Шахматная неделя в начальной школе
методическая разработка по физкультуре на тему

Георгиева Светлана Валерьевна

Предметная неделя в начальной школе. Шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Предметная неделя шахмат799.24 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная неделя шахмат в начальной школе

Автор работы: Георгиева Светлана Валерьевна

Учитель ГБОУ Школы № 2109 г. Москва

г. Москва

2018 г.

Пояснительная записка

В настоящее время школа ставит своей целью формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся на основе межпредметной интеграции в единой системе основного и дополнительного образования. В ГБОУ школе № 2109 много лет педагоги дополнительного образования ведут шахматные кружки. В современной школе большое значение имеет развивающая функция обучения, ориентированная на развитие логического мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания, осознания и применения в различных метапредметных областях. Этому способствуют уроки шахмат, проводимые в первых класса один раз в неделю в рамках уроков физической культуры. Для обеспечения данного учебного процесса учителя начальных классов и физкультуры прошли обучение в федеральном государственном автономном учреждении "Федеральный институт развития образования" по курсу "Теория и методические основы преподавания курса "Шахматы" в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО». Кроме того, в нашей школе активно реализуется программа Е.А. Прудниковой, способствующая всестороннему развитию личности, развитию у учащихся пространственного и системного мышления, обретению навыков стратегического планирования, а также повышению их интеллекта.

C:\Users\Lana\Desktop\фото 1 П\1п-3четверть\шахматы1IMG_20180201_132039.jpg  C:\Users\user\Desktop\IMG_20180313_100624.jpg

Ведущаяся внеклассная работа заметно способствует развитию интереса учеников начальных классов к шахматам. С целью совершенствования методов педагогической работы предлагается включить в план работы методического объединения учителей начальных классов предметную неделю шахмат. По опыту работы проводить её целесообразно весной, когда первоклассники уже будут иметь базовые знания о шахматах благодаря проводимым урокам физкультуры.

C:\Users\user\Desktop\IMG_20180313_083143.jpg  C:\Users\user\Desktop\IMG_20180313_084114.jpg

Материалы для методического обеспечения проведения мероприятия содержатся в соответствующих Приложениях № 1-9 к его описательной части.


Описательная часть

Цель: способствовать активизации познавательной сферы учащихся для повышения мотивации обучения.

Задачи:

- развитие познавательной активности учащихся;

- формирование положительной мотивации к обучению;

- вовлечение всех детей в процесс обучения и воспитания через занимательные формы проведения мероприятий;

- выявление детей, обладающих творческими способностями.

Принцип проведения недели: каждый учащийся является активным участником всех событий недели и может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.

Подготовительная работа в классах заключается в проведении шахматной олимпиады и шахматного турнира на уровне класса. Олимпиаду и турнир можно провести как накануне недели, так и в первые два дня шахматной недели. (Проводят учителя начальных классов)

  1. Провести шахматную олимпиаду в классе.

Вариант вопросов для 1-2 классов в Приложении № 2.

Вариант вопросов для 3-4 классов в Приложении № 3.

  1. Подготовить индивидуальные или групповые сообщения о знаменитых шахматистах и самых необычных шахматных партиях.
  2. Провести шахматный турнир в каждом классе.

Потребуются: демонстрационная доска и индивидуальные доски. Класс разбивается на 4 команды. Заполняются таблицы Бергера как командные (Приложение № 4), так и личные (Приложение № 8).

День первый:

Проводят учителя третьих классов.

  1. Объявление о начале предметной недели шахмат.

Ученики третьих классов в чёрно-белых костюмах на переменах приходят в каждый класс, приглашают всех ребят принять активное участие в неделе шахмат. (Можно раздать буклеты с планом мероприятий недели. Предлагаемый план проведения предметной недели приведен в Приложении № 1.)

Проводят учителя четвёртых классов.

  1. Сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели шахмат.

Ученики четвёртых классов выпускают газету с планом мероприятий и вывешивают её на информационном стенде.

Проводят классные руководители.

  1. Индивидуальные или групповые сообщения о знаменитых шахматистах и самых необычных шахматных партиях.

C:\Users\user\Desktop\IMG_20180313_113514.jpg

День второй:

Проводят и печатают грамоты учителя вторых классов.

Шахматная олимпиада

Приглашаются по два представителя от каждого класса.

Вариант вопросов для 1-2 классов в Приложении № 5.

Вариант вопросов для 3-4 классов в Приложении № 6.

