Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы для детей".
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дианов Вячеслав Анатольевич

Данная программа имеет ознакомительный уровень. Возраст учащихся 6-10 лет (1-4 кл.). Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игры в шахматы. Срок реализации программы два года. В программе приводится перечень тем, необходимых для усвоения, чтобы играть в шахматы; перечень различных дидактических игр и заданий, стимулирующих у детей интерес и позволяющихглубже усваивать учебный материал; даётся вариант примерного распределения учебного материала. Предлагается также перечень фильмов, рекомендательный список шахматной литературы и список методической литературы для педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dianov_v.a._programma_shahmaty_1-4_kl.docx151.26 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУДО ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Шахматы для детей»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУДО ЗДТДиМ

____________ Н.А. Свиридова

"____"______________2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Шахматы для детей»

Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень: ознакомительный

Возраст учащихся: 6-10 лет

Срок реализации программы – 2 года

Автор:

педагог дополнительного образования

Дианов Вячеслав Анатольевич,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2015

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Шахматы для детей»

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

Протокол №_______

от "____"____________2015 г.

Содержание

1. Пояснительная записка

4-12 стр.

2. Учебно-тематический план

13 стр.

3. Содержание программы

14-21 стр.

4. Методическое обеспечение программы

22-25 стр.

5. Список литературы

26-27 стр.

Приложение № 1

Техника безопасности

28-31 стр.

Приложение № 2

Аттестация учащихся

32-33 стр.

Приложение № 3

Примерный учебно-тематический план занятий

34-36 стр.

Приложение № 4

Дидактический материал к занятию

«Изучение шахматной доски»

37-42 стр.


  1. Пояснительная записка

Направленность

Настоящая программа имеет физкультурно-спортивную направленность и является программой ознакомительного уровня по обучению игре в шахматы. Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-15 учебном году»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

Новизна, актуальность, целесообразность

Обучение детей шахматам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков, сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, решение дидактических задач и т. д.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением

В процессе обучения шахматам у ребёнка формируется серьёзный, трудолюбивый, бойцовский, эмоциональный характер, спортивная злость и амбициозность в хорошем смысле слова. Всё это, свою очередь, приводит к повышению социального статуса и достижению жизненного успеха.

У детей углубляются общеобразовательные знания, и повышается общая эрудиция, т.к. они знакомятся с историей и географией развития шахматной игры от древней Индии до наших дней, познают отношение к шахматам великих и знаменитых людей прошлого и настоящего, решают шахматные, логические и математические задачи с использованием шахматной доски, играют против разных компьютерных программ.

Для некоторых шахматы становятся профессией, зачастую высокооплачиваемой и престижной, для некоторых – наукой, изучающей на базе алгоритмов шахматной игры мышление и разум, создающей умные компьютерные программы, для некоторых – искусством, творящим шедевры человеческого мышления в виде задач и композиций, но для всех любовь к шахматам, появившаяся в детстве, остаётся прекрасным развлечением, которое позволяет снять стрессовые нагрузки в напряжённом ритме современной жизни..

В программе приводится перечень тем, необходимых для усвоения, чтобы играть в шахматы; перечень различных дидактических игр и заданий, стимулирующих у детей интерес и позволяющих глубже усваивать материал; дается вариант примерного распределения программного материала.

Предлагается также перечень фильмов, рекомендательный список шахматной литературы и список методической литературы для педагога.

Программа «Шахматы для детей» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, просмотр фильмов, выполнение дидактических заданий и т. д.  

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а также положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Для оценки педагогической целесообразности шахмат сошлёмся на высказывания о шахматах самых, пожалуй, великих шахматистов:

Хосе Рауль Капабланка, 3-й чемпион мира: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...» (Хосе Рауль Капабланка «Последние шахматные лекции», изд. «Физкультура и спорт», 1976 год. )

А.Алехин, 4-й чемпион мира: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни». И далее:

«Одновременно они требуют умения мобилизировать и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе». (А.Алехин «На пути к высшим шахматным достижениям», Минск, 1982г).

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера,  не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Отличительные особенности содержания программы

Данная программа модифицирует авторскую программу И.Г. Сухина «Шахматы школе», рекомендованную Министерством образования Российской Федерации и опубликованную в «Программах общеобразовательных учреждений для начальных классов (1 - 4) в двух частях. Часть вторая». - М.: Просвещение, 2002, 3-е издание, с. 370 - 392.

Обычно ребёнок, который начинает учиться шахматам в группе, уже имеет о них некоторые представления от родителей, дедушек, старших детей.

Особенность программы в том, что она позволяет изучить шахматы по системе, наработанной лучшими педагогами в этой области, с применением новейших методик с использованием электронных средств обучения.

