СТАТЬЯ: физическая культура как средство развития осмысленного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом
статья по физкультуре на тему

Шамаева Галина Ивановна

Аннотация: статья раскрывает возможности коррекции ряда нарушений, свойственных детям с аутизмом, на уроках физической культуры в рамках школьного образования. Рассматривается практика проведения занятий в малых группах. Отмечается влияние на результативность занятий от применения темпоритмических приёмов и музыки на уроках физической культуры. Осмысленное взаимодействие рассматривается как элементарное в процессе отдельных занятий, так и в качестве идеального результата работы с ребёнком — аутистом, проявление у него черт субъекта взаимодействия.

Ключевые слова: физическая культура, дети с аутизмом (дети с РАС), осмысленное взаимодействие, коммуникация, социализация.

 

По некоторым данным, количество детей — аутистов в мире только за последние 10 лет возросло в 10 раз (с 1 человека на 1500 новорожденных в 2000 году до 1 человека на 150 новорожденных в 2010 году [4, С.337]). Данная тенденция внушает нам огромные опасения, связанные с не до конца исследованной природой аутизма, невозможностью предотвращения, проблемами его коррекции, спорностью медикаментозного воздействия и прочими факторами. В мире, где ежегодно растёт количество людей - аутистов, имеющих огромные проблемы с социализацией и коммуникацией, снижаются темпы социального развития, и в перспективе это может стимулировать труднопрогнозируемые негативные социальные явления.

При этом психология и педагогика не стоят на месте, и современные авторы приходят к выводу, что коррекция аутизма на основе обучения, воспитания и развития по совокупности предметных направлений эффективна не в меньшей, а возможно, и в большей степени, чем медицина.

Физическая культура в рамках школьного обучения — это дисциплина, где ребёнок с аутизмом не только может получить знания, умения и навыки, а также быть ориентированным на их практическое применение, но в наибольшей степени (по сравнению с прочими учебными дисциплинами) получает навыки коммуникации, социализации, и имеет наибольшие перспективы для превращения взаимодействий непроизвольного характера в осмысленные. Потому столь актуальной представляется нам тема данной статьи.

Заметим, что дети-аутисты в большинстве случаев более болезненны, чем их сверстники, часто страдают аллергическими заболеваниями, очень тяжело переживают даже простой насморк или изменения погоды. Многие учёные полагают, что это может быть связанно с замедленным развитием таких детей. Следствием такой болезненности часто становится гиперопека со стороны взрослых, желание предотвратить любое заболевание, минимизирование контактов с внешней средой (прогулок по улице, двигательной активности ребёнка и т. п.). Результатом становится недоразвитие мышц, мышечная масса, не соответствующая возрастным нормам. При этом широко известна прямая зависимость состояния скелетных мышц и внутренних органов (их связь осуществляется через центральную нервную систему). Таким образом, мы можем сделать вывод, что снижая физические нагрузки для ребёнка с аутизмом мы провоцируем развитие у него широкого спектра заболеваний. Эффективным способом снижения рисков такого рода должна стать продуманная система занятий физической культурой, которая также может стимулировать развитие контактов ребёнка — аутиста с другими людьми, при осмыслении такого взаимодействия.

Разберём подробнее сущность вводимого нами понятия «осмысленное взаимодействие» с позиций психологии и педагогики (без сочетания этих наук любые попытки развития школьников с аутизмом средствами физической культуры представляется нам малоэффективным). Взаимодействие с позиции психологии — процесс непосредственного либо опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, формирующий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность, когда каждая из сторон — причина другой и следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур — это главная особенность взаимодействия [2, С.62].

Важный аспект взаимодействия при работе с детьми - аутистами для нас — это последовательное превращение ребёнка из объекта взаимодействия в субъект через последовательное осмысление им процесса и результатов контакта. Под взаимодействием мы понимаем здесь не только связь ребёнок — педагог, но и ребёнок — ребёнок, в случае с аутистами контакт с другими детьми — основа их социализации и толчок для осмысления ими совокупности внешних и внутренних факторов.

Порой взаимодействие в психологии — это не только взаимовлияние людей, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для её членов деятельность.      Взаимодействие в педагогике (педагогическое взаимодействие) — процесс общения воспитателя и воспитанника, имеющий целью интенсивное развитие личности ребёнка [10, С.71]. Для школьников - аутистов одинаково важны здесь аспекты взаимодействия «ученик — ученик», «ученик — педагог», «ученик — коллектив», «ученик — материальные объекты» [8, С.174-175]. Важно выделить, что такие типы взаимодействия, как подавление, индифферентность и конфронтация недопустимы при работе с детьми — аутистами. Желательными же являются сотрудничество, диалог, соглашение, опека (не доводя до гиперопеки).

Таким образом, осмысленное взаимодействие для детей с аутизмом мы рассматриваем как процесс и результат продуктивного общения с педагогом, в рамках которого происходит постепенное преобразование ребёнка — аутиста из объекта в субъект воздействия.

Физическую культуру в данной статье мы рассматриваем как учебную дисциплину, включаемую в образовательную программу школ всех типов, на всех этапах школьного образования. Работа с детьми — аутистами на уроках физической культуры требует особой организации занятий, некоторые принципы которой уже рассматривались в рамках специальной педагогики.

