должен участиться более чем на 15-20%, а после основной части - на 40%; После занятий пульс приближается к исходному через 1-2 мин.[19]

    Необходимо измерять артериальное давление, частоту дыхания.    Перед началом систематических занятий физическими упражнениями и после занятий необходимо проверить пульс (ЧСС) и артериальное давление: систолическое (максимальное) и диастолическое (минимальное).

     Контроль физического состояния детей проводят при помощи: секундомера, тонометра (систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление(ДАД), жизненной емкости легких ЖЕЛ (спирометрия), двигательная активность детей контролируется с помощью механического шагомера.

   Существует большое количество методов контроля   для определения физического состояния различных мышц и мышечных групп. Для оценки физического  состояния мышц туловища и шеи могут быть рекомендованы следующие тест-контроль.

Для оценки мышц спины:

Положение  ребенка  лежа на животе, руки вытянуты вперед. Обследующий одной рукой фиксирует руки ребенка, другой — таз. Ребенок должен поднять голову и удерживать ее в этом положении до 5—10 с.

Лежа на животе или сидя. Обследующий производит двумя пальцами надавливающее движение вдоль позвоночника с обеих сторон, пытаясь вызвать его выпрямление. При этом оцениваются двигательная реакция ребенка и длительность сохранения выпрямленного положения.

Силовая выносливость мышц спины определяется в исходном положении лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах ладонями вниз, первые пальцы на уровне плечевых суставов. Осуществляется поднимание головы и плеч с отрывом рук от опоры и удержание этого положения в течение 5—10 с.

Сохранение равновесия, в позе сидя «по-турецки», при легких толчках туловища в разных направлениях.

Сохранение осанки и равновесия в положении сидя с выпрямленной спиной, удерживая на голове мешочек с песком (вес 50 г). При этом отмечается длительность выполнения, которая составляет не менее 1 мин.

Для оценки мышц брюшного пресса:

Лежа на спине, ноги согнуты, стопы на опоре. Обследующий фиксирует согнутые ноги ребенка, который без помощи рук садится, приближая голову и туловище к коленям. Фиксируется количество повторений движений.

Лежа на спине, ноги согнуты в том же положении, туловище изогнуто вправо или влево. Обследуемый садится. Движения следует повторить 3—5 раз.

Наибольшей подвижностью обладают верхние конечности, играющие огромную роль при выполнении различных двигательных актов, в частности при ходьбе, беге, плавании. При оценке активных движений обращается внимание на степень трудности выполнения определенных действий, оценивается функция мышц и их утомляемость.

Для оценки координации движений верхних конечностей и взаимодействия мышц-антагонистов могут рекомендоваться тестовые задания скоростного характера. Например, тест может выполняться ребенком лежа на спине или сидя, руки вдоль туловища. Движения каждой рукой выполняются отдельно с максимальной скоростью. Ребенок в течение 10—15 с выполняет сгибание-разгибание в локтевом суставе, каждый раз касаясь пальцами плечевого сустава. При этом сгибание сочетается с супинацией предплечья, а разгибание — с его пронацией. Подсчитывается число выполненных за указанный период движений с учетом характера и выполнения.

Для оценки движений пальцев можно использовать следующий тест-контроль: с максимально возможной быстротой пациент сжимает пальцы в кулак и разжимает с максимальным выпрямлением и разведением. Подсчитывается количество движений за 10 с.

Для функциональной оценки возможностей верхних конечностей могут использоваться интегративные тесты-контроль.

1. Сгибание и разгибание в лучезапястном суставе. Ребенок, сидя на кресле, свешивает кисти рук с подлокотников и производит попеременное разгибание правой кисти, затем — левой. Всего производится 10 движений. Для здорового ребенка норма составляет 12—15 с. Во время выполнении задания отмечается наличие компенсаторных движений, интенсивность гиперкинезов и т.п.

2. Супинация-пронация предплечий. Выполняется 10 движений предплечьем за 40—50 с, что может рассматриваться как норма. Ребенок  должен отметить степень утомляемости, помимо этого оценивается скованность мышц плечевого пояса.

