Подвижные игры как средство развития физических качеств.
материал по физкультуре по теме

Разина Наталия Николаевна

Подвижные игры - как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников

 

Дети они как маленькие батарейки, любят  бегать, прыгать, вертеться. Ведь именно движение способствует правильному развитию скелета, ускоряет обменные процессы, улучшает координацию движений, оказывает положительное влияние на рост и развитие  интеллекта ребенка.

 Но не смотря на их огромное  стремление к движению большая проблема наших дней - это недостаточная двигательная активность детей. Примерно у 30-40% детей низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни.

Врачи и педагоги так же отмечают снижение двигательной активности детей и в учебных заведениях, а это потеря в здоровье, развитии, знаниях.

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации.

Педагоги всех времен отмечали её благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических качеств и способностей. П.Ф.Лесгафт считал, что  подвижная игра-это упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. 

Потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это двигаться, действовать. В детском возрасте закладывается фундамент физических качеств, от которых зависит дальнейшая жизнь ребенка. Игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры, они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Ведь активные дети лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу, напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем. Кроме того подвижная игра помогает ребенку:

- в выработке социальных навыков: умение действовать в команде, сотрудничать с другими, ставить общую цель выше личного желания;

- воспитанию нравственных качеств, таких как взаимопомощь, коллективизм,  честность, дисциплинированность;

- волевых качеств — выдержки, смелости, решительности;

- а так же ПИ развивают  и  физические качества, такие как ловкость, быстроту, силу, выносливость,  гибкость, которые важны для успешного выполнения бытовых, профессиональных и спортивных двигательных действий .

Цель подвижных игр укреплять здоровье детей и повышать их работоспособность.

Из цели вытекают задачи, кот. делятся на 3 основные группы: оздоровительные задачи, образовательные и воспитательные.

К 1-ой группе относятся :

-Формирование телосложения, правильной осанки и стопы.                                          

-Сохранение положительного  психоэмоционального состояния у детей.                                            

-Удовлетворение потребности детей в движении.

 

К образовательным задачам относятся:

-Формирование и совершенствование жизненно необходимых двигательных умений и навыков(ходьба, бег, лазание, перелазание, метание и т.д.)                  

-Развитие основных физических качеств(сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость)                

 -Формирование умения выполнять правила подвижных игр.

Воспитательные задачи это:  

- Воспитание у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом.

-Содействие воспитанию морально-волевых качеств (целеустремленность,  решительность,  смелость,  настойчивость, самостоятельность и т.д.)

Основываясь на цель и задачи  можно предположить, что в результате применения на уроках подвижных игр у детей должны будут:

1.Улучшиться показатели  физических качеств.

2. Улучшиться  соматические показателей здоровья.

3. Сформироваться потребность в здоровом образе жизни.

  Остановимся подробнее на физических качествах.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА– это функциональные свойства организма , характеризующие одаренность человека. Существует 5 основных физ.качеств: быстрота, гибкость, ловкость, выносливость и сила.

Быстрота- способность человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью.   Быстроту можно развивать в любом возрасте до 18лет.

Ловкость –это способность человека быстро,  и целенаправленно решать неожиданно возникающие  задачи. Наилучшим возрастом развития ловкости является младший школьный возраст.

Для развития быстроты и ловкости подходят игры с бегом, прыжками, игры с увёртыванием, игры выполнения заданий по внезапным сигналам такие, как: «Третий лишний», «Караси и щука», «Вороны и воробьи», «Салки», «Ловля парами», «Салки с выручалками».

Гибкость – способность человека выполнять движения  с большой амплитудой. Гибкость можно развивать в дошкольном , младшем  школьном  и  среднем школьном возрасте до 14лет).

Для развития гибкости подходят игры, которые развивают подвижность суставов. Я в основном  использовала  игры такие, как: «Палку за спину», «Жираф», «Мостик и кошка», «Кто быстрее передаст», «Путаница», «Волна».

Выносливость  -это способность выполнять какую-либо деятельность длительное время не снижая эффективности. Выносливость лучше развивать с 8-11лет и с 15-18лет).

Развитие выносливости происходит в подвижных играх с многократными повторениями действий, выполняемых продолжительное время, например: «Поймай лягушку», «Смена мест», «Чай-Чай-выручай», «Таракашки», «Салки со скакалкой».

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством  мышечных напряжений. Силу лучше начинать развивать с 9 лет.

