Выступление на педсовете по теме: Формирование УУД: проектирование и мониторинг в начальной школе.
статья

В соответствии  с данными психологии к операциям мышления (мыслительным операциям) относят: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизации, обобщение, классификацию. Преимущество дидактического процесса, ориентированного на использование мыслительных операций, состоит в том, что обучающийся имеет возможность выйти за пределы  внешнего изучения объекта, проникнуть во внутреннюю его суть, установить связи, зависимости данного объекта с другими.                                                                                                                                               Давайте более подробно рассмотрим такие познавательные УУД, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Напомню, как в психологии раскрывается характеристика таких мыслительных операций, как анализ и синтез.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_analiz_i_sintnz.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование УУД: проектирование и мониторинг в начальной школе

Слайд 1  Приёмы формирование познавательных  УУД: анализ, синтез

        В соответствии  с данными психологии к операциям мышления (мыслительным операциям) относят: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизации, обобщение, классификацию. Преимущество дидактического процесса, ориентированного на использование мыслительных операций, состоит в том, что обучающийся имеет возможность выйти за пределы  внешнего изучения объекта, проникнуть во внутреннюю его суть, установить связи, зависимости данного объекта с другими.                                                                                                                                               Давайте более подробно рассмотрим такие познавательные УУД, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Напомню, как в психологии раскрывается характеристика таких мыслительных операций, как анализ и синтез.

Слайд 2

        Анализ – это мыслительная операция, которая состоит в разделении (расчленении) сложного объекта (предмета, явления) окружающего мира на составляющие его части; выделение в нём разных сторон, элементов, свойств, отношений. Анализ – это логические ножницы, которые часто работают не реально, а умозрительно. Так устроено мышление человека – познание целого начинается с того, что мы делим целое на части. Анализ – это первый шаг в длинном «интеллектуальном конвейере». Но, несмотря на это, у анализа есть своя чёткая цель и свой алгоритм рассуждения:

                1. Что изучаю? Зачем? (Объект и цель анализа)                                                              

                2.  С какой точки зрения рассматриваю? (Аспект анализа)

                3. Какие части целого выделяю? (Существенные признаки)

                4. Что я узнал? (Вывод)

                5. Примеры обобщённых типовых задач.

Слайд 3

Операциональная характеристика познавательных универсальных учебных действий, отражающих мыслительную  операцию анализ

№ п/п

Универсальное  учебное  действие

Операции, входящие в это действие

(осуществляет ученик)

1

Анализ

- разделяю объект на составные части, (элементы);

- называю установленные элементы;

- устанавливаю и характеризую особенности каждого элемента;

-устанавливаю причинно-следственные связи и зависимости между объектами

        Важно научиться «видеть границы» анализа, понимать где закончилось деление целого на части и началось применение другого УУД. Рассмотрим несколько обобщённых типовых задач, которые помогут увидеть УУД «анализ» в формулировках различных предметных заданий, понять назначение этого УУД.

 Слайд 4

 Пример типовой задачи № 1  

 Дано «целое».

 Цель – изучить или определить состав этого целого.

 Ответ: перечисление частей.

Это одна из самых распространённых типовых задач. Она звучит по-разному в предметных областях, но суть везде одинакова – найти все части целого. Например:

  • Найдите в тексте три слова разных частей речи, состав которых соответствует схеме ¬͡   ^
  • Запишите транскрипцию слова заяц
  • Разыграйте диалог по ролям
  • Запишите в виде суммы разрядных слагаемых.

Слайд 5

Пример типовой задачи № 2

Дано «целое».

Цель – определить недостающую часть или недостающие части.

Ответ: названа (указана) недостающая часть/части.

Например, задание по математике:

Проверь задачи, которые составили второклассники. Если задача составлена верно, то запиши её решение и ответ. Если задачу решить нельзя, то дай совет ученикам- что нужно исправить в тексте задачи, чтобы её можно было решить.

А)  Катя купила в буфете два пирожка по 15 рублей и стакан сока за 20 рублей. Сколько денег заплатила Катя?

Б)  Катя купила в буфете два пирожка по 15 рублей и стакан сока за 20 рублей. Сколько денег осталось у Кати?

         Справиться с этим заданием можно лишь при условии, что «целое» ( в данном случае текст задачи) нужно разделить на две части – условие и вопрос. И если какой-то части недостаёт, задачу решить невозможно.

Слайд 6

Пример типовой задачи № 3

 Дано «целое». Известно, что если в данном целом есть определённая часть, то можно сделать вывод о …

Цель – узнать о целом новое.

Ответ: сделан вывод на основе какой-либо части или частей.

Например:

Русский язык.

Как получилось название животного «носорог»?

Физическая культура:

Выполните первую фазу прыжка в длину с разбега и определите, какая нога у вас является толчковой.

Окружающий мир:

О чём может рассказать герб нашего города (или любого другого города)?

Слайд 7

Пример типовой задачи № 4

Дано «целое». Известно, что если в данном целом есть определённая часть, то нужно действовать определённым образом.

Цель – узнать, как действовать дальше.

Ответ: действие выполнено верно.

Эта задача очень похожа на задачу №3. Однако она выделяется как самостоятельная типовая задача, так как вывод, который нужно сделать, касается, прежде всего, дальнейших действий. Например, в русском языке многие орфограммы построены по данной схеме (правописание разделительного твёрдого знака, корней раст-, ращ-, рос; правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с, суффиксов –ек, -ик, безударных гласных в корне слова, глухих согласных и др.):

       Если мы видим безударную гласную (часть целого) в корне слова, то (вывод о дальнейших действиях) нужно подобрать родственное слово, в котором эта гласная будет стоять под ударением.