День третий:

Проводят классные руководители.

В мире больших фигур

Каждый класс приглашается в зал, оснащённый большими (уличными) шахматными фигурами. (При отсутствии такого комплекта можно воспользоваться обычными шахматами.)

C:\Users\user\Desktop\IMG_20180313_132756.jpg  C:\Users\user\Desktop\IMG_20180313_132732.jpg

Предлагаемые варианты игр содержатся в Приложении № 7.

День четвёртый:

Проводят и печатают грамоты учителя первых классов

Шахматный турнир

От каждого класса приглашается по два ученика (победителя классного турнира). В ходе соревнования выявляются победители в каждой параллели.

Заполняются таблицы Бергера. (Приложение № 8)

День пятый:

 Проводят учителя начальных классов

1. Объявляется завершение предметной недели.

2. Создаётся видеоряд (разбит на 4 части: начало недели, шахматная олимпиада, шахматный турнир, шахматные игры) для организации закрытия недели, подведения итогов мероприятия и публикации на сайте школы.

Закрытие недели.

Перед выступлением героев включается презентация или видеоряд с отчётом о начале шахматной недели.

В основу церемонии закрытия недели положена сказка «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла.

Действующие лица: Ведущий, Алиса, Цветы, Чёрная королева, Траляля, Труляля, Лев, Единорог, Король.

Реквизит: большие шахматные фигуры, записки с заданиями.

Ведущий. Вы любите волшебство и превращения? Если любите, то приглашаем вас на закрытие необыкновенной недели шахмат.

Алиса. Здравствуйте, ребята! Я Алиса. Я прошла сквозь зеркало и оказалась в Зазеркалье, где мир представляет собой большую шахматную доску. Мне предстоит трудный путь. Помогите мне, пожалуйста, перейти на новую линию! Посмотрите, на шахматной фигуре листы с заданиями.

Решите примеры (Приложение № 9).

Ведущий. Ребята, давайте прочитаем, что у вас получилось.

Молодцы! Наша Алиса из зазеркальной комнаты попала в зазеркальный сад живых цветов...

Девочки в костюмах цветов исполняют танец.

На сцену выходят Алиса в костюме Белой пешки и Чёрная королева.

Чёрная королева. Ребята, сложен путь Алисы!

Алиса. Но, я всегда ощущаю вашу помощь, чувствую поддержку!

На экране видеоотчёт шахматной олимпиады.

Ведущий. Мы рады наградить победителей шахматной олимпиады.

Награждение и фотографирование победителей.

Мини-инсценировка

(Алиса, Труляля, Траляля)

На сцену выходят Алиса, Труляля, Траляля

– Я думала о том, – сказала вежливо Алиса, – как бы мне побыстрей выбраться из этого леса. Уже темнеет… Не покажете ли вы мне дорогу?

Но толстячки только переглянулись с усмешкой. Они были до того похожи на школьников, выстроившихся для переклички, что Алиса не удержалась, ткнула пальцем в Труляля и крикнула:

– Первый!

– Ни в коем разе! – тут же отозвался Труляля и так быстро захлопнул рот, что зубы щелкнули.

– Второй! – крикнула Алиса и ткнула пальцем в Траляля.

– Задом наперед, совсем наоборот! – крикнул он.

Другого Алиса и не ждала.

– Ты неправильно начала! – воскликнул Труляля. – Когда знакомишься, нужно прежде всего поздороваться и пожать друг другу руки!

Тут Алиса протянула им обе руки сразу. В следующую минуту все трое кружились, взявшись за руки, в хороводе под музыку.

Братцы были толстоваты: скоро они запыхались.

– Четыре круга – вполне достаточно для одного танца, – пропыхтел Труляля.

Они остановились так же внезапно, как и начали; музыка тут же смолкла.

– Надеюсь, вы не очень устали? – спросила она, наконец.

– Ни в коем разе! – отвечал Труляля. – Большое спасибо за внимание!

– Премного  благодарны! – поддержал его Траляля. – Ты любишь стихи?

– Д-да, пожалуй, – ответила с запинкой Алиса. – Смотря какие  стихи… Не скажите ли вы, как мне выйти из лесу?

– Что ей прочесть? – спросил Траляля, глядя широко открытыми глазами на брата и не обращая никакого внимания на ее вопрос.

Ребята, вам необходимо продолжить наши стихи.