Программа напряжённа по своей сути и требует для её выполнения концентрации и внимания ребёнка, участия родителей.

Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске, решают первые шахматные задачи, создают первые произведения искусства на шахматной доске, участвуют в соревновательном процессе на шахматных турнирах.

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. 

Задачи: 

Обучающие:

  • знакомство с историей возникновения шахмат;
  • обучение игре в шахматы;

Развивающие:

  • развитие общей культуры;
  • развитие абстрактного и логического мышления;
  • развитие математических способностей.

Воспитательные:

  • привитие любви к шахматам, как средству содержательного досуга;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни и привычке проведения здорового досуга.

Возраст учащихся: 6-10 лет

Сроки реализации: 2 года

Формы и режим занятий:

занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу, 2 часа в неделю, за год -88 часов. Их них 64 часа - аудиторные занятия, и 24 часа - социальная практика. Количество учащихся в группе 15 чел. на 1-й год обучения и 15 чел. На 2-год обучения.

Основные формы обучения

  • устное объяснение новой темы педагогом с использованием обычной, и интерактивной шахматной доски и компьютера;
  • усвоение и закрепление материала учащимся с использованием рабочей тетради, шахматной доски;
  • выполнение дидактических заданий, игровых упражнений;
  • практическая игра;
  • участие в турнирах и соревнованиях.

Ожидаемые результаты и способы проверки

        Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

        Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца, умение решать простейшие задачи и этюды и желание продолжить обучение, совершенствовать свои знания, умения и навыки, занимаясь в шахматном клубе.

Оценивание промежуточных аттестатов производится по балльной системе в форме тестирования, выполнения тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.    

Окончательное оценивание результата обучения производится в конце года на итоговой аттестации. Она проводится в форме выполнения контрольных заданий, практической игры с педагогом. При итоговой аттестации учитываются результаты и качество игр в турнирах.

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень развития коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений:

  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
  • промежуточный контроль проводится в середине учебного года в форме выполнения тестов и контрольных упражнений;
  • итоговая аттестация, проводится в конце учебного года.

        Нормативные требования по всем разделам программы и описание тестов представлены в методическом обеспечении программы.


  1. Учебно-тематический план

1-год обучения

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Тактика игры

Практическая игра

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

2

-

-

2

2. Шахматная доска.

1

2

1

4

3. Шахматная нотация.

1

3

-

4

4. Шахматные фигуры. Ходы и взятие. Ценность фигур.

1

2

3

6

5. Осуществление цели шахматной игры.

1

2

3

6

6. Общие принципы игры в дебюте.

1

2

3

6

7.  Как играть в эндшпиле. Пешка – душа партии.

1

2

3

6

8. Что делать после дебюта. Основные принципы игры в миттельшпиле.

1

1

2

4

9. Элементы шахматной тактики. Комбинации.

2

2

4

8

10. Решение задач и этюдов.

1

2

3

6

11. Этика шахматной игры

2

-

-

2

12. Игровая практика.

-

-

6

6

13. Социальная практика

24

24

14. Итоговые занятия.

4

4

Итого:

14

18

56

88

  1. Учебно-тематический план

2-год обучения

Наименование разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Тактика игры

Практическая игра

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

2

-

-

2

2. Шахматная доска.

1

2

1

4

3. Шахматная нотация.

1

3

-

4

4. Шахматные фигуры. Ходы и взятие. Ценность фигур.

1

2

3

6

5. Осуществление цели шахматной игры.

1

2

3

6

6. Общие принципы игры в дебюте.

1

2

3

6

7.  Как играть в эндшпиле. Пешка – душа партии.

1

2

3

6

8. Что делать после дебюта. Основные принципы игры в миттельшпиле.

1

1

2

4

9. Элементы шахматной тактики. Комбинации.

2

2

4

8

10. Решение задач и этюдов.

1

2

3

6

11. Этика шахматной игры

2

-

-

2

12. Игровая практика.

-

-

6

6

13. Социальная практика

24

24

14. Итоговые занятия.

4

4

Итого:

14

18

56

88

  1. Содержание образовательной деятельности

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория. Экскурсия по ГБОУДО ЗДТДиМ. Требования дисциплины и безопасности в ЗДТДиМ, поведения в учреждении. Знакомство с кабинетом «Шахматы», его оборудованием, имеющимися в нём опасными факторами при проведении занятий (электрические  розетки и приборы, углы столов, шкафов, скользкий пол после уборки и в дождливую погоду). Требования гигиены (сдача в гардероб верхней одежды, сменная обувь). Требования дисциплины на занятиях шахматами.

