Методика применения малых форм физической активности в школе
материал по физкультуре на тему

Мотылевич Мария Анатольевна

Данный материал разработан для учителей начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика применения малых форм физической активности в школе

 М.А.Мотылевич,

ГБОУ СОШ № 391

Малые формы физической активности играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма школьника, повышают роль двигательной активности.

Малые формы физической активности - один из приемов снижения негативного влияния длительной статической и психоэмоциональной нагрузки на организм. Их использование обеспечивает выраженный оздоровительный эффект, повышает эффективность обучения.

Использование малых форм физической активности в учебном процессе позволяет провести активный отдых субъектов образовательного процесса, обеспечив сочетание интенсификации образования с укреплением здоровья, формированием привычки вести здоровый образ жизни и навыка управлять своим самочувствием.

Малые формы физической активности непродолжительны по времени, проводятся в течение дня. Они включают физкультминутки, физкультпаузы, физкультминипаузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж. Они частично восполняют дефицит двигательной активности, могут быть использованы для активного отдыха, целенаправленного управления состоянием организма, стимуляции когнитивных функций, профилактики заболеваний.

Малые формы физической активности -это комплексы физических упражнений и элементов самомассажа продолжительностью от 1 до 5 минут. Они имеют узкую направленность на решение конкретных задач, незначительную физическую нагрузку. Узкая направленность и малая нагрузка делают эти формы доступными для людей с различным состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности. Малые формы физической активности способны частично восполнить дефицит суточной потребности в движении, способствовать снятию утомления и повышению работоспособности, укреплению здоровья, помочь в управлении состояния организма и самочувствием в широких пределах.

Физкультминутка – это небольшой комплекс физических упражнений, направленных на восстановление работоспособности, улучшение самочувствия, повышение внимания, предупреждение нарушений осанки. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово – и лимфообращение застойных участков в организме, снять статическое напряжение.

Комплексы физкультминуток состоят из 3 – 5 упражнений и продолжаются не более 1, 5 – 3 минут. Это могут быть комплексы при утомлении плечевого пояса, пальцев рук, глаз и т. д.

Физкультпаузы проводятся в течение 6 – 10 минут и включают 6 – 8 упражнений. Можно применять комплексы ОРУ, танцевально – ритмическую гимнастику или ритмические танцы.

Физкультминипауза – самая короткая форма активного отдыха и выполняются в течение 20 – 30 секунд. В жизни мы часто прибегаем к физкультминипаузе не замечая этого: жмуримся, встряхиваем кистями и др.

Порядок чередования этапов определяется изменением состояния ребенка в течение учебного дня.

Утром, когда ребенок приходит в школу, организм еще не полностью проснулся. Поэтому упражнения, обеспечивающие активацию организма и способствующие его пробуждению, адекватно стимулируют когнитивные функции. Большую часть года утренние занятия идут при искусственном освещении, что утомительно для глаз и негативно влияет на усвоение знаний. Поэтому рекомендуется проводить упражнения для снятия усталости глаз.

К середине занятия начинает сказываться негативное влияние на осанку длительного пребывания в вынужденной позе. Следовательно, сюда включаются упражнения по восстановлению осанки. После занятия можно провести самомассаж, улучшающий кровоснабжение головного мозга, с целью снятия усталости, возникающей к этому времени.

В прохладное время года, когда высока частота простудных заболеваний, вводят оздоровительный этап для стимуляции иммунитета.

При проведении МФФА в начальной школе оправдано проведение занятий в образной, игровой или сюжетно-ролевой форме, сопровождение выполнения физических упражнений и приемов самомассажа проговариванием выполняемых приемов, использование рифмованного текста. Не менее эффективным является  проведение интерактивных занятий с применением информационно-коммуникативных технологий, что позволяет сделать занятия ярче и разнообразнее.

Необходимо заметить, что движение является естественной потребностью не только растущего организма, но человека любого возраста, пребывающего в положении вынужденной гиподинамии, поэтому оно востребовано само по себе. Однако не всегда оправдано уповать на стихийное удовлетворение естественных потребностей. Большего эффекта удается достигнуть, если подбирать формы, целенаправленно влияющие на когнитивные функции, купирующие негативное воздействие вынужденной позы.