Выступление на педсовете по теме: Формирование УУД: проектирование и мониторинг в начальной школе.
статья
В соответствии с данными психологии к операциям мышления (мыслительным операциям) относят: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизации, обобщение, классификацию. Преимущество дидактического процесса, ориентированного на использование мыслительных операций, состоит в том, что обучающийся имеет возможность выйти за пределы внешнего изучения объекта, проникнуть во внутреннюю его суть, установить связи, зависимости данного объекта с другими. Давайте более подробно рассмотрим такие познавательные УУД, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Напомню, как в психологии раскрывается характеристика таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_analiz_i_sintnz.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование УУД: проектирование и мониторинг в начальной школе
Слайд 1 Приёмы формирование познавательных УУД: анализ, синтез
В соответствии с данными психологии к операциям мышления (мыслительным операциям) относят: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизации, обобщение, классификацию. Преимущество дидактического процесса, ориентированного на использование мыслительных операций, состоит в том, что обучающийся имеет возможность выйти за пределы внешнего изучения объекта, проникнуть во внутреннюю его суть, установить связи, зависимости данного объекта с другими. Давайте более подробно рассмотрим такие познавательные УУД, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Напомню, как в психологии раскрывается характеристика таких мыслительных операций, как анализ и синтез.
Слайд 2
Анализ – это мыслительная операция, которая состоит в разделении (расчленении) сложного объекта (предмета, явления) окружающего мира на составляющие его части; выделение в нём разных сторон, элементов, свойств, отношений. Анализ – это логические ножницы, которые часто работают не реально, а умозрительно. Так устроено мышление человека – познание целого начинается с того, что мы делим целое на части. Анализ – это первый шаг в длинном «интеллектуальном конвейере». Но, несмотря на это, у анализа есть своя чёткая цель и свой алгоритм рассуждения:
1. Что изучаю? Зачем? (Объект и цель анализа)
2. С какой точки зрения рассматриваю? (Аспект анализа)
3. Какие части целого выделяю? (Существенные признаки)
4. Что я узнал? (Вывод)
5. Примеры обобщённых типовых задач.
Слайд 3
Операциональная характеристика познавательных универсальных учебных действий, отражающих мыслительную операцию анализ
№ п/п | Универсальное учебное действие | Операции, входящие в это действие (осуществляет ученик) |
1 | Анализ | - разделяю объект на составные части, (элементы); - называю установленные элементы; - устанавливаю и характеризую особенности каждого элемента; -устанавливаю причинно-следственные связи и зависимости между объектами |
Важно научиться «видеть границы» анализа, понимать где закончилось деление целого на части и началось применение другого УУД. Рассмотрим несколько обобщённых типовых задач, которые помогут увидеть УУД «анализ» в формулировках различных предметных заданий, понять назначение этого УУД.
Слайд 4
Пример типовой задачи № 1
Дано «целое».
Цель – изучить или определить состав этого целого.
Ответ: перечисление частей.
Это одна из самых распространённых типовых задач. Она звучит по-разному в предметных областях, но суть везде одинакова – найти все части целого. Например:
- Найдите в тексте три слова разных частей речи, состав которых соответствует схеме ¬͡ ^
- Запишите транскрипцию слова заяц
- Разыграйте диалог по ролям
- Запишите в виде суммы разрядных слагаемых.
Слайд 5
Пример типовой задачи № 2
Дано «целое».
Цель – определить недостающую часть или недостающие части.
Ответ: названа (указана) недостающая часть/части.
Например, задание по математике:
Проверь задачи, которые составили второклассники. Если задача составлена верно, то запиши её решение и ответ. Если задачу решить нельзя, то дай совет ученикам- что нужно исправить в тексте задачи, чтобы её можно было решить.
А) Катя купила в буфете два пирожка по 15 рублей и стакан сока за 20 рублей. Сколько денег заплатила Катя?
Б) Катя купила в буфете два пирожка по 15 рублей и стакан сока за 20 рублей. Сколько денег осталось у Кати?
Справиться с этим заданием можно лишь при условии, что «целое» ( в данном случае текст задачи) нужно разделить на две части – условие и вопрос. И если какой-то части недостаёт, задачу решить невозможно.
Слайд 6
Пример типовой задачи № 3
Дано «целое». Известно, что если в данном целом есть определённая часть, то можно сделать вывод о …
Цель – узнать о целом новое.
Ответ: сделан вывод на основе какой-либо части или частей.
Например:
Русский язык.
Как получилось название животного «носорог»?
Физическая культура:
Выполните первую фазу прыжка в длину с разбега и определите, какая нога у вас является толчковой.
Окружающий мир:
О чём может рассказать герб нашего города (или любого другого города)?
Слайд 7
Пример типовой задачи № 4
Дано «целое». Известно, что если в данном целом есть определённая часть, то нужно действовать определённым образом.
Цель – узнать, как действовать дальше.
Ответ: действие выполнено верно.
Эта задача очень похожа на задачу №3. Однако она выделяется как самостоятельная типовая задача, так как вывод, который нужно сделать, касается, прежде всего, дальнейших действий. Например, в русском языке многие орфограммы построены по данной схеме (правописание разделительного твёрдого знака, корней раст-, ращ-, рос; правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с, суффиксов –ек, -ик, безударных гласных в корне слова, глухих согласных и др.):
Если мы видим безударную гласную (часть целого) в корне слова, то (вывод о дальнейших действиях) нужно подобрать родственное слово, в котором эта гласная будет стоять под ударением.