2. Шахматная доска.

Теория. Шахматы - спорт, наука, искусство. Из истории шахмат. Возникновение и родина шахмат. Шахматы в России, СССР. РФ. Чёрный и белый цвета – единственные цвета для шахматной доски. Основные линии: горизонтали, вертикали, диагонали. Короткие и длинные, белопольные и чернопольные диагонали. Знакомство с основными понятиями: центр, демаркационная линия, королевский и ферзевый фланги,

Практика. Дидактические игры и задания:

  • «Почтальон».
  • «Горизонталь».
  • «Вертикаль».
  • «Диагональ».
  • «Назови цвет поля».
  • «Морской бой на шахматной доске».
  • «Сходи фигурой с заданного поля на нужное» (с препятствиями и без).
  • «Разыграй партию не глядя на шахматную доску».

3. Шахматная нотация.

Теория. Цифры, натуральные числа. Латинский алфавит. Первые восемь букв латинского алфавита. Сравнение русского, английского, латинского алфавитов. Имя каждой линии на шахматной доске. Отличие названия диагоналей от горизонталей и вертикалей (для обозначения диагоналей необходимо назвать две крайние клетки). Имя каждой клетки на шахматной доске.

Практика. Дидактические игры и задания. Компьютерная игра «Угадай цвет поля». Игра: назови квадраты шахматной доски: малый (4 клетки), средний (9 клеток), большой (16 клеток). Запиши шахматные партии полной и краткой нотацией.

4. Шахматные фигуры. Ходы и взятие. Ценность фигур.

Теория. Чёрный и белый цвета – единственные цвета для шахматной армии.

Начальная позиция. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Правило «Тронул - ходи!». Относительная ценность фигур. Рокировка. Фигуры:

  • Король - самая важная фигура. Ходы и взятие. Количество контролируемых королём полей в центре и на краю доски.
  • Ладья – тяжёлая фигура, дальнобойная и прямолинейная. Ходы и взятие. Количество контролируемых полей в центре и на краю доски.
  • Слон – лёгкая фигура, дальнобойный и криволинейный. Ходы и взятие. Количество контролируемых полей в центре и на краю доски.
  • Ферзь – самая сильная фигура. Количество контролируемых полей в центре и на краю доски.
  • Конь попрыгун. Ходы и взятие. Прыжки коня через свои и вражеские фигуры.
  • Пешка-маленькая, но удаленькая Ходы пешки с начальной и последующих позиций. Взятие, сила.  Правило «Взятие на проходе». Пешка – фигура, которая никогда не отступает, на последней горизонтали может превратиться в любую фигуру.

Практика. Дидактические игры и задания.

  • Да и нет.
  • Угадай-ка.
  • Секретная фигура.
  • Мяч.
  • В бой идут одни только пешки.
  • Один в поле воин.
  • Одна фигура против пешек.
  • Перехитри часовых.
  • Джеймс Бонд
  • Собери фигурой «кристаллы» (грибы).
  • Лабиринт.
  • Игра на уничтожение.
  • Ограничение подвижности (разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями)
  • В атаку!
  • Взятие.
  • Защита.
  • Сними часовых.
  • Выиграй фигуру.
  • Вилка.
  • Защита контрольного поля.
  • Захват контрольного поля.
  • Быстрая дорога (кратчайший путь).
  • Тиски.
  • Ловушка для фигуры, укрощение коня.
  • Игра фигурами на усеченной доске.
  • Сделай рокировку.
  • Можно ли делать рокировку.

5. Осуществление цели шахматной игры.

Теория. Шах королю. Недопустимость нахождения короля под боем. Шах, от которого нет защиты. «Пленение» короля – цель игры. Практические приёмы матования одинокого короля двумя ладьями, ладьёй и ферзём, ферзём, ладьёй. Линейный мат, мат на последней горизонтали, мат в центре доски, мат на слабых и незащищённых полях. Принципы и упрощенные позиции матования одинокого короля двумя слонами, конём и слоном. Ничья в шахматной партии. Ничейные позиции. Пат. Вечный шах. Пат и вечный шах как способы в отдельных случаях ухода от поражения. Материальное и позиционное преимущество на шахматной доске.

Практика. Дидактические игры и задания.

  • Шах или не шах.
  • Шах или мат.
  • Мат или пат.
  • Объяви шах.
  • Пять шахов.
  • Защитись от шаха.
  • Объяви мат.
  • Защитись от мата.
  • Шахматное лото.
  • Вдох-выдох.
  • На крайнюю линию.
  • В угол.
  • Ограниченный король.
  • Объяви вечный шах.
  • Сделай пат.
  • Оцени позицию.
  • Запомни и продемонстрируй учебные позиции.