4. Комплекс физических упражнений для детей с заболеванием спастической диплегии

Упражнения начального этапа физической подготовки

Общеразвивающие  и корригирующие упражнения.

Дыхательные упражнения. В исходном положении лежа на спине (сидя, стоя) развивать диафрагмальное дыхание, с акцентом на выдох. Выполнять удлиненный, углубленный выдох с одновременном произнесением звуков: « х-х-хо» (как согревают руки), «ф-ф-фу» (как студят чай), «чу-чу-чу» (паровоз), «у-у-у» (самолет). Звуковая гимнастика, сочетание дыхания с движениями.

Основные исходные упражнения и изолированные движения головы, рук, туловища. Исходное положение: лежа, сидя, стоя. Движения головой в разных направлениях. Одновременные движения руками вперед, назад, в стороны, вверх, вниз. Сгибание и разгибание предплечий и кистей рук. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа движения. В исходных положениях лежа на спине, на животе, на боку поочередное поднимание и отведение прямых или согнутых ног, сгибание, разгибание, а также круговые движения ими. Приседание всей ступне, стоя у опоры. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны.

Упражнения для формирования свода стоп, их подвижности и опороспособности. В исходном положении: сидя (стоя у опоры) сгибание и разгибание пальцев ног: тыльное и подошвенное сгибание стопы с поочередным касанием пола пяткой, носком; смыкание и размыкание стоп. захватывание стопами мяча, захватывание ногами мешочка с песком с последующими бросками его в обруч и передачей соседу по ряду. Ходьба по ребристой доске, массажному коврику, рейкам гимнастической стенки.

Упражнения для формирования равновесия. Движение головой сидя, стоя на коленях, стоя у опоры. Наклоны вперед-назад, вправо, влево; повороты вправо-влево. Из исходного положения лежа на спине (на животе) быстрый переход в основную стойку, принимая как можно меньше промежуточных исходных положений. Кружение на месте переступанием. Удерживание различных исходных положений на качающейся плоскости. Перешагивание через канат, лежащий на полу, гимнастические палки, бруски, лежащие на полу на расстоянии 1метр. Шагание с предмета на предмет.[22]

Упражнения для формирования правильной осанки. Стойка у вертикальной плоскости с сохранением правильной осанки при движениях головой, руками, глазами в разных исходных положениях и при движениях рук. Сохранение устойчивости в сойке «одна ступня впереди другой» с открытыми и закрытыми глазами. Удерживание различный исходных положений на качающейся плоскости с движениями рук. Ходьба по гимнастической скамейке с приседаниями, с поворотом (переступанием), приставными шагами, переменными шагами вперед, назад, боком.

Лазанье и перелезание. Лазанье вверх и вниз по гимнастической стенке, не касаясь реек. Лазанье на четвереньках по ковровой дорожке, по гимнастической скамейке, наклонной доске. Пролезание через обруч, удерживаемый учителем ребром к полу вертикально.

Упражнения с большими мячами. Выполнение общеразвивающих упражнений (правильно удерживать мяч и перекладывать из рук в руки). Побрасывать мяч вверх, удары мячом об пол, броски мяча в стену правой, левой рукой и ловля его обеими руками. Попеременное ловля мяча одной рукой у пояса и выпускание на уровне груди в исходное положение стоя и сидя.

Игры: « У медведя во бору», « Два Мороза», « Попади в цель», «Передача мяча», «Считаю до пяти». 

Заключение

Детский церебральный паралич—понятие, объединяющее множество видов двигательных нарушений.

    Специально организованные занятия по физическому воспитанию для детей с ДЦП имеет важное значение в развитии двигательных умений и навыков. Каждое физкультурное занятие является комплексным, включающим все виды упражнений и подвижные игры.

Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений. Помимо коррекции движений упражнения развивают память, внимание, интерес к занятиям;  в процессе коллективных занятий у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

При проведении всех видов занятий по развитию движений следует избегать переутомления детей. Для этого необходим индивидуальный подход к дозировке физической нагрузки на каждом занятии. Одним из показателей адекватной физической нагрузки является частота пульса.[17]

   Физическое воспитание детей с ДЦП отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что физическое воспитание здоровых детей. Однако специфические особенности развития моторики детей с двигательными нарушениями требуют разработки особых методов и приемов их физического воспитания.