Игры для развития силы нацеливают на преодоление собственного веса, или веса отягощения, или сопротивления противника, например: «Перетягивание в парах», «Перетягивание палки», «Кто вытолкнет», «Толкание ядра », «Гонка мячей», «Сильные ноги».

  Чтобы узнать на сколько я близка к ожидаемым результатам, я провела мониторинг физических качеств. Были использованы тесты: прыжок в длину с места, челночный бег и бег 30м. Затем я  провела  сравнительный анализ и стало видно, что в классах, где ПИ играм уделялось повышенное внимание физические качества улучшились в большей степени, чем у других.

Дети меньше болели, уже имеющиеся болезни меньше обострялись, на урок физкультуры ребята ходили с большим  желанием и интузиазмом.  Им хотелось все больше и больше заниматься физкультурой и различными видами спорта и в течении года им казалось, что одной спортивной секции им мало, они записывались параллельно в другие секции.

Таким образом можно сделать вывод, что игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

  Игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

 Подвижные игры способствуют укреплению здоровья учащихся, противостоянию учебным стрессам ситуациям, неблагоприятным условиям внешней среды, формированию двигательных навыков. Уроки с использованием спортивных и подвижных игр способствуют повышению интереса к занятиям физической культурой.

Активные игровые движения, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

  В игре дети не только развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать но и получают моральное и эстетическое удовлетворение, углубляют познания окружающей их среды. В игре развиваются и морально-волевые качества: упорство, настойчивость, дисциплинированность, решительность. Чувство коллективизма и товарищества.

Можно сделать вывод, что подвижные игры – средство всестороннего развития ребенка и формирования личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pi-kak_sr-vo_razv_fiz.kach_.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры - как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников

Дети они как маленькие батарейки, любят  бегать, прыгать, вертеться. Ведь именно движение способствует правильному развитию скелета, ускоряет обменные процессы, улучшает координацию движений, оказывает положительное влияние на рост и развитие  интеллекта ребенка.

 Но не смотря на их огромное  стремление к движению большая проблема наших дней - это недостаточная двигательная активность детей. Примерно у 30-40% детей низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни.

Врачи и педагоги так же отмечают снижение двигательной активности детей и в учебных заведениях, а это потеря в здоровье, развитии, знаниях.

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации.

Педагоги всех времен отмечали её благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических качеств и способностей. П.Ф.Лесгафт считал, что  подвижная игра-это упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. 

Потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это двигаться, действовать. В детском возрасте закладывается фундамент физических качеств, от которых зависит дальнейшая жизнь ребенка. Игры – одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры, они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Ведь активные дети лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу, напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем. Кроме того подвижная игра помогает ребенку:

- в выработке социальных навыков: умение действовать в команде, сотрудничать с другими, ставить общую цель выше личного желания;

- воспитанию нравственных качеств, таких как взаимопомощь, коллективизм,  честность, дисциплинированность;

- волевых качеств — выдержки, смелости, решительности;

- а так же ПИ развивают  и  физические качества, такие как ловкость, быстроту, силу, выносливость,  гибкость, которые важны для успешного выполнения бытовых, профессиональных и спортивных двигательных действий .

Цель подвижных игр укреплять здоровье детей и повышать их работоспособность.

Из цели вытекают задачи, кот. делятся на 3 основные группы: оздоровительные задачи, образовательные и воспитательные.

К 1-ой группе относятся :

-Формирование телосложения, правильной осанки и стопы.                                          

-Сохранение положительного  психоэмоционального состояния у детей.                                            

-Удовлетворение потребности детей в движении.

К образовательным задачам относятся:

-Формирование и совершенствование жизненно необходимых двигательных умений и навыков(ходьба, бег, лазание, перелазание, метание и т.д.)                  

-Развитие основных физических качеств(сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость)                

 -Формирование умения выполнять правила подвижных игр.

Воспитательные задачи это:  

- Воспитание у детей интереса к занятиям физкультурой и спортом.

-Содействие воспитанию морально-волевых качеств (целеустремленность,  решительность,  смелость,  настойчивость, самостоятельность и т.д.)

Основываясь на цель и задачи  можно предположить, что в результате применения на уроках подвижных игр у детей должны будут:

1.Улучшиться показатели  физических качеств.

2. Улучшиться  соматические показателей здоровья.

3. Сформироваться потребность в здоровом образе жизни.

