Реализация дополнительной общеобразовательной программы по плаванию в условиях малого бассейна для детей с ПОДА
рабочая программа по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_dlya_poda.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация дополнительной общеобразовательной программы по плаванию в условиях малого бассейна для детей с ПОДА

Авторы

Рафалович Павел Александрович

(педагог доп.образования школы 616 « Динамика»)

Пелина Елена Юрьевна

(педагог доп.образования школы 616 « Динамика»)


Гидрореабилитация  — педагогическое специфическое явление, сущность которого заключается в обучении и воспитании человека в условиях водной среды и средствами водной среды, с целью формирования качественно нового более высокого от исходного уровня физической и общественной активности человека с отклонением в состоянии здоровья (Мосунов Д. Ф., 1998).

Педагогическая гидрореабилитация — это передача и усвоение знаний и умений в условиях водной среды, с учетом дидактических принцыпов, вытекающих из явлений, свойств и закономерностей взаимоотношений человека с водой, ее физическими, химическими и биологическими соединениями (Мосунова М.Д., 2011).

Актуальность создания и реализации программы  по обучению плаванию детей с ПОДА заключается в том, что на современном этапе развития общества умение плавать  - становится важной составляющей жизнедеятельности человека, отвечает запросам учащихся c ОВЗ и родителей: формирует  социально значимые знания, умения и навыки,  оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности.

 Главными особенностями актуальности является:

  • потребностью детей с ОВЗ, владеть навыками и умениями в области плавания – удержания тела в воде, правильного дыхания,  обучение плавания различными видами.
  • определением и выбором учащимися с ОВЗ дальнейшего  профессионального развития, обучения и освоения конкретных навыков и специальностей ( как спортсмена или тренера)
  • более лёгкой адаптацией  «во взрослой» жизни и в социуме.

Занятия по программе дополнительного образования проходят как в зале ( в начале обучения основным исходным положениям и дыханию), так и в бассейне ( обучениям непосредственно в водной среде)

На каждый год обучения в бассейне ставятся определенные задачи, которые соответствуют уровню физической подготовленности занимающихся и их возрасту. Примерные задачи на первый год обучения по плаванию в условиях малого бассейна:

Обучающие (предметные)

-научить простейшим передвижениям в воде,  погружению в воду ,выдохам в воду

- обучить основам плавания способом кроль на спине

- ознакомить с правилами поведения в плавательном бассейне

Развивающие (метапредметные):

-сформировать активную внутреннюю позицию личности по отношению к занятиям физической культурой

-развить общую активность занимающихся

Воспитательные (личностные):

-создать  условия для воспитания у учащихся  трудолюбия, аккуратности;

-сформировать у подрастающего поколения ответственное отношение к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

Так же на каждый год планируются свои результаты.

Личностные:

—активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметные:

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности, паралимпийских видах спорта.

Предметные:

— представлять занятия в объединении как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека с ОВЗ;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;


Пример планирования  дополнительной общеобразовательной программы по плаванию в условиях малого бассейна для детей с ПОДА в условиях школы 616 « Динамика»

Задачи на 1-ый год обучения

Обучающие:

- обучить технике основных И.П (стрелочка на груди, на спине)

- обучить технике дыхательных упражнений

- ознакомить с техникой гребковых движений на спине / животе

Развивающие:

- сформировать активную внутреннюю позицию личности по отношению к занятиям физической культурой

-  развитие общей двигательной активности занимающихся

-  способствовать развитию в детской среде ответственности, принципов коллективизма

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к инвентарю

- воспитывать положительное отношение к занятия физической культурой

Ожидаемые результаты 1 –ого  года обучения

Учащиеся должны знать:

-  правила поведения в плавательном бассейне

-  основы техники основных исходных положений

-  основы техники гребковых движений на спине / животе

Учащиеся должны уметь:

- передвигаться в воде способом кроль на спине

- погружаться в воду, делать выдохи в воду

Учебный план  первого года  обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Основы плавательной подготовки, теоретические знания, Упражнения на суше и в воде

6

2

4

Входная диагностика

2

Упражнения на суше и в воде (вода), Передвижения в воде»

4

0

4

текущий

3

Упражнения на суше и в воде (вода) , Передвижения в воде, Игры в воде

22

5

17

текущий

4

«Упражнения на суше и в воде (суша)», «Основы плавательной подготовки ,теоретические знания»

2

1

1

текущий

5

Выездные мероприятия

2

0

2

текущий

 Итого:

36

8

28

Пример календарно – тематического планирования:

п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.  . Инструктаж по ТБ.