6. Общие принципы игры в дебюте.

Теория. 10 правил разыгрывания дебюта. Ошибки в дебюте, приводящие к катастрофам: дурацкий мат, детский мат, мат Легаля. Перевес в развитии. Короткие шахматные партии.

Практика. Дидактические игры и задания.

  • Запомни и продемонстрируй дурацкий мат, детский мат, мат Легаля.
  • Запиши не глядя на доску эти шахматные партии полной и краткой нотацией.
  • Поставь мат в 1 ход нерокировавшемуся королю.
  • Поставить мат в 4 хода «повторюшке».
  • Найди ошибки в дебютной катастрофе.
  • Выведи фигуру.
  • Можно ли сделать рокировку?
  • Чем бить черную фигуру, чтобы избежать сдвоения пешек.
  • Побей неприятельскую фигуру и сдвой противнику пешки.
  • Сделай «ловушечный» ход.

7. Как играть в эндшпиле. Пешка – душа партии.

Теория. Упрощение позиции. Основные выигрышные позиции. Чудесное превращение на последней горизонтали. Король и пешка против короля. Правило квадрата. Оппозиция. Цугцванг. Король и пешка против короля и пешки. Отдаленная проходная. Пешечный прорыв. Король и пешка против грозных фигур. Умение считать варианты. Умение защищаться.

Практика. Дидактические игры и задания.

  • Упрости позицию.
  • Защити короля.
  • Куда отступить королем.
  • Сторож и охотник.
  • Квадрат. Проведи пешку.
  • Квадрат. Задержи пешку.
  • Кто быстрее.
  • Путь к ничьей.
  • Оцени позицию.
  • Продиктуй, не глядя на доску, как из заданной позиции поставить мат одинокому королю.

8. Что делать после дебюта. Основные принципы игры в миттельшпиле.

Теория. Стратегия и тактика игры. Шахматные планы. Согласованное развитие лёгких и тяжёлых фигур - главное для осуществления планов. Упрощение позиции при материальном преимуществе.

Практика. Дидактические игры и задания.

  • Наметь план игры.
  • Упрости позицию.
  • Оцени позицию.
  • Накажи «пешкоеда».
  • Захвати центр.

9. Элементы шахматной тактики. Комбинации.

Теория. Двойной удар, вилка. Связка. Связка полная и неполная, давление на связку. Простейшие комбинации на тему «Двойной удар», «Связка». Вскрытое нападение. Вскрытый шах; двойной шах. Использование слабости последней горизонтали. Разрушение пешечного прикрытия. Превращения пешки. Ограничение подвижности. Форсирующие ходы. Комбинации. Спёртый мат, жертва ферзя, мельница - красивейшие комбинации в шахматах.

Практика. Дидактические игры и задания.

  • Сделай вилку.
  • Сделай полную и неполную связку.
  • Сделай вскрытый шах.
  • Пожертвуй материал и объяви мат в два хода.
  • Пожертвуй материал и достигни ничьей.
  • Проведи простейшую двухходовую комбинацию и добейся материального перевеса.
  • Во что превратить пешку?
  • Продемонстрируй комбинации на спёртый мат, жертву ферзя, мельницу.

10. Решение задач и этюдов

Теория. Правила решения различных ситуаций в игре. Способы решения разных задач и этюдов.

Практика. Практическая отработка на практике разных вариантов этюдов.

11. Этика шахматной игры.

Теория. Культура шахматиста. Правила поведения во время игры и после неё.

12. Игровая практика.

Практика. Проведение игр разного вида и характера. Проигрывание отдельных этюдов.

13. Социальная практика.

Практика. Участие в турнирах по шахматам разного уровня (от товарищеских до организованным по правилам ФИДЕ). Парковые шахматы. Экскурсионные поездки с профильной тематикой или в общеразвивающем направлении.

14. Итоговые занятия 1-го и 2-го года обучения.

Занятие по промежуточной аттестации.  

Знание шахматной доски, шахматных фигур, цели игры.

Умение поставить мат в учебных позициях.

Провести партию от начала до конца без часов и без записи.

Занятие по итоговой аттестации.   

Решение 3-х контрольных учебных позиций. Выборочная взаимная проверка решений и оценка результатов самими обучающимися. Участие в групповом шахматном турнире.


  1. Методическое обеспечение

Общие принципы

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего

принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Выбор и методика проведения дидактических игр.

Описание дидактических игр приводится в шахматной литературе.

Выбор дидактических игр осуществляется преподавателем для каждого занятия для группы в целом или индивидуально для каждого ученика в зависимости от уровня освоения ими материала.

