Рабочая программа по предмету " Адаптивная физическая культура"
рабочая программа по физкультуре по теме

Алексеева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по предмету " Адаптивная физическая культура" обучающейся 7 класса, составлена на основе программы " Сенсорная стимуляция детей пи подростков с глубокой умственной отсталостью"/ Под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно- методическим экспертным советом Санкт- Петербургскиой академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_fizicheskaya_kultura.docx46.76 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» обучающейся 7 класса Фаины М. составлена на основе программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» / Под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, допущенной к использованию в образовательных учреждениях Научно-методическим экспертным советом Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования 19.09.2012 года в соответствии с:

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

     - приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

- распоряжением Комитета по образованию от 14.03.2017 № 838-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

- распоряжением Комитета по образованию от 20.03.2017 № 931-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2017/2018 учебном году»;

   -  инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию № 03-20-2881/15-0-0 от 13.07.2015 «Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей инвалидов»;

         - письмом Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК - 2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»;

- письмом управления специального образования Министерства образования РФ от 28.02.2003 № 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения»;

 - Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;

-постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- учебным планом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 439 Петродворцового района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа составлена в соответствии с  учебным планом ГБОУ школы  № 439 и календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год и рассчитана на  3 часа в неделю (исходя из 34 недель).

При разработке программы учитывались следующие особенности развития детей с глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития:

  • неподвижность или резко ограниченные движения;
  • двигательные расстройства, обусловленные детским церебральным параличом, гипотонией, приводящие к невозможности самостоятельного передвижения;
  • невозможность воспринимать движущийся объект, пространственное положение собственного тела;
  • двигательные реакции хаотичны, нецеленаправленны;
  • потребности и действия, если таковые имеются, носят примитивный характер;
  • повышенная судорожная готовность и др.

При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности девочки. Фаина  2003 года рождения, диагноз: F-73.42.  

При обследовании: самостоятельно не ходит, не сидит без поддержки, голову не удерживает, может  самостоятельно перевернуться с живота на спину, самостоятельного захвата предметов нет, вложенный в руку предмет удерживает кратковременно. Руки, ноги находятся в хаотичном движении, может поднести руку ко рту (сильный рефлекс сосания). Частые приступы, характеризующиеся поднятием ноги вверх, гиперкинезом мышц.

Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе:

-специальных методов и приемов: базальная стимуляция, дыхательные упражнения, упражнения на расслабления и нормализацию поз и положений головы и конечностей;

-создание специальных условий по стимуляции  двигательно-моторной  сферы: использование на уроках-занятиях «водной» кровати, пуфов с наполнителями, матов, фит-боллов (надувных мячей), различных игрушек для привлечения внимания и др.  

Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранным учебно-методическим комплексом.

Предполагаемые результаты освоения программы:

  • Усвоил;
  • Частично усвоил;
  • Не усвоил.

Педагогический прогноз: эмоциональные / двигательные реакции на различные прикосновения, попытки удерживать голову при различных положениях тела, попытки переворотов, удерживание вложенной в руку игрушки (непродолжительное время).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебные предметы

Годы обучения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Зрительно-слуховая стимуляция

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Тактильная стимуляция

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Стимуляция обонятельной чувствительности

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Адаптивная физическая культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Коммуникативная стимуляция

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Максимально допустимое количество часов  (в течение недели)

10

10

10

10

10

10

10

10

10

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РАЗДЕЛУ

«Адаптивная физическая культура»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

  1. 1.

Обследование двигательной сферы (умение удерживать голову в различных положениях, умение сидеть без поддержки, умение поднимать руки, ноги, наличие захвата и др.)

3

  1. 2.

Формирование контроля за положением головы

20

  1. 3.

Стимуляция оптической реакции опоры рук.

13

  1. 4.

Переворачивания и присаживания

21

  1. 5.

Выполнение действий руками

23

  1. 6.

Знакомство с игровыми свойствами предметов

13

  1. 7.

Повторение, закрепление материала

5

ИТОГО

98


Содержание программы

Обследование  состояния двигательно-моторной  сферы.

 Обследование двигательно-моторной сферы (умение удерживать голову в различных положениях, наличие опоры на руки, умение сидеть без поддержки, умение поднимать руки, ноги, наличие захвата и удержание предметов различной формы и  др.)

Стимуляция установочного рефлекса на голову (контроля за положением головы). Повороты головы в разные стороны, лежа на животе/спине; поднимание и удерживание головы под углом 45*, лежа на животе; поднимание и удерживание головы при присаживании; поднимание головы на 90* лежа на животе с опорой на предплечья; удерживание головы, сидя при поддержки.

Стимуляция оптической реакции опоры рук и поворотов туловища.

Опора на вытянутые руки, в положении лежа на животе, приподнимая туловище (с помощью); поворачивание на пол-оборота в сторону, чтобы потянуться к игрушке (с помощью); переворачивание со спины на живот, поворачивание с живота на спину  на мягкой и жесткой поверхности (с помощью и самостоятельно).

Стимуляция захвата предмета и развития зрительно-моторной координации.