  1. Фигур как можно больше выводи…
  2. Стремятся пешки на центральные поля…
  3. Начиная игру ловко, не забудь про рокировку…
  4. До чего же судьи хмуры! Беззащитные фигуры…

Ведущий. Давайте послушаем, что получилось у ребят.

Мини-инсценировка

(Алиса, Лев, Единорог, Король)

На сцене Алиса, Единорог, Король. К ним подходит Лев – вид у него был усталый и сонный, глаза то и дело закрывались. 

– А это что такое? – спросил он, моргая, голосом глухим и глубоким, словно колокол.

– Попробуй отгадай!  – воскликнул радостно Единорог. – Ни за что не отгадаешь! Я и то не смог!

Лев устало посмотрел на Алису.

– Ты кто? – спросил он, зевая после каждого слова. – Животное?.. Растение?.. Минерал?..

Не успела Алиса и рта раскрыть, как Единорог закричал:

– Это сказочное чудище – вот это кто!

– Что ж, угости нас пирогом, Чудище, – сказал Лев и улегся на траву, положив подбородок на лапы.

И, взглянув на Короля и Единорога, прибавил:

– Да сядьте вы! Только смотрите мне – пирог делить по-честному!

Королю, видно, не очень-то хотелось сидеть между Единорогом и Львом, но делать было нечего: другого места для него не нашлось.

– А вот сейчас  можно бы устроить великолепный бой за корону, – сказал Единорог, хитро поглядывая на Короля. Бедный Король так дрожал, что корона чуть не слетела у него с головы.

– Я бы легко одержал победу, – сказал Лев.

– Сомневаюсь, – заметил Единорог.

– Я ж тебя прогнал по всему городу, щенок, – разгневался Лев и приподнялся.

Ссора грозила разгореться, но тут вмешался Король. Он очень нервничал, и голос его дрожал от волнения.

– Был бой уже. Серьёзный бой! И сейчас мы все увидим победителей! 

На экран выводится видеоотчёт шахматного турнира.

Награждение победителей шахматного турнира.

Алиса. Мы все живем в огромном мире, 
И каждый шаг для нас – событие! 
И каждый день, что мы встречаем, 
Пусть дарит новые открытия! 

Ведущий. Линейка подошла к концу. 
Хлопайте в ладоши. 
Ах, какие же у нас

ученики хорошие! 

На экран выводится видеоотчёт шахматных игр.


Заключение

В ходе проведения шахматной недели ученики вовлекаются в творческий процесс, в котором все задания интересны, доступны, соответствуют психолого-физиологическим особенностям развития детей в младшем школьном возрасте и положительно влияют на их интеллектуальное и физическое развитие. Мероприятиями предметной недели мы стремимся не просто научить детей играть в шахматы, а в первую очередь привить им любовь к этой мудрой игре. Вместе с тем, мы глубоко убеждены, что использование имеющегося богатого отечественного опыта популяризации шахмат будет, несомненно, ценно и полезно в воспитании нового поколения маленьких интеллектуалов страны.

C:\Users\Lana\Desktop\IMG_2769.JPG


Литература

1)        Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

2)        И.Г. Сухин Шахаты, первый год обучения, или там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: тетрадь для проверочных работ – Обнинск: изд-во Духовное возрождение, 2017

3)        Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова «Шахматы в школе» Первый год обучения: учебное пособие для общеобразовательной школы – Москва: изд-во Просвещение, 2018


Методическое обеспечение мероприятия

Приложение № 1

План

проведения недели Шахмат

  • Понедельник

Объявление о начале предметной недели Шахмат

Индивидуальные или групповые сообщения о знаменитых шахматистах и самых необычных шахматных партиях

  • Вторник

Проведение шахматных олимпиад

  • Среда

В мире больших фигур

Игры с шахматами

  • Четверг

Проведение шахматных турниров

  • Пятница

Подведение итогов


Приложение № 2

Олимпиада в 1-2 классах (классный тур)

  1. Сколько на шахматной доске горизонтальных рядов?  (8)
  2. Сколько полей в каждой горизонтали шахматных полей? (8)
  3. Каждое шахматное поле квадратное? (Да)
  4. В вертикали бывает рядом два чёрных поля? (Нет)
  5. Большая чёрная диагональ проходит через центр? (Нет)
  6. Когда играешь в шахматы, можно громко разговаривать? (Нет)
  7. Какие фигуры могут перепрыгивать через поле? (Пешка, конь, король)