Следует также обратить внимание на формулировку «дети с аутизмом» («дети — аутисты»). Мы подразумеваем под ней детей с широким спектром аутистических расстройств, по сути, эта формулировка рассматривается нами как равнозначная с «дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Однако в статье мы рассматриваем исключительно детей — аутистов, получающих школьное образование, не оцениваем в качестве объекта детей — аутистов, не способных заниматься физической культурой в группах, и находящихся на индивидуальном обучении.

О.С. Никольская в своей образовательной программе, направленной на детей с аутизмом [6], специально отмечает, что осмысленное взаимодействие у таких детей может формироваться только в смешанных группах (то есть, группах, не состоящих исключительно из детей с расстройствами аутистического спектра). Это обязательно должны быть группы, меньшие по числу детей, чем в учебных классах (в связи с большей нагрузкой на учителя из-за ребёнка — аутиста). Группы могут включать нормальных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (например, дети с умственной отсталостью, инвалиды по зрению, слуху и т. п.).

Форма организации занятий должна учитывать специфику ребёнка — аутиста в том плане, что такой ребёнок не может длительно концентрировать внимание, быстро утомляется, а потому продолжительность занятия во многом зависит от самочувствия и активности, демонстрируемых ребёнком — аутистом.

Что касается содержания занятий, то основной сложностью здесь является создание такого занятия, которое включало бы широкий спектр разнообразных упражнений, нацеленных в первую очередь на общефизическое развитие. При этом, для каждого из упражнений должна быть возможность для его усложнения при сохранении общей привычной формы. Это связано с тем, что для ребёнка с аутизмом очень важны постоянство, выполнение некой стабильной последовательности действий. Такой последовательностью на уроках физической культуры становится серия упражнений (когда ребёнок — аутист привыкает к ним). Упражнения, привычные по форме, но с постепенно усложняющимся содержанием становятся для ребёнка — аутиста значительно меньшим стрессом, чем совершенно новые упражнения.

Важно также, чтобы каждое отдельное упражнение, каждый блок движений имел цель, и эта цель была понятна ребёнку — аутисту. Обязательна медленная, последовательная демонстрация отдельных движений с обозначением их целей. Однако следует при этом помнить, что цели надо ставить очень чётко, они должны быть реальными, и быть правильно понятыми ребёнком - аутистом. Например, если при выполнении маховых движений руками педагог скажет: «А сейчас мы научимся летать!», ребёнок с аутизмом может понять это буквально, и будет очень разочарован, почему он не стал летать после занятия. Он способен даже спрыгнуть с высоты, чтобы проверить, сможет ли полететь (при аутизме 4 группы). Таким образом, работа с детьми — аутистами на уроках физической культуры требует полного учёта их специфики.

Заметим также, что для детей с РАС физическая нагрузка должна быть строго дозируемой и регулярной. Такой подход способствует стимуляции всех органов и функциональных систем организма, что позитивно воздействует на функциональную адаптацию детей с аутизмом к нарастающим физическим и психическим нагрузкам в школе. Если ребёнок с аутизмом пришёл в школу после болезни, лучше использовать совокупность упражнений, с которой группа начинала свои занятия в начале учебного года, а потом за 2-3 занятия повысить этот уровень до того, который применялся группой непосредственно перед болезнью ребёнка — аутиста.

Несомненно, основой на уроках физической культуры для детей с аутизмом является развитие крупной и мелкой моторики. Под моторикой в рамках статьи мы понимаем движения, выполняющие определённые задачи, сопровождающиеся последовательностью действий. Крупная моторика — это такие действия, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и прочие. Развитие крупной моторики ребёнка с аутизмом проходит по общему принципу, становясь основой развития ребенка, на неё накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики [3, С.41]. Одна из наиболее тяжёлых проблем детей с аутизмом — это сложности с формированием осмысленного взаимодействия, касающиеся как внешней, так и внутренней среды. Мы рассматриваем существование прямой взаимосвязи трудностей осмысления с проблемами произвольного спектра у детей — аутистов при лёгкости непроизвольных проявлений (например, трудности с произвольным вниманием, особенно ярко проявляющиеся в процессе обучения, произвольными действиями, связанными как с мелкой, так и с крупной моторикой при возможной грациозности выполнения непроизвольных действий).

Наибольшие сложности в физическом развитии детей с аутизмом связаны обычно с нарушением у них ориентации в пространстве, равновесия, сложностью одновременных движений обоими сторонами тела (обеими руками, ногами). Рассмотрим некоторые возможности для развития этих аспектов.

Ориентации человека в пространстве способствует проприоцептивная система, обеспечивающая нам мышечно-суставное чувство, на основе которого определяется положение тела в пространстве и взаиморасположение его частей. Дети — аутисты часто имеют недоразвитие этой системы, а потому их важно обучать упражнениям на развитие координации и ориентации в пространстве. Примеры таких упражнений: прыжки на батуте, спортивном мате, большом мяче-фитболе, ползание по тоннелю, гимнастической скамейке, наклонной доске.

