"Подвижные игры, как средство развития физических качеств у учащихся"
статья по физкультуре

Идрисов Рашид Надирович

Данный материал посвящен подвижной игре, как средству воспитательно-оздоровительного характера, направленного на всестороннюю физическую подготовленность и совершенствование функций организма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

 

«Подвижные игры, как средство развития физических качеств у учащихся»

                                                                       

                                                                       Подготовил:

                                                                       учитель физической культуры

                                                                       Идрисов Рашид Надирович

Истра, 2018

Известно, что ребенок развивается в результате непосредственного влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, поступающей из окружающей среды.

В школьном возрасте с 7 до 9 лет продолжают развиваться и совершенствоваться все двигательные навыки, однако его общение с окружающим миром пока еще ограниченно. Постепенно дети приобретают самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими, уверенными, быстрыми.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у школьников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, но и развитию физических качеств.

В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Среди большого количества разнообразных средств физического воспитания при обучении детей широко используются подвижные игры, которые помогают в решении задач воспитательно-оздоровительного характера. Игровая деятельность имеет особенно важное значение и наиболее активного формирует характер в период детства и юношества. В игре дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умение, в них вырабатывается смелость, воля и сообразительность. В этот период игровой метод является ведущим и приобретает характер универсального метода физического воспитания.

Подвижная игра - одна из важнейших средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Почти на всем протяжении жизни человек тесно связан с игрой. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то на более позднем этапе она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь через игру ребенок учится элементам сотрудничества, элементам здорового соперничества, интересного соревнования.

Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием между игроками определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Во время игры удается включить всех учащихся в коллективную деятельность, помочь определить свою роль среди сверстников.

В подвижных играх есть всегда и побежденные и победители. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение - не впадать в отчаяние. Следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское отношение ко всем участникам игры. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются все больше и разнообразнее.

 В связи с требованиями, предъявленными к человеку значительным становится развитие зрительно-двигательной координации, ориентировки в пространстве. Во время игровой деятельности сложные и разнообразные движения, как правило, задействуют все мышечные группы. Это оказывает содействие развитию как опорно-двигательного аппарата, всех групп мышц, а также гармоничному развитию  ребенка как личности в целом. Ведь условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических погрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер нагрузки больше всего отвечает физиологическим особенностям подрастающего организма и потому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхания.

Кроме того, огромное значение игр усиливается возможностью их широкого использования в естественных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде и т.д. ни с чем несравненное средство закаливания и укрепления здоровья.

Как мы ранее уже отмечали огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре, так как она является важнейшим видом детской деятельности. А также эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств. В игре реализуется потребность воздействия на мир.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», так отмечал советский педагог-новатор В.А. Сухомлинский.

Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Игра - это жизнь, особенно если мы говорим о детских играх, призванных развлечь, сплотить, развить, развеселить, научить.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

В процессе учебных занятий в старших классах общеобразовательных школ у учащихся снижается двигательная активность, возникает риск психоэмоциональных нагрузок, вызывающих утомление. В таких условиях пассивный отдых не обеспечивает полноценного восстановления. Таким образом, возникает необходимость применения средств физического воспитания в оздоровительных целях. В связи с этим, необходимо планомерное развитие физкультурных занятий, одним из видов которых и являются подвижные игры.

Следовательно, правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у школьников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, но и развитию физических качеств.

В методике развития двигательных качеств детей школьного возраста должны быть воедино соединены средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей.

Подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подвижные игры как средство развития физических качеств

подвижные игры как средство развития физических качеств, для учащихся начальных классов...

Подвижные игры как средство развития физических качеств.

Подвижные игры - как одно из главных средств развития физических качеств у младших школьников Дети они как маленькие батарейки, любят  бегать, прыгать, вертеться. Ведь именно движение способ...

Конспект урока в 3 классе по физической культуре "Подвижные игры как средство развития физических качеств"

Подвижная игра - это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, которое способно интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить мотивационную основу для формирования в...

Методическая разработка "Подвижные игры,как средство развития физических качеств учащихся начального образования"

Недостаток двигательной активности влечет за собой печальные последствия - снижение работоспособности, быструю утомляемость, общее ухудшение самочувствия. Причиной этого кроются в их образе жизни. Про...

Подвижные игры как средства развития физических качеств учащихся

Подвижные игры играют основную, если не главную роль в формировании и развитии физических качеств школьников начальных классов. В данной статье дается подборка подвижных игр, которые понадобятся учите...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста

Развивать физические качества у младших школьников можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений....

«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»

В  данной статье указывается значение подвижных игр для физического развития ребенка....