       Если слово оканчивается на глухую согласную (часть целого), то вывод о дальнейших действиях) нужно подобрать родственное слово, в котором проверяемый звук будет в сильной позиции.

        Примеры изложенных задач помогут в обнаружении заданий, для выполнения которых нужно применить УУД «анализ». Нахождение предметного задания – это первый этап в проектировании, позволяющий определить рамку задания цель-вывод» (какая цель - такой вывод.  Рассмотрим это на примере предмета «Окружающий мир».

Фрагмент урока, на котором учащиеся знакомятся с физической картой и цветовой шкалой глубин и высот. В рамках этой темы детям предлагается, опираясь на физическую карту, описать земную поверхность между Чёрным и Каспийским морями.

Учитель: Ребята, скажите, чтобы выполнить задание что нам нужно рассмотреть?

Ученик: Нам нужно рассмотреть карту между Чёрным и Каспийским морями.

Учитель: Для чего?

Ученик: Чтобы описать земную поверхность между этими морями.

Учитель: Для того, чтобы правильно выполнить это задание нам нужно посмотреть на то, в какие цвета окрашен этот участок карты. То есть посмотреть на карту с точки зрения цветовой шкалы  глубин и высот. Какие цвета мы здесь увидели? Какие географические объекты так обозначаются?

Ученик: Мы увидели, что карта раскрашена по-разному. Здесь можно встретить коричневый, зелёный и голубой цвета. Коричневым цветом обозначены горы, зелёным – равнины, голубым – реки, моря.

Учитель: Что мы узнали об этой местности, изучая цвет карты? Как мы теперь можем её описать?

Ученик: Мы узнали, что между Чёрным и Каспийским морями есть горы, равнины, реки.

      Обсуждая данное задание, педагог задавал такие подводящие вопросы, которые полностью соответствуют алгоритму УУД «анализ».

        При изучении, исследовании объекта идёт постоянное движение мысли от целого к его частям (анализ) и от частей к целому (синтез). И если анализ – это «ножницы», то синтез – «клей». Поэтому умение осуществлять логическое действие «синтез» - это умение соединить различные элементы или части в единое целое. Как и в случае «анализа»,  ребёнок, конечно же «практиковал» умение собирать целое из частей в своей игровой деятельности. Только очень часто при этом почему-то оставались «лишние детальки»! Это происходило из-за того, что ребёнок не понимал свойств, назначения, характера связей тех или иных частей в этом целом.

Слайд 8

      Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание об объекте в целом.

Слайд 9

Операциональная характеристика познавательных универсальных учебных действий, отражающих мыслительную  операцию синтез

№ п/п

Универсальное  учебное  действие

Операции, входящие в это действие

(осуществляет ученик)

2

Синтез

- анализирую составные части (элементы) объекта;

- называю признак объединения частей объектов;

- объединяю части объекта в единое целое

Алгоритм рассуждения:

                1. Что и зачем я составляю?  (Определение цели синтеза, наименование синтезируемого целого)                                                             

                2.  Из каких частей? (Перечисление частей)

                3. Как правильно соединить части в целое? (Соединение частей в целое в соответствии с теми объективными связями, которые присущи объекту)

                4. Что у меня получилось? Составил ли я то, что хотел?  (Проверка «образа» синтезируемого целого. Вывод)

        Рассмотрим несколько обобщённых типовых задач для УУД «синтез», примеры заданий и подводящие диалоги учителя.        

Слайд 10

 Пример типовой задачи № 1  

Даны все части «целого».

Цель – восстановить или создать «целое».

Ответ: верно составленное «целое».

Например, Риторика. Найди к каждому запрету подходящие объяснения и соедини стрелками.

Не дразни гадкого утёнка…                                    он расплавится, а тебе будет

                                                                                    его очень жалко.

        когда-нибудь он сильно тебя поколотит  

Не бросайте оловянного солдатика                         за это.

в огонь…

                                                                                     когда он вырастет, он станет

                                                                                     прекрасным лебедем.

Не курите, дорогой Мюнхгаузен…                            иначе мы лишимся Вашего

                                                                                      прекрасного общества.

Слайд 11

 Пример типовой задачи № 2  

Даны не все части «целого».

Цель – восстановить «целое».

Ответ: верно составленное «целое».

 Например, Математика. Какую цифру нужно вставить вместо звёздочки, чтобы число делилось на 5?

*,  1*, *0, 1*0

Слайд 12

 Пример типовой задачи № 3  

Дан фрагмент «целого», остальные части неизвестны.

Цель – создать недостающие части и достроить «целое».

Ответ: создано «целое».

Например, Русский язык:

Напиши от имени мамы себе записку.

Позвони …, когда вернёшься из … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

Выступление на педсовете на тему "Формирование УУД на уроках математики в начальной школе"

В данном материале рассматривается формирование УУД на каждом этапе урока. Прилагается презентация выступления....

Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...

Презентация к выступлению на педсовет по теме "Формирование норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками на уроках и во внеурочной деятельности"Пре

Презентация к выступлению на тему: "Формирование норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками на уроках и во внеурочной деятельности"...