Чувство равновесия регулируется вестибулярной системой, находящейся во внутреннем ухе. Она реагирует на движение и гравитацию, потому связана с нашим чувством баланса, координации и движениями глаз. Варианты упражнений для развития равновесия - висы вниз головой, раскачивание на качелях, кувырки, тренажеры-балансиры, упражнения на наклонных досках, ходьба по мостику, занятия с мячами-фитболами [9, С.8]. Представленные упражнения стимулируют вестибулярный аппарат и связаны с различными положениями головы, что важно для мозгового кровообращения.

Развитию согласованности движений разных сторон тела и их координации может способствовать ползание на четвереньках, игры в «классики», перепрыгивание предметов, имитация игры на музыкальных инструментах, броски и ловля мяча обеими руками, что развивает двухстороннюю интеграцию. Развитию синхронности движений рук и моторной координации способствуют удары ракеткой по мячу, игры с мыльными пузырями, броски и ловля мяча, игры с воздушными шарами [11, С.306].

Для обучения детей с аутизмом произвольным движениям и в порядке коррекции присутствующих у них нарушений двигательной сферы может внедряться на уроках физической культуры программа «Моторная азбука»  Э.В. Плаксуновой [7, С.67-72]. Очень интересным является метод применения на уроках физической культуры ролевых игр, основанных на непроизвольной двигательной активности детей с аутизмом. Приведём пример, отработанный нами на практике: многим детям с РАС свойственны маховые движения руками, кистями либо пальцами. Порой ребёнок — аутист демонстрирует эти движения в рамках урока, и педагог может отметить сходство таких движений с движениями крыльев птиц, предложить прочим детям в группе скопировать движения ребёнка — аутиста или же это может делать сам педагог. Дети копируют, с удовольствием выполняют упражнение, ребёнок — аутист наблюдает за ними, и начинает копировать уже их. На последующих уроках педагог периодически предлагает детям «помахать крыльями, как птицы». В эту деятельность включается и ребёнок с РАС. Интересно, что в последующем такие «маховые» движения непроизвольного характера у него не фиксировались, то есть, движение переходит из разряда непроизвольных к произвольным, и выполняется осмысленно, по просьбе педагога, что с нашей точки зрения, является существенным достижением в работе с ребёнком — аутистом. Ребёнок в этом случае получает возможность в полной мере взаимодействовать с коллективом, выполняя движения, не вызывающие у него затруднений.

Отметим, что особое внимание на уроках физической культуры с участием детей — аутистов стоит уделять использованию темпоритма, сопровождению занятий музыкой. Дети — аутисты часто имеют особую музыкальную одарённость, очень любят слушать музыку, и занятия под любимую музыку могут превратиться для них в праздник. Здесь возможно применение широкого спектра вариантов.

Музыка, формирование ритма может стать поводом для включения ребёнка — аутиста в совместную деятельность с другими детьми. Примером может служить организация деятельности группы таким образом: группа делится на две половины, и половина хлопает в ладоши, выбивая обозначенный педагогом ритм (несложный). Вторая же половина под этот ритм должна совершить ряд прыжков на двух ногах. Известно, что у детей с аутизмом очень часто наблюдается несовпадение движений левой и правой половин тела, и в результате, когда педагог просит совершать прыжки на двух ногах, такие дети в качестве толчковой обычно используют одну ногу. С использованием же ритмического начала данное упражнение удавалось детям с РАС намного быстрее, отмечалось удовольствие от движений под некий ритм, дети демонстрировали полученные навыки родителям, что рассматривается нами как пример осознанного закрепления.

Другая возможность — закрепление движений словами. Возможно сопровождение упражнений пением или ритмическим чтением. Нами проведён эксперимент: при перебрасывании мячика в группе детей (6 детей плюс педагог) использовалась фраза «Я — ты — он — она — вместе — целая — страна». При этом за каждым из детей закреплялось конкретное слово, которое он должен был произносить, когда он кидал мячик другому ребёнку. Последовательность передачи мяча от ребёнка к ребёнку соответствовала последовательности слов в фразе. За ребёнком с РАС было закреплено слово «я». Упражнение получилось не сразу, однако после его закрепления ребёнок с аутизмом начал употреблять по отношению к себе слово «я», хотя прежде говорил только «он» или «тот». Такое расстройство характерно для лиц с аутизмом вообще, и корректируется обычно с большим трудом. А в нашем случае упражнение способствовало переходу слова «я» в речевую практику ребёнка с аутизмом, то есть, способствовало развитию его самосознания.

Третий вариант — включение мелодий или песен, которые нравились бы ребёнку — аутисту (сведения о приятной ребёнку музыке можно получить от его родителей либо опытным путём). Музыкальное сопровождение способствует большей динамичности выполнения упражнений детьми с аутизмом, снижается заторможенность. Повторение определённой мелодии на уроках одного типа способствует ускоренному привыканию ребёнка с аутизмом к системам упражнений.

Таким образом, внедрение музыки, темпоритмических упражнений и т. п. часто становится фактором мотивации для посещения уроков физической культуры. Музыка же может становиться и инструментом организации взаимодействия в группе.