Если слово оканчивается на глухую согласную (часть целого), то вывод о дальнейших действиях) нужно подобрать родственное слово, в котором проверяемый звук будет в сильной позиции.
Примеры изложенных задач помогут в обнаружении заданий, для выполнения которых нужно применить УУД «анализ». Нахождение предметного задания – это первый этап в проектировании, позволяющий определить рамку задания цель-вывод» (какая цель - такой вывод. Рассмотрим это на примере предмета «Окружающий мир».
Фрагмент урока, на котором учащиеся знакомятся с физической картой и цветовой шкалой глубин и высот. В рамках этой темы детям предлагается, опираясь на физическую карту, описать земную поверхность между Чёрным и Каспийским морями.
Учитель: Ребята, скажите, чтобы выполнить задание что нам нужно рассмотреть?
Ученик: Нам нужно рассмотреть карту между Чёрным и Каспийским морями.
Учитель: Для чего?
Ученик: Чтобы описать земную поверхность между этими морями.
Учитель: Для того, чтобы правильно выполнить это задание нам нужно посмотреть на то, в какие цвета окрашен этот участок карты. То есть посмотреть на карту с точки зрения цветовой шкалы глубин и высот. Какие цвета мы здесь увидели? Какие географические объекты так обозначаются?
Ученик: Мы увидели, что карта раскрашена по-разному. Здесь можно встретить коричневый, зелёный и голубой цвета. Коричневым цветом обозначены горы, зелёным – равнины, голубым – реки, моря.
Учитель: Что мы узнали об этой местности, изучая цвет карты? Как мы теперь можем её описать?
Ученик: Мы узнали, что между Чёрным и Каспийским морями есть горы, равнины, реки.
Обсуждая данное задание, педагог задавал такие подводящие вопросы, которые полностью соответствуют алгоритму УУД «анализ».
При изучении, исследовании объекта идёт постоянное движение мысли от целого к его частям (анализ) и от частей к целому (синтез). И если анализ – это «ножницы», то синтез – «клей». Поэтому умение осуществлять логическое действие «синтез» - это умение соединить различные элементы или части в единое целое. Как и в случае «анализа», ребёнок, конечно же «практиковал» умение собирать целое из частей в своей игровой деятельности. Только очень часто при этом почему-то оставались «лишние детальки»! Это происходило из-за того, что ребёнок не понимал свойств, назначения, характера связей тех или иных частей в этом целом.
Слайд 8
Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание об объекте в целом.
Слайд 9
Операциональная характеристика познавательных универсальных учебных действий, отражающих мыслительную операцию синтез
№ п/п | Универсальное учебное действие | Операции, входящие в это действие (осуществляет ученик) |
2 | Синтез | - анализирую составные части (элементы) объекта; - называю признак объединения частей объектов; - объединяю части объекта в единое целое |
Алгоритм рассуждения:
1. Что и зачем я составляю? (Определение цели синтеза, наименование синтезируемого целого)
2. Из каких частей? (Перечисление частей)
3. Как правильно соединить части в целое? (Соединение частей в целое в соответствии с теми объективными связями, которые присущи объекту)
4. Что у меня получилось? Составил ли я то, что хотел? (Проверка «образа» синтезируемого целого. Вывод)
Рассмотрим несколько обобщённых типовых задач для УУД «синтез», примеры заданий и подводящие диалоги учителя.
Слайд 10
Пример типовой задачи № 1
Даны все части «целого».
Цель – восстановить или создать «целое».
Ответ: верно составленное «целое».
Например, Риторика. Найди к каждому запрету подходящие объяснения и соедини стрелками.
Не дразни гадкого утёнка… он расплавится, а тебе будет
его очень жалко.
когда-нибудь он сильно тебя поколотит
Не бросайте оловянного солдатика за это.
в огонь…
когда он вырастет, он станет
прекрасным лебедем.
Не курите, дорогой Мюнхгаузен… иначе мы лишимся Вашего
прекрасного общества.
Слайд 11
Пример типовой задачи № 2
Даны не все части «целого».
Цель – восстановить «целое».
Ответ: верно составленное «целое».
Например, Математика. Какую цифру нужно вставить вместо звёздочки, чтобы число делилось на 5?
*, 1*, *0, 1*0
Слайд 12
Пример типовой задачи № 3
Дан фрагмент «целого», остальные части неизвестны.
Цель – создать недостающие части и достроить «целое».
Ответ: создано «целое».
Например, Русский язык:
Напиши от имени мамы себе записку.
Позвони …, когда вернёшься из … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...
Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"
В данном материале рассматривается формирование УУД на каждом этапе урока. Прилагается презентация выступления....
Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".
“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...
Выступление на педсовете с темой: «Формирование УУД во внеурочной деятельности»
Предназначение УУД для учеников началных классов...
презентация для выступления на педсовете по теме "Формирование коммуникативных ууд на уроке"
я поделилась опытом работы на эту тему...
Выступление на педсовет по теме "Формирование норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками на уроках и во внеурочной деятельности"
В работе рассматривается вопрос нравственного воспитания младших школьников....
Презентация к выступлению на педсовет по теме "Формирование норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками на уроках и во внеурочной деятельности"Пре
Презентация к выступлению на тему: "Формирование норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками на уроках и во внеурочной деятельности"...