Инструктаж по ТБ на уроках по плаванию. Правила поведения в плавательном бассейне, ознакомление учащихся с бассейном

1

1

2.

Проведение мастер-классов по программе для родителей и учащихся

1

1

3.

Санитарно – гигиенические требования на уроках по  плаванию

Водные виды спорта

1

1

4

Имитационные упражнения: обучение основным И.П.(стрелочка на груди, на спине)

Дыхательные упражнения.

2

1

1

5

Имитационные упражнения на суше: обучение гребковым движениям ногами как при плавании кролем.

Дыхательные упражнения

1

1

Выводы

Обучение основам плавания и передвижения в условиях водной среды имеет огромное значение, как в физическом, так и социальном и психологическом развитии занимающихся.

Умением удерживать себя на поверхности воды ( плавать) является жизненно – важным навыком, которым должны владеть все дети, особенно с ПОДА.

Социализация, физическое развитие, достижение спортивных – самые важные задачи, которые ставятся в дополнительной общеобразовательной программе по обучению плаванию в условиях малого бассейна.


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Аикина, Л.И. Использование плавания в системе лечебно-профилактических учреждений и организационного отдыха / Л.И. Аикина // Сборник материалов ежегодной конференции «Малаховские чтения».–Москва:Книжный мир, 2009
  2. Велитченко, В.К. Как научиться плавать/ В.К. Велитченко. – Москва:Терра-Спорт, 2000
  3. Евсеев, С.П. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов : учебник : Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев ; Под общ. ред. проф. С.П. Евсеева. – Москва :Советский спорт, 2007
  4. Костюнин, С. А. Плавание против ДЦП. Из опыта работы по плаванию / С.А. Костюнин, В.А. Кашкаров // Адаптивная физическая культура. – 2004
  5. Мосунов, Д.Ф. Гидрореабелитация ребенка с последствиями детского церебрального паралича :учебно-методическое пособие / Д.Ф. Мосунов, И.В. Клешнев, С.Л. Шпак ; Под ред. проф. Д.Ф. Мосунова ; С.- Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург :[б.и.], 2007
  6. Мосунов, Д.Ф. Проблемы организации начального обучения плаванию детей-инвалидов / Д.Ф. Мосунов // Теория и практика физической культуры. – 1998
  7. Мосунова, М.Д. Обучение плаванию в условиях совместного пребывания в воде тренера и ребенка-инвалида (на примере эпилепсии): дис.… канд. пед. наук / М.Д. Мосунова ; С.-Петерб. гос. ун-тфиз. культуры им. П.Ф. Лесгафта. – Санкт-Петербург :[б.и.],2006
  8. Фирсов, З.П. Оздоровительное плавание для всех / З.П. Фирсов. –Москва : Физкультура и спорт, 1980


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение основам техники кролем на груди и на спине в условиях малого бассейна.

Укрепление здоровья детей является важнейшей задачей педагогов и родителей. По данным медицинских специалистов, у 50 процентов школьников наблюдается отклонение в здоровье, нарушение осанки и опорно-д...

Доклад "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ".

Использование сетевых форм, вмды взаимодействия и общая информация о них. Как и с кем осуществляет сетевое взаимодействие детский центре "Кристалл"...

Методическая разработка урока по дополнительному образованию в условиях малого бассейна

План-конспект урока по плаванию (Гидрореабилитации). Группы начальной подготовки. Цель:1.     Содействовать приобретению двигательного опыта детей по плаванию, повышению уровн...

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...

Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты

Апробация и реализация дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческого направления: условия, ожидания, результаты...

Методическая разработка к адаптированной программе по плаванию для учащихся с ПОДА (средняя, тяжелая форма ДЦП) в условиях малого бассейна.

Краткое содержание рабочей программы для дальнейшего планирования процесса обучения  с учётом индивидуальных особенностей (двигательных возможностей) учащихся....

Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей

Аннотация к адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика».Для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей.Цель пр...