Мы уже отмечали, что возможности коммуникации, социализации, предоставляемые уроками физической культуры, огромны. Бытовая неприспособленность — характерный показатель для детей с аутизмом. Первоначально обязательным оказывается присутствие родителей на уроках физической культуры, а затем, с усвоением детьми совокупности упражнений и привыканием их к педагогу, дети могут проявить большую самостоятельность. В частности, в начале урока школьники переодеваются в раздевалке. Постепенно ребёнок начинает воспринимать переодевание как часть последовательности действий урока, в раздевалке он копирует действия других детей, и начинает осуществлять переодевание самостоятельно, осмысленно. Этот навык мы рассматриваем как особенно ценный, важно приучить ребёнка применять его в иных условиях (например, дома мама может сказать ребёнку: «Давай, ты переоденешься, как это делаешь на физкультуре!»).

Уроки физической культуры дают широкие возможности для социализации, работы детей в группе. Ребёнок с аутизмом во многих случаях крайне негативно воспринимает прикосновения к себе других людей (в том числе, и учителя). В этом случае приучать ребёнка к прикосновениям следует, подходя к нему сзади — такие касания дети с аутизмом в меньшей степени рассматривают как агрессию [5, С.64]. Стоит предупредить о таком механизме действий по отношению к ребёнку — аутисту и прочих детей в группе. Постепенно ребёнок привыкает к прикосновениям, осознаёт их необходимость на уроках физической культуры (поддержать, чтобы ты не упал, взять за руку, чтобы смог сохранить равновесие и т. п.). Объяснения необходимости прикосновений на уроках физической культуры должны присутствовать, а также быть чёткими и подробными.

Особо значимы для ребёнка — аутиста упражнения, позволяющие работать в группе. Полезно для этих целей перетягивание каната. В этом случае, несмотря на то, победила или проиграла его команда, ребёнок может почувствовать себя её частью. Желательным в этом случае является формирование ситуации успеха. Ребёнку — аутисту очень важно чувствовать себя победителем. Поэтому желательно ставить его в более сильную команду, либо педагог может немного помочь той команде, членом которой является ребёнок — аутист.

Поощрение, похвала — обязательный элемент на уроках физической культуры. Встречаются отдельные дети — аутисты, успешные в спорте, однако их незначительное меньшинство. Большинство же детей имеют малую мышечную массу, имеют проблемы с гибкостью, равновесием и т. п. Если на других уроках (чтение, естествознание и прочие) они могут получить похвалу учителя за старательность исполнения, за то, что хорошо запомнил материал и прочее [1, C.54], то на уроке физической культуры похвалой оценивается традиционно конкретный результат. Дети — аутисты сразу не способны достичь результата, поэтому педагогу необходимо искать любые возможности для похвалы (за то, что просто выполнил упражнение, даже за то, что приступил к выполнению, услышав педагога). Только тогда в перспективе возможны результаты. Также важно, чтобы ребёнок не осознавал собственной неуспешности. Например, при пояснении цели упражнения, следует заметить, что его, скорее всего, потребуется выполнить много-много раз, чтобы всё получилось хорошо.

Таким образом, в рамках продуманно организованных и проведённых уроков физической культуры в школе, ребёнок — аутист может приходить к отдельным вариантам осмысленного взаимодействия, с постепенным их развитием в качественном и количественном плане. Идеальная цель работы педагога здесь — превращение ребёнка с аутизмом из объекта в субъект взаимодействия, его активизация.

 

Список использованных источников и литературы

1. Климась Д.Г., Бардышевская М.К. Развитие регуляции эмоций у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра [Текст]/ Д.Г. Климась, М.К. Бардышевская // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2007. - №2. - С.47-58.

2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях [Текст]/ В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления [Текст]/ К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

4. Мартынова О.Г., Валишин Э.Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О.Г. Мартынова, Э.Х. Валишин // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 337-342.

5. Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А.Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская. - М.: Теревинф, 2005. - 224 с.

6. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения) [Электронный ресурс]. Макет / О.С. Никольская //Альманах Института коррекционной педагогики «Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья». - 2010. - №14 // https://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standart-nachalnogo

7. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Э.В. Плаксунова// Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 67-72.

8. Психология [Текст]: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

9. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей [Текст]. Учебно-методическое пособие / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 24 с.

10. Сластёнин В.А. Педагогика [Текст]. Учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,  Е.Н. Шиянов. - 6-е изд. - М.: Академия, 2007. - 576 с.

11. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубовский. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 608 с. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osmysl.vzaimode-e_autizm.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическая культура как средство развития осмысленного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом»

Шамаева Галина Ивановна

Аннотация: статья раскрывает возможности коррекции ряда нарушений, свойственных детям с аутизмом, на уроках физической культуры в рамках школьного образования. Рассматривается практика проведения занятий в малых группах. Отмечается влияние на результативность занятий от применения темпоритмических приёмов и музыки на уроках физической культуры. Осмысленное взаимодействие рассматривается как элементарное в процессе отдельных занятий, так и в качестве идеального результата работы с ребёнком — аутистом, проявление у него черт субъекта взаимодействия.

Ключевые слова: физическая культура, дети с аутизмом (дети с РАС), осмысленное взаимодействие, коммуникация, социализация.

