Правовое воспитание в коррекционной школе
статья (4 класс) по теме

Гордина Надежда Яковлевна

Доклад "Правовое воспитание в коррекционной школе "  был зачитан на методическом объединении классных руководителей школы.

материал раскрывает содержание правового воспитания, направления программы по правовому воспитанию школьников, также рскрывается  опыт работы педагогов Омутинской (специальной) коррекционной школы VIII вида 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_vospitanie_v_korrekcionnoy_shkole.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

 Гордина Н.Я.

2009 г. с. Омутинское

Содержание

1. Введение ………………………………………………………….. 2

2. Содержание правового воспитания……………………………...  3

3. Правовое воспитание в школе……………………………………  4

4.  Направления программы по правовому воспитанию

     школьников……………………………………………………….  6

5. Из опыта работы педагогов Омутинской (специальной)

    коррекционной школы VIII вида…………………………………  7

6. Литература ………………………………………………………… 8

1. Введение

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Начало XXI века знаменует переход России в стадию гражданского общества, правового государства, рыночной экономики, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

 В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам правового образования детей с ограниченными возможностями. Это объясняется двумя основными причинами:

  • необходимостью рассматривать правовое образование, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения
  • степенью усвоения элементарных правовых знаний, умений и навыков в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с обществом.

Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по правовому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
    Проблема прав и свобод детей – одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для позитивной социализации юных имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

         Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.

Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в специальной (коррекционной) школе, необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше. Следует учитывать и тот факт, что уголовная ответственность несовершеннолетних за тяжкие преступления наступает с 14 лет.

В правовом воспитании начальный этап школьного обучения очень важен, когда стихийные правовые знания систематизируются и обобщаются. Поэтому, в коррекционной школе обучение детей «азбуке» общественных норм необходимо проводить уже в 1-м классе, учитывая, что основные принципы права связаны с нравственными категориями. Это позволит подготовить базу для дальнейшего правового воспитания и образования в старших классах.

2. Содержание правового воспитания

В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый выпускник коррекционной школы должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, о браке, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.

В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять советы и распоряжения родителей, беречь и охранять природу, государственное, общественное и личное имущество, заботиться о своем здоровье, не пользоваться запрещенными предметами.

Необходимость работы по правовому воспитанию вызвана слабым знанием прав и обязанностей граждан России.

Работа по правовому воспитанию учащихся коррекционной школы строится по следующим направлениям:  

   

    Мое общество    

Ребенок

     Мои права        

Мое отечество

Моя семья

Главный период формирования правосознания – это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина.

В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор зависит его гражданская позиция.

Социальная роль школьника – нормативный образ поведения. С набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.

Усложнение происходит за счет того, что с возрастом осуществляется переход в требованиях от регулирования поведения школьника со стороны воспитателя и коллектива к саморегулированию. В связи с этим изменяется характер его сотрудничества с коллективом и учителями.

Выполнение социальной роли всегда связано с определенным самочувствием. В зависимости от того, в какой мере оно подкреплено положительными эмоциями, роль становится желаемой.

Сущность же образования в том, что при достижении определенных нормативных требований, школьник осуществляет свой «рост», получает от этого удовольствие и стремится к сохранению тех способов поведения, которые обеспечивают ему хорошее самочувствие, что особенно важно для  детей, живущих и обучающихся в коррекционном образовательном  заведении.

3. Правовое воспитание в школе

Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя, воспитателя являются:

  • ознакомление учащихся с правовыми актами государства;
  • воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения;
  • привитие навыков законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
  • усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Успешная реализация образовательных и воспитательных задач, стоящих перед курсом правового обучения в коррекционной школе, во многом зависит от методической организации учебной работы, определяемой как содержанием самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности учащихся.

