Дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
рабочая программа (3 класс) по теме

Репникова Анжела Эдуардовна

Данный курс включает в себя 6 разделов:

1.Введение в психологию общения

2.Ты — Я — Он/Она = Мы

3. Тайны дружбы

       4.Поддержка в общении

5.Сочувствие и сопереживание

6. Я сам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка.

В условиях всесторонней и глубокой модернизации системы общего образования в РФ актуальной является проблема совершенствования работы с детьми с ОВЗ, направленной на успешную социализацию и интеграцию в современное общество.

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу.

В Статье 14  Закона РФ «Об образовании» говорится: «Содержание образования должно обеспечивать: формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ)».

Для ребёнка с  задержкой психического развития дополнительные занятия являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.

Общая характеристика курса

Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности ученика становится не стoлько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:

осознание обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Актуальность. Приоритетной задачей современной системы образования является полноценное развитие ребенка. Данную задачу, возможно, решить только при наличии у ребенка психологических знаний   о себе, своих личных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом.

Основная цель - научить ребенка использовать знания взаимодействия в социуме для быстрой и максимально безболезненной адаптации и адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

Направленнность : курс реализует программы дополнительного образования социально-педагогической направленности.

Задачи дополнительного образовательного курса:

  • помочь ребенку быстрее и безболезненней адаптироваться к школьным условиям;
  • учить методам и приемам познания себя;
  • способствовать гармоничному становлению психических функций;
  • ориентировать на умение контролировать свои эмоции и поступки; 
  • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;
  • формирование социально приемлемых форм поведения в обществе.

Формы и режим занятий:

  Программа внеурочной деятельности «Школа общения» (3 класс) рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Формы проведения занятий разнообразны. Часть занятий, имеющих теоретический характер проводится в виде поисковых бесед. Практические занятия проводятся в виде игр.

Данный курс включает в себя 6 разделов:

1.Введение в психологию общения

2.Ты — Я — Он/Она = Мы

3. Тайны дружбы

       4.Поддержка в общении

5.Сочувствие и сопереживание

6. Я сам

 

Педагогические средства

  • Специально организованные занятия.
  • Физкультминутки.
  • Игры (словесные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
  • Работа  текстами .
  • Диагностика и контроль.

 

Формы работы.

  • Моделирование и анализ заданных ситуаций
  • Беседы
  • Игры (словесные, сюжетно-ролевые, с куклами и игрушками)
  • Релаксационные упражнения
  • Работа с текстами

 

                       Тематическое планирование

Заня-тия

Название занятия

Количество

часов

Вид урока

 

РАЗДЕЛ 1. Введение в раздел «общение»

3

1.

Начало путешествия в Страну Общения

1

комбинированный

2.

Что взять с собой в путешествие?

1

комбинированный

3.

Что я знаю о себе?

1

урок познания нового

РАЗДЕЛ 2. Ты — Я — Он/Она = Мы

9

4.

Как и почему начинаются ссоры?

1

комбинированный

5.

Конфликты сказочных героев

1

комбинированный

6.

Качества, важные для общения

1

комбинированный

7.

Нравственные сказки

1

комбинированный

8.

Я общительный или замкнутый?

1

самопознание

9.

Формы моральной оценки и самооценки.

1

комбинированный

10.

Свои и чужие

1

комбинированный

11.

Девчонки + мальчишки = ...

1

комбинированный

12.

Друзья и недруги

1

комбинированный

РАЗДЕЛ 3. Тайны дружбы

9

13.

Дружба — это...

Сказка «Друзья»

1

комбинированный

14.

Речевой этикет

1

комбинированный

15.

Правила доброжелательного общения. Сказка «Волшебный камешек»

1

комбинированный

16.

Верность слову.

1

комбинированный

17.

Как мы все похожи!

1

комбинированный

18.

Какие мы все разные!

1

комбинированный

19.

Сказка о Другой Точке Зрения

1

комбинированный

20.

Скажи мне, кто твой друг...

1

комбинированный

21.

Скажи мне, кто твой друг...

1

РАЗДЕЛ 4. Поддержка в общении

4

22.

Комплимент — это...

1

комбинированный

23.

Что другие ценят во мне? Что я ценю в себе?

1

самопознание, комбинированный

24-25.

Давайте говорить друг другу комплименты!

2

комбинированный

РАЗДЕЛ 5. Сочувствие и сопереживание

4

26.

Как мы переживаем эмоции?

1

комбинированный

27.

Мы умеем выражать свои эмоции!

1

комбинированный

28.

Как мы понимаем эмоции других?

1

комбинированный

29.

Отзывчивость и доброта.

Сказка «Солнышко»

1

комбинированный

РАЗДЕЛ 6    Я сам

5

 

30

Как человек принимает решение.

1

урок самопознания

31

Принимать решение нелегко.

1

урок самопознания

32

Ограничения и самоограничение.

1

урок самопознания

33

Я учусь быть самостоятельным.

1

комбинированный

34

Как я изменился в течение года

1

урок - обобщение пройденного материала

Всего

 

34

 

 

 

Ожидаемые результаты и формы контроля.

 Основные результаты

1.Высокая и нормальная самооценка

2.Позитивное отношение к себе и своей личности

3. Умение контролировать свои эмоции

4.Хорошо сформированные умения общения и достойного поведения со сверстниками и взрослыми, в том числе педагогами

 Формы контроля:

  • Наблюдение и ведение индивидуальной карты.

                         Основные требования к знаниям и умениям

учащегося к концу 3-го класса

Личностные УУД

  • относиться открыто к внешнему миру, уметь адаптироваться к различным ситуациям в коллективе;
  • взаимодействовать со сверстниками и взрослыми даже не имея совместной деятельности (получить нужную информацию, совершить покупку);
  • стараться избегать конфликтных ситуаций;
  • доброжелательно реагировать на замечания взрослого.

Регулятивные УУД

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять;
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях;
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
  • адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные УУД

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии ;
  • учиться контролировать свою речь и поступки ;
  • учиться толерантному отношению к другому мнению;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
  •  осознавать необходимость признания и уважения прав других людей ;
  • формулировать своё собственное мнение и позицию.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Мультимедийный проектор
  • Магнитная доска
  • Видео ряд
  • Тексты сказок

Литература

1.Белопольская Н.Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра для детей 4—10 лет. — М.: Когито - центр, 2008.

2.Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке. — М.: Генезис, 2012. 3. 3.Федеральный государственный стандарт начального общего

образования. — М.: Просвещение, 2009.

4.Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Дополнительная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ

Данный курс включает в себя 6 разделов:1.Введение в психологию общения2.Ты — Я — Он/Она = Мы3. Тайны дружбы       4.Поддержка в общении5.Сочувствие и сопереживание6. Я са...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной программе "Загадки природы" для детей 8-9 лет

Программа курса внеурочной деятельности «Загадки природы» составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе ...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по кружку «ФАНТАЗЕРЫ» возраст детей 9-10 лет

Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству....

Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы для детей".

Данная программа имеет ознакомительный уровень. Возраст учащихся 6-10 лет (1-4 кл.). Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры...

Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей

Аннотация к адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика».Для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей.Цель пр...