По некоторым данным, количество детей — аутистов в мире только за последние 10 лет возросло в 10 раз (с 1 человека на 1500 новорожденных в 2000 году до 1 человека на 150 новорожденных в 2010 году [4, С.337]). Данная тенденция внушает нам огромные опасения, связанные с не до конца исследованной природой аутизма, невозможностью предотвращения, проблемами его коррекции, спорностью медикаментозного воздействия и прочими факторами. В мире, где ежегодно растёт количество людей - аутистов, имеющих огромные проблемы с социализацией и коммуникацией, снижаются темпы социального развития, и в перспективе это может стимулировать труднопрогнозируемые негативные социальные явления.

При этом психология и педагогика не стоят на месте, и современные авторы приходят к выводу, что коррекция аутизма на основе обучения, воспитания и развития по совокупности предметных направлений эффективна не в меньшей, а возможно, и в большей степени, чем медицина.

Физическая культура в рамках школьного обучения — это дисциплина, где ребёнок с аутизмом не только может получить знания, умения и навыки, а также быть ориентированным на их практическое применение, но в наибольшей степени (по сравнению с прочими учебными дисциплинами) получает навыки коммуникации, социализации, и имеет наибольшие перспективы для превращения взаимодействий непроизвольного характера в осмысленные. Потому столь актуальной представляется нам тема данной статьи.

Заметим, что дети-аутисты в большинстве случаев более болезненны, чем их сверстники, часто страдают аллергическими заболеваниями, очень тяжело переживают даже простой насморк или изменения погоды. Многие учёные полагают, что это может быть связанно с замедленным развитием таких детей. Следствием такой болезненности часто становится гиперопека со стороны взрослых, желание предотвратить любое заболевание, минимизирование контактов с внешней средой (прогулок по улице, двигательной активности ребёнка и т. п.). Результатом становится недоразвитие мышц, мышечная масса, не соответствующая возрастным нормам. При этом широко известна прямая зависимость состояния скелетных мышц и внутренних органов (их связь осуществляется через центральную нервную систему). Таким образом, мы можем сделать вывод, что снижая физические нагрузки для ребёнка с аутизмом мы провоцируем развитие у него широкого спектра заболеваний. Эффективным способом снижения рисков такого рода должна стать продуманная система занятий физической культурой, которая также может стимулировать развитие контактов ребёнка — аутиста с другими людьми, при осмыслении такого взаимодействия.

Разберём подробнее сущность вводимого нами понятия «осмысленное взаимодействие» с позиций психологии и педагогики (без сочетания этих наук любые попытки развития школьников с аутизмом средствами физической культуры представляется нам малоэффективным). Взаимодействие с позиции психологии — процесс непосредственного либо опосредованного воздействия социальных объектов (субъектов) друг на друга, формирующий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность, когда каждая из сторон — причина другой и следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур — это главная особенность взаимодействия [2, С.62].

Важный аспект взаимодействия при работе с детьми - аутистами для нас — это последовательное превращение ребёнка из объекта взаимодействия в субъект через последовательное осмысление им процесса и результатов контакта. Под взаимодействием мы понимаем здесь не только связь ребёнок — педагог, но и ребёнок — ребёнок, в случае с аутистами контакт с другими детьми — основа их социализации и толчок для осмысления ими совокупности внешних и внутренних факторов.

Порой взаимодействие в психологии — это не только взаимовлияние людей, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для её членов деятельность.         Взаимодействие в педагогике (педагогическое взаимодействие) — процесс общения воспитателя и воспитанника, имеющий целью интенсивное развитие личности ребёнка [10, С.71]. Для школьников - аутистов одинаково важны здесь аспекты взаимодействия «ученик — ученик», «ученик — педагог», «ученик — коллектив», «ученик — материальные объекты» [8, С.174-175]. Важно выделить, что такие типы взаимодействия, как подавление, индифферентность и конфронтация недопустимы при работе с детьми — аутистами. Желательными же являются сотрудничество, диалог, соглашение, опека (не доводя до гиперопеки).

Таким образом, осмысленное взаимодействие для детей с аутизмом мы рассматриваем как процесс и результат продуктивного общения с педагогом, в рамках которого происходит постепенное преобразование ребёнка — аутиста из объекта в субъект воздействия.

Физическую культуру в данной статье мы рассматриваем как учебную дисциплину, включаемую в образовательную программу школ всех типов, на всех этапах школьного образования. Работа с детьми — аутистами на уроках физической культуры требует особой организации занятий, некоторые принципы которой уже рассматривались в рамках специальной педагогики.

Следует также обратить внимание на формулировку «дети с аутизмом» («дети — аутисты»). Мы подразумеваем под ней детей с широким спектром аутистических расстройств, по сути, эта формулировка рассматривается нами как равнозначная с «дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Однако в статье мы рассматриваем исключительно детей — аутистов, получающих школьное образование, не оцениваем в качестве объекта детей — аутистов, не способных заниматься физической культурой в группах, и находящихся на индивидуальном обучении.

О.С. Никольская в своей образовательной программе, направленной на детей с аутизмом [6], специально отмечает, что осмысленное взаимодействие у таких детей может формироваться только в смешанных группах (то есть, группах, не состоящих исключительно из детей с расстройствами аутистического спектра). Это обязательно должны быть группы, меньшие по числу детей, чем в учебных классах (в связи с большей нагрузкой на учителя из-за ребёнка — аутиста). Группы могут включать нормальных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья (например, дети с умственной отсталостью, инвалиды по зрению, слуху и т. п.).