Все дидактические игры и задания моделируют в доступном для учащихся виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

Непременным условием проведения дидактических игр и заданий является регулярность и постепенное усложнение одной и той же игры.

Особое внимание при проведении игр и заданий рекомендуется уделять ученикам, которые могут выполнять задания, не глядя на доску.

Основные методы обучения

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения учащимися (домашние задания для каждого года обучения, специально подобранная шахматная литература, картотека дебютов и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение:

педагог, умеющий играть в шахматы,  занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.

Информационное обеспечение:

  • методические пособия;
  • методические разработки занятий;
  • специальная литература по всем разделам программы для работы педагога с детьми.

Материалы для учеников:

  • Рабочая тетрадь.
  • Карточки с диаграммами решения задач и упражнений.
  • Материально-техническое обеспечение:
  • на 1 группу (12-15 человек)
  • кабинет для занятий; 
  • шахматные доски с набором шахматных фигур 10 комплектов;
  • ноутбук;
  • интерактивная доска.
  • демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур - 1 шт.;
  • шахматные часы–10 шт;


  1. Список литературы

Учебно-методическая литература:

  • Абрамов С.П., Барский В.Л. Методика проведения занятий. ООО «Дайв». Москва. 2009 г.
  • П. Лобач. Методика преподавания шахмат. Лекции, правила, определения, советы. «Наука», Саратов, 2003 г.

Учебная литература:

  • И.Г. Сухин. Удивительные приключения в шахматной стране. Занимательное пособие для родителей и учителей. ПОМАТУР. 2000г.
  • Шахматы – школе. Под редакцией Б.С. Гершунского. «Педагогика», 1991 г.
  • А.Карпов. Учитесь шахматам. Россия  Эгмонт. ЛТД. 2002 г.
  • А.П. Сокольский. Ваш первый ход. «Физкультура и спорт». 1989 г.
  • Н. И. Журавлёв. В стране шахматных чудес. «Международная книга». 1991 г.
  • Н. И. Журавлёв. Шаг за шагом. «Физкультура и спорт». 1986 г.
  • С. Иващенко. Учебник шахматных комбинаций. Москва. 2002 г.
  • Попова. 30 шахматных уроков. Пособие для начинающих шахматистов. Тула. 2003 г.
  • М. М. Юдович. Занимательные шахматы. «Физкультура и спорт». Москва.1966 г.
  • Р.Я. Горенштейн. Книга юного шахматиста. АО «Фердинанд» 1993г.
  • Н.М. Петрушина Шахматный учебник для детей. «Феникс», Ростов-на-Дону.2002г.

Электронные средства обучения:

  • Д.Луговой. Как за 30 минут научиться играть в шахматы. www. 64 kletki.ru
  • И.И. Полонейчик. Шахматы и развитие мышления. http://chess-study.ru Издательство «Успех» 2013 г.
  • М. Омариев.  Школа шахмат. http://chessmaestro.ru/2014 г.
  • Шахматная школа для IV-IIразрядов. ООО Дайв, 2010 г. www.ChessAssistent.ru

Приложение №1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ № ИОТ – У -001-2015

по охране труда при проведении занятий по шахматам

1.Общие требования безопасности

1.1 Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в учебном классе или шахматном зале данным видом спорта.

  1. К занятиям по шахматам допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
  2.  При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
  3. Занятия по шахматам должны проводиться в опрятной одежде и сменной обуви с нескользкой подошвой.

1.5.        При проведении занятий по шахматам должна иметься медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой медицинской помощи при травмах.

  1. Руководитель занятий и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
  2. О каждом несчастном случае с учащимся руководитель занятий обязан немедленно сообщить администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему.
  3. В процессе занятий руководитель и обучающиеся должны соблюдать правила проведения спортивной игры, ношения опрятной одежды и сменной обуви, правила личной гигиены.
  4. Начало занятий после болезни или перенесенных травм возможно только по разрешению врача и в уменьшенном объеме.
  5. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка и при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требование безопасности перед началом занятий

  1.  Переодеться в опрятную форму и сменную обувь в раздевалке.
  2.  На занятиях запрещается иметь в одежде  и принадлежностях колющие и режущие предметы (булавки, заколки т.п.)
  3.  Не входить в учебный класс и шахматный зал без разрешения педагога.
  4.  Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить в учебный класс или шахматный зал.
  5.  Не включать самостоятельно электроосвещение, аудио-видеотехнику.
  6.  Проверить надежность установки и крепления парт, стульев и другого спортивного оборудования и шахматного инвентаря.
  7.  Поверить состояние и отсутствие посторонних предметов на полу и на игровых шахматных столах.
  8.  Внимательно прослушать инструктаж на данном занятии.