Цели курсовой работы было: Изучение методических  основ в коррекционных школах VI вида.

   В связи с этим была проанализирована научно-методическая литература по проблеме физического воспитания детей с ДЦП в коррекционных школах.

 В результате чего было выявлено, что наиболее актуальной  формой для реализации и улучшения  двигательной активности, расширения круга общения и знаний, уверенности в своих силах дает физическое воспитание в коррекционных школах.

Такие авторы как, Л.И. Аксенова, С.А. Полиевский, О.В. Морозова, А.П. Ярошинская отмечают  то, что при обучении движениям детей с церебральным параличом, решающую роль играет индивидуальный подход, учет особенностей двигательных нарушений. Кроме специфики двигательных нарушений важен учет психологических особенностей ребенка. Одни дети активны и самостоятельны, другие напротив, вялы,  малоподвижны, и что фактор  повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма.

Организация физического воспитания требует от педагога существенной предварительной подготовки, четкого планирования, что будет отражено и подробно раскрыто в практическом исследовании в рамках квалифицированной  работы.

Литература

1.  Аксенова Л.И. и др. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2001.

2. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. – М.: Высшая школа, 1986.

3. Гортфельд С.А. Рогачева Е.Н. Лечебная физическая культура и массаж детей при детском церебральном параличе. – М.: Медицина, 1986.

4. Гриненко М.Ф. Решетников Г.С. С помощью движений. – М.: Физкультура и спорт, 1984.

5. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. М.: Владос, 1999.

6. Евсеев С.П. Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000.

7. Караулова Л.К. Расулов М.М. Физиологические основы адаптивной физической культуры. – М.: МГПУ, 2010.

8. Комплексная профилактика заболеваний и реабилитация больных и инвалидов /Под. ред. В.А. Лисовский. С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2004.

9. Морозова О.В.  ЯрошинскаяА.П. Учебно-методическое пособие Адаптивная Физическая Культура. – Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2013.

10. Полиевский С.А. Шафранская А.Н. Общая и специальная гигиена. – М.: Академия, 2009.

11. Попов  С.Н. и др. Лечебная физическая культура. – М.: Академия, 2014.

12. Семья в психологической консультации /Под.ред. А.А. Бодалева,В.В. Столина. – М.:Педегогика, 1989.

13. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата /Под.ред. Н.А. Гросс. – М.: Советский спорт, 2005.

14. Теория и организация адаптивной физической культуры /Под.ред. С.В. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2005.

15. Учебник инструктора по лечебной физической культуре / Под.ред. В.к. Добровольского. – М.: Физкультура и спорт, 1999.

16. Физическая реабилитация /Под.ред. С.Н. Попова. О.В. Козырева, Н. М. Малашенко. – М.: Академия, 2013.

17. Физическая реабилитация /Под.ред. С.Н. Попова. – Ростов н /Д : Феникс, 2008.

18. Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкультуре. – М.: Медицина, 1983.

19. Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2001.

20. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим состоянием школьников. – М.: Медицина,1980.

21. Частные методики адаптивной физической культуры. /Под.ред. Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт, 2007.

22. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. – М.: Советский спорт, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание в коррекционной школе

Доклад "Правовое воспитание в коррекционной школе "  был зачитан на методическом объединении классных руководителей школы. материал раскрывает содержание правового воспитания, направления п...

Программа физического воспитания учащихся начальной школы

Программа авторская.Разработана на материале рекомендаций А.П.Матвеева(2011),  В.И.Ляха(2012) и В.А.Родионова(2004)...

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование  является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...

Лечебная физическая культура в коррекционной школе VIII вида

В данной статье отражается значимость занятий и структура программы по лечебной физической культурой для детей с ОВЗ...

Семинар "Комплекс ГТО как основа физического воспитания".

Внедрение комплекса ГТО  для повышения эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья....

методические основы физического воспитания в коррекционных школах VI

Методические основы физического воспитания  в коррекционных школах VI...