Форма организации занятий должна учитывать специфику ребёнка — аутиста в том плане, что такой ребёнок не может длительно концентрировать внимание, быстро утомляется, а потому продолжительность занятия во многом зависит от самочувствия и активности, демонстрируемых ребёнком — аутистом.

Что касается содержания занятий, то основной сложностью здесь является создание такого занятия, которое включало бы широкий спектр разнообразных упражнений, нацеленных в первую очередь на общефизическое развитие. При этом, для каждого из упражнений должна быть возможность для его усложнения при сохранении общей привычной формы. Это связано с тем, что для ребёнка с аутизмом очень важны постоянство, выполнение некой стабильной последовательности действий. Такой последовательностью на уроках физической культуры становится серия упражнений (когда ребёнок — аутист привыкает к ним). Упражнения, привычные по форме, но с постепенно усложняющимся содержанием становятся для ребёнка — аутиста значительно меньшим стрессом, чем совершенно новые упражнения.

Важно также, чтобы каждое отдельное упражнение, каждый блок движений имел цель, и эта цель была понятна ребёнку — аутисту. Обязательна медленная, последовательная демонстрация отдельных движений с обозначением их целей. Однако следует при этом помнить, что цели надо ставить очень чётко, они должны быть реальными, и быть правильно понятыми ребёнком - аутистом. Например, если при выполнении маховых движений руками педагог скажет: «А сейчас мы научимся летать!», ребёнок с аутизмом может понять это буквально, и будет очень разочарован, почему он не стал летать после занятия. Он способен даже спрыгнуть с высоты, чтобы проверить, сможет ли полететь (при аутизме 4 группы). Таким образом, работа с детьми — аутистами на уроках физической культуры требует полного учёта их специфики.

Заметим также, что для детей с РАС физическая нагрузка должна быть строго дозируемой и регулярной. Такой подход способствует стимуляции всех органов и функциональных систем организма, что позитивно воздействует на функциональную адаптацию детей с аутизмом к нарастающим физическим и психическим нагрузкам в школе. Если ребёнок с аутизмом пришёл в школу после болезни, лучше использовать совокупность упражнений, с которой группа начинала свои занятия в начале учебного года, а потом за 2-3 занятия повысить этот уровень до того, который применялся группой непосредственно перед болезнью ребёнка — аутиста.

Несомненно, основой на уроках физической культуры для детей с аутизмом является развитие крупной и мелкой моторики. Под моторикой в рамках статьи мы понимаем движения, выполняющие определённые задачи, сопровождающиеся последовательностью действий. Крупная моторика — это такие действия, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и прочие. Развитие крупной моторики ребёнка с аутизмом проходит по общему принципу, становясь основой развития ребенка, на неё накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики [3, С.41]. Одна из наиболее тяжёлых проблем детей с аутизмом — это сложности с формированием осмысленного взаимодействия, касающиеся как внешней, так и внутренней среды. Мы рассматриваем существование прямой взаимосвязи трудностей осмысления с проблемами произвольного спектра у детей — аутистов при лёгкости непроизвольных проявлений (например, трудности с произвольным вниманием, особенно ярко проявляющиеся в процессе обучения, произвольными действиями, связанными как с мелкой, так и с крупной моторикой при возможной грациозности выполнения непроизвольных действий).

Наибольшие сложности в физическом развитии детей с аутизмом связаны обычно с нарушением у них ориентации в пространстве, равновесия, сложностью одновременных движений обоими сторонами тела (обеими руками, ногами). Рассмотрим некоторые возможности для развития этих аспектов.

Ориентации человека в пространстве способствует проприоцептивная система, обеспечивающая нам мышечно-суставное чувство, на основе которого определяется положение тела в пространстве и взаиморасположение его частей. Дети — аутисты часто имеют недоразвитие этой системы, а потому их важно обучать упражнениям на развитие координации и ориентации в пространстве. Примеры таких упражнений: прыжки на батуте, спортивном мате, большом мяче-фитболе, ползание по тоннелю, гимнастической скамейке, наклонной доске.

Чувство равновесия регулируется вестибулярной системой, находящейся во внутреннем ухе. Она реагирует на движение и гравитацию, потому связана с нашим чувством баланса, координации и движениями глаз. Варианты упражнений для развития равновесия - висы вниз головой, раскачивание на качелях, кувырки, тренажеры-балансиры, упражнения на наклонных досках, ходьба по мостику, занятия с мячами-фитболами [9, С.8]. Представленные упражнения стимулируют вестибулярный аппарат и связаны с различными положениями головы, что важно для мозгового кровообращения.

Развитию согласованности движений разных сторон тела и их координации может способствовать ползание на четвереньках, игры в «классики», перепрыгивание предметов, имитация игры на музыкальных инструментах, броски и ловля мяча обеими руками, что развивает двухстороннюю интеграцию. Развитию синхронности движений рук и моторной координации способствуют удары ракеткой по мячу, игры с мыльными пузырями, броски и ловля мяча, игры с воздушными шарами [11, С.306].