Удерживание вложенного в руку предмета (с помощью). Захват предмета ладонью и удерживание непродолжительное время (с помощью). Захват предмета, правильно распределяя пальцы при захвате (с помощью). Захват предметов разной формы/размера. Дотягивание до предмета, находящегося в разных плоскостях (вертикальной, горизонтальной, находящегося над рукой и под рукой) (с помощь.). Перекладывание предметов из одной руки в другую (с помощью). Произвольное отпускание предмета, вложенного в руку. Манипулирование предметом (с помощью). Бросание мелких предметов в сосуд (с помощью).

Знакомство с игровыми свойствами предметов. Прокатывание мяча. Подбрасывание мяча вверх. Пассивные движения руками в воде, в различных сыпучих материалах. Нахождение игрушки в сыпучих материалах, в воде. Знакомство с пластилином, тестом (мять, скатывать, расплющивать) (в совместной деятельности). Знакомство с бросовым материалом (бумага, кусочки ткани, пластмассовые баночки).

Учебно-методические средства обучения

Список литературы (основной)

Проект образовательной  программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /  Т.А. Алексеева, Л.Б.Баряева, Л.И.Кайкина, Л.В.Капустянская и др; под. редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой. – СПб.: 2012. – с.45

Список литературы (дополнительный)

  1. Андрющенко Н.В. Монтессори – педагогика и Монтессори – терапия. – СПб.:Речь, 2010.
  2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. - М.: ДРОФА, 2007.
  3. Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  4. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой. - СПб.: КАРО, 2006.
  5. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. - М.: Просвещение, 2000.
  6. Методика учебно-воспитательной работы в центрах коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: Учеб.-метод. Пособие / М. Ветланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; Науч. Ред. С.Е. Гайдукевич. - Мн.: БГПУ, 2009.
  7. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. - СПб.: Союз художников, 2007.
  8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: ВЛАДОС, 2010.
  9. Пак Чжэ By. Пальцетерапия. - М.: Су Джок Академия, 2001.
  10. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
  11. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику. - М.: Эксто-Пресс, 2001.
  12. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья / Под ред. Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, В.Л. Жевнерова. - СПб.: ХОКА, 2007.
  13. Сиротюк А.Л., Сиротюк А. С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  14. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика- Синтез, 2007.
  15. Царев А.М. Организация обучения и воспитания детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития в псковском центре лечебной педагогики// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2011. № 4.
  16. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и в обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.- СПб.: Речь, 2005.
  17. Штрасмайер В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста: Пер. с нем./ Под ред. Н.М. Назаровой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Электронные ресурсы

  1. Сайты

 

 ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Примерный перечень оборудования.

  • водная кровать;
  • пуфы с гранулами;
  • маты;
  • игрушки – мобиле;
  • игрушки пластмассовые, резиновые, деревянные с удобным захватом;
  • игрушки различной формы и величины;
  • мячи надувные разного диаметра;
  • дорожки с различным покрытием (гладкая поверхность (различные типы тканей), меховая поверхность и др.).
  • игрушки музыкальные: погремушки, бубен, дудочки, барабан, колокольчик, свистульки, деревянные ложки и т.п.
  • игрушки-каталки на колёсиках с длинной ручкой.
  • интерактивное игровое оборудование «Звездное небо», « «Зеркальный шар с мотором», «Пузырьковая колонна» (для занятий в темной сенсорной комнате).
  • любые предметы, которые можно ронять на пол (кубики, мягкие игрушки, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. д. ).
  • музыкальный центр;
  • тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку;
  • сыпучие материалы (песок, манка, горох);
  • емкости для игр с водой;
  • пластилин, тесто.

Литературный материал

Малые фольклорные формы: «Молоток», «Будут пальчики вставать» (рус.), «Этот пальчик» (рус.), «Ладушки-ладошки» (рус.), «Ручку ручкою погладим...» (рус.), «Птичка – птичка…», «Погремушечка…», «Ладушки» (рус.), «Водичка, водичка...» (рус.), «Сорока- белобока» (рус.), «Поехали, поехали» (рус.), «Рельсы-рельсы» (рус.), «Потянушечки-потягушечки» (рус.), «Бум-бум-бум» (рус.), «Зайка начал умываться» (рус.), «Хорошая дорога» (рус.), «Еду-еду к бабе, к деду» (рус.), «Ехал мальчик маленький» (рус.), « Как по улочке» (рус.), «Маленькие ножки бегали по дорожке» (рус.), «Топ-топ» и др.

Приложение 1.

Игры и игровые упражнения

  • «Кто спрятался?», «Влево-вправо», «Машинка поехала», «Маятник», «Часики»  - стимуляция поворотов головы.
  • «Где игрушка?», «Раз, два, три, на игрушку посмотри», «Воздушный шарик», «Аквариум», «Веселая карусель» - стимуляция поднимания и удерживания головы в положении «лежа на животе»
  • «Веселые перевороты», «До игрушки дотянись!», «Птичка прилетела» - перевороты со спины на живот и обратно.
  • «Веселый мяч», «Прыг-скок», «Мое тело» - формирование чувства равновесия, ощущений собственного тела.
  • «Красивая игрушка», «Погремушечка, звени…», «Киска в гости пришла», «Ручки подружились» - стимуляция захвата и кратковременного удержания игрушки.
  • «Волшебное тесто», «Мы лепили…», «Сделаем погремушку», «Волшебная вода», «Играем с мячом», «Играем с бумагой» - знакомство с игровыми свойствами предметов.