3. Требования безопасности во время занятий

  1.  Тщательно провести подготовку учебного места, следуя рекомендациям педагога.
  2.  Не приступать к выполнению упражнений и учебных заданий без команды педагога, строго и четко выполняя все команды педагога.
  3.  Не выполнять упражнения, не убедившись в безопасности для себя и окружающих, соблюдая последовательность и очередность выполнения задания.
  4.  Избегать пререкания с другими учащимися, толчков, ударов по рукам и ногам игроков.
  5.  Не выполняйте упражнения, не предусмотренные заданием педагога, соблюдайте дисциплину, исключая невнимательность и поспешность.
  6.  Не уходите с учебных занятий без разрешения педагога.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

  1. При возникновении неисправности спортивного оборудования и инвентаря, прекратить занятия и сообщить об этом педагогу. Занятия продолжать только после устранения неисправности или замены спортивного оборудования и инвентаря.
  2. При плохом самочувствии или внезапном недомогании прекратите занятие и сообщите об этом педагогу.
  3.  При получении учащимся травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости – отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
  4. При возникновении пожара или других чрезвычайных ситуаций в спортивном зале, немедленно произвести эвакуацию из зала через все имеющиеся эвакуационные выходы, сообщить о пожаре  или ЧС администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению пожара с помощью имеющихся первичных средств пожаротушения.

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1.        Выходить из учебного класса или игрового шахматного зала по команде педагога спокойно, не торопясь.

  1. По окончании занятий, учебный класс и игровой шахматный зал тщательно проветрить.
  2. Сложить и убрать за собой шахматный инвентарь и принадлежности.
  3. О всех недостатках, замеченных во время занятий сообщить педагогу.

Приложение 2

Аттестация учащихся

Промежуточная аттестация (1-й год обучения)

  1. Правила игры в шахматы и основные понятия. Контроль в форме тестов.
  2. Шахматная нотация, запись ходов партий и позиций. Контроль в форме карт-тестов и контрольных письменных заданий.
  3. Проверка техники игры в любом из дебютов. Контроль на компьютере.
  4. Комбинационное зрение и точный расчет вариантов. Контроль на компьютере в форме решения шахматных задач и упражнений.
  5. Построение плана игры в миттельшпиле. Контроль в форме письменных заданий.
  6. Проверка техники игры в любом типе эндшпиля. Контроль на компьютере в форме решения шахматных задач и упражнений.
  7. Участие в сеансах одновременной игры с педагогом на часах (с контролем по одному часу участнику сеанса и сеансеру).

8.Практические партии. Форма контроля – турнир учебной группы.

Итоговая аттестация (2-й год обучения)

Правила игры в шахматы и основные понятия. Контроль в форме тестов.

  1. Шахматная нотация, запись ходов партий и позиций. Контроль в форме карт-тестов и контрольных письменных заданий.
  2. Проверка техники игры в любом из дебютов. Контроль на компьютере.
  3. Комбинационное зрение и точный расчет вариантов. Контроль на компьютере в форме решения шахматных задач и упражнений.
  4. Построение плана игры в миттельшпиле. Контроль в форме письменных заданий.
  5. Проверка техники игры в любом типе эндшпиля. Контроль на компьютере в форме решения шахматных задач и упражнений.
  6. Участие в сеансах одновременной игры с педагогом на часах (с контролем по одному часу участнику сеанса и сеансеру).
  7. Практические партии. Форма контроля – турнир учебной группы.

Приложение 3

 Учебно-тематический план занятий

Ход занятия

Кол-во часов

Правила поведения в учреждении. Экскурсия по Дворцу творчества. Знакомство с кабинетом «Шахматы», его оборудованием, имеющимися в нём опасными факторами при проведении занятий (электрические  розетки и приборы, углы столов, шкафов, скользкий пол после уборки и в дождливую погоду). Требования гигиены (сдача в гардероб верхней одежды, сменная обувь). Требования дисциплины на занятиях шахматами.

2

Первое знакомство с шахматами. Сказка о возникновении шахмат.

2

Шахматная доска. Ориентация. Цвет поля. Горизонтали. Вертикали. Диагонали. Нотация.

2

Игра «Морской бой на шахматной доске»

2

Шахматные фигуры. Название. Расстановка начальной позиции перед шахматной партией. Тяжёлые и лёгкие фигуры. Правило «Ферзь любит свой цвет».

2

Шахматные фигуры. Благородные пешки чёрно-белой доски. Ходы. «Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила. «Подножка» (правило взятие на проходе).