Для обучения детей с аутизмом произвольным движениям и в порядке коррекции присутствующих у них нарушений двигательной сферы может внедряться на уроках физической культуры программа «Моторная азбука»  Э.В. Плаксуновой [7, С.67-72]. Очень интересным является метод применения на уроках физической культуры ролевых игр, основанных на непроизвольной двигательной активности детей с аутизмом. Приведём пример, отработанный нами на практике: многим детям с РАС свойственны маховые движения руками, кистями либо пальцами. Порой ребёнок — аутист демонстрирует эти движения в рамках урока, и педагог может отметить сходство таких движений с движениями крыльев птиц, предложить прочим детям в группе скопировать движения ребёнка — аутиста или же это может делать сам педагог. Дети копируют, с удовольствием выполняют упражнение, ребёнок — аутист наблюдает за ними, и начинает копировать уже их. На последующих уроках педагог периодически предлагает детям «помахать крыльями, как птицы». В эту деятельность включается и ребёнок с РАС. Интересно, что в последующем такие «маховые» движения непроизвольного характера у него не фиксировались, то есть, движение переходит из разряда непроизвольных к произвольным, и выполняется осмысленно, по просьбе педагога, что с нашей точки зрения, является существенным достижением в работе с ребёнком — аутистом. Ребёнок в этом случае получает возможность в полной мере взаимодействовать с коллективом, выполняя движения, не вызывающие у него затруднений.

Отметим, что особое внимание на уроках физической культуры с участием детей — аутистов стоит уделять использованию темпоритма, сопровождению занятий музыкой. Дети — аутисты часто имеют особую музыкальную одарённость, очень любят слушать музыку, и занятия под любимую музыку могут превратиться для них в праздник. Здесь возможно применение широкого спектра вариантов.

Музыка, формирование ритма может стать поводом для включения ребёнка — аутиста в совместную деятельность с другими детьми. Примером может служить организация деятельности группы таким образом: группа делится на две половины, и половина хлопает в ладоши, выбивая обозначенный педагогом ритм (несложный). Вторая же половина под этот ритм должна совершить ряд прыжков на двух ногах. Известно, что у детей с аутизмом очень часто наблюдается несовпадение движений левой и правой половин тела, и в результате, когда педагог просит совершать прыжки на двух ногах, такие дети в качестве толчковой обычно используют одну ногу. С использованием же ритмического начала данное упражнение удавалось детям с РАС намного быстрее, отмечалось удовольствие от движений под некий ритм, дети демонстрировали полученные навыки родителям, что рассматривается нами как пример осознанного закрепления.

Другая возможность — закрепление движений словами. Возможно сопровождение упражнений пением или ритмическим чтением. Нами проведён эксперимент: при перебрасывании мячика в группе детей (6 детей плюс педагог) использовалась фраза «Я — ты — он — она — вместе — целая — страна». При этом за каждым из детей закреплялось конкретное слово, которое он должен был произносить, когда он кидал мячик другому ребёнку. Последовательность передачи мяча от ребёнка к ребёнку соответствовала последовательности слов в фразе. За ребёнком с РАС было закреплено слово «я». Упражнение получилось не сразу, однако после его закрепления ребёнок с аутизмом начал употреблять по отношению к себе слово «я», хотя прежде говорил только «он» или «тот». Такое расстройство характерно для лиц с аутизмом вообще, и корректируется обычно с большим трудом. А в нашем случае упражнение способствовало переходу слова «я» в речевую практику ребёнка с аутизмом, то есть, способствовало развитию его самосознания.

Третий вариант — включение мелодий или песен, которые нравились бы ребёнку — аутисту (сведения о приятной ребёнку музыке можно получить от его родителей либо опытным путём). Музыкальное сопровождение способствует большей динамичности выполнения упражнений детьми с аутизмом, снижается заторможенность. Повторение определённой мелодии на уроках одного типа способствует ускоренному привыканию ребёнка с аутизмом к системам упражнений.

Таким образом, внедрение музыки, темпоритмических упражнений и т. п. часто становится фактором мотивации для посещения уроков физической культуры. Музыка же может становиться и инструментом организации взаимодействия в группе.

Мы уже отмечали, что возможности коммуникации, социализации, предоставляемые уроками физической культуры, огромны. Бытовая неприспособленность — характерный показатель для детей с аутизмом. Первоначально обязательным оказывается присутствие родителей на уроках физической культуры, а затем, с усвоением детьми совокупности упражнений и привыканием их к педагогу, дети могут проявить большую самостоятельность. В частности, в начале урока школьники переодеваются в раздевалке. Постепенно ребёнок начинает воспринимать переодевание как часть последовательности действий урока, в раздевалке он копирует действия других детей, и начинает осуществлять переодевание самостоятельно, осмысленно. Этот навык мы рассматриваем как особенно ценный, важно приучить ребёнка применять его в иных условиях (например, дома мама может сказать ребёнку: «Давай, ты переоденешься, как это делаешь на физкультуре!»).

Уроки физической культуры дают широкие возможности для социализации, работы детей в группе. Ребёнок с аутизмом во многих случаях крайне негативно воспринимает прикосновения к себе других людей (в том числе, и учителя). В этом случае приучать ребёнка к прикосновениям следует, подходя к нему сзади — такие касания дети с аутизмом в меньшей степени рассматривают как агрессию [5, С.64]. Стоит предупредить о таком механизме действий по отношению к ребёнку — аутисту и прочих детей в группе. Постепенно ребёнок привыкает к прикосновениям, осознаёт их необходимость на уроках физической культуры (поддержать, чтобы ты не упал, взять за руку, чтобы смог сохранить равновесие и т. п.). Объяснения необходимости прикосновений на уроках физической культуры должны присутствовать, а также быть чёткими и подробными.

