Доклад "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ".
учебно-методический материал на тему

Неудахин Денис Сергеевич

Использование сетевых форм, вмды взаимодействия и общая информация о них. Как и с кем осуществляет сетевое взаимодействие детский центре "Кристалл" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_obrazovatelnogo_prostranstva.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная образовательная организация дополнительного образования «Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА МУНИЦИПАЛИТЕТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Подготовил:

Неудахин Денис Сергеевич

педагог дополнительного образования.

г. Уварово, 2017г.

«Собраться вместе — это начало.

Держаться вместе — это прогресс.

Работать вместе — это успех»

Генри Форд «О сотрудничестве»

Современное дополнительное образование детей – подсистема общего образования, единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности, направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании.

Дополнительное образование детей обеспечивает адаптацию детей к жизни в обществе, их профессиональную ориентацию, выявление и поддержку одаренных и талантливых детей. Содержание современного дополнительного образования детей строится на идее образования как фактора развития личности. Оно предназначено для свободного выбора и освоения дополнительных образовательных программ, независимо от осваиваемой или основной образовательной программы. В сфере дополнительного образования ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать цели своего жизненного предназначения. Именно свободный выбор ребенка есть существенный признак дополнительного образования. Поэтому, в самом широком смысле слова, дополнительное образование – это образование целевого выбора. Дополнительное образование имеет типовые особенности, отличающие его от других типов образования и определяющие его место в системе общего непрерывного образования: − дополнительное образование не регламентируется стандартами, его содержание определяется потребностями детей и родителей, социальным заказом других социальных институтов, каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения; − дополнительное образование должно предоставлять ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и многих других, а также содержательных и организационных аспектах деятельности: теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и других. − оно должно обеспечивать возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.

Дополнительное образование сегодня проникло во все типы и виды образовательных учреждений, оно реализуется не только в учреждении дополнительного образования детей (УДОД), но и в школе, дошкольном образовательном учреждении, учреждении начального (среднего) профессионального образования, а также в учреждениях культуры, спорта, молодежной работы и др. Дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Оно интегрирует в себе формальные и неформальные характеристики, позволяющие ребенку выстраивать индивидуальные модели образования.

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

В Концепции развития дополнительного образования детей, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), говорится, что «важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

- нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

- возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии».

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

Кроме того, проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на определенных основаниях, среди которых важным является открытый и сетевой характер реализации.

Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:

- формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

- межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИК-технологий.

Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности

Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

- анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;

- повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;

- обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

- расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

- расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДОД;

- объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;

- совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса.

Основные направления деятельности ДОД, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: образовательное, методическое, информационное, организационное, инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское.

Первая ступень подобной коммуникации - так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия.

Вторая ступень развития сетевого взаимодействия ОУ – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий. Это взаимодействие актуально и востребовано в современных реалиях, имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОУ доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети.(размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытомотсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровеньсобственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребностьдруг в друге,  в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Это некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических (методические рекомендации по разработке рабочих программ, по организации и проведению конкурсов, выставок ДПИ), кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.

Сетевое взаимодействие даёт эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса (авторские образовательные программы, программы для одаренных детей, ИОМ, Проект по развитию робототехники «Шаг в будущее» - победитель конкурса грантов МОиН РХ и др); добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения  и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса; формировании общесетевого ресурса.

Модель образовательной сети предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие - и проигрывает свои возможные действия, принимает решения. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а создаются по собственной инициативе участников, исходя из потребностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети.

Условия организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования:

- материально-техническое и технологическое обеспечение - достаточное оснащение учебных аудиторий необходимым оборудованием, высокая скорость Интернет и др.;

- психологическая готовность педагогов к работе в сети, достаточное освоение ИКТ;

- разработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети;

- грамотное, компетентное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом;

- привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;

- отсутствие потребительского отношения к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений;

- готовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера;

- наличие опытных квалифицированных кадров;

- выработка единой цели партнеров;

- активность сторон сетевого взаимодействия;

- мобильность, отсутствие сопротивления изменениям.

Необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство.

Возможный результат сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей:

- оптимизация образовательного пространства региона (города, муниципального образования);

- получение необходимых для организации ресурсов (кадровых, материально- технических, информационных) без привлечения дополнительных финансовых средств (учителя технологии, физики – педагоги детских творческих объединений, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической и художественной направленности на базе школ);

- расширение круга общения участников образовательного процесса;

- привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования;

- расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов;

- повышение скорости освоения и переработки информации, необходимых для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий;

- повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений-партнеров, повышение конкурентоспособности;

- возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях;

- построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик;

- возможность организации рабочих мест для подростков;

- привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги);

- рост доверия родителей к учреждению;

- рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения;

- формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.