Вся  работа по правовому воспитанию детей-олигофренов должна строиться на следующих принципах

  • принцип гуманизации (означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам других людей, любви к окружающей природе, Родине, семье)
    условно-концентрический принцип (Каждый учебный год имеет свою сквозную тему. Это помогает выстроить цель постепенного перехода детей «из страны детства в мир взрослых», позволяет учить детей жить в ладу с другими людьми и самим собой);                                                                                                
  • принцип интеграции учебных предметов (материал, предлагаемый учащимся тесно связан с чтением, природоведением, изобразительным искусством и т.д.);
  • принцип комплексности (обеспечение соблюдения принципа комплексности направлений развития ребенка таких, как познавательное, художественно-эстетическое, ознакомление с окружающим миром, развитием речи и т.д.);
  • принцип гражданственности.

Ведущей формой организации учебной деятельности в школе по правовому обучению является урок. В соответствии с основными этапами изучения материала определились типы уроков. Подготовка учащихся к восприятию нового материала осуществляется на вводных уроках. Из разнообразных видов уроков сообщения новых знаний наиболее полно отвечают специфике предмета уроки, включающие элементы беседы, в ходе которой осуществляется разбор изучаемых фактов, подведение учащихся к правильному пониманию содержания материала и выводу-обобщению. Этой же цели отвечают и фронтальные беседы на повторительно-обобщающих уроках.

Внеклассная работа составляет органическую часть всей учебно-воспитательной работы школы. Отличительной особенностью этой работы является то, что она не связана жестко регламентированной системой учебных программ, и поэтому способна быстро реагировать на все новое в социальной, культурной, научной жизни. Формы внеклассной  работы - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы.

Значительная роль в деле формирования нравственных качеств личности подростка отводится детской организации. В организации  работы в коррекционной школе следует исходить из концепции Л.С. Выгодского о социальной коррекции личности аномального ребенка. За период существования различных детских организаций определились многообразные формы деятельности учащихся школьного возраста. Это сборы, общешкольные  линейки, летние оздоровительные лагеря, походы, военно-спортивная игра «Зарница». То, что в процессе урока воспринимается как учебный материал, требующий «заучивания», в системе внеклассной работы, облекаясь в игровые формы, становится для умственно отсталых учащихся ситуативно оправданной нормой поведения. Очень показательно в этом плане использование применительно к условиям коррекционной школы элементов военно-спортивной игры «Зарница». В ролевой игре они учатся соблюдать определенные правила поведения, выполнять «приказы» старших, действовать строго в соответствии с полученной инструкцией и т. д. Понятие о таких моральных качествах, необходимых каждому советскому человеку, как воинский долг, воинская дисциплина, товарищеская взаимопомощь, в игре становится для учащихся более доступным, а полученные на уроках знания находят конкретное подкрепление.

Значительная роль в деле правового обучения и воспитания учащихся коррекционной  школы отводится работе школы и общественности с семьей. Процесс воспитания приводит к успеху лишь в том случае, когда он непрерывен и основан на принципе единого педагогического подхода. В разобщенности влияний, в несогласованности методов заключена главная причина многих неудач в воспитании детей и подростков.

Особо важно обеспечить в организации внеучебной деятельности школьников преемственность между школьными и внешкольными методами воспитательной работы. Вся эта деятельность должна быть организована по принципу «школа — центр и организатор воспитательной работы».

Опыт показывает, что наличие знаний у школьников с нарушением интеллекта далеко не всегда обуславливает соответствующее этим знаниям поведение. Поэтому большую роль в осмыслении учащимися прав и обязанностей перед обществом играет развитие правовых знаний. В работе с умственно отсталыми подростками учителю требуется хорошо разбираться в особенностях личности таких детей и уметь достигать с ними контакта и взаимопонимания.

4.  Направления программы по правовому воспитанию школьников.

В наше время с пугающей частотой молвят о подростковой преступности. На наш взор это происходит потому, что дети часто не соображают в силу юности и горячности тяжесть содеянного.