Приложение № 3

Олимпиада в 3-4 классах (классный тур)

  1. В вертикали есть и белые, и чёрные поля? (Да)
  2. В центре шесть полей? (Нет)
  3. В начальной позиции больше всего пешек? (Да)
  4. В начальном положении у белых два коня? (Да)
  5. Пешка ходит по горизонтали, а бьёт по вертикали? (Нет)
  6. Перечисли способы защиты от шаха. (Увести короля из-под боя, побить фигуру, которая нападает на короля, перекрыть линию удара.)
  7. Рокировка бывает большая и маленькая? (Нет)


Приложение № 4

Таблица Бергера

(командное соревнование)

Стартовый номер

Команда

1

2

3

4

Очки

Место

1

1

2

2

3

3

4

4


Приложение № 5

Олимпиада в 1-2 классах (школьный тур)

  1. Сколько на шахматной доске вертикалей? (8)
  2. Сколько полей в шахматной вертикали? (8)
  3. Шахматное поле больше шахматной доски? (Нет)
  4. В горизонтали крайние поля разного цвета? (Да)
  5. В диагонали все цвета одинакового цвета? (Да)
  6. Ферзь может пойти с белого поля на чёрное? (Да)
  7. При рокировке можно бить неприятельскую фигуру? (Нет)


Приложение № 6

Олимпиада в 3-4 классах (школьный тур)

  1. Ладье разрешается передвигаться по вертикали? (Да)
  2. Конь не может перепрыгивать через другие фигуры? (Нет)
  3. Рокировка – это когда король и ферзь меняются местами? (Нет)
  4. Дебют – вступительная стадия партии, состоящая из 3 ходов? (Нет)
  5. Когда может возникнуть ничья?

(Пат,

взаимное согласие игроков,

троекратное повторение позиции.)

  1. Укажи два вида рокировки. (Длинная и короткая.)
  2. При каких условиях делается рокировка?

(Король и ладья ни разу не ходили,

между королём и ладьёй нет фигур,

король не стоит под шахом,

поле, через которое перепрыгивает король, не находится под ударом,

по окончании рокировки король не окажется под шахом.)


Приложение № 7

Примеры игр с шахматами

Игры для всех учеников класса

  • Шахматный лабиринт.

Играющие по сигналу учителя начинают бегать по диагоналям (вертикалям, горизонталям), сохраняя равновесие, не мешая друг другу. Оступившись, ребёнок выбывает из игры.

  • Шахматное место

Дети разбирают фигуры и по команде учителя занимают на доске поля, соответствующие выбранной фигуре.

Игры для двух команд

  • Начальная позиция.

По команде учителя игроки расставляют фигуры своего цвета. Фигуры должны стоять в начальной позиции. Побеждает команда, первая выполнившая задание.

  • Займи поле!

Ученики одной команды называют фигуру и поле, а другой – ставят указанную фигуру на заданное поле.

  • Пешечный поединок.

Ученики двух команд разыгрывают цвет и расставляют пешки на их места. Побеждает команда, у которой останутся пешки.


Приложение № 8

Таблица Бергера

(личное первенство)

Стартовый номер

Ученик

1

2

3

4

Очки

Место

1

1

2

2

3

3

4

4


Приложение № 9

Примеры шахматных заданий

(для проведения закрытия недели шахмат)

1 Конь + 1 Пешка + 1 Пешка =

1 Конь +1 Слон + 1 Пешка + 1 Ладья =

1 Ферзь +1 Конь + 1 Ладья =

1 Ферзь + 1 Слон + 1 Конь =

1 Ладья + 1 Пешка +1 Слон + 1 Конь =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения недели в начальной школе

План проведения недели в начальной школе...

План проведения недели в начальной школе

План проведения недели в начальной школе...

План проведения космической недели в начальной школе (примерный).

Предлагаю примерную тематику проведения недели начальной школы, посвященной Дню Космонавтике....

Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...

Проведение шахматного турнира в начальной школе. 1 класс.

Презентация шахматного турнира в 1 классе....

Предметная неделя в начальной школе "Времена года", "Лето" школа 8 вида

Методическая разработка  для предметной недели в начальной школе по теме "Лето"...

Презентация для кружка "Шахматная азбука" в начальной школе "10 важнейших событий в истории шахмат"

Презентация содержит наиболее важные события  из  истории развития шахмат. Может быть использована на вводных уроках шахматного кружка во 2-4 хклассах....