В детском центре кристалл сетевое взаимодействие осуществляется:

  • С отделом по делам молодежи, физической культуре и спорту учреждение проводит городские соревнования по ориентированию, технике пешеходного туризма, туристические слёты;
  • С краеведческим музеем — организация и проведение экскурсий, выставки творчества воспитанников и педагогов;
  • С отделом социальной защиты населения — организация городских конкурсов, посвященных Дню семьи, Дню матери, дням инвалида;
  • С библиотечной системой города - тематические выставки прикладного и изобразительного искусства, посвященные знаменательным датам на базе библиотек;
  • С отделом культуры администрации города – участие воспитанников МБОО ДО «ДООЦ «Кристалл» в городских концертах, посвященных Дню города, Дню учителя, Пасхальном и Рождественском концертах и др.;
  • С отделом образования — городские конференции для педагогов дополнительного образования ОУ города, организация и проведение муниципальных этапов региональных и всероссийских конкурсов в соответствии с планом массовых мероприятий;
  • С образовательными учреждениями города - проведение открытых воспитательных мероприятий и учебных занятий в рамках месячника «Педагогический марафон»;
  • С администрацией города Уварово – дизайнерское оформление отведенной территории для участия в Покровской ярмарке.
  • Организация событийного ориентирования и «лазертага» на VII Всероссийском кадетском фестивале «Кадетская симфония».

В своей деятельности творческий педагогический коллектив руководствуется главным принципом: создание условий для полного развития личности ребёнка для его самоопределения и самореализации.

Одним из главных положительных достижений деятельности МБОО ДО «ДООЦ «Кристалл» является реализация интеграции общего и дополнительного

образования в городе Уварово через:

· образовательную деятельность,

· культурно-досуговую деятельность,

· спортивно-оздоровительную деятельность,

· работу детских общественных объединений.

С целью наиболее полного удовлетворения познавательных интересов детей на договорных условиях открыты детские объединения на базе школ. Это позволяет детям, не преодолевая большие расстояния, посещать профильные объединения МБОО ДО «ДООЦ «Кристалл» непосредственно по месту учёбы.

Коллектив МБОО ДО «ДООЦ «Кристалл» продолжает реализовывать программу «Патриот» в сотрудничестве с:

  • ОУ города;
  • учреждениями культуры;
  • советом ветеранов войны и труда;
  • отделом социальной защиты населения;
  • военкоматом;
  • отделом молодежной политики администрации города Уварово.

В 2016/2017 учебном году в рамках этого сотрудничества осуществлены традиционные дела:

  • Акции «Венок славы» и «Вахта памяти»
  • Смотр строя и песни;
  • Событийное ориентирование в рамках Всероссийского кадетского фестиваля «Кадетская симфония»;
  • Участие в городских концертах ко Дню защитника отечества;
  • Экскурсии на Мемориальный комплекс, библиотеку, краеведческий музей;
  • Подарок ветерану.

В рамках реализации программы «Дети особой заботы», основной целью которой является интеграция усилий родителей, педагогов, врачей для работы с детьми особой заботы, осуществляется взаимодействие с социальными педагогами ОУ, ОСЗН города.

В этом году были проведены для детей следующие мероприятия:

  • Театрализованное представление «Новогодняя сказка»;
  • Экскурсия «Древности Приворонья» с показательными выступлениями обучающихся объединения «Серебряная ладья» для детей из  ТОГБОУ «Центра по оказанию психолого-педагогических  услуг «Доверие».

В рамках реализации программы «ЮнТал», целью которой является выявление, поддержка и развитие юных талантов в системе дополнительного образования – осуществляется взаимодействие с образовательными учреждениями города (образовательные учреждения города, детские сады), учреждениями культуры (школа искусств, дворец культуры «Дружба», ККЗ «Мир»), с родителями.

Это такие традиционные мероприятия как:

  • городской конкурс одаренных детей «Звездочки Уварово»
  • Концерт ко Дню города, соревнования, выставки
  • Городской конкурс чтецов «Тамбовский край-земля талантов» среди учащихся ОУ города
  • Городской конкурс рисунков «Город мой, на Вороне реке»
  • Муниципальный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика»
  • Конкурс детского творчества по пожарной безопасности
  • Участие в летней лагерной смене одаренных детей «Лидер»

Также были проведены все муниципальные этапы региональных и всероссийских конкурсов в соответствии с календарем массовых мероприятий на 2017 г.

Вывод:

Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)

Программа "Цветная экология" способствует  широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ

Разработка и реализация педагогом программ элективных курсов, дополнительных общеобразовательных программ...

Методическая разработка Использование приема по развитию навыков составления вопросов при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Олимпиадная математика»

В методической разработке раскрыт один из приёмов технологии развития критического мышления - приём по развитию навыков составления вопросов, используемый на занятии по программе "олимпиадная мат...

Практические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я в художники пойду…»

Практические рекомендации по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Я в художники пойду…»...

Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика" для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей

Аннотация к адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования «Логоритмика».Для реализации в условиях организации отдыха и оздоровления детей.Цель пр...