Для этого можно сделать программу по правовому воспитанию несовершеннолетних. Так, к примеру, можно сделать такую программу, куда входит:

Организация для школьников старших классов научных кружков правовой направленности

Организация в общеобразовательных учреждениях школьных юридических консультации

Проведение конкурсов молодых друзей закона на наилучшее знание: государственной символики России; конституционных прав и обязанностей гражданина русской Федерации; прав дитя и др.

Создание правовой игры «Обязан и имею право», «Воспитай в себе гражданина», «Мои права» и т.д.

Организация мероприятий социальной направленности: благотворительных лотерей, благотворительных концертов, работы по благоустройству территорий, всевозможные акции милосердия.

Организация встреч с ветеранами правоохранительных органов раз в год перед профессиональными праздниками

Организация «дней открытых дверей» в подразделениях правоохранительных органов, встреч с практическими работниками.

Организация детей  в защиту экологии, за чистоту  села, водоемов и др.

Проведение конкурса рисунка по антинаркотической теме посреди школьников старших классов.

Организация походов и поездок детей по историческим местам.

Организация спортивных мероприятий, посвященных глобальному Дню здоровья и интернациональному Дню защиты детей, спартакиады «Быстрее, выше, сильнее».

Беседы: «Я и семья», «Я и сверстники», «Я и школа», «Я и милиция».

5. Из опыта работы педагогов Омутинской (специальной) коррекционной школы VIII вида

В нашей школе ежемесячно проводятся заседания Совета «Дисциплины и порядка», где рассматриваются персональные дела учащихся, нарушителей порядка, осуществляется контроль за посещаемостью и успеваемостью учащихся, состоящих на профилактическом учете в школе и в ПДН, рассматриваются конкретные  поведенческие ситуации.

В профилактике правонарушений имеет место  заседания КДН (комиссии по делам несовершеннолетних).

В плане профилактики правонарушений особое место занимает организация досуговой деятельности, занятость учащихся в секциях и клубах, как в школе, так и вне её. В кружках и секциях занято большинство учащихся школы. Учащиеся школы активно вовлекаются во внеклассную досуговую деятельность.

Правовое воспитание учащихся – проведены беседы, встречи с работниками правоохранительных органов, а также проводились индивидуальные беседы о правилах поведения школьников, их соблюдению, режиме обучения.

Работа с семьей. В работе с семьей основная роль отводится классному руководителю в общении с родителями, контакта с ними, но при возникновении проблем индивидуальная работа соцпедагога, психолога выходит на первое место. Постоянно под контролем  соцпедагога находятся семьи неблагополучные и те  учащиеся и их родители, которые состоят на учете. С ними проводится индивидуальная работа, беседы.

 

Работа по формированию здорового образа жизни. Согласно плану воспитательной работы в школе проводятся месячники по борьбе с табакокурением.

Дни здоровья и спортивные соревнования, проводимые в школе в это время являются  важной формой работы за здоровый образ жизни.

Литература

1. Б.П. Пузанов, «Правовое обучение и воспитание учащихся                                       старших классов вспомогательной школы»

2. Т. В. Кислицына,  Организация нравственно-правового обучения и воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

3. «Профилактика противоправного поведения школьников»: пособие для педагогов общеобразовательных  учреждений / А.В. Торхова, И.А. Царик, А.С. Чернявская. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность. Каким быть"

Данное мероприятие помогает ребятам понять, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего, своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отнош...

Классный час по правовому воспитанию в начальной школе: " Внутренний мир человека. Кто «Я» такой?"

Формирование у учащихся знаний о социально – правовом статусе ребенка....

Гражданско- правовое воспитание в начальной школе.

Статья о формах и методах  воспитательной работы ....

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.

Особенности эстетического воспитания учащихся коррекционной школы VIII вида.Эстетическое образование  является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития реб...

Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность"

Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе....

«Рок-н-ролл с морскими животными» или одна из форм развития эстетического воспитания в коррекционной школе

в данном материале я рассказываю о некоторых формах эстетического воспитания через социализацию учащихся коррекционной школы...

методические основы физического воспитания в коррекционных школах VI

Методические основы физического воспитания  в коррекционных школах VI...