2

Шахматные фигуры. Король (Кр) – самая важная фигура доски. Ходы. Взятие вражеских фигур. Шах королю пешкой.

2

Шахматные фигуры. Тяжёлая фигура Ладья (Л) -прямолинейная, бесхитростная.  Ходы. Взятие вражеских фигур. Шах королю ладьёй.

2

Шахматные фигуры. Лёгкая фигура Слон (С). Белопольные и чернопольные слоны. Ход, взятие. Где сильнее: на краю, в центре, в углу? Тяжелая фигура Л против лёгкой фигуры С. Шахи королю тяжёлыми и лёгкими фигурами.

2

Игровые упражнения на шахматной доске с Кр, Л, С, пешками.

  1. Собери кристаллы.
  2. Почтальон.
  3. Разведчик.

2

Практические упражнения на шахматной доске с Кр, Л, С, пешками.

  1. Двойной удар.
  2. Взятие.
  3. Защита.
  4. Выиграй фигуру.

2

Практические упражнения на шахматной доске с Кр, Л, С, пешками.

  1. Проведи пешку.
  2. Сделай шах.
  3. Сделай мат.
  4. Защита от шаха и мата.
  5. Выиграй фигуру.

2

Шахматные фигуры. Могучая фигура Ферзь. Ферзь против ладьи, слона.

2

Шахматные фигуры. Лёгкая фигура конь. Необычный шаг: «Прыг, скок и вбок». Сила коня в центре, на краю и в углу  доски.

2

Игровые упражнения на шахматной доске с К.

  1. Пройди из угла в угол.
  2. Стань на соседнее поле.
  3. Собери кристаллы.
  4. Разведчик.

2

Практические упражнения на шахматной доске с К:

  1. Вилка.
  2. Кратчайший путь.
  3. Конь против ферзя, ладьи, слона.

2

Сравнительная характеристика и ценность фигур

2

Ход занятия

Кол-во часов

Игровые упражнения на шахматной доске с различными фигурами в виде препятствий (свои фигуры) и охранников (фигуры противника):

  1. Собери кристаллы.
  2. Разведчик.

2

Шахи:

  1. Скрытый шах.
  2. Двойной шах.
  3. Шах с нападением на фигуру противника.

2

Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля двумя ладьями, ладьёй и ферзём.

2

Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля двумя ладьями, ладьёй и ферзём.

2

Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля ферзём.

2

Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля ферзём.

2

Ничья.

2

Ничья вследствие пата. Пат при материальном преимуществе.

2

Начало шахматной партии. Рокировка.

2

Правила и законы дебюта.

2

Короткие шахматные партии.

2

Практическая игра по разыгрыванию дебюта.

2

Турнирные правила. Разыгрывание тренировочной партии.

2

Анализ разыгрываемых партий на примерах анализа партий мастеров.

2

Практическое  занятие по подготовке проведения партий с часами.

2

Практическое  занятие по проведению тренировочного турнира по правилам ФИДЕ.

2


Приложение № 4

Дидактический материал к занятию

«Изучение шахматной доски»

(как представлять себе шахматную игру не глядя на доску)

Запомнить цвет всех полей по следующей методике.

  1. Запомнить цвет центральных и угловых полей.

8

   7

 6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Задание №1.

  1. Закрыть шахматную доску листом бумаги  и назвать цвет полей, не глядя на доску:

а8,   е5,   d4,  a1,  h8,  d4,  h1,  e4

  1. Проверить, не было ли ошибок.
  2. Выполнять упражнения столько раз, чтобы видеть доску  в уме и называть цвет всех полей быстро и без ошибок.

  1. Запомнить цвет  угловых полей и полей рядом с угловыми.

8

 7

 6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Задание №2.

  1. Закрыть шахматную доску листом бумаги  и назвать цвет полей, не глядя на доску:

а8,   g1,   b7,  a1,  h8,  b1,  h1,  g8, h7,  a2,  b8,  h2,  a7,  b2,  g7,  g2

  1. Проверить, не было ли ошибок.
  2. Выполнять упражнения столько раз, чтобы видеть доску  в уме и называть цвет всех полей быстро и без ошибок.

  1. Запомнить цвет центральных,  угловых полей и полей рядом с угловыми.

8

 7

 6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Задание №3.

  1. Закрыть шахматную доску листом бумаги  и назвать цвет полей, не глядя на доску:

b7,  g8,  a8,  d5,  h1,  a2,  b8,  g2,  a1,  a7,  d4, g1,  h7,  g7,  h2,  e4,  b1,  h8,  b2,  e5

  1. Проверить, не было ли ошибок.
  2. Выполнять упражнения столько раз, чтобы видеть доску  в уме и называть цвет всех полей быстро и без ошибок.