Приложение 2

Календарно-тематическое планирование

Адаптивная физическая культура (98ч)

Тема

Количество часов

Дата

Первое  полугодие

  1. четверть – 25 часов

1.

Обследование двигательной сферы: степени сформированности контроля за положением головы, развитии общей и мелкой моторики.

3

01.09.2017

04.09.2017

05.09.2017

2.

Поднимание и удерживание головы под углом 45*, лежа на животе.

4

08.09.2017

11.09.2017

12.09.2017

15.09.2017

3.

Переворачивания со спины на бок, с бока на живот

5

18.09.2017

19.09.2017

22.09.2017

25.09.2017

26.09.2017

4.

Удержание  вложенного в руку предмета

4

29.09.2017

02.10.2017

03.10.2017

06.10.2017

5.

Поднимание и удерживание головы при присаживании.

3

09.10.2017

10.10.2017

13.10.2017

6.

Удерживание головы, сидя при поддержке

2

16.10.2017

17.10.2017

7.

Дотягивание до предмета, находящегося под рукой и его захват

3

20.10.2017

23.10.2017

24.10.2017

8.

Повторение, закрепление пройденного материала.

1

27.10.2017

Первое полугодие

  1. четверть -  21 час

1.

 Захват предметов разной формы

3

10.11.2017

13.11.2017

14.11.2017

2.

Повороты головы из положения «лежа на животе».

2

17.11.2017

20.11.2017

3.

Переворачивания со спины на живот и обратно

2

21.11.2017

24.11.2017

4.

Удержание и отпускание вложенного в руку предмета

2

27.11.2017

28.11.2017

5.

Захват предметов разной величины

2

01.12.2017

04.12.2017

6.

Дотягивание до предмета находящегося над рукой и его захват.

3

05.12.2017

08.12.2017

11.12.2017

7.

Дотягивание до предмета вертикально вверх

1

12.12.2017

Упражнения с мячами. Обследование,  удерживание, перекладывание,  подбрасывание.

5

15.12.2017

18.12.2017

19.12.2017

22.12.2017

25.12.2017

Повторение, закрепление пройденного материала.

1

26.12.2017

Адаптивная физическая культура

Тема

Количество часов

Дата

Второе  полугодие

3 четверть – 30 часов

1.

Поднимание головы на 90*, лежа на животе с опорой на предплечья.

3

12.01.2018

15.01.2018

16.01.2018

2.

Поднимание и удерживание головы при присаживании.

3

19.01.2018

22.01.2018

23.01.2018

3.

Приподнимание туловища с опорой  на вытянутые руки

4

26.01.2018

29.01.2018

30.01.2018

02.02.2018

4.

Поворачивание туловища на пол оборота в сторону

3

05.02.2018

06.02.2018

09.02.2018

5.

Переворачивание со спины на живот и и обратно на мягкой поверхности

4

12.02.2018

13.02.2018

16.02.2018

19.02.2018

6.

Переворачивание со спины на живот и обратно на жесткой поверхности

4

20.02.2018

23.02.2018

26.02.2018

27.02.2018

7.

Удерживание вложенного в руку предмета

3

02.03.2018

05.03.2018

06.03.2018

8.

Приподнимание туловища с опорой  на вытянутые руки

5

12.03.2018

13.03.2018

16.03.2018

19.03.2018

20.03.2018

9.

Повторение, закрепление пройденного материала.

1

23.03.2018

Второе полугодие

4 четверть -  22 час

1.

Стимуляция захвата и удержания предмета с правильным распределением пальцев при захвате.

1

02.04.2018

2.

Стимуляция удерживания предмета двумя руками.

1

03.04.2018

3.

Формирование контроля за положением головы

3

06.04.2018

09.04.2018

10.04.2018

4.

Стимуляция оптической реакции опоры рук

4

13.04.2018

16.04.2018

17.04.2018

20.04.18

3.

Знакомство с игровыми свойствами предметов.

Перекладывание шишек, орехов, камешков.

5

23.04.2018

24.04.2018

27.04.2018

28.04.2018

04.05.2018

4.

Переворачивание со спины на живот и обратно на мягкой и  жесткой поверхности

3

07.05.2018

08.05.2018

11.05.2018

5.

Знакомство с игровыми свойствами предметов.

3

14.05.2018

15.05.2018

18.05.2018

6.

Повторение, закрепление пройденного материала

2

21.05.2018

22.05.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету"Адаптивная физическая культура" 6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программапо предмету «Адаптивная физическая культура»6 класса для детей с тяжелой умственной отсталостью   Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет (дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» для  освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый к...

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальным...

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 4 «а» и 4 «б» классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» предназначена для учащихся 4 «а» и 4 «б» классов с умс...