  Остановимся подробнее на физических качествах.

ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА– это функциональные свойства организма , характеризующие одаренность человека. Существует 5 основных физ.качеств: быстрота, гибкость, ловкость, выносливость и сила.

Быстрота- способность человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью.   Быстроту можно развивать в любом возрасте до 18лет.

Ловкость –это способность человека быстро,  и целенаправленно решать неожиданно возникающие  задачи. Наилучшим возрастом развития ловкости является младший школьный возраст.

Для развития быстроты и ловкости подходят игры с бегом, прыжками, игры с увёртыванием, игры выполнения заданий по внезапным сигналам такие, как: «Третий лишний», «Караси и щука», «Вороны и воробьи», «Салки», «Ловля парами», «Салки с выручалками».

Гибкость – способность человека выполнять движения  с большой амплитудой. Гибкость можно развивать в дошкольном , младшем  школьном  и  среднем школьном возрасте до 14лет).

Для развития гибкости подходят игры, которые развивают подвижность суставов. Я в основном  использовала  игры такие, как: «Палку за спину», «Жираф», «Мостик и кошка», «Кто быстрее передаст», «Путаница», «Волна».

Выносливость  -это способность выполнять какую-либо деятельность длительное время не снижая эффективности. Выносливость лучше развивать с 8-11лет и с 15-18лет).

Развитие выносливости происходит в подвижных играх с многократными повторениями действий, выполняемых продолжительное время, например: «Поймай лягушку», «Смена мест», «Чай-Чай-выручай», «Таракашки», «Салки со скакалкой».

Сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством  мышечных напряжений. Силу лучше начинать развивать с 9 лет.

Игры для развития силы нацеливают на преодоление собственного веса, или веса отягощения, или сопротивления противника, например: «Перетягивание в парах», «Перетягивание палки», «Кто вытолкнет», «Толкание ядра », «Гонка мячей», «Сильные ноги».

  Чтобы узнать на сколько я близка к ожидаемым результатам, я провела мониторинг физических качеств. Были использованы тесты: прыжок в длину с места, челночный бег и бег 30м. Затем я  провела  сравнительный анализ и стало видно, что в классах, где ПИ играм уделялось повышенное внимание физические качества улучшились в большей степени, чем у других.

Дети меньше болели, уже имеющиеся болезни меньше обострялись, на урок физкультуры ребята ходили с большим  желанием и интузиазмом.  Им хотелось все больше и больше заниматься физкультурой и различными видами спорта и в течении года им казалось, что одной спортивной секции им мало, они записывались параллельно в другие секции.

Таким образом можно сделать вывод, что игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

  Игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

 Подвижные игры способствуют укреплению здоровья учащихся, противостоянию учебным стрессам ситуациям, неблагоприятным условиям внешней среды, формированию двигательных навыков. Уроки с использованием спортивных и подвижных игр способствуют повышению интереса к занятиям физической культурой.

Активные игровые движения, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

  В игре дети не только развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать но и получают моральное и эстетическое удовлетворение, углубляют познания окружающей их среды. В игре развиваются и морально-волевые качества: упорство, настойчивость, дисциплинированность, решительность. Чувство коллективизма и товарищества.

Можно сделать вывод, что подвижные игры – средство всестороннего развития ребенка и формирования личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подвижные игры как средство развития физических качеств

подвижные игры как средство развития физических качеств, для учащихся начальных классов...

Конспект урока в 3 классе по физической культуре "Подвижные игры как средство развития физических качеств"

Подвижная игра - это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, которое способно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в...

"Подвижные игры, как средство развития физических качеств у учащихся"

Данный материал посвящен подвижной игре, как средству воспитательно-оздоровительного характера, направленного на всестороннюю физическую подготовленность и совершенствование функций организма....

Методическая разработка "Подвижные игры,как средство развития физических качеств учащихся начального образования"

Недостаток двигательной активности влечет за собой печальные последствия - снижение работоспособности, быструю утомляемость, общее ухудшение самочувствия. Причиной этого кроются в их образе жизни. Про...

Подвижные игры как средства развития физических качеств учащихся

Подвижные игры играют основную, если не главную роль в формировании и развитии физических качеств школьников начальных классов. В данной статье дается подборка подвижных игр, которые понадобятся учите...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста

Развивать физические качества у младших школьников можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений....

«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

В  данной статье указывается значение подвижных игр для физического развития ребенка....