  1. Запомнить цвет полей в квадрате a1, a3, c3, c1.

8

 7

 6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Задание №4.

  1. Закрыть шахматную доску листом бумаги  и назвать цвет полей, не глядя на доску:

c2,  a1,  c1,  b2,  a3,  b1, c3,  a2,  b3

  1. Проверить, не было ли ошибок.
  2. Выполнять упражнения столько раз, чтобы видеть доску  в уме и называть цвет всех полей быстро и без ошибок.


  1. Запомнить цвет полей в квадрате f6,  f8,  h8,  h6

8

 7

 6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Задание №5.

  1. Закрыть шахматную доску листом бумаги  и назвать цвет полей, не глядя на доску:

h7  f6  h6  g7  f8  g6  h8 f7 g8

  1. Проверить, не было ли ошибок.
  2. Выполнять упражнения столько раз, чтобы видеть доску  в уме и называть цвет всех полей быстро и без ошибок.

  1. Запомнить цвет полей в квадрате  f1,  f3,  h3,  h1.

8

 7

 6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Задание №6.

  1. Закрыть шахматную доску листом бумаги  и назвать цвет полей, не глядя на доску:

g2,  f2,  h1,  f1,  g1,  h2,  f3,  g3,  h3.

  1. Проверить, не было ли ошибок.
  2. Выполнять упражнения столько раз, чтобы видеть доску  в уме и называть цвет всех полей быстро и без ошибок.


  1. Запомнить цвет полей в квадрате  a6,  a8,  c8,  c6.

8

 7

 6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Задание №7.

  1. Закрыть шахматную доску листом бумаги  и назвать цвет полей, не глядя на доску:

b8,  a7,  c7,  a6,  b7,  a8,  b6,  c6,  c8.

  1. Проверить, не было ли ошибок.
  2. Выполнять упражнения столько раз, чтобы видеть доску  в уме и называть цвет всех полей быстро и без ошибок.

  1. Запомнить цвет полей в большом центральном квадрате  c3,  c6,  f6,  f3.

8

 7

 6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Задание №8.

  1. Закрыть шахматную доску листом бумаги  и назвать цвет полей, не глядя на доску:

f3,  c4,  e6,  d6,  d4,  f5,  e3,  d3,  e5,  c5,  f4,  d5,  c3,  f6,  e4,  c6.  

  1. Проверить, не было ли ошибок.
  2. Выполнять упражнения столько раз, чтобы видеть доску  в уме и называть цвет всех полей быстро и без ошибок.


  1. Запомнить цвет полей в очень большом центральном квадрате  b2,  b7,  g7,  g2.

8

 7

 6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Задание №9.

  1. Закрыть шахматную доску листом бумаги  и назвать цвет полей, не глядя на доску:

f6, d5,  b5,  e3,  g4,  b6,  e4,  b4,  f7,  c4,  g3,  b7,  g6,  d7,  c3,  g2,  f4,  d6,  e7,  b3,  c6,  f5,  g7,  d5,  c7,  g6,  f3,  c5,  b2,  e7,  c2,  e6,  d4,  f2,  e5,  d2.  

  1. Проверить, не было ли ошибок.
  2. Выполнять упражнения столько раз, чтобы видеть доску  в уме и называть цвет всех полей быстро и без ошибок.

  1.  Игра «Цвет поля» на разных режимах.
  2. Назвать белопольные диагонали 2х7; 3х6; 4х5; (оба варианта).

8

 7

 6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

  1. То же – чернопольные.
  2. Ферзь стоит на а8. Собрать им все кристаллы на полях b3, c4, h7, g5, b7. Называть при этом цвета полей. Например: Фа8 - а3. Ферзь с белого поля а8 пошёл на чёрное поле а3.
  3. Белый слон стоит на с3. Чёрый ферзь – на поле е5. Чёрная ладья – на поле g2. Пробраться слоном на поле h6, не попадая при этом под бой вражеских ферзя и ладьи.
  4. Придумать и решить различные задачи на шахматной доске, не глядя на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ

Данный курс включает в себя 6 разделов:1.Введение в психологию общения2.Ты — Я — Он/Она = Мы3. Тайны дружбы       4.Поддержка в общении5.Сочувствие и сопереживание6. Я са...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ

Данный курс включает в себя 6 разделов:1.Введение в психологию общения2.Ты — Я — Он/Она = Мы3. Тайны дружбы       4.Поддержка в общении5.Сочувствие и сопереживание6. Я са...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по кружку «ФАНТАЗЕРЫ» возраст детей 9-10 лет

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству....

Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...