Особо значимы для ребёнка — аутиста упражнения, позволяющие работать в группе. Полезно для этих целей перетягивание каната. В этом случае, несмотря на то, победила или проиграла его команда, ребёнок может почувствовать себя её частью. Желательным в этом случае является формирование ситуации успеха. Ребёнку — аутисту очень важно чувствовать себя победителем. Поэтому желательно ставить его в более сильную команду, либо педагог может немного помочь той команде, членом которой является ребёнок — аутист.

Поощрение, похвала — обязательный элемент на уроках физической культуры. Встречаются отдельные дети — аутисты, успешные в спорте, однако их незначительное меньшинство. Большинство же детей имеют малую мышечную массу, имеют проблемы с гибкостью, равновесием и т. п. Если на других уроках (чтение, естествознание и прочие) они могут получить похвалу учителя за старательность исполнения, за то, что хорошо запомнил материал и прочее [1, C.54], то на уроке физической культуры похвалой оценивается традиционно конкретный результат. Дети — аутисты сразу не способны достичь результата, поэтому педагогу необходимо искать любые возможности для похвалы (за то, что просто выполнил упражнение, даже за то, что приступил к выполнению, услышав педагога). Только тогда в перспективе возможны результаты. Также важно, чтобы ребёнок не осознавал собственной неуспешности. Например, при пояснении цели упражнения, следует заметить, что его, скорее всего, потребуется выполнить много-много раз, чтобы всё получилось хорошо.

Таким образом, в рамках продуманно организованных и проведённых уроков физической культуры в школе, ребёнок — аутист может приходить к отдельным вариантам осмысленного взаимодействия, с постепенным их развитием в качественном и количественном плане. Идеальная цель работы педагога здесь — превращение ребёнка с аутизмом из объекта в субъект взаимодействия, его активизация.

Список использованных источников и литературы

  1. Климась Д.Г., Бардышевская М.К. Развитие регуляции эмоций у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра [Текст]/ Д.Г. Климась, М.К. Бардышевская // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2007. - №2. - С.47-58.
  2. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях [Текст]/ В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
  3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления [Текст]/ К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
  4. Мартынова О.Г., Валишин Э.Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О.Г. Мартынова, Э.Х. Валишин // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 337-342.
  5. Никольская О.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, И.А.Костин, М.Ю. Веденина, А.В. Аршатский, О.С. Аршатская. - М.: Теревинф, 2005. - 224 с.
  6. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения) [Электронный ресурс]. Макет / О.С. Никольская //Альманах Института коррекционной педагогики «Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья». - 2010. - №14 // https://alldef.ru/ru/articles/almanah-14/specialnyj-federalnyj-gosudarstvennyj-standart-nachalnogo
  7. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Э.В. Плаксунова// Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 4. - С. 67-72.
  8. Психология [Текст]: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
  9. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей [Текст]. Учебно-методическое пособие / Е.Г. Сайкина, С.В. Кузьмина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 24 с.
  10. Сластёнин В.А. Педагогика [Текст]. Учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,  Е.Н. Шиянов. - 6-е изд. - М.: Академия, 2007. - 576 с.
  11. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений / В.М. Смирнов, В.И. Дубовский. - М.: Владос-Пресс, 2002. - 608 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Тема: "Лечебная физическая культура как средство физического развития ребенка с ослабленным зрением".

Определение ЛФК. Краткая история развития ЛФК. Основная форма ЛФК. Упражнения ЛФК. Принципы и методические рекомендации коррекции отклонения у детей с ослабленным зрением. Схема построения урока ЛФК....

Статья "Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка"

В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.Ключевы...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.

Игровые технологии в начальной школе являются средством решения ряда задач воспитания школьника, таких как: развитие творческого мышления, воображения, развитие инициативности, самостоятельности, дисц...

Статья "Физическая культура как средство самореализации для детей с ОВЗ".

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и рас...

Уроки физической культуры как средство воспитания физического развития младших школьников

В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой организации обучения школьников и занимает основное время их пребывания в школе, то именно он является основным средством в осуществлении фи...

«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы»

Полное описание применения игровой технологии на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы....


 

Комментарии

Шамаева Галина Ивановна

ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Аннотация: В статье рассматривается понятие танцевально-двигательной терапии. В частности, исследуется влияние танцевально-двигательной терапии на детей с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, танцевально-двигательная терапия, коррекционная работа, социализация.

Постановка проблемы.
Ранняя диагностика имеет важное значение, поскольку прогноз аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.
Одним из способов помощи детям является танцевально-двигательная терапия (ТДТ): она помогает детям обогатить знания об окружающем мире, привить любовь к музыке, научить слушать и понимать ее. Занятия проводят с целью научить выражать свои чувства, идентифицировать себя как личность и наладить межличностные отношения. Танцы помогают наладить координацию движений.

Далее по ссылке:
https://nsportal.ru/blog/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/all/2019/01/0...