Выступление на педсовете по теме: «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе»
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Бронникова Альбина Петровна

Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс

творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_ped.sovet_info_tehnologii.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

           ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

                 Тема выступления:

«Использование информационно-коммуникитивных технологий

на уроках в начальной школе.»

         

                                          2012-2013 уч. год

  Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

  Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс

творчества на уроке являются:

игровая деятельность;

создание положительных эмоциональных ситуаций;

работа в парах;

проблемное обучение.

 В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

 За последние 10 лет произошло коренное изменение в жизни общества.    Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

  В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

  Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий. Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

  Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего ,с помощью и при посредстве средств ИКТ.

  Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

  Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

  Применение ИКТ на уроках усиливает  положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

    Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: Принцип равенства позиций

-Принцип доверительности

-Принцип обратной связи

-Принцип занятия исследовательской позиции.

Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

  Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)

обеспечивает наглядность;привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения - индивидуально

подойти к ученику, применяя разно-уровневые задания.

  Применение ИКТ: 

-расширяет возможность самостоятельной деятельности;

-формирует навык исследовательской деятельности;

-обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; а в общем, СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

   Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик,

который, исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

   Применение на уроках ИКТ способствует так же:

-сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

-сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

- обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

Основной целью применения ИКТ является:

1 .развитие мышления

2.формирование приемов мыслительной деятельности.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся

При подготовке к урокам можно использовать электронные ресурсы учебного назначения:

-мультимедийные курсы

- презентации к урокам

-логические игры

 -тестовые оболочки

- ресурсы интернет

-электронные энциклопедии.

При разработке урока с использованием ИКТ нужно уделять особое внимание на здоровье учеников. В поурочный план включать физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной

деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех

отношениях :

-повышает качество знаний

-продвигает ребенка в общем развитии

-помогает преодолеть трудности

-вносит радость в жизнь ребенка

-позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

-создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и

учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

  Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока –принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям,

дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

  Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

   Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ :

1 .Владеть основами работы на компьютере.

1 .Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

1 .Владеть основами работы в Интернет.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

-подготовка учащихся к усвоению новых знаний

-усвоение новых знаний

-закрепление новых знаний

-подведение итогов урока

 -домашнее задание.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-

логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью Роwer Point. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе использование ИКТ на всех этапах урока делает ребёнка ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

 4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся

предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

в составлении кроссворда, ребуса по теме,

в изготовлении учебного пособия;

в подготовке различных творческих сообщений:

в изготовлении презентации и др.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое, учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

Список литературы

1.Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации фоков в начальной школе.- СПб.: Издат. "Анатолия", 2003.

2.Молоков Ю.Г. Информационные технологии в традиционной начальной пколе // Начальное образование. 2002. №2

3..Павлова С. А., Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства бучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.

4..Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной пколе/сост. О. В. Рыбъякова. - Волгоград: Учитель. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе.»

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер...

Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"

Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...

Тезисы к выступлению и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"

Тезисы к выступлению на окружной конференции и презентация по теме "Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе как условие подготовки детей к здоровому образу жизни»

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: &l...

Выступление на педсовете по теме "Использование ЭР при проведении уроков в начальных классах"

     Сегодня школа изменяется во всем, она обновляется, перестраивается: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет. Школы поднима...

Выступление на педсовете по теме: Формирование УУД: проектирование и мониторинг в начальной школе.

В соответствии  с данными психологии к операциям мышления (мыслительным операциям) относят: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизации, обобщение, классификацию. Преимущество дидак...